Глава Седьмая

Ахайя. История края. История Гелики. Устройство Ахейского союза. О двенадцати ахайских городах.
1) Этою страною в древности владели Ионяне, происходившие от Аѳинян; называлась она в начале Эгиалеей, а жители её Эгиалейцами; впоследствии она была переименована Ионянами в Ионию, равно как и Аттика от Иона, сына Ксуѳа. Говорят, что Еллин был сын Девкалиона, господствовал в окрестностях Фѳии, между Пенеем и Асопом, передал власть старшему из сыновей, а прочих, из которых каждый добивался для себя престола, изгнал из отечества. Из этих последних Дор, соединил в одну общину окрестных жителей Парнасса, которые и получили от него свое название Дорян; а другой, Ксуѳ, женившись на дочери Ерехѳея, основал Четырехградие Аттики: Ойною, Мараѳон, Пробалинѳ и Трикоринѳ. Один из сыновей Ксуѳа, Ахай, совершивши невольное убийство, бежал в Лакедемон и дал тамошним жителям название Ахейцев. Другой сын Ксуѳа, Ион, так прославился победою вместе с Евмолпом над Ѳракийцами, что Аѳиняне вручили ему управление своею страною. Прежде всего он разделил население на четыре колена (филы), а потом на четыре сословия по роду занятий: земледельцы, ремесленники, священнослужители и стражи. Устроивши все это, он назвал страну своим именем. В то время, говорят, Аттика до того изобиловала населением, что Аѳиняне выслали ионийскую колонию в Пелопоннес, и область, занятая ими, названа была вместо Эгиала, по имени теперешних обитателей, Ионией, а жители её вместо Эгиалейцев назывались теперь Ионянами и образовали двенадцать городов. После возвращения Гераклидов Ионяне были вытеснены Ахейцами и возвратились назад в Аѳины, а отсюда с Кодридами во главе вывели Ионийскую колонию в Азию, основали двенадцать городов на морском берегу Карий и Лидии, разделившись на столько же частей, как и в Пелопоннесе. Ахейцы были родом Фѳиотяне, но жили в Лакедемоне; когда Гераклиды овладели страною, Ахейцы выведены были Тисаменом, сыном Ореста, и напали, как мы сказали, на Ионян. Будучи сильнее этих последних, они их выгнали, сами завладели страною, удержавши то деление её, которое нашли здесь. Ахейцы настолько усилились, что при господстве Гераклидов, от которых сами они отделились, над остальным Пелопоннесом, противостояли всем прочим племенам и дали стране название Ахай. От Тисамена до Огига они находились под управлением царей, а впоследствии, имея демократический образ правления, приобрели такую славу уменьем вести государственные дела, что Италийцы после разлада с Пиѳагорейцами большую часть узаконений заимствовали от Ахейцев. Далее, после сражения при Левктрах Ѳиванцы поручили им решение взаимных несогласий между городами. Впоследствии союз был разрушен Македонянами, но снова был восстановлен, хотя не в прежнем виде. В то время, когда Пирр совершал поход в Италию, четыре города, в числе которых были Патры и Дима, вступили в союз. Потом остальные из двенаццати городов присоединились к союзу кроме Олена и Гелики, которые вышли из союза: Олен не желал присоединиться снова, а Гелика погибла во время наводнения.
2) Море, разлившись вследствие землетрясения, затопило и город, и храм Посейдона Геликонского, который и теперь еще чтится Ионянами, до сих пор там приносятся Панионийские жертвы. Некоторые предполагают, что Гомер в следующих стихах упоминает именно об этих жертвоприношениях:
"Он испустил дух и заревел, как ревет бык, когда влекут его к Геликонскому владыке".[1]
Другие отсюда заключают, что поэт жил после основания Ионийских колоний, так как он упоминает о Панионийском жертвоприношении, которое совершают Ионяне в честь Геликонского Посейдона в стране Приенов; сами Приены считаются происшедшими от граждан Гелики; они выбирают из среды Приенцев юношу, который должен руководить совершением жертвы во время этого празднества. Еще больше подтверждается это предположение рассказами о быке: Ионяне полагают, что жертва эта тогда угодна божеству, когда бык при совершении её замычит. Противники этого мнения переносят рассказы о быке и жертвоприношении на Гелику, утверждая, что все было установлено Ивътом городе, что отсюда взято Гомером сравнение. Гелика была затоплена за два года до сражения при Левктрах. Ератосѳен говорит, что он сам видел эту местность, и что моряки рассказывали, будто на этом пути стоит и теперь медный Посейдон с гиппокампом в руке, опасным для рыболовов. Гераклид сообщает, что бедствие это случилось в его время, ночью, что город находился на расстоянии 12 стадий от моря, и что вся эта область вместе с городом была затоплена, что Ахейцами послано было 2,000 человек, которые не могли собрать трупов, а земля была разделена между соседними обитателями. По мнению Гераклида причиною несчастия был гнев Посейдона, ибо Ионяне, бежавшие из Гелики, требовали у Геликонцев через послов статую Нептуна или по крайней мере изображение его святыни. Когда Геликонцы им в этом отказали, они обратились в союзу Ахейскому. Не смотря на то, что Ахейцы одобрили требование изгнанников, Геликонцы все-теки не вняли просьбе последних, и в следующую зиму постигло их упомянутое бедствие. После этого Ахейцы дали Ионянам изображение бога. Гезиод упоминает и о другой Гелике, Ѳессалийской.
3) В течении двадцати лет Ахейцы имели постоянно одного общего секретаря, двух стратегов, сменявшихся ежегодно, и общий сенат собиравшийся в одном месте, назывался он Гамарием; здесь рассуждали они, как прежде Ионяне, об общих делах. Впоследствии Ахейцы предпочли выбирать одного стратега. Когда стратегом был Арат, он отнял у Антигона Акрокоринѳ и присоединил к Ахейскому союзу, как Коринѳ, так и свою родину; присоединил он также Мегарян и, низвергнувши во многих городах тиранов, сделал свободных жителей их Ахейцами... Освободил от тираннии Пелопоннес, вследствие чего Аргос, Гермион, Флиунт и Мегалополь, самый большой из городов Аркадии, присоединились к Ахейцам в то время, когда эти последние достигли высшего могущества. Совершилось это в то время, когда Римляне вытеснили из Сицилии Карѳагенян и предприняли поход против Галатов, живших в окрестности Пада. Сохраняя прочность союза до времени стратегии Филопоймена, Ахейцы с этого времени мало-помалу ослабевали, между тем как Римляне завладели уже всею Елладою, обращаясь не со всеми покоренными одинаково: одни республики они готовы были оставить, другие желали уничтожить... (Далее Страбон должен был привести причины, почему он распространился так об Ахейцах: они настолько были сильны, что превосходили даже Лакедемонян, а потому об них необходимо было сообщить надлежащие сведения.)
4) Местности, которые населяли Ахейцы, разделенные на двенадцать частей, расположены в следующем порядке: за Сикионом лежит Пеллена, потом Эгейра, далее Еги с храмом Посейдона, четвертый город Бура, за нею Гелика, в которую бежали Ионяне после поражения их Ахейцами, и из которой они были наконец вытеснены. За Геликою лежат: Эгий, Рипы, Патры и Фары, далее Олен, подле которого течет большая река Мелан; наконец Дима и Тритаи. Ионяне жили деревнями, а Ахейцы построили города, и с некоторыми из них соединились города других областей, как напр. Эги соединены с Эгейрою (жители города назывались Эгеями), а Олен с Димою. Между Патрами и Димою показывают остатки древнего поселения Оленов. Там же находится и знаменитый храм Асклепия, отстоящий на сорок стадий от Димы и на восемьдесят от Патр. Одинаковое имя с здешними Эгами носит город на Евбее, а Оленом называется еще поселение в Этолии, от которого сохранились одни развалины. Об Олене Ахейском, равно как и о других городах, находившихся вдоль Эгиала, Гомер не упоминает, выражаясь обо всех их вообще:
"На всем Эгиале и подле обширной Гелики"[2]
Он упоминает об Этолийском Олене в следующем месте:
"которые населяли Плеврон и Олен"[3]
Говорит он и об обеих Эгах; об Ахейских так:
"которые приносят тебе дары в Гелику и Эги".
Когда же он говорит:
"Эги, где у него прекрасный дом в глубине озера; здесь Посейдон ставит своих лошадей",[4]
когда поэт говорит таким образом, то с большею вероятностью можно подразумевать Эги Евбейские, от которых, должно быть, и море названо Эгейским. К этому морю приурочивает поэт действия Посейдона во время Троянской войны. Далее, около Эг Ахейских протекает река Краѳис, составляющаяся из двух рек и получившая свое название от смешения (ϰίρνασϑαι) их вод. От этой реки названа Краѳисом и река в Италии.
5) Каждая из двенадцати частей Ахай состояла из семи или даже восьми общин; до такой степени страна эта богата была населением. Пеллена, укрепленный пункт, лежит на расстоянии 6 стадий от моря, и между Эгием и Пелленою лежит также деревня Пеллена, от которой получили свое название Пелленские шерстяные плащи, назначавшиеся даже для призов в состязаниях. От этих Пеллен должно отличать Лаконскую местность Пелланы, которая спускается к Мегалополитиде. Эгейра лежит на холме. Бура расположена выше моря почти на 40 стадий, она была уничтожена землетрясением. Говорят, что от источника Сибариды, протекавшего в этом городе, получила свое наименование и река в Сицилии. Город Эга (так иногда называются Эги) в настоящее время не имеет жителей, а окрестности его заняты Эгейцами. Эгий населен достаточно; рассказывают, что здесь козы питали Зевса, как говорит об этом и Арат:
"Священная коза, которая, говорят, своими сосцами вскормила Зевса",
прибавляя при этом:
"Козу эту называют прорицатели Оленскою козою Зевса".
Отсюда ясно, что место это находилось вблизи Олена. Тут же находится Керинея, расположенная на высокой свале. Все эти местности принадлежат Эгейцам, равно как Гелика и роща Зевса, Гамарий, где собирались Ахейцы для совещаний об общих делах. Через город Эгейцев протекает река Селинунт, носящая одно имя с тою рекою, которая течет в Ефесе мимо храма Артемиды, а также с тою, которая протекает в нынешней Елиде мимо местности, Ксенофонтом купленной, как он сам говорит[5], для Артемиды по совету оракула. Еще один Селинунт течет у Гиблеев Мегарских, которых вытеснили Карѳагеняне. Что касается прочих Ахейских городов или частей Ахай, то во первых Рипы более не населены; область же Рипиду заняли Эгейцы и Фарии. Эсхил в одном месте говорит:
"Священную Буру и молниеносные Рипы".
Родом из Рип был Мискелл, основавший Кротон. К городу Рипам принадлежал Левктр, деревня Рипиды. Далее следуют Патры, значительный город; в промежутке между ними лежит Рион против Артирриона, в 40 стадиях от Патр. Недавно Римляне, вскоре после Актийского сражения поселили здесь большую часть своего войска, и в настоящее время Патры хорошо населенная римская колония. Она имеет посредственную пристань. Далее лежит Дима, город не имеющий гавани, западнее всех прочих откуда и получил свое название. Прежде он назывался Стратом. От Елиды отделяет его у Бупрасия река Ларис, текущая из горы, которую одни называют Сколлием, а Гомер скалою Оленией. Так как Антимах назвал Диму Кавконидою, то некоторые производили название города от Кавконов, доходивших до этого места, как мы говорили выше.
Другие производят название города от реки Кавкона подобно тому, как Ѳивы называются Диркейскими и Асопскими, Аргос Инаховым, Троя Симунтскою. Незадолго до настоящего времени Дима получила обитателей в смешанной толпе людей, которые составляли остатки пиратов, уничтоженных Помпеем; одних он поселил в Солах и Киликийских, других в Диме и прочих местах. Фара лежит на границе с Димеею; жители этой Фары называются Фариями, а Мессенской Фаратами. В Фарайской области находится источник Дирке, носящий общее имя с рекою в Ѳивах. Олен, лежащий между Патрами и Димою разрушен; землею его владеют Димейцы. Далее следует Аракс, мыс Елиды, отстоящий от Исѳма на 1,030 стадий] 1


[1] Ил. XX, 403.
[2] Ил. II, 576.
[3] Ibid. 639.
[4] Ил. ΧΙΙΙ, 21, 34.
[5] Анаб. V, 3, 8.