Глава 9

9.1 Scio plerosque ita scripsisse, Themistoclen Xerxe regnante in Asiam transisse.
Thuc. 1.137.3; Plut. Them. 27.1; Diodorus 11.56.6. Непот следует рассказу Фукидида о том, что Фемистокл, как только тот оказался в Персии, отправился к Артаксерксу. Непот (9.2) говорит, что Артаксеркс был царем Персии, поскольку он признает, что следует рассказу Фукидида и, следовательно, хронологической датировке событий, поэтому дата прибытия Фемистокла в Азию может быть 466 или 463 год.
Необходимо кратко взглянуть на хронологические данные, чтобы понять, как и почему Фемистокл искал убежища в Персии после восшествия на престол Артаксеркса.
Фемистокл прибегнул к хитроумной уловке, чтобы остаться в Персии, несмотря на то что он уже много лет был пресловутой занозой в персидской плоти, особенно в дни второго персидского вторжения в Грецию и битвы при Саламине. Греческий флот нанес поражение персам при Саламине в 479 году. Фемистокл был изгнан из Афин около 475 года и осужден примерно в 471/0 году. Фемистокл бежал в Аргос, откуда он путешествовал по северному Пелопоннесу, прежде чем был вынужден бежать в Коркиру, а затем к царю Адмету. Адмет помог Фемистоклу добраться до Пидны. После нескольких дальнейших путешествий, о которых наши древние источники дают нам довольно сжатую версию, Фемистокл, наконец, прибыл в Малую Азию. Поэтому изгнание и бегство Фемистокла длились от девяти до одиннадцати лет. Этот период бегства затем приводит Фемистокла к Артаксерксу, как упоминалось Фукидидом. Согласно Плутарху (27.1), Фемистокл говорил с Ксерксом. У Плутарха (26.1-29.3) есть совершенно другой анекдот, касающийся пребывания Фемистокла в Персии. Рассказ Плутарха не только отличается от рассказов Непота и Фукидида, но и содержит дополнительную информацию, отсутствующую в других рассказах. У Плутарха (26.1) Фемистокл высаживается в Киме, где узнает, что в Персии за его голову назначена награда. Плутарх называет имена Эрготела и Пифодора, двух охотников за головами, которые также преследовали Фемистокла. Плутарх уточняет, что нынешний царь Персии назначил награду в двести талантов за голову Фемистокла. Марр отвергает эту точку зрения, поскольку она является частью романа о Фемистокле, поскольку ни один другой источник не упоминает охотников за головами.
Sed ergo potissimum Thucydidi credo, quod aetate proximus de iis qui illorum temporum historiam reliquerunt, et eiusdem civitatis fuit.
Непот поддерживает сообщение Фукидида, поскольку он считает, что Фукидид (1.137.3)написал сбалансированный рассказ о Фемистокле по двум причинам. Во–первых, Непот классифицирует Фукидида как «почти современника Фемистокла». Во–вторых, Фукидид дал бы более честный отчет о Фемистокле, поскольку он тоже был родом из Афин. Этот отрывок из «Фемистокла» (9.1) уникален, так как эта беспрецедентная похвала Фукидиду не встречается ни в одной другой из Жизней Непота. Он также ссылается на Фукидида как на один из своих (первичных) источников в Фемистокле (1.4). Непот довольно наивен, когда утверждает, что Фукидид не будет настроен против Фемистокла по той простой причине, что оба они были родом из Афин. Непот имел в виду, что афинский источник теоретически не должен давать предвзятого отчета, в отличие от явно предвзятого и антифемистоклова спартанского описания.
Хотя Фукидид имел доступ к лучшим источникам о Фемистокле, для Непота было бы неразумно восхвалять Фукидида только потому, что он тоже был афинянином. Фукидид мог быть столь же пристрастен. Современные ученые не знают о политической лояльности Фукидида. Кроме того, Афинам было политически неудобно, когда Фемистокл был вынужден бежать в Персию. Не имело большого значения, отправился ли Фемистокл в Персию в 466 или 463 году. Однако для современных ученых важны хронологические данные.
Плутарх (27.1) утверждает, что Фемистокл не переписывался с персидским царем. Скорее всего Фемистокл встретился с царем лично. Плутарх — единственный источник, который утверждает, что существует спор о личности персидского монарха, с которым встречался Фемистокл. Следовательно, Плутарх утверждает первую точку зрения, что Ксеркс умер и ему наследовал его сын Артаксеркс. Он приводит в подтверждение этого взгляда как Фукидида (1.137.3), так и Харона Лампсакского. Он противопоставляет эту точку зрения мнениям Эфора, Динона, Клитарха и Гераклида, что Ксеркс был еще жив. Плутарх допускает, что хронология Фукидида о Фемистокле может быть ошибочной. Однако он признает, что когда он писал, не было достаточно свидетельств, чтобы окончательно согласиться с датами Фукидида.
Диодор Сицилийский (11.56.4) говорит, что Фемистокл бежал в Азию и остановился у личного друга по имени Лисифид. Диодор (11.56.6) отмечает, что Фемистокл просил о встрече с Ксерксом. Диодор (11.56.8) добавляет, что Лисифид получил заверения от Ксеркса, что Фемистоклу не причинят вреда, пока он он приведет его [Фемистокла] к царю.
9.2 Is autem ait ad Artaxerxen eum vecisse atque his verbis epistulam misisse
Thuc. 1.137.3-4; Plut. Them. 28.1-2; Diod. 11.56.8. Непот цитирует Фукидида (1.137.3), который упоминает, что Фемистокл послал письмо Артаксерксу, умоляя царя не обращать внимания на ту роль, которую он сыграл в защите Греции, когда Ксеркс и его отец до него вторглись в Грецию. Непот согласен с Фукидидом, что нынешний персидский царь — Артаксеркс. Непот точно процитировал этот раздел Фукидида.
Сравнение Nepos Themistocles 9.2-4 с Thucydides 1.137.2-3.
В «Фемистокле» (9.2) Непот утверждает, что Фукидид говорит, что Фемистокл написал письмо Артаксерксу, в котором Фемистокл утверждал, что он причинил наибольший вред Ксерксу. Это относится к битве при Саламине в 479 году. Фемистокл тут же заявляет, что оказал Ксерксу несколько услуг. По–видимому, это была одна из тех тактик, которые он использовал, когда просил об одолжении персидского царя. Непот не уточняет другие услуги. Непот упоминает о втором послании, которое Фемистокл послал Ксерксу после поражения персов при Саламине. Затем Фемистокл объяснил свою проблему и попросил Артаксеркса предоставить ему политическое убежище в Персии. У Непота письма заканчиваются тем, что Фемистокл просит год на изучение персидского языка, прежде чем он лично приедет и встретится с Артаксерксом.
Фукидид (1.137.2-3) сообщает, что Фемистокл писал Артаксерксу. В своем письме Фемистокл признал, что причинил наибольший вред Ксерксу, что является отсылкой к битве при Саламине. Фемистокл подчеркнул, что он спас Ксерксу жизнь, и предположил, что Артаксеркс должен ему услугу. Далее Фукидид дает краткое изложение второго послания Фемистокла к Ксерксу и даже добавляет, что Фемистокл ложно претендовал на то, чтобы приписать ему единственную заслугу за то, что он придумал хитрость, которая заставила бы большую часть персидской армии бежать из Греции вместе с Ксерксом. Письмо заканчивалось тем, что Фемистокл просил год на изучение персидского языка, чтобы лично поговорить с Артаксерксом, подразумевая, что Фемистокл не хотел использовать переводчика для общения с царем.
Дает ли Непот точный перевод греческого текста Фукидида о Фемистокле? Ну, в какой–то степени это делает Непот, хотя он пропустил синопсис Фукидида о Саламине, а также тот факт, что Фемистокл и Аристид думали о плане заставить большинство персов в армии бежать вместе с Ксерксом обратно в Персию. Кроме того, в своей цитате из Фукидида Непот утверждает, что Фемистокл оказал Ксерксу несколько услуг, не вдаваясь в подробности остальных, кроме ссылки на Саламин.
Фукидид не упоминает никаких дополнительных услуг. Существует возможность, что Непот использовал искаженную копию Фукидида или, наоборот, Непот неверно перевел Фукидида (1.137.2-3).
Фукидид и Непот предоставляют достаточно свидетельств, подтверждающих мнение, что Фемистокл действительно написал письмо Артаксерксу с просьбой о политическом убежище. Плутарх и Диодор представляют фемистоклову версию романа, которая кажется фантастической, в которой Фемистокл пережил напряженную и опасную встречу с Артаксерксом.
Плутарх (Them. 27.2-27.5) рассказывает о встрече Фемистокла с Артабаном, хилиархом или Великим Визирем, т. е. эквивалентом премьер–министра в древности.
После того как Фемистокл попросил Артаксеркса о встрече, ему сообщили, что он не получит аудиенции, если не совершит перед царем поклон или проскинесис (Them. 27.5). Фемистокл ответил, что его послание было только для царя, после чего Фемистоклу была предоставлена встреча с Артаксерксом. Однако в ту же самую главу Плутарх включает анекдот со свидетельствами Фания и Эратосфена, что жена Артабана, эретриянка, помогла организовать встречу Артабана и Фемистокла.
Фрост настаивает на том, что в Them. 9.1 Непот осведомлен о хронологической проблеме касательно Ксеркса. Поэтому Непот цитирует Фукидида, чтобы придать вес собственной версии событий. Марр использует персидские записи, чтобы датировать вступление Артаксеркса на трон в 465/4 г. Он одобряет два источника Плутарха V века, т. е. Фукидида и Харона, которые упоминают о смерти Ксеркса, в то время как Непот поддерживает только рассказ Фукидида. Ленардон утверждает, что Ксеркс умер в 465 году, после чего Артаксеркс стал царем. Мысль, что Фемистокл встречался с Ксерксом, можно отнести к романической выдумке или пропаганде, распространяемой врагами Фемистокла. Фемистокл написал бы письмо Артаксерксу в 465/4 году, прежде чем получить аудиенцию в 464/3 году.
9.3 Idem multo plura bona feci, postquam in tuto ipse et ille in periculo esse coepit; nam cum in Asiam reverti vellet, proelio apud Salamina facto, litteris eum certiorem feci id agi, ut pons quem in Hellesponto fecerat dissolveretur atque ab hostibus circumiretur; quo nuntio ilIe periculo est liberatus.
Фукидид (1.137.3) специально упоминает, что Фемистокл ложно приписал себе обман Ксеркса, чтобы тот бежал из Греции, без упоминания Аристида; факт этот Непот опускает, поскольку он не согласуется с его героическим образом Фемистокла. Themistocles 9.3 — перекрестная ссылка на Themistocles 5.1-3, где он обсуждает, как Фемистокл обманом заставил Ксеркса бежать из Греции с большинством войск, хотя значительные персидские силы все еще оставалась в Греции.
Плутарх (28.1) ставит под сомнение достоверность анекдота о жене хилиарха. Плутарх поднимает вопрос, как Фемистокл мог совершить перед Артаксерксом проскинесис, что в глазах греков было презренным признаком раболепия. Авторы, которые следуют письменной традиции, вроде Непота и Фукидида, не ссылаются на проскинесис Фемистокла перед Артаксерксом.
Фрост также задается вопросом, каким образом Фемистокл, патриотически настроенный грек, мог исполнить презренный персидский обычай.
Ленардон утверждает, что Фукидид создает романтическое повествование, описывая изгнание Фемистокла из Афин, пока он не достиг Малой Азии, в то время как Диодор записывает более серьезный рассказ. Ленардон ставит под сомнение достоверность различных свидетельств о том, что у Фемистокла в Малой Азии был персидский или греческий друг. Кроме того, он также спрашивает, какие свидетельства, к которым имел доступ Фукидид, утверждали, что Фемистокл написал письмо Артаксерксу. Ленардон предполагает, что таинственный «друг» Фемистокла в Малой Азии был заимствован из истории с Адметом. Ленардон имеет в виду, что этот анекдот также является частью фемистоклова романа. Фемистокл упомянул Додону и богов, чтобы расположить к себе Артаксеркса, польстив ему. Ленардон утверждает, что Плутарх опускает часть речи Фукидида, чтобы быть более драматичным. Это усиливает напряженность в рассказе Плутарха. Ленардон полностью отвергает рассказ Диодора и приходит к выводу, что из трех версий, касающихся причины, по которой Фернистокл изучал персидский язык, только рассказ Фукидида является наиболее правдоподобным.
9.4 Nunc autem confugi ad te, exagitatus a cuncta Graecia, tuam petens amicitiam; quam si ero adeptus, non minus me bonum amicum habebis, quam fortem inimicum ille expertus est.
Объяснив свое нынешнее затруднительное положение, Фемистокл предложил Артаксерксу свою дружбу и верность.
Te autem rogo, ut de iis rebus, quas tecum conloqui volo, annuum mihi tempus des eoque transacto ad te venire patiaris.
Thuc. 1.137.4; Diod. 11.57.5. Фемистокл попросил аудиенции у персидского царя через год, чтобы изучить персидский язык и говорить непосредственно с царем. Вполне возможно также, что Фемистокл надеялся, что он сможет вернуться в Грецию или Афины в течение этого периода, если политическая сцена в Греции качнется в его пользу. Фукидид (1.137.3) завершает анекдот в том месте, где Фемистокл просили годовую отсрочку перед встречей с Артаксерксом.
Непот создал риторически усиленную версию письма Фемистокла с призывом к Артаксерксу. Непот приукрашивает Фукидида (1.137.3), когда Фемистокл просили год, чтобы выучить персидский язык. Согласно Фукидиду, Фемистоклу потребовался год для максимального изучения персидского языка, чтобы общаться с Артаксерксом напрямую, не полагаясь на переводчика. Может ли какой–нибудь греческий или персидский переводчик при дворе Артаксеркса иметь скрытые мотивы навредить Фемистоклу? Ответ — однозначное «да». Плутарх (29.1-2) продолжает, что Фемистокл был вызван к царю на следующий день, хотя сначала Фемистокл не был уверен в своей судьбе. Теперь Плутарх упоминает, что хилиарх по имени Роксан унизил его перед Артаксерксом. Вполне возможно, что Плутарх ошибся в имени хилиарха, а если нет, то у персидского царя было несколько хилиархов, которые помогали ему управлять делами.
Артаксеркс наградил Фемистокла двумя сотнями талантов, назначенными за его голову. Это был подарок в знак благодарности Фемистоклу, так как царь верил, что Фемистокл станет ему полезным и верным советником.