Сатира

    Сати́ра
  •          (лат. satira), производное от старинного названия satura scil. lanx — блюда, наполненного разными плодами, которое вносилось в храм Цереры (referta varus multisque piimitiis sacris Cereris inferebatur). Впоследствии этим именем стали называть и другие предметы, состоящие из разных специй и частей, а также песни разнообразного, не приведенного в порядок содержания. Поэтому это название подходит только к старейшей форме и свойству С. Самая древняя С. состояла из веселых представлений латинской молодежи, комических рассказов и песен, сопровождаемых игрой на флейте и танцами с пантомимой. Таким образом С., будучи наполовину драматической, со временем образовала переходную форму от древних фесценнинских фарсов (carmina Fescennina, перенесенные из местечка Фесценнии в южной Этрурии в Рим и состоявшие из насмешек и ругательств, которыми молодые римляне, опьяненные наслаждениями и вином, осыпали друг друга в форме попеременных стихов, которые хотя и были ритмическими, но не имели определенного размера) к настоящим драмам, которые создавал и вводил Ливий Андроник. Эти драматические С. представляли собой экспромты без единства содержания, плана и связи мыслей. В то время как драма развивалась все более самостоятельно и по правилам сценического искусства, народная драматическая поэзия перешла отчасти в ателланы, одновременно с которыми продолжали существовать старинные народные шутки-водевили (saturae), которые со временем, вероятно, стали записываться на бумаге и достигли известной степени совершенства. Сочинитель ателлан Помпоний и драматические писатели Невий и Пакувий считаются первыми сочинителями С. (saturae). Однако со временем первоначальное свойство сатуры значительно изменилось. Первым за ее дальнейшее преобразование принялся Энний. Его недраматические сатуры, предназначенные только для читателей, имели с древними сатурами общее содержание, форму и размер, но отличались от них большей серьезностью. Поэтому Гораций справедливо считает его изобретателем (inventor) сатиры и Graecis intacti canriinis auctor. Однако переходом от древней С. (satura) к новой дидактической С. (satira) стали стихотворения Луцилия, которые все еще представляли пеструю смесь по содержанию и по форме, но уже давали критические очерки современной жизни и приобрели направление, которое вполне соответствовало сложившимся тогда обстоятельствам и которому следовали и другие писатели, напр. Варрон Атацинский. Гораций довел этот род поэзии до совершенства. Его примеру следовали сатирики Персии и Ювенал, С. которых сохранились. В этой новой С. мы замечаем два явления: с одной стороны, идеал, витающий в душе поэта, а с другой стороны, действительность, противящаяся этому идеалу. Выражение этого разногласия между идеалом и действительностью и производимое им впечатление у различных поэтов различны: Луцилий и Гораций остаются при этом в веселом расположении духа, Персии делается язвительным, Ювенал негодует и карает, Марциалу все это кажется забавным, а Петронию — комичным. Вскоре после Луцилия появился Марк Теренций Варрон со своими С., которые не просто возвратились к способу Энния, но и продвинулись дальше. В них не только соединялись разные размеры, но и перемешивалась проза со стихами, и в содержании была такая же пестрота с переходом от одного предмета к другому и возвращением к первому. Это формальная особенность С. Варрона нашла подражание в «Apocolocyntosis» («Превращение в тыкву») Сенеки, в «Сатириконе» Петрония, в «Цезарях» Юлиана. Сатиры Варрона перекликались с сочинениями циника Менигша (см. сл.) из Гадары (Палестина), и поэтому некоторые называли их satirae Суnicae (циничные С.), а он сам называл их satirae Menippeae (Менипповы С.). Однако Варрон не нашел себе подражателей; С. осталась верной тому пути, который избрал Луцилий и по которому ее вел и совершенствовал Гораций. К главным писателям этого жанра, помимо Горация, принадлежал Юлий Флор; затем по времени между Персием и Ювеналом следуют Турн и Сульпиций; одновременно с Ювеналом жил Юлий Руф. К ним причисляют еще Рабирия, Силия, Габия Басса, Манлия Вописка, Деция Альбина, Рустика Эльпидия и Эвхерию. Сюда же можно причислить «Метаморфозы» Луция Апулея, сочинение Тертуллиана «De раlliо», произведение Марциана Капеллы, стихотворения Клавдиана «In Eutropium» и «In Rufinum». Квинтилиан справедливо говорил о С: «Satira quidem tota nostra est» («Исконно наша С.»), ибо этот род поэзии чужд грекам и является истинно римским произведением.