Жрецы

    Жрецы́
  •          (греч. ἱερεῖς, лат. sacerdotes).
  •     I. У греков
  •          жреческие коллегии были настоящими органами религиозного культа, которые вводили и поддерживали общение людей с богами, совершая на священных местах, в храмах и на алтарях обряды — молитвы и жертвоприношения. Жреческий культ был тесно связан с определенными святилищами, потому что молитва, жертвоприношение и другие религиозные обряды могли исполняться и без вмешательства жреца каждым отдельным лицом за себя лично, главой семейства за семью, царем или другими сановниками за государство. Если же кто-либо полагал, что не имеет надлежащих знаний и навыков для отправления религиозного действия, особенно жертвоприношения, то не было необходимости поручать это дело Ж., и он мог пригласить для этого частного жертвоприносителя или прорицателя. Прорицатели, возвещавшие волю богов, служили посредниками между богами и людьми и в древнее время занимали важное положение наряду с Ж., хотя первоначально ничего не делали при богослужебных обрядах. Их, особенно в послегомеровские времена, использовали для совершения жертвоприношений, тем более что при жертвоприношении обыкновенно присутствовал прорицатель для наблюдения жертвенных знамений. Со временем, вследствие постоянного общения Ж. с богами, они стали считаться их друзьями и доверенными лицами, и постепенно образовалась жреческая мантика. По мере того, как жреческое сословие с течением времени расширялось и приобретало важное значение в общественной жизни, оно все более и более завладевало важнейшими функциями прорицательства, особенно потому, что этот процесс прорицания начал все теснее примыкать к определенным святилищам. Жреческой касты у греков не было. Хотя у них существовали наследственные жреческие роды, они никогда не достигали значительной политической власти, потому что не были единственными посредниками между людьми и божеством. Наряду с ними с древнейшего времени жреческие функции исполняли цари, вожди племен и главы семейств. Когда после исчезновения героической царской власти государственная власть постепенно завладела всеми отношениями, на место наследственных Ж. вступали поставленные государством, а также те жреческие роды, которые еще сохраняли свою наследственность. В основном благодаря покровительству и авторитету государства они становились государственными чиновниками, служащими обществу. Священный сан Ж. вследствие его общественного характера и божественного призвания требовал известных личных качеств. По своему общественному положению он должен был быть полноправным членом общества, которому служил, и при этом происходить из высших сословий. От него требовалась нравственная безукоризненность и отсутствие физических недостатков, даже внешне он должен был быть достойным божества и приятным ему. При некоторых культах требовался цветущий возраст мальчиков и юношей, девственность, а при других, напротив, постоянно находились только замужние женщины. Выбор пола при каждом отдельном культе определялся установленными правилами. Впрочем, можно утверждать, что божества мужского пола имели служителями мужчин, а женские — женщин. Относительно возраста Ж. и продолжительности их служения также существовали различные правила; обычно служба их была пожизненной. Назначение Ж. совершалось как путем выбора, так и посредством жребия. Там, где звание Ж. было наследственным в известном семействе, обычно дело решалось первородством или жребием, к которому часто прибегали и в том случае, когда было много претендентов. Иногда дело решал суд. Главными занятиями Ж. были молитва и жертвоприношение. Однако, поскольку их служба была привязана к известным храмам, то они, как посвященные богу служители, должны были во всех отношениях заботиться об их должном содержании и, смотря по местным особенностям культа, имели еще разного рода обязанности, которые отчасти обозначались их названиями (напр. лутрофоры — «носящие воду» — служители Афродиты в Сикионе). С другой стороны, они пользовались разными правами и отличиями. Посвящение богу делало их неприкосновенными. Ж. делили с богом сокровища и доходы, которые были назначены для богослужения, а иногда также и жилище. Кроме дохода с угодий храма, они получали определенную часть жертвенных животных вместе с их шкурами и другие приношения, напр. сборы пожертвований и т. п. К личным привилегиям относилось почетное место в театре и в других собраниях. Одежда их соответствовала достоинству и святости их звания. Обычно они носили белые а также пурпурные и шафрановые одеяние венки и повязки на головах и длинные волосы Некоторые жрецы в торжественных случая, являлись также в символическом облачении своего божества, которое они представляли и даже имя которого они часто носили. Для совершения культа своего храма жрецы имели разнообразных помощников, которые делились на два класса. Одни, не становясь к культу в более близкое отношение, брали на себя определенные временные обязанности, напр. носильщики и носильщицы священных предметов при процессиях, мальчики и девочки, выбранные для хора и для других служб божеству. От них, равно как и от жрецов, требовалось знатное происхождение, нравственная безупречность, девственность, красота, приличный вид и прочее. В отличие от них, второй класс — постоянные служители храма — первоначально набирался из сословий, служивших за плату, поскольку, благодаря их жреческому званию, они достигали большого почета. Поэтому такие должности, по крайней мере во времена императоров, нередко превращались в объект реализации честолюбивых замыслов. К таким постоянным служителям относятся неокоры (см. Неокоры) или пономари, глашатаи и в особенности музыканты и певцы, которые в обязательном порядке требовались для исполнения гимнов при сопровождении жертвы и для хоров. Весь этот храмовый персонал обедал постоянно или в известные праздничные дни вместе со Ж. во дворе храма.
  •     II. У римлян
  •          к Ж. в широком смысле слова принадлежали понтифики, которые осуществляли централизованный надзор за состоянием религии, а также коллегии прорицателей (авгуров, Sacerdotes Sibyllae). В узком смысле этим словом обозначали тех лиц, в чьи обязанности входили забота о проведении богослужения в честь отдельного божества и изучение относящегося сюда культа. Сюда принадлежали весталки, фламины, курионы, начальники всадников (tribuni сеlerum), салии и др. В процессии, в которой все жреческое сословие с предшествующими ему высшими и низшими служителями занимало 12-е место непосредственно перед высшими сановниками, отдельные коллегии Ж. во времена Империи следовали одна за другой в следующем порядке:
  •          1) Верховный понтифик (Pontifex Maximus) и 8 старших понтификов;
  •          2) младшие понтифики (pontif. minores) 3 высших фламина. 12 низших;
  •          3) верховный жрец и жрица (Rex sacrificulus и regina);
  •          4) авгуры;
  •          5) сивиллины жрецы;
  •          6) эпулоны (VII viri Epulones);
  •          7) весталки с весталъской настоятельницей (Maxima);
  •          8) 30 курионов с главным курионом (Maximus);
  •          9) 12 палатинских салиев;
  •          10) салийские девицы;
  •          11) коллинские салии;
  •          12) фециалы;
  •          13) арвальские братья;
  •          14) собратья Тиция (Solidales Titii);
  •          15) 60 общественных жрецов (Sacerdotes publici);
  •          16) Августовы собратья (Sodales Augustales) Августа и других императоров;
  •          17) луперки;
  •          18) греческая жрица Цереры;
  •          19) галлы;
  •          20) жрецы отдельных богов (напр. Геркулеса, Солнца);
  •          21) настоятели храмов;
  •          22) гадатели (гаруспики);
  •          23) жрецы Доброй Богини (Bona Dea).
  •          Согласно древнейшему распорядку, фециалы и арвальские братья, равно как весталки и верховный Ж., занимали высшее место. Учреждение большей части жреческих коллегий римляне приписывают Нуме Помпилию. Древнейшими можно считать понтификов, фламинов, салиев, весталок и арвальских братьев. Они происходили от латинян, которые вместе с сабинским населением Рима положили основание римскому жреческому учреждению. Первоначально царь имел высшую жреческую власть и исполнял многие жреческие функции. Первая только с учреждением Республики полностью перешла к понтификам, а последние — к фламину Юпитера (Flamen Dialis) и к верховному жрецу. Верховный понтифик в первые времена выбирался в трибутных комициях, а верховный Ж. — в центуриатных. Прочие Ж. выбирались своими коллегиями. Впоследствии императоры присвоили себе право избирать Ж. Требования при выборе Ж., согласно закону Ромула, у римлян были почти такие же, как у греков: благородное происхождение, нравственная безупречность, отсутствие физических недостатков, достаточное состояние, почтенный возраст (50 лет, но впоследствии это не соблюдалось). При фамильных богослужениях господствовала наследственность. Впрочем, коллегии охотно выбирали сыновей умерших жрецов в свои преемники, причем кандидат должен был подвергнуться испытанию. Новоизбранные Ж., если ауспиции были благоприятны, посвящались понтификами и авгурами и должны были при вступлении в должность дать роскошный обед своим товарищам, понтификам и авгурам. Одежду Ж. составляли белый плащ, который у понтификов был обшит чистой пурпурной каймой, а у авгуров, фламинов и др. — смешанной с пурпуром, и шерстяная шапка (апекс). Высшие Ж. имели курульное кресло (cella curulis) и ликторов, почетное место в театре и сенате, право на колесницу в процессиях. Все Ж. были освобождены от военной службы и от чрезвычайных государственных повинностей и имели особый казенный дом. Их доходы состояли большей частью из выручки с назначенных земельных угодий. От жертвенных животных они получали определенную часть мяса. В духовных делах все Ж. подчинялись понтификам, которые, с одной стороны, в государственном отношении были их патронами, а с другой — имели над ними карательную власть. Перед гражданскими чиновниками (за исключением цензора) ни один Ж. не был ответственен, и их обычно нельзя было сместить с занимаемой должности. Впрочем, Ж. охотно подчинялись решениям народа и сената. В древнейшее время ни один Ж. не имел права одновременно занимать никакой государственной или военной должности. Однако впоследствии это случалось очень часто. К содействию при исполнении своих богослужебных функций Ж. могли привлекать своих жен и детей, а при некоторых жертвоприношениях у них состояли помощниками специальные молодые люди и женщины (Camilli, Camillae). Очень много римских жреческих имен существовало в муниципиях и в провинциях.