Этолийская конфедерация

Этолия V века — лучше всего известный пример греческого племенного государства. Позже оно развилось в очень эффективное федеративное государство — симполитию, хотя даже и тогда в нём сохранилось первичное собрание. Трансформацию невозможно проследить в деталях, но ясно, что хотя племенная организация в то время сохранялась, этолийцы уже в эпоху Пелопоннесской войны развили эффективный контроль над внешней политикой и армией. Вскоре после того, хотя точную дату установить и невозможно, Этолия была реорганизована в симполитию с местным управлением в руках городов. Развитие её в немалой мере предопределено было географией. В стране было некоторое количество плодородной земли, но большая её часть была гористой и в значительной мере отрезанной от внешнего мира. Большая часть путей, связывавших её с внешним миром, была труднопроходимой. Она владела прибрежной полосой на Коринфском заливе, но природные условия были не таковы, чтоб на этолийской территории мог возникнуть крупный торговый порт. Восточная Этолия была отделена от побережья горами, к югу от которых лежала западная Локрида. Впрочем, здесь всё же было несколько портов и в числе их Навпакт, позже ставший одним из главных городов Этолийской конфедерации. Дальше к западу гавани имели тенденцию заиливаться, а самый важный здешний порт — Эниады был акарнанским. В эту страну пришельцы принесли в ходе миграции северо–западно–греческий диалект. Не удивительно, что города развивались слабо и организация оставалась племенной вплоть до начала IV столетия [1].
Развитие Этолии до Царского мира можно очертить очень кратко. В связи с афинской экспедицией в Этолию 426 года, Фукидид даёт описание этолийцев, которое показывает, что они создали типичное племенное государство. Он упоминает три главных племени — аподоты, офионеи, евританы и их племенные подразделения. Они жили рассеянно, в неукреплённых деревнях. Его рассказ о военной кампании свидетельствует, что их противники удивлены были мастерством этолийцев в ведении войны. Это, как и их искусная внешняя политика свидетельствуют, что здесь существовало эффективное центральное правительство для ведения войны и иностранных дел, хоть организация на племенных основаниях всё ещё сохранялась [2]. Фукидид ничего не говорит об их правительстве, ничего ни о главных магистратах, ни о собраниях. Их вожди, ведшие против афинян успешную военную кампанию, остались безымянными. Единственными названными по имени этолийцами были три посла, по одному от каждого племени, посланные в том же году в Коринф и Спарту [3]. Таким образом, остаётся неизвестным стоял ли во главе центрального правительства единственный полководец, как то было позже или же какие–то другие должностные лица. Собрание, если оно существовало, было почти наверняка первичным. Даже в эпоху эллинизма Этолийская конфедерация имела первичное собрание, в котором все взрослые граждане мужского пола, как кажется, имели право голоса и в котором, кажется, голосование производилось поднятием рук, как в афинской экклесии, а не бюллетенями. Было два ординарных собрания в год, весной, до начала военных походов и осенью, после их завершения [4]. Члены собрания и способные носить оружие мужчины были, как кажется, идентичны. Это, конечно, вряд ли означает, что пожилые люди, более в военных походах не участвовавшие, отстранены были от голосования. Так как этолийцы этого времени сражались в качестве легковооружённых [5], то собрание должно было быть достаточно демократическим, много более, чем беотийское, ограничивавшееся голосами всадников и гоплитов и исключавшее низшие классы. Этолийское собрание должно было восходить к ранним временам и занять видное положение с тех самых пор, как этолийцы начали вовлекаться в войны с соседями.
Неизвестно, обладали ли они в это время федеральным буле или советом или же ведение общих дел в периоды между собраниями оставалось в руках немногих магистратов или каких–то малого размера комитетов. По всей видимости, буле всё ж существовало. Находка несколько лет назад надписи, упоминающей федеральное буле ранней Ахейской конфедерации [6] даёт данные показывающие, что федеративные государства раннего времени обладали, подобно городам–государствам, буле. К этому можно добавить пример боттиейцев, отмеченный выше в связи с Халкидской конфедерацией. Несмотря на то, что организация с городами, представленными пропорционально их населению, существовавшая в эллинистические времена, не могла, по логике, предшествовать реорганизации конфедерации на основе городов, буле с несколько иной организацией всё ж могло существовать. Принятие конфедерацией организации по городам произошло, как кажется, в нач. IV столетия. Реорганизация была закончена к 367 году и возможно даже несколько раньше в связи с борьбой, происходившей вокруг Акарнании и развитием других конфедераций в это время [7]. Некоторые из «городов» могли быть «сельскими районами, группировавшимися вокруг какой–либо деревни или укрепления на возвышенности» [8]. Самое раннее свидетельство существования этолийского буле содержится в афинской надписи 333-332 гг. или около того, где упоминается этолийский boularch — председательствующий буле [9].


[1] О географии см. особенно Woodhouse W. J Aetolia, 1897; Cary Geographic Background, p. 60 ff. Об учреждениях Sordi M. Le origini del Koinon Etolico \\ Acme, VI, 1953, fasc 3 — превосходное исследование, которое, однако, недооценивает перемены от племенного к подлинному федеративному государству; см. так же Kirsten E. Aitolien und Akarnanien in der alteren griechischen Geschichte \\ Neue Jahrbucher fur Antike, III, 1940, p. 298-316.
[2] Thuc., III, 94-98; cf. Rep. Gout., 69 ff.
[3] Thuc., III, 100,1. Кажется информация Фукидида происходит от посторонних наблюдателей, не имевших внутренней информации. С другой стороны, когда эти три посла прибыли за границу, они вступили в соприкосновение с другими греками и их имена стали известны.
[4] Это будет обсуждаться ниже в разделе об этолийцах части II, гл.1.
[5] Thuc., III, 94; 97,3.
[6] SEG, XIV, 375. Надпись эта возможно датируется IV веком.
[7] Rep. Gout., 70 ff; cf. Studies Presented to D. M Robinson., II, 1953, 814 ff.
[8] Tarn–Griffith, Hellenistic Civilization, P. 71.
[9] IG, II², 358; cf. Rep. Gout., P. 212, n 8.