Стоики

    Сто́ики
  •          (греч. στοϊκοί, лат. stoici), последователи философской школы, основанной Зеноном Киттийским (из города Киттий на Кипре). Свое название они получили от афинской Стой (στοά, см. Стоя), в которой Зенон беседовал со своими учениками. Направление их философии было сугубо практическим. Хотя позднейшие С. и внесли кое-что новое в философию Зенона, однако самое главное и существенное во всей системе принадлежит самому основателю школы. Больше всего содействовал развитию и усовершенствованию стоической философии Хрисипп из Сол (Киликия). Отрывки стоического учения, которые мы находим у Секста Эмпирика, Стобея, Плутарха, Цицерона и Сенеки, заимствованы в основном из сочинений Хрисиппа. С. в своих учениях и наставлениях не столько предлагали нечто новое, сколько старались существовавшее уже в прежних учениях и системах применить и сделать пригодным для практики. Особенно часто они пользовались для этой цели этикой Сократа. Нравственный героизм, зачастую доходивший до ригоризма (суровости), составляет отличительный характер их учения. По примеру своего предшественника Ксенократа они делили философию на три части:
  •          1) диалектику (логику и риторику),
  •          2) физику (психологию и теологию) и
  •          3) этику (мораль и политику).
  •          К диалектике С. также относили поэтику и музыку; логику же считали наукой первой необходимости, так как от нее существенно зависит умение правильно мыслить и хорошо говорить. Их логика основывалась на теории о представлениях, которой Хрисипп предпослал учение об обозначении представлений (т. е. о способе их обозначения, об их названии и т. п.). В физике и психологии они учили, что все то есть тело, что действительно существует, действует или страдает. Тела же бывают плотные или неплотные. Представление, пространство и время являются бестелесными предметами. Во всех предметах существуют два начала или принципа (архэ):
  •          1) начало страдательное или пассивное, а именно материя, лишенная способности самоопределения (ύλη);
  •          2) начало деятельности или активное, это — бог, от которого исходит всякая деятельность, форма и целесообразность в мире.
  •          Сам бог есть живой огонь, но необыкновенный (иначе — эфир), который все творит, образует и проникает по законам разума, словом, — мировой разум, действующий в природе, или закон всей природы. Поэтому он находится в самом мире, а не вне мира. Но как мир произошел из огня, так он и погибнет от него. Впрочем, некоторые С. отвергали это учение об уничтожении мира огнем. Согласно психологии С., душа человека (или жизненная сила в нем) тоже есть огонь или огненный эфир, следовательно, частица божества, но преходящая и не вечная. Она состоит из восьми сил. Самая высшая и господствующая сила есть разум; от нее исходят все остальные пять чувств, дар слова и детородная сила (способность воспроизводить себе подобных). Из мыслительной способности происходят также ощущения, душевные настроения или аффекты; страх, желание или страсть, похоть, печаль, радость. В своей этике С. старались резче и сильнее развить особенности человеческой природы, разум и свободу, и соединить их с требованиями природы. Бог для них был высшей законодательной инстанцией, и закон бога был законом природы. Их нравственным идеалом была жизнь в согласии с природой или, что значит то же самое, с законом божественным, с разумом. Для них это была высшая цель, к которой должен был стремиться человек в своей жизни. Несмотря на свои недостатки, стоическая мораль имела большие преимущества, заключая в себе благородные зачатки прекрасных учений и правил. Поэтому С. отличались несокрушимым мужеством и твердостью в самых трудных обстоятельствах жизни, особенно в борьбе с деспотизмом. Благодаря этим своим качествам, стоическая философия приобрела многочисленных сторонников и среди римлян в конце Республики и во времена Империи, каковыми были, напр., Катон из Утики, Цицерон, Сенека и другие. Самым благородным и верным приверженцем этой философии был император Марк Аврелий Антонин, прозванный Философом (Philosophus). В первый раз римляне познакомились со стоической философией в 155 г. до н. э., когда в Рим прибыл ученик Хрисиппа, стоик Диоген Вавилонский, выступавший в качестве посла от Афинской республики вместе с перипатетиком Критолаем и академиком Карнеадом. Позже в Риме действовал стоик Панеций, друг Сципиона Африканского Младшего и Лелия; за ним следовали Посейдоний, Афенодор, Антипатр Тирский. Занимавшиеся стоической философией римляне были не философами в настоящем смысле, а только любителями; они старались извлечь из нее пользу для юриспруденции и для практической жизни. Наряду со стоической философией они, как, напр., Цицерон, изучали и другие философские учения. Известными римскими С. во времена Империи были Сенека, Лукан, Корнут, Персии, Фразея Пет и Марк Аврелий Антонин. Из греческих С. позднейших времен достойны упоминания Эпиктет, Арриан и Секст из Херонеи.