Foedus

    Foédus
  •          (лат. договор). В римском праве термином F. в широком смысле назывался всякий договор, в более узком значении — государственный договор, заключенные посредством религиозных торжественных обрядов. Древнейшими римскими договорами (foedera) были:
  •        1. f. aequa (равноправные), т. е. определяющие взаимное правоположение (amicitia, pax esto, см. Рекуперация), напр., с эквами, вольсками, самнитянами и другими народностями, или служащие основанием тесного союзничества, обязывающего к оборонительному и наступательному содействию (например с Лацием, с герниками, см. Лаций);
  •        2. f. nоn aequa (неравноправные), мирные договоры между победителем и побежденным, по которым последнему обычно приходилось брать на себя разные тягостные обязательства, чтобы их ценой получить мир и сохранить свою самостоятельность. С возрастанием римского могущества foedera приобрели совершенно иной характер. После Самнитских войн римляне, возгордившись своим успехом, не хотели более признавать равноправными остальные народы Италии. F. с тех пор перестают быть обоюдными обязательствами, основанными на равных условиях и взаимной пользе, но становятся все более и более односторонними уступками слабого в пользу сильного. F. aequa старинного типа заключались весьма редко (и то только с иностранными государствами) и существовали чисто формально, напр., с Камертом, Игувием, Массилией, Сагунтом, островом Родос и др. Эти союзники назывались liberi, liberae civitates, liberi populi, liberi reges; впрочем, эти же названия давались и тем союзникам, которые были подчинены римлянам f. поп aequo. В отличие от первого вида договоров, f. nоn aequa были весьма многочисленны:
  •          1) мирные договоры по окончании войны, например, с Карфагеном, с Антиохом и др.;
  •          2) союзы с чужими государствами и царями, которые присоединялись добровольно, устрашившись римского имени, и желали посредством такого союза обеспечить себе безопасность от Рима или от других неприятелей (напр., Масинисса, Дейотар и др.).
  •          Такие союзники назывались socii et amici (друзья и союзники), civitates sociae и т. д. Формально они были свободны, а на деле являлись римскими вассалами, обязанными в любое время предоставлять Риму вспомогательные войска, корабли и т. д. Обычная формула была: eosdem hostes se habituros, maiestatem populi Romani comiter se cinsrevaturos. Римляне проявили большой политический такт в заключении этих союзов: с одними они поступали великодушно, делая их таким образом своими верными союзниками; других лишали всяких средств сопротивления, ставя им тяжкие условия мира, и т. д. Когда после Союзнической войны жители всей Италии получили право гражданства, F. окончательно перестали иметь значение для Италии и стали заключаться лишь с иностранными государствами. Могли существовать только внеиталийские союзы, но и их число постоянно уменьшалось, потому что Рим покорил себе всех. Кроме того, выражение civitates foederatae употреблялось для обозначения некоторых провинциальных городов, пользовавшихся особыми льготами.
  •          В период царей заключение договора зависело от царя и принималось после предварительного совещания с сенатом. После введения Республики требовалось согласие сената, а впоследствии и комиций по трибам. Только после этого фециалы совершали в Риме, на границе или в другом назначенном месте установленные обряды с клятвенными обещаниями и жертвоприношениями. Pater patratus давал клятву от имени римского народа. Важные F. часто вырезались на медных таблицах и помещались в Капитолии на стенах храмов и в архиве, см. Табулярий.