Эратосфен

Автор: 
Составитель: 

T 1: Suda, Lexikon, — ᾽Ερατοσθένης
Сын Аглаоса, хотя некоторые говорят об Амбросе. Из Кирены. Ученик философа Аристона Хиосского, литературного критика Лисания Киренского и поэта Каллимаха. Он был вызван из Афин Птолемеем III (246-221), и он жил там (то есть в Александрии) до (времени) Птолемея V (205/4–181/0). Из–за того, что он занимал второе место по всем видам обучения по сравнению с лучшими учеными, он получил прозвище «Бета» (то есть Б-класс). Но есть те, кто называет его «Платон Младший» или «Новый Платон», а другие — «Пятиборец’. Он родился на 126‑й (?) Олимпиаде (276/3) и умер в возрасте 80 лет, лишив себя пищи, потому что терял зрение. Он оставил после себя выдающегося ученика Аристофана Византийского, чьим учеником, в свою очередь, был Аристарх. У него также были ученики Мнасей, Менандр и Аристис. Он написал философские труды, поэзию, исторические труды, Астрономию или Созвездия, О философских школах, О свободе от боли, а также множество диалогов и многочисленные литературно–критические работы.
T 2: Strabo, Geographica [Vide: Apollodorus et Eratosthenes apud Strabonem], 17, 3, 22
Киренцами были Каллимах и Эратосфен, оба пользовавшиеся почетом у египетских царей: один как поэт и вместе с тем ученый, прилежно занимавшийся изучением литературы, а другой отличался не только в этих областях, но и в философии и в математике, как никто другой.
T 3: Lucian (Loukianos) Макробии 27
Из грамматиков — Эратосфен, сын Аглая, киренец, которого можно было бы назвать не только грамматиком, но и поэтом, философом, геометром, — этот Эратосфен прожил восемьдесят два года.
T 4: Eusebios of Caesarea, Armenian Chronicle (ed. Karst), p. 202
Признание получает Эратосфен.
T 5: Censorinus, On the Date of Birth, 15, 2
Потому, священнейший Церелий, коль скоро ты безо всякого ущерба миновал этот год, опаснейший для тела, меньше опасаюсь за прочие твои «климактеры», которые полегче, — прежде всего, зная, что владычествует в тебе более природа духа, нежели тола; а мужи, бывшие таковыми, не раньше прощались с жизнью, чем достигали того, 81‑го года, где Платон и полагал законный конец жизни и обрел законный конец. В этот год и Дионисий Гераклейский отказался от пищи, чтобы проститься с жизнью, и, напротив, киник Диоген от сырой пищи заболел холерой. Также и измеритель земли Эратосфен, и платоник Ксенократ, глава старой Академии, прожили до этого же года.
T 6: Dionysios of Kyzikos, 7, 78
Кроткая старость тебя, не мрачный недуг, погасила Ныне покоишься ты сном неизбежным для всех Мысли вершин ты достиг. Земля ж твоих предков. Кирена Эратосфен, не нашла прах твой в могилах своих Сын Аглая, как свой, ты чужбиною принят навеки

3десь вот, в Протея земле и на морском берегу.
T 7: P. Oxy., 10, 1241, col. 2
(последовательность александрийских библиотекарей) …
Аполлоний Парадоксограф, сын Силлея из Александрии, так называемый родосец, который был знаком с Каллимахом. Он также был наставником третьего короля. Ему наследовал Эратосфен, а после него Аристофан, сын Апеллеса, из Византии. Затем пришел Аполлоний Александрийский, так называемый Классификатор, а после него Аристарх… этот человек также был наставником детей (Птолемея) Филопатора.
T 8: Clement of Alexandria (T. Flavius Clemens), Miscellanies (ed. Stählin), 1, 79, 3
Некоторые же утверждают, что первым грамматиком был Эратосфен с Крита, поскольку именно он издал две книги под заглавием «Грамматика».
T 9: Suetonius, Lives of the Grammarians, 10
Имя Филолога, как кажется, он принял потому, что наподобие Эратосфена, который впервые приобрел это прозвище, он занимался многими и разнообразными науками.
T 10: Strabo, Geographica [Vide: Apollodorus et Eratosthenes apud Strabonem], 1, 2, 2
Эратосфена не так–то легко  уязвить возражениями, чтобы можно было, например, утверждать, как это пытается делать Полемон, что он даже не видел Афин; но, с другой стороны, он не заслуживает доверия в такой степени, как это допускают некоторые, хотя он и общался, как он сам говорит, с весьма многими выдающимися людьми. «Ведь в то время, — говорит он, — как никогда раньше, под одним сводом, в одном городе собирались философы, которые находились в расцвете своей деятельности в эпоху Аристона и Аркесилая». Однако я считаю, что этого утверждения для нас недостаточно: надо правильно решить, кому из учителей предпочтительнее следовать. Но Эратосфен ставит Аркесилая и Аристона во главе ученых, процветавших в его время; Апеллес для него является знаменитостью, так же как и Бион, о котором он говорит: «Бион первый облек философию в пестрые одежды»; но все–таки по отношению к Биону часто применяли слова:

Какие [бедра] у Биона под рубищем.
(Од. XVIII, 74)

И в самом деле в этих высказываниях Эратосфен обнаруживает слабую сторону своего утверждения. И вследствие этой слабости, хотя он сам учился в Афинах у Зенона из Кития, он не упоминает ни одного преемника Зенона, но, напротив, говорит о тех философах, которые разошлись с учением Зенона и не основали своей школы, что они процветали в его собственную эпоху. Его сочинения под заглавием «О благах» и «Упражнения в декламации»5 и все, написанное им в этом роде, показывают его направление: он колебался между стремлением к философии и боязнью всецело посвятить себя этой профессии, но достиг только того, что казался философом или делал для себя из философии лишь в некотором роде отвлечение от других повседневных занятий для времяпрепровождения или даже для забавы. И в других своих сочинениях Эратосфен в некотором смысле обнаруживает такое же направление.
T 11: Suda, Lexikon, — Φιλόχορος
…и Филохор жил в то же время, что и Эратосфен, как можно заключить из того факта, что он был стариком, в то время как Эратосфен был юношей.

Олимпийские победители

F 4 Athenaios, Deipnosophists 4.39.154a
Эратосфен в первой книге «Олимпийских победителей» пишет, что кулачные бои у тирренцев происходят под звуки флейты.
F 5 Scholia on Homer, Odyssey θ 190 (Cramer III p. 455, 11)
Камень загудел: диск был каменным. И Эратосфен обсуждает это в своих «Олимпийских победителях», утверждая, что масса была сделана из железа, дерева или бронзы с перфорацией посередине и с прикрепленным к ней небольшим шнуром, держась за который участники бросают ее. И таким образом он использовался на погребальных играх в честь Патрокла. Вот почему он (то есть Гомер) говорит (Илиада 23.826): Тут Ахиллес предложил им круг самородный железа. Поэтому о нем говорится как о брошенном с плеча (Илиада 23.431).: диск пробегает. Это объясняет, почему даже сейчас существует поговорка «покрутив его (то есть диск) по кругу».
F 6 Scholia on Theokritos, Idylls 2.121a (ed. Wendel)
Белый тополь Геракла. Эратосфен в своих «Олимпийских победителях» говорит, что Геракл спустился в Аид, обнаружил белый кустарник, растущий вдоль реки Ахерон, и увенчал себя им. Гомер называет это ‘ахеронитом’(Iliad 13.389 = 16.482).
F 7 Diogenes Laertios, Lives of the Philosophers 8.51
Эмпедокл (по словам Гиппобота) был сын Метона и внук Эмпедокла из Акраганта. Это подтверждает и Тимей (в XV книге «Истории»), добавляя, что Эмпедокл, дед поэта, был человеком знаменитым; с ним согласен в этом и Гермипп. Гераклид (в книге «О болезнях») сходным образом сообщает, что поэт был из блестящего рода, ибо дед его разводил скаковых коней; и Эратосфен в «Олимпийских победителях», ссылаясь на Аристотеля, подтверждает, что Метонов отец одержал победу в 71‑ю олимпиаду.
F 8 Scholiast on Menander P. Oxy. 3, 409
Из Астианакса. Многие поэты–комики часто упоминают Астианакса. Ибо он был лучшим соперником в панкратионе среди своих современников, а также соревновался в боксе. Эратосфен в (?) книге своих олимпийских победителей под заголовком «116‑я Олимпиада» (316) утверждает: «Астианакс из Милета выиграл круг без единого падения, став шестым, кто сделал это».
F 9a Tatian, Address to the Greeks 31 (ed. Schwartz)
О поэзии Гомера, его происхождении и времени, когда он процветал, исследовали следующие древнейшие писатели: Феоген Ригинский, бывший в царствование Камбиза, — Стезимброт Тасский, Антимах Колофонский, Геродот Галикарнасский и Дионисий Олинфский; после них Эфор Кумский, Филохор Афинский, Мегаклид и Хамелеон — перипатетики; потом грамматики: Зенодот, Аристофан, Каллимах, Кратес, Эратосфен, Аристарх и Аполлодор. Из числа их Кратес говорит, что Гомер жил прежде возвращения Гераклидов, спустя восемьдесят лет после троянской войны; по Эратосфену спустя сто лет от взятия Трои, по Аристарху около ионийского переселения, бывшего спустя сто сорок лет после троянских событий, по Филохору — после ионийского переселения при архонте афинском Архиппе, спустя сто восемьдесят лет после троянской войны.
F 9b Pseudo–Plutarch, Life of Homer p. 31, 19 (ed. Wilamowitz (1916))
Кратес из Маллоса говорит, что он (то есть Гомер) процветал через 100 лет после Троянской войны, но Эратосфен утверждает, что это было через 100 лет после колонизации Ионии, а Аполлодор — через 80 лет.
F 10 Diogenes Laertios, Lives of the Philosophers 1.119
Андрон Эфесский говорит, что было двое Ферекидов Сиросских: один — астроном, а другой — сын Бабия, учитель Пифагора; Эратосфен же говорит, что Сиросский Ферекид был только один, а другой был афинянин, генеалогический писатель.
F 11a Diogenes Laertios, Lives of the Philosophers 8.47
Этот последний, по словам Эратосфена (которые приводит Фаворин в VIII книге «Разнообразного повествования»), впервые стал заниматься кулачным боем по–ученому, в 48‑ю олимпиаду 42: длинноволосый, в пурпурной одежде, он был с насмешками исключен из состязания мальчиков, но тут же вступил в состязание мужчин и вышел победителем.
F 11b Proverbs 2.2.80 (codex Parisinus suppl. Graecus 676) (Cohn Bresl. phil. Abh.)
Длинноволосый мужчина (на Самосе). Говорят, что самосский боксер с длинными волосами, который приехал в Олимпию и одержал победу после того, как его соперники высмеяли его за женственность, вошел в поговорку. Эратосфен (говорит), что длинноволосый Пифагор с Самоса одержал победу на 48‑х Олимпийских играх.
F 14 Scholia on Euripides, Hecuba 573
Они забросали ее листьями. ] Эта фраза является анахронизмом. Что касается разбрасывания листьев, Эратосфен говорит, что давным–давно, когда люди соревновались без призов, каждый из зрителей приносил то, что у него было в избытке, и бросал это победителю, точно обед на удачу. А те, кто были купцами (?), дарили особые подарки (деньги?) …Что касается других зрителей, то те, кто сидел рядом, увенчали (победителей) гирляндами, в то время как те, кто был дальше, забросали остальных цветами и листьями, так как даже сейчас люди бросают пояса, шляпы, туники и ботинки в тех, кто соревновался особенно хорошо. Поэтому для участников стало обычным ходить по кругу и собирать предметы, которые были даны. Этот обычай сохранялся до одного соревнования в Олимпии, когда было обильное вручение подарков, и по мере того, как подарки множились, количество предметов, которые были розданы множеству (участников), уменьшалось, и в конце концов от разбрасывания листьев отказались. И поэтому Еврипид упоминает об этом анахронизме. Позднее сбор денег вместо разбрасывания листьев прекратился.
F 15a Hesychios, Lexikon, s.v. ᾽Εφωδίων
Эратосфен записывает победителя панкратиона на фестивальном круге как майналийского Эфотиона с буквой «т», в то время как Полемон произносит его с буквой «д».
F 15b Scholia on Aristophanes, Wasps 1191
(Сражался) хорошо против Аскондаса. Буква χ, потому что он (Аристофан?) правильно произносит имя Эфудиона. В противном случае (то есть буква κ), потому что эти люди были придуманы как панкратисты, чтобы посмеяться. Аскондас — это (с чувством юмора?) исходя из самого названия.

Арсиноя

F 16 Athenaios, Deipnosophists 7.2 p. 276ac
Вот также и в моей родной Александрии некогда справлялось празднество Лагинофорий; о нем рассказывает Эратосфен в сочинении «Арсиноя». Пишет он так: «Птолемей учредил много разных праздников и жертвоприношений, особенно в честь Диониса, и вот Арсиноя спросила какого–то прохожего, шедшего с масличными ветвями, что за день и что за праздник нынче справляют, а тот отвечал: «Праздник называется Лагинофории (Фляжки); участники лежат на соломе, и каждый ест то, что принес с собой, и пьет из собственной фляжки». Когда он пошел дальше, царица повернулась к нам и заметила: «Грязный же будет у них сброд! Толпа всякого звания и еда несвежая, приготовленная кое–как». А если праздник ей нравился, то царица, конечно, без устали хлопотала над ним, как над горшечным праздником, где каждый тоже пьет в одиночку, однако всю еду доставляет «устроитель».

Аристон

F 17 Athenaios, Deipnosophists 7.14 p. 281c
Так, Эратосфен Киренский, ученик стоика Аристона Хиосского, в сочинении, озаглавленном «Аристон», упоминает, что его наставник впал потом в сластолюбие, и говорит так: «Уличил я его в том, что он разрушил преграду между наслаждением и добродетелью и объявился на стороне наслаждения».

Послания

F 18 Athenaios, Deipnosophists 10.11 p. 418a
Поэтому неудивительно, как пишет в своих «Письмах» Эратосфен [р. 199 Bernhardy], что когда Препелая спросили, как ему показались беотийцы, он ответил: «Что тут скажешь? Как оживленные горшки: только и говорят, в кого сколько влезло».

О старой комедии

F 19 M. Tullius Cicero, Letters to Atticus 6.1.18
Кто только не говорил, что Эвполид, принадлежащий к древней комедии, был выброшен в море Алкивиадом во время его плавания в Сицилию? Эратосфен это опроверг, приводя комедии, которые тот поставил позже этого времени.

О добром и злом

F 20 Clement of Alexandria, Miscellanies 4.8.56.1 (ed. Stählin)
Не только эзопиане, македонцы и лаконцы славятся своей выносливостью, как Эратосфен говорит с своем сочинении «О добром и злом».
F 21 Diogenes Laertios, Lives of the Philosophers 6.88
А Эратосфен сообщает, что от Гиппархии (о которой будет речь далее) у него был сын по имени Пасикл, и когда он стал юношей, то Кратет отвел его к блуднице и сказал: «Так и отец твой женился».

Письмо Батону

F 22 Diogenes Laertios, Lives of the Philosophers 8.89
Эратосфен (в книге «К Батону») говорит, что «Собачьи разговоры» — тоже его сочинение…

О богатстве и бедности

F 23 Diogenes Laertios, Lives of the Philosophers 9.66
Он добронравно жил со своей сестрой, повивальной бабкой (так пишет Эратосфен в книге «О богатстве и бедности»), сам носил продавать на базар кур и поросят и сам прибирался в доме, сохраняя полное безразличие; говорят, он даже свинью купал по своему безразличию.

О добродетелях и пороках

F 24 Harpokration, Lexicon on Ten Attic Orators, s.v. ῾Αρμοσταί
Гармосты: спартанские чиновники, разосланные по подвластным городам, как говорит Эратосфен в «О добродетелях и пороках».
F 25 Suda, s.v. ῾Ροίκου κριθοπομπία
Отгрузка ячменя от Роикоса: Эратосфен в своей девятой книге говорит, что этот человек был царем аматусцев и попал в плен; после того, как он вернулся в свою страну, он отправил ячмень в город Афины.
F 27 Plutarch, Themistokles 27.2
Эратосфен в сочинении «О богатстве» еще добавляет, что случай поговорить и познакомиться с тысяченачальником Фемистокл получил через одну эретриянку, с которою тот жил.
F 28 Plutarch, Alexander 3.3
Как сообщает Эратосфен, Олимпиада, провожая Александра в поход, ему одному открыла тайну его рождения и настоятельно просила его не уронить величия своего происхождения.
F 29 Plutarch, Alexander 31.1-5
После того как Александр завоевал все земли до Евфрата, он пошел на Дария, двигавшегося ему навстречу с армией, численность которой достигала миллиона. В пути кто–то из приближенных, желая рассмешить царя, рассказал ему, какую игру затеяли обозные: разделившись на две партии, в каждой из которой был свой предводитель и полководец, они назвали одного Александром, а другого Дарием. (2) Сперва они бросали друг в друга комьями земли, потом начался кулачный бой и, наконец, в пылу борьбы они взялись за камни и дубины; многих из них невозможно было унять. 4Услышав это, царь приказал, чтобы оба предводителя сразились один на один. Он сам вооружил «Александра», а Филот — «Дария». Все войско наблюдало за поединком, пытаясь в происходящем усмотреть грядущее. 5В упорном сражении победил тот, которого называли Александром. Царь подарил ему двенадцать деревень и предоставил право носить персидское платье. Об этом рассказывает Эратосфен.
F 30 Plutarch, On the Fortune or Virtue of Alexander the Great 1.8, 329 F–330 A
Отказавшись от всего необычного и притязательного, как тиара, кандий, анаксириды, он, по свидетельству Эратосфена, стал носить одежду, сочетавшую в себе персидское с македонским
F 31 Plutarch, Demosthenes 30.1 (Plutarch, Lives of the Ten Orators 847b)
Еще по–иному рассказывает Эратосфен: Демосфен будто бы хранил яд в полом запястье, которое не снимал с руки.
F 32 Plutarch, Demosthenes 9.3
Во всяком случае, если верить Эратосфену, Деметрию Фалерскому и комическим поэтам, живое его слово отличалось большею дерзостью и отвагой, нежели написанное. Эратосфен утверждает, что часто во время речи Демосфена охватывало как бы вакхическое неистовство
F 33 Plutarch, Whether an Old Man Should Engage in Public Affairs 3 p. 785b
Эратосфен и Филохор рассказывают, что Пол, трагический актер, в возрасте 70 лет сыграл в 8 трагедиях за четыре дня, незадолго до своей смерти.
F 34 Quintilian, Institutes of Oratory 11.2.14
Повествователи сего происшествия не согласны между собою, для кого именно сочинены были помянутые стихи, в честь Главку ли Каристию, или Леократу, Агатарху, или же Скопе; неизвестно даже, где сей дом находился, в Фарсалах ли, как сам Симонид намекает и как Аполлодор, Ератосфен, Евфорион и Еврипил Ларисский пишут:
F 35 Scholia on Apollonius of Rhodes, Argonautika 1.482
Гомер также знал историю о них (Илиада 5.385; Одиссея 11.305). Эратосфен говорит, что они были рождены на земле; из–за того, что их воспитала Ифимедея, жена Алоя, их называли сыновьями Алоя.
F 36 Scholia on Apollonius of Rhodes, Argonautika 2.43
Но ‘вниз’ также используется для описания многоногого зверя, и это поэтическое слово, как говорит Эратосфен.
F 37a Scholia on Apollonius of Rhodes, Argonautika 4.280
Эратосфен утверждает, что в Афинах говорят, что так называемые аксоны, на которых содержатся законы, являются кирбеями. Наиболее точные источники утверждают, что аксоны были четырехгранными камнями, а кирбеи — трехгранными. Законы были написаны на обоих в Афинах.
F 37b Epimerismi Homerici, s.v. Κύρβεις (Cramer J., 1-4) (Etymologicum Magnum p. 547, 50)
Эратосфен говорит, что они (то есть кирбеи) трехсторонние, а не четырехсторонние.
F 37c Harpokration, Lexicon on Ten Attic Orators, s.v. ῎Αξονι
Законы Солона были начертаны на деревянных аксонах… они были, как говорит Полемон в своей книге Против Эратосфена, четырехгранной формы и сохранились в Пританионе, с надписями на всех сторонах. Иногда они создают впечатление трехсторонних, когда наклоняются к узкой части угла в углу.
F 39 Scholia on Aristophanes, Peace 48
…Как Клеон ел, когда он уже был мертв? Ибо Эратосфен говорит, что смерть Брасида и Клеона произошла во Фракии восемь месяцев назад.
F 40 Scholia on Aristophanes, Wasps 502
Тирания (Писистратидов), по–видимому, длилась, как говорит Эратосфен, пятьдесят лет, но его цифра неточна. Аристотель (Athenaion Politeia 19.6) говорит, что это продолжалось 41 год, а Геродот (5.65) — 36.
F 41 Scholia BT on Homer, Iliad 1.594 (ed. Dindorf)
Но Эратосфен утверждает, что (у них такое название) потому, что, будучи магами, они изобрели вредные яды.
F 42 Scholia on Homer, Odyssey γ 188 (ed. Dindorf)
В соответствии с повелением Фетиды Неоптолем сжег свои собственные лодки и вернулся пешком. Он получил оракул от Элена, согласно которому, где бы он ни увидел дом с железным фундаментом, деревянными стенами и шерстяной крышей, он должен оставаться там. Когда он прибыл в гавань Памботиса в Эпире и обнаружил, что жители воткнули свои копья в землю, накрыли их плащами и таким образом разбили палатки, он пришел к выводу, что предсказание исполнилось. И когда он добрался до Молоссии, у него родился сын Молосс от Андромахи. Молосские цари произошли от него, как рассказывает Эратосфен.
F 43 Scholia on Lykophron, Alexandra 590 (ed. Scheer)
Вокруг этих городов когда–то раньше образовалось большое облако, и это привело к катаклизму Девкалиона, а впоследствии они были затоплены в результате землетрясения, как утверждает Эратосфен.
F 44 Scholia on Pindar, Olympian Odes 9.1k (ed. Drachmann)
Эратосфен говорит, что «песнь Архилоха» — это не эпиникийская ода, а гимн Гераклу (F 120 Diehl). Она ‘тройная’ не потому, что состояла из трех строф, а потому, что припев «славно торжествующий’ был спет три раза. Что касается слова «тенелла», Эратосфен говорит, что, когда там не было свирелиста или кифариста, лидер хора брал эту часть дополнительно и произносил ее в припеве, и хор гуляк выкрикивал «славно–торжествующий» припев. И, таким образом, тенелла и припев «славно торжествующий» были произнесены одновременно. Начало песни звучит так: «Радуйся, славно торжествующий владыка Геракл’.
F 45 Servius Danielis, Commentary on Vergil, Aeneid 1.273
Эратосфен сообщает, что отец города Ромул был сыном Аскания, сына Энея.
F 46 Stephanos of Byzantion, Ethnika, s.v. Αἰθόπιον
Этопион: территория Лидии (?), недалеко от Хилла, рядом с Эврипом, откуда происходит Артемида Этопия. Они называют ее так потому, что Аполлон привел ее к эфиопам, где она жила. Другие, такие как Каллимах (F 417 Schn), приравнивают ее к Селене за ее яркость. Но некоторые, например Эратосфен, говорят, что она такая же, как Геката, которая всегда носит факелы.
F 47 Ioannes Stobaios, Anthologium 4.50b 78, p. 1047, 11 (ed. Wachsmuth – Hense)
Эратосфен из Кирены. Эратосфен говорил о стадиях жизни, что расцвет — весна, период после расцвета — лето и осень, а старость — зима.