Митра

    Ми́тра
  •     I.
  •          (перс. Mithras, договор), иранское божество, первоначально обозначавшее яркий день и светлый эфир, а потом — Солнце. М. связан был также с идеей договора, верности и закона. Его призывали в полдень и при восходе и закате солнца. Как все сущее имеет и нравственное значение в персидской религии света, так и М. считается богом добра, сохраняющим вечный порядок мира и борющимся с Дэвами, духами ночи и зла. В древнейшие времена М. не принадлежал к самым важным богам, но постепенно, приблизительно со времен Ксеркса I, он как бог Солнца сделался главным богом персидского культа. В период римского владычества этот культ распространялся и на западе, но не в чистом виде, а с примесью многих малоазиатских элементов. В Римском государстве об этом культе впервые услышали от морских разбойников, пойманных Помпеем, а уже Траян и Домициан официально ввели этот культ в Риме. Его поклонниками были императоры Нерон и Коммод. Культ М. получил широкое распространение во всей Римской империи, где ему посвящали мистерии. М. считался символом силы и мужества и пользовался особой популярностью у римских легионеров от Евфрата до Рейна. В позднейшее время М. изображали в виде юноши в восточном одеянии, приносящим в жертву быка, голову которого он подымает и поражает мечом в затылок (по преданию, этот бык был первым существом, созданным Ормуздом, и олицетворял собой зло). Его днем рождения считалось 25 декабря, и впоследствии христианская церковь, боровшаяся с т. н. митраизмом, объявила этот день днем Рождества Христова. Развалины многочисленных святилищ М. (митреионов) сохранились, главным образом, вблизи стоянок римских войск.
  •     II.
  •          (лат. mitra, calantica), высокий колпак из плотной материи, в виде мешка спускавшийся на затылок, позолоченный и украшенный звездами и религиозными эмблемами. М. была головным убором халдеев, магов, а позднее высшего духовенства христиан.