Жертвоприношение

    Жертвоприношение
  •          (лат. sacrificia). В обширном смысле под Ж. подразумевается любое приношение богам, которым выражается зависимость от них, благоговение и благодарность, или посредством которого желают приобрести божественную милость. (Об очистительной жертве см. Люстрации.) Под понятие Ж. подходят и священные подарки, которые отличаются от жертвы в собственном смысле тем, что они предназначаются богам для постоянного пользования, между тем как собственно жертва доставляет им только сиюминутное наслаждение. К Ж. относятся также и те предметы, которые клали или вешали в храме, но которые там долго не оставались, напр., первые плоды, цветы и т. п. (ἀκροθίνια, primitiae). У греков и римлян жертва была главной частью культа и самым важным актом большей части праздников. Ж. приносились как в праздничные дни, так и в обыкновенные, притом как частными лицами, семействами, родами, так и от лица всего государства. Их приносили при каждом значительном событии в жизни как частного лица, так и народа. Ж. можно разделить на два основных вида: кровавые и бескровные.
  •          

    Греческая бескровная жертва. С античного изображения.

  •        1. К бескровным жертвам относятся первые плоды полей, что составляет самый древний вид жертвы раннего периода, лепешки (πέλανοι, placentae sacrae), особенно медовые и другие печенья, которым часто придавали форму какого-нибудь животного. Вошло даже в обычай — за недостатком жертвенных животных — приносить в жертву подобные фигуры из теста, воска или даже дерева (fictae victimae, sacra simulata, «псевдожертвы»). К бескровным жертвам принадлежат также жертвы сожжения, для которых сначала использовали местные горючие материалы, дающие много дыма (кедровое, лавровое дерево, смола гумми и т. п.), а впоследствии особенно часто ладан, и которые были часто соединены с животными жертвами и возлияниями. При возлияниях.(σπονδή, libatio) на алтарь лили жидкость, чаще всего вино. Возлияние иногда соединялось с Ж. сожжения из тех соображений, что богам вместе с пищей следует доставить и удовольствие пития, а иногда оно составляло и самостоятельный вид Ж. Как самостоятельная жертва, возлияние совершалось при молитвах об успехе какого-либо предприятия, при торжественных договорах, при Ж. в честь умерших (см. дальше), и особенно на пирах, когда первые капли напитка выливали божеству и тем освящали напиток. Возлияние, как и всякая жертва, совершалось чистыми руками, причем вино для Ж. должно было быть чистым, а не смешанным с водой, за исключением возлияний Гермесу и Ж., приносившихся за столом. Кроме вина, для возлияний использовали мед, молоко, растительное масло, иногда в чистом виде, а иногда в смеси. Возлияния мертвым состояли преимущественно из меда и вина. Вино никогда не приносили в жертву музам и нимфам, Гелиосу, Афродите Урании, аттическим Эвменидам. Греки при переходе от дейпнона (завтрака) к симпосиону обычно совершали возлияния в честь добрых демонов и Зевса-Спасителя. Римляне говорили «Шэаге» и приносили в жертву сухие предметы, напр., dapes (пищу), fruges (плоды), tura (благовония) и т. п.
  •          

    Тройная жертва (suovetaurilia). С барельефа на колонне Траяна.

  •        2. Кровавые жертвы. Животные жертвы были самыми важными и самыми традиционными в течение всего античного периода. Выбор жертвенного животного был обусловлен определенными соображениями. Некоторых животных не приносили в жертву определенным божествам, напр. козу — Афине; другие божества, напротив, требовали себе в жертву то или другое животное. Это предпочтение одних животных другим основывалось на том, что известное животное или было особенно любимо богом, или, напротив, считалось ему враждебным и ненавистным. Так обычно объясняется то обстоятельство, что Деметре приносили в жертву преимущественно свинью, а Дионису — козла, так как свинья наносит вред полям, а козел — винограду. Посейдон любил, чтобы ему приносили в жертву черных быков и лошадей. Богам рек приносили в Ж. лошадей. Рыбу и дичь жертвовали редко (оленя приносили в жертву Артемиде, богине охоты), птиц — чаще (петуха — Асклепию, голубей — Афродите, перепелов — Геркулесу). Самыми распространенными жертвенными животными были быки, овцы, козы и свиньи, причем самцов предпочитали самкам. Иногда для одной жертвы объединяли трех животных различных пород (τριττύς, τριττύα, suovetaurilia, solitaurilia), как у Гомера в «Одиссее» быка, барана и кабана. Иногда жертва состояла из значительного числа животных, а во время больших праздников в богатых городах число жертвенных животных доходило до ста. В Риме во время 2-й Пунической войны была принесена жертва из 300 быков. Даже частные лица иногда приносили дорогостоящие жертвы. Гекатомбой первоначально называлось Ж. из ста животных, затем этим же словом обозначали всякую большую и торжественную жертву. Животные, предназначавшиеся для жертвы, должны был быть здоровыми и без телесных недостатков (в Спарте допускались исключения) и в большинстве случаев должны были быть из числа особей, которых еще не использовали для работ. Особенно воспрещалось приносить в жертву рабочего быка. Для жертвенного животного также требовался определенный возраст. Относительно пола соблюдалось правило: мужским божествам приносили в жертву самцов, а женским — самок. Кроме того, учитывалось различие по цвету, причем верховным богам приносили в жертву животных белого цвета, а подземным и богам Темного моря — черного цвета. Эти различия в общем были одинаковы у греков и римлян. Римляне разделяли жертвенных животных на majores и lactentes (взрослых и молочных), на victimae (быки) и hostiae, мелкий скот. преимущественно овцы (victima maior est, hostia minor). Древнейшему греческому культу, также как и культу многих народов, не были чужды человеческие жертвы. Несмотря на то что в некоторых культах, равно как и в культе Ликейского Зевса, принесение человеческих жертв основано было на том воззрении, что божество находит наслаждение в человеческом мясе, по большей части жертвы эти имели основанием желание умилостивить божества принесением в жертву представителя народа, чтобы отвратить гнев бога, лежащий на всем народе. Очистительные человеческие жертвы, перенесенные в Грецию извне, принадлежат к раннему периоду жизни греческого народа. Однако как только гуманное чувство этого народа начало крепнуть, человеческие жертвы были по большей части отменены. Там же, где они сохранились, такие Ж. существовали фиктивно: их заменяли другими объектами, напр. животными (принесение в жертву Ифигении, Фрикса) или неодушевленными предметами, или же смягчали иным способом. Так, для жертвы избирали преступников, которые до этого были осуждены на смерть, и при этом старались приносимого в жертву каким-либо образом спасти, как, напр., было при человеческой жертве, ежегодно приносившейся Аполлону в Левкаде, когда преступника бросали со скалы. Иногда для жертвы устраивали бегство (см. Агриония) или довольствовались только пролитием человеческой крови (сечение спартанских мальчиков возле алтаря Артемиды). Человеческие жертвы при погребениях предназначались не богам, но теням умерших для удовлетворения гнева или чувства мести умершего. У римлян в отдаленной древности также существовали человеческие Ж. для умилостивления подземных богов человеческой кровью. Но этот жестокий обычай здесь также был смягчен или отменен. По древнему закону Ромула, подземным богам посвящали некоторых преступников (напр. изменников), и тот, кто убивал их, не считался преступником (parricida). Во время праздника Юпитера Латийского (Jupiter Latiarias) также приносили в жертву преступника. На праздниках (компиталиях) Мании, матери ларов, в жертву сначала приносили детей, а со времени Юния Брута — головки мака или чеснока (ut pro capitibus supplicaretur) (см. Аргеи). В консульство Гн. Корнелия Лентула и П. Лициния Красса (97 г. до н. э.) человеческие жертвы были запрещены постановлением сената. Однако они иногда встречались и после этого запрета. Приемы и обряды при совершении жертвы носили у греков характер трапезы, которую человек разделяет с богами, но при этом не забывалась святость повода к этой трапезе, что и сообщало ей характерную особенность. Главными источниками сведений о греческих жертвенных обрядах являются произведения Гомера и Еврипида. Жертвенное животное, украшенное покрытыми позолотой венками (у Гомера животные еще не украшены), приводили к алтарю. Если оно шло спокойно, то это было хорошим знаком и его медлили убивать, пока наклоном головы оно само как бы изъявляло желание на принесение в жертву. После того как все присутствующие были окроплены водой, освященной через погружение в нее головни от жертвенного огня, жрец, приказав всем хранить молчание, посыпал затылок животного ячменем, смешанным с солью, и, в знак посвящения смерти, отрезал пучок волос на лбу и бросал в огонь. Затем ударом дубины или топора животное повергали на землю и, чтобы добыть крови для окропления алтаря, перерезали ему горло жертвенным ножом, запрокинув голову назад. Если жертва приносилась подземным богам, то голову животного пригибали к земле, причем кровь стекала в яму. Потом, сняв с животного кожу, разрезали его и, производя возлияния, сжигали на алтаре части мяса, принадлежащие богам, вместе с курительными веществами и жертвенными печеньями. Богам обычно предназначались жир и частица от каждого члена животного или же определенные части тела, напр. голени. Остальное мясо тут же делили между собой приносящие в жертву, устраивая жертвенный пир, а ту часть, которая предназначалась жрецам, иногда относили к ним в дом. В редких случаях сжигали все мясо. Но если жертва приносилась умершим или была соединена с проклятием, то все мясо закапывали в землю или уничтожали иным образом. Принесение жертвы начиналось и сопровождалось молитвами, музыкой, пением и танцами. Жертвенные обычаи у римлян имеют много общего с таковыми же у греков. Если приносилась общественная жертва, то ее участники шли в праздничных одеждах к алтарям, которые сооружались на открытом месте и украшались священными травами и шерстяными повязками. Глашатай (прекон) приглашал понтифика и магистрат совершить священнодействие с должным вниманием, а толпу — сохранять молчание (ut Unguis taverent). Служители при Ж. приводили на слабо натянутой веревке жертвенное животное, и после того, как неочищенные были удалены, участники Ж., держась за алтарь, произносили за понтификом молитву. Потом понтифик освящал животное, окропляя его свежей водой и вином и посыпая его голову жертвенной мукой (mola salsa; immolatio) и ладаном. Отведав вина и дав выпить его участникам Ж., он отрезал на лбу животного пучок волос и бросал его в огонь. Потом, проводя ножом от лба животного до хвоста, он говорил, повернувшись к востоку: «Животное освящено» («Macta est — magis aucta»). Тогда помощник (виктимарий) спрашивал жреца: «Agone?» После ответа: «Нос age» («Приступай») он убивал животное. При этом, чтобы жертва была благоприятна, он должен был убить его сразу. Затем подходил культрарий (cultrarius) и ножом перерезал горло животного. (Если приносилась в жертву свинья или овца, то действовал только культрарий без виктимария.) Собранную кровь лили на алтарь с ладаном, вином и жертвенной мукой, а само животное, после возлияния вином, разрезали на жертвенном столе, во время чего гаруспик рассматривал внутренности (exta соnsulere), вынув их ножом (руками нельзя было их касаться). Если рассмотрение внутренностей давало неблагоприятные результаты, то надо было принести другую жертву, и это могло повториться несколько раз. Если же жертва была принесена при благоприятных условиях (litatum), то следовало новое возлияние и сожжение жертвенных лепешек (ferctum, strues). Потом внутренности жертвенного животного (exta) трижды обносили вокруг алтаря и клали на него. Призвав затем богов благосклонно принять жертву (accipe, sume, cape libens, volens) и собрав предназначенные им части в корзину, сжигали их на алтаре, предварительно посыпав ладаном и мукой и полив вином. Затем следовала адорация (поклонение), состоявшая в том, что понтифик с поднятыми кверху руками ходил вокруг алтаря на правую сторону, произнося молитвы соответствующим богам, а окружающие целовали его руки. Потом, повернувшись направо, он подносил правую руку ко рту, положив указательный палец на большой. После этого понтифик, сидя, между тем как все остальные участники обряда стояли, совершал вместе с народом церемонию воздания почестей богам (veneratio). Совершив еще раз возлияние, народ отпускали со словами: «Ilicet» («Ire licet») (ступайте), «Valete» (будьте здоровы) или Ex templo (покиньте храм). Оставшиеся в храме жрецы устраивали великолепный пир. При частных Ж. пир устраивали приносящие жертву вместе со своими родственниками и друзьями. Жертвы, приносимые подземным богам, назывались inferiae.
  •          

    Жертвоприношение Церере. С римского барельефа.