Арат

    Ара́т
  •          (греч. Ἄρατος).
  •        1. Сын сикионца Клейния, род. в 271 г. до н. э. После того как Клейний был убит, А. семилетним мальчиком был отправлен в Аргос, где получил воспитание. Достигнув совершеннолетия, он собрал вокруг себя сикионских изгнанников, с их помощью в 251 г. изгнал из Сикиона тирана Никокла и убедил сикионцев примкнуть к Ахейскому союзу. Македонский царь Антигон Гонат, враг Ахейского союза, пытался противодействовать А. Тогда последний отправился к египетскому царю Птолемею Филадельфу, от которого получил значительную денежную сумму для поддержки изгнанных, лишенных состояния и теперь бедняками возвратившихся на родину сикионцев. В 245 г. А. был избран стратегом Союза, который теперь, по его настоянию, старался привлечь к себе пелопоннесские города. Эти планы тревожили Антигона, и он тщетно пытался настроить против А. египетского царя. Постоянно избираемый в стратеги, А. был полезен Союзу не столько как полководец (он не был хорошо знаком с военным делом и не обладал в достаточной степени личным мужеством), сколько как хитрый политик, искусно действовавший подкупом. А. был терпелив, настойчив и расчетлив и в то же время весьма честолюбив. Ему недоставало великодушия и нравственного благородства: часто в ущерб благоденствию Союза он старался поставить под подозрение или удалить от дел тех лиц, которые действовали энергичнее или подавали советы более разумные, чем он. Волновать и воодушевлять толпу он и не желал, и не умел. После смерти Антигона Досона (221 г.) А. оказывал сильное и благодетельное влияние на его преемника Филиппа III, но затем своими советами стал раздражать царя и в 213 г., уже в 17-й раз избранный в стратеги, был отравлен. Сикионцы долго с благодарностью вспоминали о несомненных услугах, оказанных им А. Он лично описал события своей жизни и своего времени в биографическом сочинении, которое до нас не дошло, но было известно и служило источником для Плутарха и Полибия.
  •        2. А. родом из г. Солы в Киликии (355—315 гг. до н. э.). Долгое время (приблиз. с 270 г. до н. э.) жил при дворе македонского царя Антигона Гоната, по совету которого написал, следуя астрономическому сочинению Евдокса Книдского и Теофрасту, дидактическое стихотворение «Явления», представляющее собой описание явлений звездного неба (расположения звезд и созвездий на небе, времен их восхода и захода и т. п.) и перечень примет погоды. Изложение сочинения возвышенно, просто, но лишено одушевления, слог сжатый и обдуманный, стих правильный и легкий, язык искусственный и своеобразный, иногда несвободный от шероховатостей и даже неправильностей. Это стихотворение из 1154 гекзаметров очень высоко ценилось древними. Цицерон в юности перевел его латинскими стихами, сохранились отрывки от этого перевода. Дошли до нас также переводы Германика и Руфа Феста Авиена (IV в. н. э.). А. кроме того, писал элегии и другие произведения, а также занимался грамматическими исследованиями, в том числе исправлением текста гомеровских поэм.