Религия

    Рели́гия
  •          (лат. religio, благочестие, совестливость, святость).
  •     I. Р. греков в древнейшие времена, в так называемый пеласгический период (3000—1200 гг. до н. э.), была обоготворением природы. Однако божественными существами считались и почитались не сами предметы природы, но живущие и действующие в них силы, которые представлялись людям как нечто божественное, понимались как духовные силы, возродившиеся в личности. Человек объяснял все происходящее в окружающем его мире участием таких богов. Таким образом возникли многочисленные религиозные мифы греков. Эти боги, первоначально олицетворявшие силы природы, постепенно выделялись из нее и превращались в представителей нравственных сил, существ духовно свободных, не только творящих и поддерживающих порядок и законы природы, но устраивающих человеческую жизнь и управляющих ею. Богов поначалу чтили молчаливо, не поминая их имен, затем пеласги узнали имена богов в Египте, а от них эти имена переняли и эллины. Таким образом, напр. Деметра, мать-земля, дающая урожай и снабжающая людей хлебом, постепенно превратилась в изобретательницу и покровительницу земледелия, в основательницу оседлости, брака, государства и образования. Это постепенное преобразование религиозных представлений, продолжавшееся целые столетия, совпадает с эпохой, в которую фактически сформировалась жизнь греков-эллинов. Ко времени переселения дорийцев это преобразование было окончено, и на переселение можно смотреть как на границу между пеласгическим периодом и веком эллинов. У Гомера, стоящего на рубеже века эллинов, божества выступают как вполне сформировавшиеся личности, как нравственные свободные существа; лишь кое-где встречаются намеки на древнюю символику. В религиозном отношении, как и во многих других, Гомер послужил основанием греческой культуры; его религиозные представления сохранились на протяжении всего последующего периода. Гомер и его позднейшие подражатели, среди которых особенно следует упомянуть Гесиода, сформировали единую национальную Р. и мифологию, в противоположность особенностям местных культов. Несмотря на то что основание греческой Р. было единым, тем не менее на нем, вследствие особенностей племен и разнообразных свойств областей, выросло большое количество культов богов, не зависящих один от другого. Поэтому в различных местах почитались различные боги, между которыми не было объединительной связи. Во всяком случае, идея о том, что якобы первоначально в каждой отдельной области почитали единого Бога и что политеизм возник впоследствии посредством соединения местных культов, неверна. Политеизм основывается на сущности языческих Р., коренящихся в культе природы.
  •          Греки преобразовали контраст между древнейшими божествами природы (астральными богами) и земными богами периода эллинов в миф о борьбе богов с титанами. Они верили, что до почитаемых ими богов правили другие — Кронос и титаны, представители астральных сил природы, которые были побеждены в борьбе за владычество олимпийцами — Зевсом и его приверженцами, богами общественного порядка, правосудия и закона. После победы Зевс разделил власть над миром со своими двумя братьями, Посейдоном и Гадесом титаны же были низвергнуты закованными в Тартар, подчинились Зевсу и служили при новом порядке вещей. В этом новом царстве богов прежние божества природы, связанные с физическим существованием и не могущие изменить свой характер (речные и морские боги и пр.), остаются в их первоначальном отношении к природе, но они подчинены высшему началу, закону Зевса. Это олимпийское царство богов у Гомера устроено и управляется по образу тогдашнего земного государства: во главе его стоит царь, Зевс, наряду с которым правит буле — совет, составленный из других высших богов, права которых признаются и уважаются властителем. Эти боги, за исключением живущего в море Посейдона, являются действительными, живущими с Зевсом на Олимпе олимпийскими богами (Аполлон, Арес, Гефест, Гермес, Гера, Афина, Артемида, Афродита). Иногда Зевс собирает собрание, на которое приглашаются все боги, не исключая нимф и речных богов.
  •          Двенадцать олимпийских богов, латинские имена которых приводит Энний (Юнона, Веста, Церера, Диана, Минерва, Венера, Марс, Меркурий, Юпитер, Нептун, Вулкан, Аполлон), были выделены позднее. Оба брата Зевса, Посейдон и Гадес, в своих царствах (море и преисподней) представляют собой копии Зевса: там они властвуют, как Зевс на Олимпе, но при этом признают верховную власть более могущественного и (у Гомера) старшегр брата. По образцу раздела мира между тремя братьями можно разделить на три части и весь мир богов:
  •          1) олимпийские боги (царство Зевса);
  •          2) боги вод (царство Посейдона);
  •          3) боги преисподней (царство Гадеса).
  •          К последнему разряду подземных богов мы причисляем и тех богов, которые имеют отношение к почве и растительности, связанными с подземным миром. Подземные боги прямо противоположны богам Олимпа: последние обращены к свету и жизни; первые же к смерти и к земле, как местопребыванию тьмы, и этот противоположный характер выражается и в их культе. Названные три разряда богов могут быть разделены на богов главных и второстепенных. Последние по большей части представляют отдельные черты богов, напр., Мойра, Тихе, Дике, Горы со стороны Зевса, Нике — со стороны Афины; Геба олицетворяет главное качество всех богов. Эти второстепенные боги являются или действительно индивиидуализированными существами, имеющими основание в самих себе, и с древних времен, подобно главным божествам, обладающими собственным культом (Горы, Хариты), или простыми олицетворениями без культа. В позднейшие времена и эти олицетворения получили местные культы, достигшие огромного разнообразия у римлян. В Греции боги Гомера были общепризнаны и почитаемы; однако отдельные боги имели более или менее распространенные культы, в зависимости от того, насколько давно бог почитался тем или другим племенем. Как правило, каждая местность почитала какое-нибудь главное божество, которое чествовали с большим усердием, чем другие (в Афинах — Афина, в Дельфах — Аполлон, в Аргосе — Гера и т. д.).
  •          С течением времени постепенно обнаруживались недостатки в представлениях богов: они стали слишком очеловечены и овнешнены, так что, с одной стороны, не удовлетворяли пытливому разуму, а с другой — не отвечали потребности более глубокого религиозного чувства. Особенно нападала на существующую Р. философия, ок. 600 г. до н. э. зародившаяся в колониях. Тем не менее в метрополии и во всем простом народе Р. еще не скоро подверглась опасности со стороны философских учений. Во времена Персидских войн и последующего периода боги, чудесным образом доказавшие свое могущество спасением отечества от чужеземного рабства, почитались с непоколебимой верой. Но со времени Пелопоннесской войны, положившей начало и политическому падению Греции, наступил общий упадок Р. и нравов. Сомнения философских учений получили доступ в народ и породили неверие.
  •     II. Р. римлян первоначально находилась в родстве с греческой, почему в позднейшие времена так легко произошло слияние обеих Р. Древнейшие обитатели Рима, латиняне и сабиняне, подобно грекам, вели свой род от пеласгов. От них происходит большая часть римских богов; этруски же оказали более внешнее влияние на Р. римлян, способствуя развитию их религиозной обрядности. Родственные грекам народы Италии на италийской почве преобразовали их религию на свой лад. Они, и в особенности римляне, не создали того богатства мифов, которое было у греков, но и не низвели своих богов до ограниченности и слабостей человеческого существования. Почтенных и серьезных богов почитали с добросовестностью и точностью, соблюдая малейшие подробности в словах и действиях.
  •          Обитатели Лациума, от которых произошло население Рима, были пастухами и земледельцами с простыми патриархальными нравами, и их Р. также носила характер сельской простоты и домовитости; они почитали главным образом богов природы, полей и лугов, производящих умножение стад и урожай плодов (Фавн, Вертумн, Сатурн, One), а также домашних и семейных богов (Лары, Пенаты).
  •          Культы этих богов с самого начала были перенесены в Рим и, вследствие склонности римлян к домашней, семейной и сельской жизни, во время всего существования Римского государства сохранялись во многих сельских и домашних празднествах с древними обрядами (Сатурналии, Луперкалии и пр.). Наряду с богами земледелия, скотоводства и домашней жизни, в Риме с самого начала почитались боги-хранители государства, которые с течением времени выдвинулись на первый план. Во главе мира богов стоит Юпитер, основатель и хранитель Римского государства; наряду с ним правит Марс, высший заступник государства, отец Ромула и римского народа, и Квирин — обоготворенный Ромул. Второй триумвират защитников государства составляли Юпитер, его супруга Юнона и его дочь Минерва. Наряду с ними высоко чтилась Веста — богиня домашнего очага, основания государства. Культ упомянутых богов, особенно богов-хранителей государства, составлял главную сторону римской государственной Р., основателем и устроителем которой считался царь Нума. В меньшей мере было развито почитание отвлеченных, в особенности нравственных понятий (Virtus, Доблесть, Fides, Вера, Pietas, Любовь), которые также признавались божествами. Оно произошло скорее от соображений отдельных личностей, и обоготворение таких отвлеченных понятий зашло настолько далеко, что всевозможными качествами, самыми обычными предметами, родами деятельности и даже случайными отношениями заведовали особые божества, которым платилась дань религиозного почитания (Орбона, защита от сиротства и утешение в нем, Фессония, защита от усталости, Квис, Фебрис, божество лихорадки).
  •          Вышеназванные три элемента, природный, государственный и нравственный, представляли собой три главные составные части римской Р. и во времена процветания образовали крепкое, защищаемое государством целое. Однако с тех пор, как римляне после распространения их владычества в Нижней Италии пришли в соприкосновение с греками и их Р., они ввели у себя и греческие культы. Таким образом они с давних времен признали бога-оракула, Аполлона Дельфийского, и в 432 г. до н. э. построили ему первый храм как богу-защитнику от чужих; в 304 г. до н. э. был построен храм Диоскурам; Эскулапа привезли из Эпидавра в 291 г. до н. э. До тех пор пока образование римлян было национальным, эти введенные и признанные государством чужеземные культы были отделены от древнеримской государственной Р. и не могли оказывать на нее разрушительного влияния. Однако со времени 2-й Пунической войны, составляющей поворотный пункт в истории римского развития и нравственности (потому что именно с этого времени римский народ в необыкновенно короткий срок подвергся влиянию греческого образования и обычаев), религиозные представления греков получили полную свободу в Риме. Хотя основные римские имена богов и обряды их культа сохранились без изменений, но под римскими именами и обрядами проникали греческие понятия; в первую очередь греческий отпечаток по отношению к религии и мифам получила литература. Несчастьем для Рима было то, что он воспринял греческую Р. и обычаи в такое время, когда Греция уже находилась в периоде упадка Р. и нравственности. Рим перенял неверие и кощунство тогдашних греков и чужеземные, к тому времени уже перенятые греками таинственные культы Азии и Египта с их суеверными и подчас безнравственными обрядами, которые государство, желавшее хотя бы внешне сохранить Р. предков, тщетно старалось изгнать. Август пытался препятствовать упадку Р. восстановлением многих древних обрядов и праздников, строительством новых великолепных храмов и устранением чужих культов. Тем не менее Р. и нравственность не возвратились в Рим ни его усилиями, ни усилиями многих последующих императоров.