Приложение: "Житие Киприана" Понтия

Житие Киприана, написанное Понтием через несколько месяцев после смерти епископа, предположительно, первое литературно оформленное христианское жизнеописание на латинском языке.
Христианский словарь и христианская образность - заданные уже в Passio Perpetuae- сочетаются с риторическим оформлением и обработкой: нет недостатка ни в топике ораторских и историографических вступлений, ни в клише из панегириков и "зерцала государей". Естественно, есть присутствующее и в Энеиде оправдание бегства божественным повелением (vit. Cypr. 7, 14). По своему подходу агиография - и история, и энкомий одновременно, правда, первоначально похвала Богу, но - судя уже по этому раннему свидетельству - и человеку, в духе неискоренимых римских интеллектуальных стереотипов. Диспозиция определяется, как и следует по традиции, исходя из развития ценностных представлений.
Автор с полным правом подчеркивает связь Киприана с общиной: церковь занимает место римской res publica. Понтий изображает жизнь Киприана как подражение Христу (imitatio). Святой даже превосходит ветхозаветные примеры. Светские события остаются в тени, даже и церковная политика практически полностью уходит на второй план. Центр тяжести - наставление, попечение, дисциплина. История жизни начинается - как Евангелие от Марка - с крещением; кульминация - мученичество. Несмотря на присутствие некоторых элементов историзма, речь идет только о пути верующего, о преображении индивидуума с помощью Св. Духа. В этом свете реальное и индивидуальное обретает, однако, собственную ценность, хотя и в отраженном виде - через восприятие общины. Римская привязанность к реальности и общественности здесь также присутствует и одухотворяется, - это исходный пункт для позднейших биографий и автобиографий.
С трудом Понтия сопоставимы (мы, впрочем, не будем здесь на этом останавливаться) Житие Амвросия Паулина Медиоланского и Житие Августина Поссидия[1]. Там тоже можно обнаружить римский стереотип exemplum и структуру светского панегирика (см. т. I, стр.512-525 Биография в Риме), О Руфине см. стр.1511 и 1803 сл.; о Сульпиции Севере стр.521; 1411; 1511.


[1] Издания: Паулин — M. Pellegrino, Roma 1961; Поссидий — M. Pellegrino, Roma 1955; Паулин и Поссидий также в приведенных изданиях Понтия (Bastiaensen и т. д. и Simonetti).