Глава первая

Левкания. Остров Левкосия. Мыс Сиренусы. Мыс Паливур. Пиксунт. Река и город Лай. Сведения о Левканах. Происхождение названия "Великая Греция". Петелия - главный город Левканов, Кримисса, Грумент, Вертины, Каласарна, Венузия. Тавриана. Границы Бреттиев. Етрусское племя Хоны. Расширение понятие Италия и Ойнотрии. Название Бреттиев. Темиса, святилище Полита. Терина, Косентия, Пандосия и река Ахерон, где погиб Александр Молосец. Гипионий - пристань Геракла. Медама. Рева Метавр. Скиллей, Кенис, Регий. Данные о происхождении этого имени. Мыс Зефирий. Локры Епизефирские. История Локров. Особенность берегов реви Галека. Замечание о статуе киѳарщика Евнона. Мамертий. Лес Сила. Рева Сагра. Кавлания. Скивлетий, Кротонская межа. Три япигских мыса. Лакиний. Вычисление величины Тарентского залива. Реки Эсар и Нееѳ. Кротон; возникновение этого города; его знаменитость. Милон. Сибарис. Могущество и упадом города; перенос его на другое место и переименование в Ѳурии и позднее в Копии. Лагария, Гераклея, Сирий, с находящимся в нем чудотворным образом Минервы. Реки Сирий и Акирий. Метапонтий.
1) За устьем Силариды следует Левкания (Лукания) и храм Аргивской Артемиды, построенный Язоном; близко оттуда на расстоянии пятидесяти стадий Посейдония. Сибариты возвели у моря стену, а тамошних жителей переместили выше, Сибаритов вытеснили потом Левканы, а последних Римляне, взявшие самый город. Близко отсюда протекающая река, теряющаяся в болотах, делает местность нездоровою. Если плыть отсюда по морю, то встречаем остров Левкосию на небольшом расстоянии от материка, названные так по имени одной из Сирен, которая упала сюда во время вымышленного падения Сирен в морскую глубину. Против острова тянется мыс, противолежащий Сиренусам и образующий Посейдониатский залив. Обогнувши это место, мы тотчас приходим к другому заливу, в котором лежит город названный основателями его, Фокейцами, Гиелой, другие называют его Елою по имени какого-то источника, наконец у наших современников он зовется Елеей.
Родом из этого города были Пиѳагорейцы Парменид и Зенон. Мне кажется, что Елея благодаря им и еще ранее имела хорошее общественное устройство; поэтому они устояли против Левканиев, Посейдониатов и даже вышли из борьбы победителями, хотя были слабее их и по количеству земли, и по численности. Скудость почвы вынудила Елейцев заниматься главным образом морскими промыслами, солением рыбы и другими подобными. Антиох сообщает, что, когда Фокея была взята Гарпагом, Кировым полководцем, все жители города, кто только мог, сели в лодки со всем домашним скарбом и под предводительством Креонтиады прибыли прежде всего к Кирну и Массалии, но будучи отброшены оттуда основали Елею.
Некоторые производят название города от реки Елеета. Город отстоит от Посейдонии стадий на двести. За ним следует мыс Палинур. Перед Елеею расположены два острова Ойнотриды с удобными гаванями. За Полинуром мыс Пиксунт, гавань и река: все три носят одно название. Колонистов туда выслал Микиѳ, правитель сицилийской Мессены, но за небольшим исключением они ушли оттуда. За Пиксунтом следуют залив Лий, река и крайний левканский город, лежащий невысоко над морем, колония Сибаритов; от Елы до него четыреста стадий. Весь береговой путь вдоль Левкании тянется на шестьсот пятьдесят стадий. Близ Лая есть святилище Драконта, одного из спутников Одиссея, относительно которого дан был Италиотам следующий ответ оракула:
"Подле Лайского Драконта погибнет некогда много народа".
Действительно, Еллины в Италии в войне против Лая потерпели от Левканцев поражение, будучи введены в заблуждение оракулом.
2) Эти местности Левканов расположены вдоль тирренского берега; раньше Левканцы не касались другого моря, на котором господствовали Еллины. поселившиеся в Тарентском заливе. До прибытия Еллинов в Италию Левканов вовсе не было; страну населяли Хоны и Ойнотры. Когда Самниты очень усилились и вытеснили Хонов и Ойнотров, они поселяли в этой местности Левканов, тогда как Еллины заняли оба морских берега до пролива; после этого Еллины и варвары долго вели между собою войны. После Еллинов Сицилийские тираны, а еще позже Кархедонцы вели войны с Римлянами, то из за Сицилии, то из за самой Италии причем, обижали всех тамошних жителей, в особенности Еллинов. Впоследствии Еллины, поселившиеся здесь со времени Троянской войны, заняли большую часть материка, усилились до такой степени, что назвали всю эту страну и Сицилию Великою Елладою. Однако в настоящее время за исключением Тарента, Регия и Неаполя все здешние еллинские города сделались варварскими, одни принадлежат Левканам и Бреттиям, другие Кампанцам, впрочем по имени только, а на самом деле Римлянам, потому что и сами Кампанцы сделались Римлянами. Однако занимающийся описанием земли обязан говорить не только о настоящем, но также кое о чем и из прошлого, особенно, если оно пользовалось славой. О Левканах, касавшихся Тирренского моря, уже сказано; прочие, занимающие материк, обитают над Тарентским заливом. Впрочем эти последние, равно как Бреттии и родоначальники их Самниты, до такой степени разорены, что даже трудно различить их поселения. Причина та, что более не существует общего союза общин в каждом из этих народов, и что национальные особенности их наречий, вооружения, одежды и других подобных предметов совсем исчезли; наконец поселения их, каждое само по себе отдельно от прочих, совершенно незначительны.
3) Мы будем излагать вообще сведения, полученные от других, не различая Левканов, живущих на материке, от прилегающих в ним Самнитов. Петелия считается главным городом Левканов и до настоящего времени населена довольно густо. Основана она Филоктетом, бежавшим из Мелибои вследствие народного восстания. Это - укрепленный самою природою город, и Самниты обвели его стеною в защиту против Ѳуриев.
Фидоктетом основана в тех же местах и древняя Кримисса. Аполлодор, упоминая в трактате "О кораблях" о Филоктете, замечает, что по мнению некоторых Филоктет, пришедши в Кротонскую область, построил крепость Кримиссу, а над нею город Хону, от которого местные жители и названы Хонами, что другие были посланы им с Троянцем Эгестом в Сицилию, к Ерику, и основали там город Эгесту. На материке лежат также Грумент, Вертины, Каласарна и некоторые другие небольшие поселения до значительного города Венузии. Но моему мнению и этот последний город и следующие за ним на пути в Кампанию самнитские. Выше Ѳуриев лежит область Тавриана. Левканы происходят от Самнитов. Одержавши в войне победу над Посейдониатами и их союзниками, они завладели и их городами. После этого Левканцы всегда - имели образ правления демократический; только во время войн избирался царь теми лицами, которые занимали важнейшие должности. В настоящее время жители Левкании - Римляне.
4) Далее идущий морской берег до Сицилийского пролива занимают Бреттии, на протяжении тысячи трехсот пятидесяти стадий. Антиох в своем сочинении "Об Италии" сообщает, что эта область (Бруциум) называлась Италией, и что он имеет в виду ее, когда говорит, что прежде она носила название Ойнотрии. Границею Бреттии у Тирренского моря он называет реку Лай, ту самую, которую и мы считаем границею Бреттии, а к стороне Сицилийского пролива границею он называет Метапонтий. Тарентскую область, которая лежит непосредственно за Метапонтием, он считает находящеюся вне Италии, называя жителей её Япигами. Антиох говорит, что еще ранее Ойнотрами и Италийцами назывались только те, которые обитали по сю сторону перешейка, по направлению к Сицилийскому проливу. Этот перешеек имеет стошестьдесят стадий и находится между двумя заливами - Гиппониатским, который назвал Антиох Напетинским (или Напитинским), и Скиллетским (Ζϰυλλητοϰός). Морской берег страны, лежащей по сю сторону перешейка до Сицилийского пролива, имеет в длину две тысячи стадий. С течением времени, говорит он, название Италии и Ойнотрии распространилось до пределов Метапонтия и Сейритиды, потому что, по его мнению, местности эти заселены были Хонами, благоустроенным народом Ойнотрийским, назвавшим эту страну Хоною. И так, этот писатель выражается довольно просто и согласно с древними, нисколько не различая Левканцев от Бреттийцев. Между тем Левкания расположена между побережьями Тирренским и Сицилийским: первое простирается от Садарида до Лая, а второе от Метапонтия до Ѳурий; по материку же она идет от Самнитян до того перешейка, который лежит между Ѳуриями и Кериллами недалеко от Лая. Длина перешейка триста стадий. Выше Левканцев живут Бреттии, населяющие полуостров, в котором помещается другой полуостров, а на этом последнем находится перешеек, идущий от Скиллетского залива до Гиппониатского. Народ этот получил название от Левканцев, потому что эти последние словом "Бреттийцы" называют бунтовщиков: прежде, как говорят, Бреттийцы были Левканскими пастухами, но потом, приобретши себе свободу вследствие слабости господ, отпали от них, а в тоже время Дион предпринял поход против Дионисия, возмутивши всех против всех. Вот что говорим мы в общих чертах о Левканцах и Бреттиях.
5) Первый Бреттийский город от Лая Темеса, которая называется нашими современниками Темпсою; основана она была Авзонами, а впоследствии отстроена Этолийцами с Ѳоантом во главе, которых выгнали Бреттийцы, а Бреттийцев потеснили Аннибал и Римляне. Вблизи Темесы находится святилище, кругом обсаженное дикими оливковыми деревьями, построенное в честь Полита, одного из спутников Одиссея; рассказывают, что он был умерщвлен коварным образом варварами, и был этим так разгневан, что тень его вынудила окрестных жителей платить ему дань согласно приказанию оракула, по поводу чего существует поговорка по отношению к варварам: пусть говорят, что темесский герой обитает между ними. После того, как Локры Епизефирские взяли город Темесу, Евѳим, кулачный боец, вышел по преданию на поединок против духа героя, одержал в борьбе победу и принудил его освободить местных жителей от дани. Говорят также, что Гомер упоминает именно об этой Темесе, а не о той Тамасе, которая на Кипре (пишется ведь это имя двояко), в следующих словах:
"В Темесу отправляюсь за медью",
вблизи действительно показываются заведения в которых обрабатывалась медь и которые в настоящее время не действуют. В соседстве с Темесою находится город Терина, которую разрушил Аннибал, будучи не в состоянии ее защищать, когда бежал в Бреттию. Далее следует Консентия, столица Бреттийцев. Не много выше её Пандосия, укрепленный пункт, около которого погиб Александр Молосс. Его ввел в заблуждение оракул Додонский, посоветовавши ему остерегаться Ахеронта и Пандосии; оракулом этим указаны были, по его мнению, одноименные местности в Ѳеспротии, и он окончил здесь жизнь, среди Бреттийцев. Укрепленный пункт имеет три вершины, а мимо него протекает река Ахеронт. Кроме того обмануло его и другое изречение оракула:
"Ты некогда, трех-вершинная Пандосия, погубишь много народу".
Он думал, что оракул указывает на гибель врагов, а не его воинов. Говорят также, что Пандосия была некогда резиденцией Ойнотрийских царей. Вслед за Консентией лежит Гиппоний, построенный Локрийцами. Римляне отняли этот город у Бреттийцев, им овладевших, и переименовали в Вибону Валентию (Οὐιβῶνα Οὐαλεντίαν). Так как окрестности этого города изобилуют прекрасными лугами и цветами, то полагают, что сюда приходила рвать цветы Кора (Прозерпина) из Сицилии, вследствие чего у здешних жен вошло в обычай собирать цветы и плести венки, и поэтому у них считалось неприличным носить во время праздников купленные венки. В городе этом есть корабельная верфь, которую некогда соорудил тиран сицилийский Агаѳоклес, овладевши городом. Если отсюда плыть к порту Геракла, то оконечности Италии, расположенные у Пролива, начинают уклоняться к западу. На этом морском берегу лежит город тех же самых Локров, Медама, носящий одно общее имя с большим источником и имеющий недалеко от себя корабельную верфи по имени Емпорий. Вблизи течет река Метавр и находится пристань того же имени. Перед этим материком лежат острова Липарские, отстоящие от пролива на двести стадий; некоторые называют эти острова островами Эола, о котором упоминает Гомер в Одиссее. Числом их семь, и они на виду как для тех, которые смотрят из Сицилии, так и для тех, которые наблюдают из Медама. Об них мы скажем, когда будем говорить о Сицилии. От реки Метавра (отличается) другой Метавр... Затем следует Скиллей (Σϰύλλαιον), высокая скала, имеющая вид полуострова, и соединяемая с материком перешейком с обеих сторон доступным для кораблей и низменным; его укрепил стеною Анаксилай, тиран регийский, против Тирренов, соорудил притом стоянку для кораблей и освободил от пиратов водный путь через пролив. Недалеко отсюда лежит также Кэний (Καῖνυς), отстоящий от Медамы на двести пятьдесят стадий, последний выступ, который суживает Пролив, вместе с мысом Пелориадою, идущим от Сицилии. Мыс этот один из тех трех, которые превращают остров Сицилию в треугольник. Тянется он по направлению к летнему востоку подобно тому, как Кэний к западу, вследствие чего оба они как бы отворачиваются несколько один от другого. От Кэния до Посейдония, регинского столба, тянется к Проливу узкий проход почти на шесть стадий в длину, только немного длиннее его наименьший из переходов. От столба до Регия сто стадий; Пролив здесь расширяется по направлению к внешнему морю, обращенному в востоку и носящему имя Сицилийского моря.
6) Регий основан Халкидянами: рассказывают, что по приказанию оракула десятая часть жителей Халкиды была посвящена Аполлону вследствие бесплодия почвы, а с течением времени они из Дельф выселили сюда колонию, взявши с собою также из дому и других. Между тем Антиох сообщает, что Халкидян пригласили Занклейцы, и что во главе колонии поставлен был Антимнест. В числе этих колонистов находились также мессенские беглецы из Пелопоннеса, изгнанные из отечества теми, которые не желали дать Спартанцам удовлетворения за оскорбление девиц, совершенное в Лимнах; они изнасиловали девушек в то время, когда те посланы были для совершения священнодействия, при чем они умертвили и тех, которые их защищали. Итак беглецы, удалившись в Макист, посылают в Дельфы послов с жалобами, обращенными к Аполлону и Артемиде: неужели-де они наказаны так за то, что защищали богов; причем желали знать, как они могут быть спасены после такого несчастия. На это Аполлон отвечал повелением снаряжаться вместе с Халкидянами в Регий и отблагодарить его сестру за то, что они не погибли, но были спасены, что они по крайней мере не погибнут вместе с родиною, которая, спустя некоторое время, будет занята Спартанцами. Мессенцы повиновались оракулу. Вот почему вожди Регийцев до Анаксилая были всегда выбираемы из рода Мессенцев. Антиох утверждает, что в древнее время всю эту область населяли Сикелы (по лат. Siculi) и Моргеты. Эти последние, будучи вытеснены Ойнотрийцами, переселились потом в Сицилию. По мнению некоторых самый город сицилийский Моргантий получил свое название от Моргетов. Город Регийцев был очень могуществен, имел под своей властью много соседних городов, служил всегда для острова защитою, как в древнее время, так и недавно в наше, когда Секст Помпей принудил Сицилию отложиться. Наконец Эсхил заявляет, что Регий так назван от того, что пришлось претерпеть этой стране: Сицилия была оторвана (Ῥήγνομι) от материка землетрясениями, по поводу чего он, как и другие, замечает:
"от этого Регий получил свое наименование".
В доказательство этого указывают на явления, совершающиеся в окрестностях Этны и в других частях Сицилии, а также на острове Липаре и соседних с ним; равным образом указываются те явления, которые имеют место на Пиѳекусах и на всем материке ему противолежащем; все эти явления делают правдоподобным упомянутый выше случай. Так как в настоящее время открыты те отверстия, через которые выбрасывается огонь и извергаются массы железа и воды, то, говорят, именно поэтому земля около Сицилийского пролива редко подвергается сотрясениям. Прежде же, когда пути к поверхности земли были закрыты, огонь и воздух, спертые под землею, производили сильные землетрясения. Местности, будучи как бы подняты силою ветров, наконец уступали и, разорванные, принимали в себя море с двух сторон, как это, так и то, которое лежит между остальными островами. Точно также Прохита, Пиѳекусы, Капреи, Левкоссия, Сирены и Ойнотриды представляют оторванные части материка. С другой стороны некоторые острова вышли из под моря, что случается часто и в наше время: вероятно, те острова, которые лежат в открытом море, постепенно поднялись из морской глубины, а те, которые лежат перед мысами и отделены проливом от материка, были, вероятнее всего, оторваны от этого последнего. Однако имя свое город получил или по этой причине, или же за свой блеск, благодаря которому Самниты назвали его на латинском языке Регией, как бы царскою резиденциею, ибо вельможи самнитские пользовались правом римского гражданства, говорили очень часто на латинском языке, - случилось ли это по той или по другой причине, мы оставим в стороне. Этот во всяком случае знаменитый город, выселивший много колоний, давший много известных мужей, из которых одни отличались гражданскою доблестью, другие ученостью, - этот город разрушен был до основания Дионисием, обвинившим жителей его за то, что на его требование дать ему в жены девушку город предложил дочь палача. Однако сын Дионисия восстановил некоторую часть города и назвал ее Фойбией (Φοιβία). Во время Пирра гарнизон кампанский умертвил большую часть населения за нарушение мирного договора; а не задолго до войн морских, землетрясения уничтожили значительную часть города. Август Кесарь, вытеснивши Помпея из Сицилии, замечая недостаточность населения города, послал в него некоторых членов своего отряда, так что в настоящее время город Регий заселен достаточно.
7) Если от Регия плыть к востоку, то в пятидесяти стадиях от него будет лежать Левкопетра (Белая скала), мыс, названный так за свой цвет: здесь, говорят, оканчивается Апеннинский хребет. Затем следует Гераклов мыс, последний из тех, которые идут к югу: если обогнуть его, то плавание будет совершаться по направлению Либийского ветра до мыса Япигия; потом направится все более и более к северу и западу до залива Ионийского. За мысом Геракла следует мыс Локриды, который называется Зефировым, потому что он имеет гавань под западными ветрами, откуда и самое его название. Далее лежит город Локры Епизефирские, потому что основателями их был отряд из тех Локров, которые живут по берегам Крисэйского залива (Локрида Епизефирская); колония эта выведена была Еванѳеем, немного спустя после основания Кротона и Сиракуз. Несправедливо утверждает Эфор, будто колонисты эти принадлежали к Локрам Опунтским. Три или четыре года жили они на Зефировом мысе, потом перенесли город при содействии жителей Сиракуз; потому что вместе с ними были и эти последние...) там есть даже источник Локрия, где Локры располагались лагерем. От Регия до Локров шестьсот стадий. Город расположен на холме, который называется Есопием.
8) Полагают, что Локры первые начали пользоваться писанными законами. Они долгое время наслаждались хорошим законодательствам, пока не подчинились потом беззаконнейшему управлению Дионисия, изгнанного из Сиракуз; он напр., когда невеста была в венчальном наряде, входил в комнату и ранее жениха пользовался девушкою; или, собравши зрелых девушек, выпускал во время пира голубей с неподрезанными крыльями и велел девушкам нагим ловить их. Некоторые девушки должны были, для большего позора, надеть на ноги неодинаковые сандалии - одну высокую, другую низкую и гоняться за голубями. Однако Дионисий поплатился за это, когда снова возвратился в Сицилию, чтобы получить царскую власть, потому что Локры уничтожили его стражу, освободили себя и овладели его женой и детьми; у него было две дочери, и меньшой из сыновей был уже в юношеском возрасте, а другой, Аполлократ, предводительствовал войском вместе с отцом во время этого обратного вступления в Сицилию. Не смотря на то, что Дионисий сильно упрашивал, и он сам, и за него Тарентинцы, освободить взятых в плен, Локры отказали в этом, скорее соглашаясь подвергнуться осаде и разорению страны. Наибольшим гневом они разразились над дочерьми: изнасиловавши их публично, они замучили их; потом, сжегши трупы, стерли кости в порошок и выбросили в море. Впрочем Ефор, упоминая о письменном законодательстве Локров, которое составлено было из законоположений критских, спартанских и ареопагитсвих, сообщает, что Залевк в число важнейших постановлений ввел новое, именно: тогда как прежние законодатели предоставляли самим судьям определять наказания за каждое преступление, он назначил меру наказания в законах; именно он полагал, что решения судей бывают не одинаковыми в одних и тех же случаях; между тем, по его мнению, следует желать одних и тех же решений, при чем он установил очень простые правила для заключений договоров. Впоследствии Ѳурии желали определить каждый случай точнее, чем Локры, и хотя приобрели большую, чем Локры, славу, но были слабее их. Потому что хорошими законами управляются не те, которые желают уберечься совершенно от доносчиков, но те, которые твердо сохраняют просто написанные законы. И Платон говорит, что у кого много законов, у тех и частые тяжбы, и предосудительный образ жизни, подобно тому, как следует предполагать множество болезней у тех, которые имеют много врачей.
9) Река Галек, отделяющая Регинскую область от Локриды и проходящая через глубокое ущелье, представляет одну особенность относительно цикад: те цикады, которые в области Локров, обладают голосом, а на противоположном берегу безголосые цикады. Полагают, причина этого та, что одни находятся в местности тенистой и, будучи покрыты в изобилии росою, не в состоянии растянуть кожицу; другие же находятся в местностях, согреваемых солнцем, имеют кожицу сухую и роговидную, которая легко издает звуки. У Локров показывают статую Евнома, играющего на киѳаре, на которой сидит цикада. Тимей рассказывает, что некогда этот Евпом и Аристон из Регия, состязаясь на Пиѳийских играх, поспорили между собою о жребии: Аристон просил Дельфийцев решить в его пользу, потому что, говорил он, предки его были жрецами Аполлона и что отсюда выведена была колония; Евном же утверждал, что Регийцы не имеют никакого отношения к состязаниям в пении, потому что даже цикады, обладающие преимущественно перед другими насекомыми звонким голосом, у них безголосые; тем не менее Аристон понравился своим пением и питал надежду одержать победу; однако победителем вышел Евном и в родном городе поставил в честь бога упомянутую выше статую, потому что во время самого состязания, когда лопнула одна струна, цикада, севши там, восполнила звук струны. Тою частью материка, которая простирается над этими городами, владеют Бреттии; там находится город Мамертий и лес Сила, который производит самую лучшую смолу, ее называют бреттийскою. Самый лес состоит из хороших деревьев, хорошо орошен и имеет в длину семьсот стадий.
10) За Локрами следит река Сагра, которую называют именем женского рода; подле неё стоят жертвенники Диоскуров, около которых десять тысяч Локров вместе с Регийцами одержали победу в сражении против ста тридцати тысяч Кротонцев. Отсюда, говорят, ведет свое начало, и поговорка относительно людей недоверчивых, выражаемая в следующих словах: "это правдивее случившегося у Сакры". Некоторые присочиняют, что в тот самый день, когда совершались Олимпийские игры, находившиеся в Олимпии были извещены об этом событии, и эта быстрота известия подтвердилась. Говорят, что поражение было причиною того, что Кротонцы недолго пользовались прежним значением, ибо в войне пала значительная часть их. Вслед за Сагрою лежит колония Ахейцев Кавлония, прежде называвшаяся Авлонией, по причине лежащей перед нею долины. Она пустынна, потому что жители её, вытесненные варварами, ушли в Сицилию и там основали Кавлонию. Далее следует Скиллетий, колония Аѳинян, вышедших сюда с Менесѳеем; теперь она называется Скилакием. Этим городом владели Кротонцы, когда Дионисий отдал его Локрам. По имени города и залив, образующий с заливом Гиппониатским упомянутый нами перешеек, называется Скиллетским. Дионисий возымел намерение укрепить перешеек, когда вел войну против Левканцев, под тем предлогом, что он желает защитить обитателей перешейка от варваров, живущих вне его; а на самом деле с тою целью, чтобы сделать невозможными взаимные сношения Эллинов и чтобы таким путем господствовать безопасно над внутренними жителями перешейка. Однако делу этому помешали вторгнувшиеся извне народы.
11) За Скиллетием следует страна Кротониатида и три мыса Япигов. Далее лежит Лакиний, некогда богатый храм Геры, украшенный множеством посвященных богам предметов. Промежуточные расстояния не определены с точностью, кроме разве того, что от Пролива до Лакиния, которые, по определению Страбона, равняются почти 2,300 стадиям; а отсюда до мыса Япигия семьсот стадий. Вот это пространство и называют началом Тарентского залива. Самый залив имеет значительный берег, именно в тысячу двести сорок стадий. (Следует пробел, на месте которого предлагают следующее:) Артемидор говорит, что человек можете пройти путь пешком в 12 дней, морем же этот путь равняется двум тысячам стадий; он увеличивает его протяжение до 2,380 стадий, оставляя тем не менее на проход туже самую ширину 700 ст., как передал ему Полибий. Обращен залив к зимнему востоку, начинается же он у Лакиния. Если отсюда направиться в сторону, то тотчас найдем места городов Ахейских, которые в настоящее время не существуют, кроме Тарента, однако так как некоторые из них пользовались славою, то следует и об них упомянуть подробнее.
12) Прежде всего Кротон, лежащий в расстоянии 150 стадий от Лакиния, там же река Эсар и гавань, еще другая река, Неэѳ, которая, говорят, получила свое наименование от событий, здесь совершившихся. Рассказывают, что некоторые из Ахейцев, возвращавшихся из троянского похода, были после долгих блужданий прибиты к этому берегу и вышли для исследования местностей. Троянки, плывшие вместе с ними, сожгли суда, когда увидели, что они уже покинуты мужчинами: женщины были утомлены плаванием и желали принудить мужчин остаться здесь, которые впрочем и сами находили землю плодородною. Когда вскоре после того приплывали сюда другие и следовали примеру своих соплеменников, то основаны были многие колонии, большинство которых получили свои названия от Троянцев. Река Неэѳ так названа была в воспоминание этого события. Антиох сообщает, что бог повелел Ахейцам основать Кротон, для чего Мискелл отправился обозреть местность; когда он увидел построенный Сибарис, носивший общее имя с соседнею рекою, то решил, что это место более удобно для колонии. Затем, возвратившись, он спросил оракула, не лучше ли вместо Кротона построить Сибарис. Оракул на это отвечал (Мискел был горбат):
"Мискел с искривленною спиною, ища чужого, ты гоняешься за слезами; тот дар, который я даю тебе, можно похвалить".
Итак, возвратившись, он основал Кротон при содействии Архия, основателя Сиракуз, который приплыл сюда случайно, отправляясь для заложения Сиракуз. Как говорит Ефор, Кротон населяли прежде Япиги. Мне кажется, что жители того города занимались военными делами и атлетическою борьбою: в одну из Олимпиад семь мужей, все Кротонцы, опередили других на целую стадию; поэтому справедливо говорится, что последний из Кротонцев был первым из всех прочих Эллинов. Говорят также, что отсюда вышла поговорка: "здоровее Кротонца", потому что эта местность заключает, в себе какие-то условия, благоприятствующие здоровому и хорошему телосложению, что видно из большего числа выходящих оттуда атлетов. Кротон имел в числе своих граждан много олимпиоников (победителей на Олимпийских играх), хотя заселяем был недолгое время, потому что при Сагре погибла значительная часть его жителей. Славу города увеличило большое число в нем Пиѳагорейцев и знаменитейший из всех атлетов Милон, ученик Пиѳагора, прожившего в этом городе долгое время. Рассказывают также, что некогда на пирушке философов, когда упал столб, Милон, ставши на его место, спас всех, и потом вышел сам. Вероятно, что он, понадеявшись на свою силу, нашел именно ту смерть, о которой ходят рассказы: говорят, что, когда он проходил однажды через густой лес, то, отошедши далеко в сторону от дороги, нашел там большое бревно с клином в расщелине; вложивши в щель руки и ноги вместе, он сделал усилие, чтобы разломать бревно, однако оказалось, что он имел лишь настолько силы, чтобы выбросить клин, после чего части бревна тотчас сомкнулись, и он, захваченный в тиски, сделался добычею зверей. -
13) Вслед за Кротоном на расстоянии двухсот стадий от него лежит Ахейская колония Сибарис, между двумя реками, Краѳидою и Сибаридою. Во главе колонистов Сибариса находился Ис... Геликенский (из Ахейского города Гелика). Этот город пользовался в древности таким благосостоянием, что подчинил себе четыре соседних народа, и двадцать пять городов находились от него в зависимости, выводил тридцать тысяч войска против Кротонцев и занимал кругом подле Краѳиды пространство в пятьдесят стадий. Тем не менее, вследствие роскоши и необузданности, жители Сибариса потеряли в течении семидесяти дней все свое благосостояние в войне с Кротонцами. Эти последние, овладевши городом, выпустили воду из реки и затопили его. Впоследствии времени оставшиеся в живых в небольшом числе Сибариты, поселились здесь все вместе; но, спустя некоторое время, и эти последние погибли от Аѳинян и других Греков: прибывши сюда с целью поселиться вместе с туземцами, пришельцы. Аѳиняне избили жителей вследствие презрения к ним, а самый город перенесли на другое соседнее место и назвали его Ѳуриями по имени источника. Река Сибарида делала пугливыми лошадей, которые пили из неё воду, вследствие чего пастухи удерживали в дали от неё свои стада; а Краѳида делала золотистыми волоса людей, которые купались в её водах, и излечивала многие болезни. Жители города Ѳурий, долгое время наслаждавшиеся благосостоянием, были обращены в рабство Левканцами, а когда Ѳурии были отняты Тарентинцами, жители их бежали к Римлянам, которые выслали туда колонистов, и городу дали другое имя - Копии.
14) За Ѳуриями лежит крепость Лагария, колония Епея и Фокейцев; отсюда получается Лагаританское вино, сладкое, мягкое и весьма известное у врачей. Ѳуринское вино находится также в числе известных. Далее лежит город Геракла на небольшой высоте над морем, и две судоходные реки: Акирий и Сирий, на которой лежит город того же имени, основанный Троянцами. С течением времени, когда была основана Тарентинцами Гераклея, тот город служил корабельной верфью Гераклиотов. От Гераклеи отстоял он на двадцать четыре стадии, а от Ѳурий почти на триста тридцать. Признаком того, что это колония Троянская, служит поставленная здесь деревянная статуя Илионской Аѳины; о статуе рассказывают, что она закрыла глаза, когда Ионяне, взявши город, отвлекли молящихся от неё. Ионяне явились сюда в качестве колонистов, убегая от господства Лидийцев, овладели городом, который принадлежал Хонам и назвали его Полиэем. Даже в настоящее время показывают деревянную статую, закрывающую глаза. Великая нелепость не только рассказывать, что статуя закрывала глаза, подобно тому, как повествуют о статуе в Трое, отвратившей свои взоры во время оскорбления Кассандры, но и показывать мигающую глазами статую. Однако еще большая дерзость представлять множество статуй будто бы переселившимися из Трои, как сообщают некоторые писатели; и в Риме, и в Лавинии, и в Лукерии, и в Сейритиде показывают Аѳину Троянскую, как бы перешедшую из Илиона. Точно также преступление Троянских женщин приурочивается ко многим местностям и через то делается невероятным, хотя на самом деле оно и было возможно. По мнению некоторых, и Сейритида и Сибарис основаны Родосцами, при Тевѳранте. Антиох сообщает, что Тарентинцы, сражаясь из-за Сейритиды с жителями Ѳурий и полководцем Клеандридой, бежавшим из Спарты, заключили такое условие, чтобы город населить сообща, но считать его колонией Тарентинцев. Впоследствии город этот переменил свое местоположение и имя, будучи назван Гераклеей.
15) Далее находится Метапонтий, до которого от верфей Гераклеи считается сто сорок стадий. Говорят, что он основан Пилосцами, которые из Илиона отплыли с Нестором. Рассказывают, что они с таким успехом занимались земледелием, что посвятили богу в Дельфах золотую жатву. Доказательством того, что город построен Пилосцами, служат очистительные жертвы. Колония разрушена Самнитянами. Антиох сообщает, что эта местность, покинутая её обитателями, населена была Ахейцами, приглашенными их сибаритскими соплеменниками. Они были приглашены по ненависти Ахейцев (которые вытеснены были из Лаконики) к Тарентинцам, чтобы эти последние, живя в соседстве, не вторгались в их страну. так как из двух городов Метапонтий находился ближе к Таренту, а Сейритида дальше, то пришельцы увещали Сибаритян занять Метапонтий, потому что, владея этим городом, они-де легко захватят и Сейритиду; а если обратятся прямо к Сейритиде, то Тарентинцы, угрожая им со стороны, сделают Метапонтий своим. С течением времени они вели войну с Тарентинцами и прилежащими к ним сверху Ойнотрами и отделили себе ту часть земли, которая составляла границу тогдашней Италии и Япигии. Говорят там же и о Метапонте, и о пленнице Меланиппе, и о сыне её Бойоте. Антиох полагает, что город Метапонтий назывался прежде - Метабом, а переименован был только впоследствии, и что Меланиппа пришла не к Метабу, но к Дию (Δῖος), что подтверждается храмом Метаба и словами поэта Азия, который говорит, что Бойота
"родила прекрасная Меланиппа в доме Дия".·
указывая этим на то, что Меланиппа была приведена к нему, а не к Метабу. Во главе колонистов Метапонтия был Давлий, тиран той Крисы, которая подле Дельф, как пишет Ефор. Есть и другое известие, по которому посланным от Ахейцев для основания колонии был Левкип, который будто бы, выпросивши у Тарентинцев это место на время дня и ночи, отказался потом возвратить его, и что, когда по истечении дня те у него потребовали, он отвечал, что он просил и получил место и на следующую ночь, а ночью говорил, что до следующего дня. - Далее лежат Тарент и Япигия, о которых мы скажем, когда обозрим, согласно нашему первоначальному плану, лежащие перед Италией острова: потому что мы постоянно перечисляли острова, лежащие в соседстве с каким нибудь народом, и теперь, когда мы прошли до конца Ойнотрию, которую одну только наши предки и называли Италией, следует сохранять тот же самый порядок и перейти к Сицилии и островам, кругом неё лежащим.