О Пифических играх

Сии игры, по Овидию, учреждены самим Аполлоном в воспоминание низложения змия Пифона. Овидий говорит следующее!
“Дабы время не возмогло изгладить памяти его победы, сей бог учредил священные игры и борьбы, и назвал их Пифическими, по имени низложенного им змия.“
Ежели бы сие повествование обнажить от иносказательного языка баснословия, то оно бы могло значить, что некий Государь, по имени Аполлон, царствовавший в Дельфе и его окрестностях, истребив огромного змия, опустошавшего сию страну, учредил сии игры в воспоминание его победы.
Приняв сие начало, должно согласиться, что Пифические игры были во всей Греции древнейшие, и даже предшествовали Олимпическим, не восходящим выше, как до Геркулеса.
Но Павзаний учреждение оных приписует завоеванию златого руна Язоном, что было лет за 50 до Троянской войны, при жизни Геркулеса, бывшего в сем предприятии соучастником, и Пиндар, поместя в своей четвертой Пифической Оде всю повесть о Язоне, кажется, последовал сему преданию.
Пифические игры, как и прочие, пришли в упадок, и восстановлены Эврилоком фессалиянином, заслужившим подвигами своими имя Нового Ахилла не прежде, как в 8-ю Олимпиаду, от сотворения мира в 3364 м, за 584 года До Рождества Христова.
Пифические игры приобрели новый блеск от присутствия Амфиктионов или депутатов, на всеобщий сейм разных Греческих областей собиравшихся весною в Дельфе, а осенью при Термопилах; оные Амфиктионы поставлены судиями сражений в Пифических играх, как о сем видно из третьей Демосфеновой филиппики:
“Филипп опровергает грады Греции, и председательствует на Пифических играх, а ежели не сам при оных присутствует, то рабов своих посылает для раздавания тамо венцов победителям.“ — Поелику Филипп, яко потомок Геркулеса, получил первое место в совете Амфиктионов.
В первоначальные времена сии игры торжествуемы были токмо чрез каждые девять лет, в честь девяти Музам, и сие бывало всегда весною.
Хотя древнее предание, Пиндаром упоминаемое, и утверждает, будто сыны Леды на сих играх одержали победу, Кастор в легком беге, а Поллукс на пугилате; видно однакож, что тогда Пифические игры по большой части состояли в прениях пения и музыки; можно с вероятием думать, что великий гимн Аполлона, при конце Одиссеи находящийся, и основательно Гомеру приписуемый, сочинен был на сей случай; ибо в сем гимне пиит пышными выражениями повествует о поражении змия Пифона и даже о самом происхождении имени, данного сему чудовищу.
В последовании торжествование сих игр сблизилось на четыре года, то есть, бывало весною третьего года Олимпиады, дабы оные не были на ряду с славными Олимпическими борьбами, что и сделало из Пифических игр некое новое леточисление, разделяющее для Греков продолжение Олимпияды.
В оные допускались все подвиги, в Олимпии уважаемые, кроме ристаний колесниц, четырьмя конями запряженных, которое долгое время спустя введено в оные было.
Награждение, по мнению Овидия, состояло из венца малого дуба, называемого Латинцами Oesculus; Овидий говорит:
“Там каждый юный атлет, победу одержавший в борьбе, в легком бегу, или в ристании колесниц, получал венок из листьев малого дуба; лавр тогда еще не существовал,“ — то есть, что он неизвестен был в Греции, и сей есть иносказательный смысл превращения Дафны.
Эврилок, по одержании победы над Цирианами, народом бывшим в соседстве с Дельфом (как то свидетельствуют две речи Эсхина и Демосфена за Птерифона и против его произнесенные) к вышесказанному прибавил денежное награждение, а по мнению иных, из животных и плодов состоящее.