Фрагменты сомнительной подлинности

Фрагменты сомнительной подлинности
F69) Tzetz. Chil. 3.83-101: Ассирийский царь Сесострис, которого Диодор называет Сесоосис, был единоличным правителем Ассирии и всего мира. Он запрягал царей этой области в свою колесницу и заставлял их тащить ее, как это другие делают с лошадьми. И современники его называли "правителем вселенной" и "богом". Один из этих царей однажды сподвиг его к человеколюбию загадкой о том, как непредсказуема фортуна. В то время как он тянул колесницу, он смотрел на колеса, и тем самым замедлял шаг. Тогда Сесострис спросил: "Чего мешкаешь? Быстро отвечай!", и человек ответил: "Когда я вижу, что колесо крутится, я не бегу". Сесострис понял, что этот человек разоблачил его высокомерие. Он выпряг людей и в будущем действовал любезно и сдержано по отношению к ним. Ктесий, Геродот, Диодор[1], Дион, Каллисфен, Симоката сообщают эту историю вкратце, тогда как другие дают более подробное описание.
F70) Tzetz. Chil. 3.640-647: ... и почему я говорю, что Кир помнил благо? Существует персидский обычай относительно неблагодарности, что каждый должен отплатить за благо, когда будет способен сделать это, и резко осуждающий всякого, кто так не сделал. Они рассматривают виновных в неблагодарности как действующих нечестиво по отношению к своему отечеству, своей семье и богу. Ксенофонт написал историю Кира[2], а Ктесий и Геродот о персидском обычае[3].
F71) Tzetz. Chil. 8.985-92: Геродот, Диодор, Ктесий[4] и все остальные говорят, что Аравия счастливое и благословенное место, равно как и Индия, что она очень сладко пахнет и излучает ароматы, что даже камни при растирании дают благоухание. Люди этой области находят расслабление в приятных запахах и они воскуряют определенные кости и рога, чтобы восстановить свои силы.
F72) Antigon. Hist. mir. 116: Историограф говорит[5], что перс Аршам имел зубы с самого рождения.


[1] Ктесий, Геродот, Диодор ...: Нигде больше в фрагментах Ктесий не упоминает Сесостриса и нигде нет и признака того, что может упоминать. Сесострис всегда приводится как царь Египта, а не ассирийцев. В сообщениях Геродота (2.102-110) и Диодора (1.53-57, который называет его Сесоосис) не допускается места для этого анекдота, как нет и указания, что Сесострис жестоко обращался с любым из царей, которых он побеждал (Диодор 1.55.10 даже говорит, что он был мягок ко всем покоренным народам). В заключение своего резюме Диодор (1.56.5) сравнивает завоевания Сесостриса с завоеваниями Семирамиды, описанными Ктесием (переданными самим Диодором в 2.14). Именование Ктесия здесь было скорее всего, причиной путаницы, из-за которой Цец включил книдийца в число авторов, которые обсуждали Сесостриса. Анекдот, вероятно, происходит от Феофилакта Симокатты (6.11.8-17).
[2] Ксенофонт написал историю Кира: в Киропедии (8.3.49), Ксенофонт говорит о благодарности и воздаянии за оказанные милости и (8.7.3) благодарит за поддержку, полученную от богов, но никогда не упоминает о наказании для неблагодарных.
[3] Ктесий и Геродот написали о персидском обычае: Нет ничего у Геродота об этом обычае и не существует никаких оснований полагать, что и Ктесий писал об этом. Как и в других местах (F69; F71), Цец небрежно перечислил ряд авторов по персидской истории без проверки своего заявления.
[4] Геродот, Диодор, Ктесий ...: Ср. F69 о привычке Цеца группировать этих авторов вместе. Кажется ясно, что он неправильно читал Ктесия, который, конечно, сделал бы такие комментарии относительно Индии, а не Аравии сравнительно с Индией. На протяжении Индики Ктесий постоянно ссылается на индов как на справедливых и благословенных людей.
[5] историограф говорит: Трудно расшифровать, что это Ктесий. Конечно, Аршама появляется в Персике как сатрап Египта (F14 §38; текст дает имя Сарсам, но это, скорее всего, искажение, см. примечание к тому месту. Смотрите также F15 § 49, где он называется Арксаном), и Ктесий описывает индийское племя, чьи дети имеют красивые зубы (F45 §50). Если это подлинный фрагмент, то он скорее всего происходит из Персики и ссылается на сатрапа Персии.