Гимнасий

    Гимна́сий
  •          (греч. γυμνάσιον, лат. gymnasium, от греч. γυμνός, обнаженный). Гимнастика была одним из самых своеобразных явлений греческой жизни. Уже в гомеровские времена гимнастика процветала и всегда поощрялась и восхвалялась. Имея целью удовлетворять чувство прекрасного и вместе с тем развивать телесные силы и ловкость, гимнастика впоследствии утратила былое значение и поэтому не пользовалась расположением и одобрением практичных римлян. Местом для упражнений, обозначавшихся общим именем «гимнастика», служили Г. и палестры. Палестры, специальные школы борьбы, в Афинах учреждались и отдельно от Г., отчасти по причине отдаленности Г. от города, и предназначались, главным образом, для упражнений молодежи. Г., состоявшие первоначально из дворов, окруженных портиками, со временем стали занимать большое пространство и приобрели роскошную отделку. Не было греческого города без Г., а в больших городах, напр. в Афинах, их было несколько. Витрувий дал подробное описание Г. Он состоял, во-первых, из большого двора (перистилия) 1200 футов (2 стадии) по периметру, окруженного с трех сторон простыми портиками (А), а с южной стороны двойным портиком (Б), за которым находился эфебей (В) — место для упражнений юношей. По обе стороны эфебея были устроены бани (frigidaria, tepidaria, caldaria) и другие помещения (Г — Ρ). В остальных портиках находились экседры (exedrae) с каменными скамьями вдоль стен, где собирались для беседы философы, риторы и др. Обширное открытое место, окруженное перистилием, служило для упражнений и игр (сферистерий, С). К этой части Г., отчасти окружая его, отчасти примыкая к нему, присоединялись различные портики (У), в том числе т. н. ксисты (У), имевшие по обе стороны возвышение для прогуливающихся, а в центре углубленную площадку для состязаний, места для прогулки, засаженные деревьями (парадромиды, X), и стадион с сиденьями для большего числа зрителей (Ц). На достойное украшение Г., по большей части произведениями искусства, тратилось много денег. Значение Г. особенно возросло в результате проведения больших национальных игр, на которых можно было показать перед лицом всей Греции мастерство, приобретенное в палестре. Занимаясь упражнениями и участвуя в состязаниях, атлеты снимали одежду. Отдельные упражнения были следующие:
  •        1. Бег (дромос или стадион), иногда на двойное расстояние, а также в оружии (гоплитон); особым видом бега был забег на расстояние до 24 стадий, т. е. более 4 верст. Стадион считался упражнением, особенно подходящим для мальчиков.
  •        2. Прыжки.
  •        3. Борьба, бывшая главным упражнением эллинской гимнастики.
  •        4. Метание диска (дискоболия).
  •        5. Метание дротика. Эти пять простых способов состязания, соединенные в одно целое, назывались пентатлоном. Когда эти пять видов состязания производились вместе в один день, естественно, что участников становилось все меньше и меньше, так что для борьбы оставалось только двое финалистов, один из которых и одерживал победу в пятиборье.
  •        6. Кулачный бой, один из самых трудных видов состязания. Руки при этом обвязывали ремнями, на которые впоследствии стали насаживать гвозди и шишки.
  •        7. Панкратион, соединение борьбы с кулачным боем, причем руки были без ремней. Кулачного боя и панкратиона не было у спартанцев.
  •          Само собой разумеется, что окончательное изучение труднейших видов состязаний не было задачей общего воспитания, но предоставлялось борцам-специалистам, т. н. атлетам. Учителя гимнастики назывались гимнастами и педотрибами. Первые пользовались большим уважением и были знакомы с теорией гимнастики вообще, между тем как педотрибы учили выполнять лишь отдельные упражнения. У римлян гимнастика никогда не имела такой популярности, как у греков. Для них телесные упражнения считались только подготовкой к войне.
  •          

    План устройства греческого гимнасия.