Гестия

    Ге́стия
  •          (греч. Ἑστία, лат. Vesta), в греч. мифологии дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, богиня семейного очага. Посейдон и Аполлон добивались ее руки, но она поклялась священной клятвой остаться навсегда девой. За это Зевс даровал Г. привилегию, по которой ей поклонялись при каждом очаге как богине-защитнице. В чертогах богов это также было ее священное место, а так как богам приносили жертвы на очаге, то и ей, как настоятельнице жертвоприношения, в начале и в конце жертвенного пира совершали священные излияния и поклонялись в храмах других богов. Ее почитали вместе с Гермесом, изобретателем жертвоприношений. Поскольку очаг считался средоточием дома и местом соединения семьи, Г. была покровительницей семейного единодушия, мира и благодати, и в этом качестве ее призывали вместе с Зевсом. Изгнанники и преследуемые искали убежища около очага; поэтому Г. была богиней молящих о приюте и помощи, а так как греки клялись очагом и гостеприимным столом Зевса, то она вместе с Зевсом была покровительницей клятвы. На городские и две государственные общины смотрели как на большие семьи, имеющие свой общий очаг и свой центр в пританиях. Поэтому Г. под названием Пританита имела там особое святилище с ее изображением и очагом, в котором незамужние женщины поддерживали вечный огонь. Этот неугасающий огонь отечественного государственного очага поселенцы, уходя из отечества, переносили в свои новые места жительства. Таким образом, Г. является символом гражданского единодушия, общей родины и общего богослужения. Поскольку ей поклонялись в пританиях, у богини было мало отдельных храмов. В жертву ей приносили годовалых коров, молодые посевы, первые плоды, возлияния воды, вина и масла. Изображения ее были редки. Ее представляли в виде серьезной величественной женщины с ясными и простыми чертами лица. У Гомера Г. не упоминается как богиня. Неизвестно, было ли введено поклонение ей в послегомеровские времена, или же она действительно, как утверждают, была древнейшим божеством, которое совершенно случайно не встречается у Гомера. На этом сомнении основано двоякое представление о том, что Г. была старшей или младшей из детей Кроноса. Позднейшие мистики и философы представляли ее очагом Вселенной, центральным огнем мира и соединяли с другими мистическими божествами, Кибелой, Геей и Деметрой. Римляне отождествляли ее с Вестой (см. Веста).