Государственная измена

    Госуда́рственная изме́на
  •          (лат. perduellio, от per, очень и duellis, враг, букв, «сильная вражда»). В римском праве понятие perduellio обозначает враждебные действия гражданина против своего отечества, выражающиеся или в агитации против государственного устройства или в союзе с внешним врагом (измена отечеству, дезертирство и т. п.). В древнейшее время суд над обвиняемым в этом преступлении принадлежал царю, или же вместо него судили назначенные им дуумвиры по делу о Г. и. (duumviri perduellionis) или капиталы (capitales), на решение которых можно было апеллировать к народу, который еще раз обсуждал и решал дело в куриатных комициях. Осужденного подвергали бичеванию, закутав ему голову, после чего вешали на виселице (arbor infelix). Тулл Гостилий законом о Г. и. (lex perduellionis) впервые ввел коллегию дуумвиров (duumviros perduellionis) по поводу убийства Горацием своей сестры. После изгнания царей смысл слова perduellio изменился, и оно стало обозначать преступление против республиканского устройства государства. Закон Валерия (lex Valeria) от 509 г. до н. э. за стремление к единовластию (regnum affectatum) грозил смертной казнью (sacratio capitis). Кроме того, к Г. и. приравнивалось и подлежало соответствующему наказанию: противозаконное присвоение себе высшей власти или злоупотребление ею (в особенности казнь гражданина), оскорбление народного трибуна, назначение должностного лица, на решение которого нельзя было бы апеллировать к народу, и т. п. (см. Провокация, Закон Порция, Закон Семпрония и Священные законы). Суд над изменниками со времени Сервия Туллия производили центуриатные комиции, реже прежние дуумвиры. Кроме казни через повешение (arbor infelix), наказанием за преступление служили свержение с Тарпейской скалы и отсечение головы; с течением времени эти наказания были заменены отлучением «от воды и огня» (aquae et ignis interdictio). Однако в скором времени обвинения в perduellio начали представляться трибунами и в трибутные комиции и наказания осужденных делались все мягче и мягче; таким путем дошли до различения преступлений, направленных против существования государства, от таких, которыми только унижались его достоинство и значение. Постепенно понятие преступлений против существования государства (perduellio) было полностью поглощено понятием преступлений, унижающих его достоинство (crimen majestatis), и, хотя законы по поводу perduellio не были отменены, они применялись чрезвычайно редко, как, напр. в деле Г. Рабирия (защитником которого был Цицерон). Со времени издания закона Юлия (lex Iulia majestatis) об оскорблении принцепса perduellio совершенно перестало быть особым видом преступления; во времена императоров это слово обозначало не что иное, как высшую степень того, что называлось crimen minutae majestatis (оскорбление величества).