Консул

    Ко́нсул
  •          (лат. consul). Республиканскими заместителями царей, изгнанных в 510 г. до н. э., были два К. (pari potentia), которые первоначально назывались преторами (praetores, praeire), но после законодательства децемвиров стало преобладать название К. Избирали (сrеаrе) их на один год в центуриатных комициях и до 366 г. до н. э. только из среды патрициев. По их именам, подобно тому как в Афинах по имени первого архонта (эпонима), назывались годы (обыкновенно с пропуском союза et). Со 154 г. до н. э. они постоянно вступали в свою должность с 1 января. Им как избранным блюстителям государства (tutores reipublicae) должны были повиноваться все магистраты, за исключением народных трибунов; их должностная деятельность прекращалась во время диктатуры. На их решения можно было апеллировать к народу по закону об апелляции (lex de provocatione) (см. Провокация). Впрочем, после сложения с них звания, К. можно было привлекать к ответственности за их действия по должности. В городе Риме они не имели империя; эта неограниченная верховная власть предоставлялась им только во время похода на основании особого решения куриатных комиций и заключала в себе jus vitae necisque (право распоряжаться жизнью и смертью). В Риме они имели право созывать сенат и народное собрание (comitia centuriata) и председательствовать на обоих собраниях (ius cum populo et patribus agendi). Право созывать трибутные комиций было предоставлено им со времени принятия закона Валерия Горация (lex Valeria Horatia) в 448 г. до н. э., потому что вследствие этого закона и патриции были поставлены в необходимость защищать в этих собраниях свои интересы подачей голосов. Высшая судебная власть была снята с К. в 366 г. до н. э. и передана в ведомство вновь учрежденной должности преторов, подобно тому как раньше, в 443 г. до н. э., вследствие учреждения особой цензуры (см. Ценз) с них была сложена обязанность производить ценз и заведовать финансами. Чрезвычайные почетные дела, вроде освящения храма или провозглашения диктатора, часто возбуждали спор между обоими товарищами по должности. В таком случае, если соглашение не состоялось, исход дела обычно решался жребием. Во время внутренней или внешней опасности сенат «крайним постановлением» (senatus соnsultum extremum): videant consules ne quid respublica detrimenti capiat — поручал им назначить (dicere) диктатора. Когда же должность диктатора была упразднена, этим поручением консульская власть фактически возвышалась до диктаторской, причем К. получали также domi imperium atque iudicium summum (верховную государственную и судебную власть). Впрочем, подобное полномочие не защитило Цицерона от привлечения к личной ответственности.
  •          Двойственное число (par potestas) считалось для консульства существенным делом. Поэтому в случае смерти одного К. другой должен был тотчас же назначить выборы нового товарища (comitia ad subrogandum или sufficiendum consulem). Вновь избранный назывался К.-суффектом (с. suffectus) и пользовался равной властью с К., избранным в обычном порядке (с. ordinarius). Отсрочка и упущение этих выборов всегда сильно беспокоили народ, поэтому такие случаи встречались очень редко, хотя в самом начале Республики П. Валерий одно время управлял без товарища (sine collega). В 399 г. до н. э. выборы не были произведены вследствие скорого окончания срока должности, а в 67 г. до н. э. — из религиозных соображений, так как только что выбранный К.-суффект умер до вступления в должность. Совершенно незаконно оставался без товарища после Цинны (83 г. до н. э.) Карбон. Помпея же в 51 г. до н. э. назначили К. sine collega только для того, чтобы избежать имени и безответственности диктатора. Во время похода каждый К. командовал двумя легионами и принадлежавшими к ним союзными войсками (Exercitus consularis), в главном же командовании они чередовались каждый день. Если они сражались в разных местах, то тогда разделяли между собой территорию (provincia от provincere, быть первым, сильнейшим). Если в поход выступал только один из консулов, то он назывался consul armatus (военный К.), а его оставшийся в Риме товарищ носил имя cons, togatus (гражданский). Во время пребывания в городе К. имели особые знаки отличия, присвоенные их званию (insignia): у каждого было по 12 ликторов со связками прутьев (fasces; топоры присоединялись только во время похода). У К., заведовавшего делами (cuius fasces erant, penes quern fasces erant; в заведовании делами они чередовались каждый месяц), 12 ликторов шли длинным рядом впереди, у второго же они шли сзади, тогда как в прежние времена последний имел только одного служителя, акценза (см. Акцензы), который шел перед ним. Вопрос о распределении провинций решался обоими К. по взаимному соглашению (comparare, parare inter se provincias), в случае же несогласия исход дела решал жребий (sortiri provincias). Сенат, однако, неоднократно старался оставить право назначения за собой и распределять провинции без жеребьевки (extra sortem), в особом порядке (extra ordinem). Жалобы К., считавших себя обиженными, выдвигались перед трибунами и народом и обычно имели успех. С расширением территории Римского государства двух К. оказалось недостаточно для ведения войн. Поэтому было увеличено число преторов, и провинции были разделены на консульские (prov. consulares) и преторские (praetoriae). Это разделение каждый раз зависело от сената, а так как при этом назначении часто играли большую роль личные отношения, то законом Гая Гракха (lex Sempronia de provinciis consularibus) в 122 г. до н. э. было постановлено, чтобы определение того, какие провинции будут назначены консульскими, происходило перед выборами самих К. В последнем столетии Республики Суллой были сделаны большие изменения в сфере деятельности К. Они должны были оставаться весь год в Риме и таким образом лишились главного источника власти — военного империя. Прямым следствием такого ограничения консульской власти явилась невозможность для К. успешно защищать интересы государства от честолюбия отдельных личностей. Вследствие влияния отдельных выдающихся людей консульство во время междоусобных войн окончательно утратило свое значение. Сулла, будучи диктатором, сохранил, однако, консульство; но это была только тень прежней высшей власти. Цезарь управлял в качестве К. в 59 году до н. э., но не в силу значения этой должности, а главным образом благодаря могуществу триумвирата; товарищ его, Бибул, не имел никакого значения. Помпей, не будучи К., на самом деле был гораздо могущественнее выборных К. Все консульства Цезаря во время его диктатуры были простой формальностью, и мнимая республиканская добросовестность, выразившаяся в назначении выбора К. (consul suftectus) на полдня, служила только для обмана народа. В 43 г. до н. э., после смерти Цезаря, в липе Гирция и Пансы еще раз возникло консульство, как законная распорядительная власть в государстве, но новый триумвират снова лишил его значения. Консульство оставалось и во времена императоров, но постепенно превратилось в пустой титул и давалось лишь на несколько месяцев, чтобы иметь возможность награждать большее число приверженцев дарованием этой, формально все еще высшей государственной должности. Под конец начали давать только консульские знаки отличия (insignia consularia) без должности; отсюда различие между исполнительным (consulatu functi) и почетным (consul ares honorarii) консульством без всяких полномочий. Действительную пользу бывшие К. (viri consulares) извлекали еще из того, что две богатейшие сенатские провинции, Азия и Африка, обычно каждый год отдавались в управление двум старшим консулярам (consulares, лицо с рангом консула). Настоящим К. оставалось теперь только отправление правосудия в известных пределах, заведование играми в цирке и празднествами, которые готовились для императора. Кроме того, за ними сохранилось председательство в сенате.