Аргонавты

    Аргона́вты
  •          (греч. Ἀργοναύται, букв, плывущие на «Арго»), в греческой мифологии 50 героев, совершивших поход в Колхиду на корабле «Арго». Сын фессалийского правителя Эола Фрикс (см. Атамант), дружелюбно принятый в Айе царем-чародеем Айетом, сыном Гелия и Персеиды, супругом океаниды Идийи, братом волшебницы Цирцеи, принес в жертву златорунного барана, на котором сюда прилетел, а руно повесил в роще Арея. Здесь его охранял неусыпный страж — дракон. А. за поколение до Троянской войны отправились за этим руном под предводительством Ясона, на которого это поручение было возложено Пелием. Пелий, сын Кретея, отнял власть над Иолком у своего сводного брата Айсона. Тот, чтобы спасти от преследований Пелия своего сына Ясона, тайно отослал последнего на воспитание к кентавру Хирону, жившему на Пелионе. Когда Ясону пошел 20-й год, он прекрасным юношей вернулся в Иолк и предстал перед Пелием в одной сандалии; другую он потерял, переправляясь вброд через р. Анавр. Пелий испугался, т.к. ранее ему было предсказано, что он должен опасаться человека, обутого в одну сандалию. Поэтому, чтобы удалить Ясона, Пелий поручил ему отправиться за золотым руном. По Пиндару, Ясон, явившись к Пелию, потребовал, чтобы тот возвратил Айсону отнятое царство, и хитрый Пелий поклялся, что исполнит требуемое, если только Ясон добудет вместо него золотое руно. Царь заверил, что оракул приказал возвратить руно, чтобы таким образом умиротворить душу Фрикса и смягчить гнев подземных богов, но сам он, Пелий, для такого предприятия слишком стар. По Аполлодору, Ясон, живший за городом из любви к земледелию, явился к Пелию в одной сандалии во время праздничного жертвоприношения, и получил от испуганного царя предложение отправиться в поход. Ясон согласился и призвал греческих героев принять участие в предприятии. По первоначальному сказанию, сложившемуся среди минийцев, живших в Фессалии и Беотии, участниками похода были герои минийского племени, почему А. и назывались Минийцами. Затем к ним присоединились герои из других фессалийских племен, такие, как Актор и Пелей, а когда сказание стало общим достоянием всей Эллады, то участниками похода оказались все герои, которых легенды относили к этим незапамятным временам, напр., Орфей, Амфиарай, Идас, Зет и Калаид, крылатые сыновья Борея, Кастор и Полидевк, Мелеагр, Тесей, Тидей, Геракл. Всего насчитывали 50 героев, соответственно 50 веслам корабля. Кормчим был Тифий или Эргин, а предводителем Ясон. Корабль «Арго» получил свое название от ἀργός — «быстрый», или, как говорится в мифе, от имени своего строителя — Арга, сына Фрикса. Гера (по другим вариантам — Афина), согласно мифу, бывшая личной покровительницей Ясона, помогла выстроить корабль из пелионских сосен, причем вложила в переднюю часть судна брусок из говорящего священного додонского дуба, шелестом своих листьев передающего волю богов. Из Иолка А. направились на северо-восток, в далекую землю Айю. Первоначально это название не относилось к какой-либо конкретной местности, но со времен Пиндара под ним стали подразумевать Колхиду, лежавшую на отдаленнейшем берегу Понта Эвксинского, а затем и вообще с большей точностью определять путь, пройденный А. Аполлоний Родосский в своей поэме «Аргонавтика» описывает, как герои плыли из Иолка к Лемносу, где сочетались браком с лемниянками, ранее умертвившими своих неверных мужей, затем мимо Самофракии на Геллеспонте, отсюда к Кизику, где их приветливо принял царь долионов Кизик. Отправившись дальше, А. ночью были отброшены бурей обратно к Кизику и, не зная, где они находятся, завязали битву с дол ионами, во время которой царь Кизик был убит. Недавно вступившая с ним в брак Клейта наложила на себя руки, и нимфы соседних лесов оплакивали ее смерть: из их слез возник источник Клейта. В Мисии остался Геракл, чтобы отыскать своего любимца, мальчика Гиласа (см. Гилас), который, отправившись за водой по приказанию Геракла, был увлечен нимфами в поток. В Вифинии Полидевк убил в кулачном бою Амика, царя бебриков. Затем А. отправились к фракийскому Салмидессу, к слепому прорицателю Финею, которого крылатые сыновья Борея освободили от Гарпий, а он в благодарность за это дал путешественникам советы относительно дальнейшего плавания, в том числе научил их, как надо править кораблем, чтобы благополучно пройти между Симплегадскими (сталкивающимися) скалами. Подплыв к Симплегадам, А. первым пустили голубя, который пролетел между скалами; вслед за птицей и «Арго» миновал страшное ущелье. Это был первый корабль, которому удалось избежать гибели в этом месте; с тех пор эти скалы стоят неподвижно. Затем плавание продолжалось вдоль южного берега Понта. А. приплыли к стране амазонок, а потом к острову Аретиаде (о. Арея), где обитали стимфальские птицы, изгнанные Гераклом из Аркадии (см. Геракл) А. прогнали их и отсюда, а затем вместе с сыновьями Фрикса, потерпевшими кораблекрушение у этого острова на пути из Колхиды в Грецию, добрались до берегов Колхиды. Когда Ясон потребовал у Айета руно, тот пообещал его отдать, если Ясон поймает двух огнедышащих быков с медными копытами, а потом, запрягши их в плуг, вспашет участок земли и засеет борозды драконовыми зубами. Ясон выполнил заданную работу при помощи влюбившейся в него дочери Айета, волшебницы Медеи. Данное ею волшебное средство предохранило его от огненного дыхания быков и сообщило ему нечеловеческую силу, а когда из посеянных драконовых зубов выросли покрытые латами люди, Ясон, по совету Медеи, бросил в середину их толпы камень, из-за которого они вступили между собою в битву и перебили друг друга. Но Айет не отдавал руна. Тогда Ясон и Медея, усыпив или умертвив дракона волшебным снадобьем, похитили ночью руно и уплыли вместе с А. Айет отправил вслед за ними погоню, во время которой Ясон напал на начальника преследующих, сына Айета Абсирта, и убил его. По другой легенде, Медея, взяв с собой малолетнего Абсирта, убила его и, разрубив тело мальчика, по кускам бросала в море, чтобы уйти от погони, пока Айет собирал и погребал останки сына. Айет похоронил эти останки в Томах в Мезии. Сведения о курсе, которого А. придерживались при возвращении на родину, очень различны. Иногда рассказывается, что они возвратились тем же путем, каким плыли в Колхиду; иногда, что они по Фасису вошли в Восточный океан и затем — по одним сказаниям — через Красное море приплыли в Нил, по другим — перенеся «Арго» на своих плечах через Ливийскую пустыню, снова сели на корабль в Тритонийском озере, а отсюда вышли в Средиземное море. Указывается еще один путь: из Понта по Танаису, или по Истру, на запад в океан, через Геркулесовы столбы в Средиземное море и, наконец, в Иолк. Прибыв сюда, Ясон узнал, что Пелий умертвил Айсона и его малолетнего сына Промаха, а мать Ясона покончила с собой. Ясон отомстил своему коварному дяде при помощи Медеи: она уверила дочерей Пелия, что если они разрежут тело отца на куски и сварят, то при помощи ее искусства Пелию будет возвращена молодость. Когда же они исполнили совет Медеи, та отказалась выполнить ранее обещанное. Сын Пелия Акает изгнал Медею и Ясона, которому прежде был другом. Изгнанники отправились в Коринф к царю Креонту. Здесь Ясон захотел жениться на дочери Креонта Креусе (Главке). Медея, желая отомстить за это Ясону, умертвила при помощи отравленного платья и диадемы невесту вместе с ее отцом и убила собственных детей Мериера и Фиета, которых родила Ясону. Они были погребены в Коринфе в храме Геры, и в их честь ежегодно совершались умилостивительные обряды. Совершив страшную месть, Медея улетела в Афины на запряженной крылатым драконом колеснице. О дальнейшей ее судьбе см. Тесей. Ясон был убит обломком корабля «Арго» на Истме, когда однажды спал там, прислонившись к своему ветхому судну. Сказание об А. весьма древнего происхождения. О его религиозной основе см. Атамант. Внешняя его сторона — все, что касается сведений о маршрутах Α., восходит к преданиям о морских путешествиях и распространении колоний (прежде всего древних минийцев, у которых возникло само сказание, а затем и других греков). Еще до Гомера поход А. был воспет в песнях. Вероятно, путешествие А. отчасти послужило Гомеру образцом для изображения странствований Одиссея. Гесиод, подобно Гомеру, упоминает в «Теогонии» об истории Ясона только мимоходом и в общих чертах. Пиндар первым из поэтов дает полное изложение сказания об А. Эпические обработки того же сказания оставили нам Аполлоний Родосский и псевдо-Орфей (IV в. н. э.). Кроме того, имеется латинское подражание Аполлонию, принадлежащее Валерию Флакку (ок. 80 г. н. э.), и сказание, переданное Аполлодором.