Глава четвертая

Мессения. Исторические известия об ней в древнейшие времена. Гора Эгалей. Мессенский Пилос. Меѳона. Мыс Акритас; Месенский или Асинейский залив; Асина: мысы Ѳиридес, Кинеѳион и Тенарон. О семи предложенных Ахиллу городах. Корона: река Памиз. Стениклар; город Мессена. Храм Артемиды Лимнатиды. Первый повод к войнам с Мессенцами.
1) Мессения лежит в соседстве с Елидою, будучи обращена большею своею частью к югу и к Либийскому морю. Страна эта во время Троянской войны была подчинена Менелаю, как часть Лаконики, и называлась Мессеною. Нынешний город Мессена, крепостью которого служила Иѳома, в то время еще не существовал. После смерти Менелая, когда обессилели наследники Менелая в Лаконике, Мессения перешла под власть Нелидов. Во время возвращения Гераклидов и происходившего тогда разделения земли, царем Мессенцев, существовавших самостоятельно, был Меланѳ; после этого они подчинены были Менелаю. Доказательством может служит то обстоятельство, что около Мессенского залива и соседнего ему Асинайского, названного так от Асины Мессенской, были те семь городов, которые Агамемнон обещал подарить Ахиллу:
"Кардамилу, Энопу, тучную травами Гиру, Феры роскошные, Анѳею с глубокой долиной, прекрасную Айпею и богатый виноградом Педас".[1]
Разумеется, Агамемнон не обещал бы городов, не принадлежавших ему или его брату. Равным образом Гомер показывает, что спутники Менелая были из Фер, причем одного из них поэт помещает в Лаконском списке, а потом в заливе Мессенском. Мессена лежит за Трифилией и составляет общий для обеих областей мыс, за которым находятся Корифасий и Кипариссия. В семи стадиях отсюда и от моря тянется гора по имени Эгиалей.
2) Древний Мессенский Пилос находился у подошвы горы Эгиалея. Когда город был разорен, некоторые из Пилосцев поселились подле Корифасия. Овладели им потом Аѳиняне, отправляясь вторично в Сицилию под предводительством Евримедонта и Стратокла, и пользовались этим пунктом, как укреплением против Лакедемонян. Тут же лежит и Кипариссия Мессенская; также... и близкий к Пилосу, впереди его находящийся, остров Сфагия. Он же называется Свактерией; на нем Лакедямоняне потеряли триста мужей из своего отряда, которые взяты были в плен Аѳинянами. Перед этим морским берегом расположены два острова Кипарисиев, называемые Строфадами, лежат они в Либийском и Южном море на расстоянии почти четырехсот стадий от материка. Ѳукидид сообщает, что этот Пилос служил стоянкою для Мессенских кораблей. От Спарты отстоит он на 400 стадий.
3) Вслед за Пилосом лежит Меѳона. Говорят, что этот город, названный у Гомера Педасом, принадлежит к числу тех семи, которые Агамемнон обещал Ахиллу. На этом месте Агриппа в войне Актийской (подле Акциума) умертвил царя Мавров, Бога, участвовавшего в восстании Антония. Агриппа овладел этою местностью с моря.
4) В соседстве с Меѳоною находится Акрита, начало Мессенского залива; называют его также Асинаем от Асины, первого города в заливе, одноименного с Гермионскою Асиною. Этот город служит началом залива с запада, а на востоке начинают его так называемые Тариды, пограничные с теперешней Лаконикой, около Кинайѳия и Тенара. В промежутке, начиная от Тирид, лежит Тил, называемый некоторыми Ойтилом; затем Левктр, колония Левктр Беотийских; далее на укрепленной природою скале находится Кардамила, потом Феры, город пограничный с Ѳуриею и Геренами; от этого последнего Нестор назван Геренским, вследствие того, говорят, что нашел здесь спасение, как мы говорили раньше. В Герении показывают храм Трикайского Асклепия, построенный на подобие храма в Трике Ѳессалийской. Говорят, что Пелоп основал Левктр, Харадру, Ѳаламы, город, который теперь называется Беотами, потому что Пелоп выдал замуж за Амфиона сестру Ниобу и пригласил колонистов из Беотии. Подле Фер впадает в море Недон, протекающий через Лаконику, особый от реки Неды. На реке этой находится знаменитый храм Аѳины Недусии; в Пойаессе также есть храм Аѳины Недусии, получивший название от какого-то места Недонта; отсюда, говорят, вышел Телекл, основавший Пойаессу, Ехеи и Трагий.
5) Что касается семи городов, предложенных Ахиллу, то о Кардамиле, Ферах и Педасе мы уже говорили. Относительно Енопы одни думают, что это Пеланы, другие разумеют под нею какое-то место подле Кардамилы, третьи Герению. Гиру показывают подле горы, которая тянется на пути из Мегалополя, города Аркадского, в Алданию; этот последний город называется у поэта, как мы сказали, Эхалией. Некоторые утверждают, что Гирою названа поэтом нынешняя Месола, простирающаяся до залива между Тайгетом и Мессенией. Айпея называется теперь Ѳуриею, которая, как мы сказали, погранична с Ферами; город этот лежит на высоком холме, отчего и получил свое наименование (αἰπύς). От города Ѳурии залив назван Ѳуриатским; в нем был всего один город, по имени Рион, лежавший против Тенара. Что касается Анѳеи, то одни понимают под нею ту же Ѳурию, а под именем Айпеи Меѳону. Другие разумеют под Анѳеей промежуточное место, Асину, которая одна из всех Мессенских городов называется обильною лугами (ραδύλειμος); город здесь - Корона подле моря. Некоторые полагают, что именно этот город назван у поэта Педасом. Впрочем все города лежат вблизи к морю: Кардамила у самого моря, Феры в пяти стадиях от морского берега с летнею пристанью для кораблей; остальные города лежат в различных расстояниях от моря.
6) Вблизи Короны, почти по средине залива, изливается в море река Памис, причем направо от неё лежит Корона и следующие за нею города; наиболее западные и крайние из них: Пилос и Кипариссия, по средине между ними Ѳрана, которую иные неправильно принимали за древнюю Арену. Ѳурия и Феры лежат налево от реки. Это самая большая из рек, которые текут по сю сторону перешейка, хотя она не имеет больше ста стадий, начиная от источников, изобилует водою и течет через Мессенскую равнину и так называемую Макарию. От нынешнего города Мессенцев река эта отстоит на 250 стадий. Есть и другой Памис, река небольшая, стремительная, протекает мимо Левктра Лаконского, из за которого Мессенцы вели тяжбу с Лакедямоняиами во время Филиппа. Как раньше было сказано, некоторые называли Памис Амаѳом.
7) Ефор утверждает, что Кресфонт, овладевши Мессеной, разделил ее на пять городов таким образом, что Стениклар находился в середине страны и сделан был им царской резиденцией. Он же говорит, что Кресфонт послал отсюда царей в прочие города: в Пилос, Рион, Месолу и даровал Мессенцам общие одинаковые права с Дорянами; но так как Доряне были этим недовольны, то он переменил решение в том смысле, что только Стениклар объявил городом и сюда собрал всех Дорян.
8) Город Мессенцев похож на Коринѳ, потому что в обоих городах есть высокая крутая гора, которая окружена общею стеною, так что служит крепостью. Одна из гор называется Иѳомою, а другая Акрокоринѳом. Таким образом, Деметрий Фариец был кажется совершенно прав, когда советовал Филиппу, сыну Деметрия, овладеть обоими этими городами, если желает подчинить себе Пелопоннес. "Ибо", сказал он, "овладевши двумя рогами, ты будешь иметь в своих руках быка"; рогами он называл Иѳому и Акрокоринѳ, а быком Пелопоннес. Благодаря удобству местоположения, города эти служили предметом распрей, пока наконец Коринѳ был разорен и потом снова восстановлен Римлянами. Мессену разрушили Лакедемоняне, восстановили ее сначала Ѳиванцы, а потом Филипп, сын Аминты. Акрополи оставались незаселенными.
9) Храм Артемиды в Лимнах, в котором кажется Мессенцы оскорбили девушек, пришедших для жертвоприношения, - находится на границах Лаконики и Мессении, где жители обеих областей совершали общее празднество и приносили общие жертвы. Однако по поводу насилия, когда Мессенцы не дали удовлетворения, возникла, говорят, между ними и Лакедемонянами война. От этих Лимн называется Лимнайским и храм Артемиды в Спарте.
10) Спартанцы вели частые войны вследствие восстаний Мессенцев. Тиртей в своих стихотворениях сообщает, что первое покорение Мессении совершилось во времена дедов, а второе, - когда она восставши имели союзников Аргивян, Аркадян и Писатов, и когда Аркадяне послали предводителем Аристократа, царя Орхомена, а Писаты Панталеонта, сына Омфалиона; в то время, как он сам говорит, во главе войска Лакедемонского стоял Тиртей. Пришел он из Еримея; что он там родился, на это указывают следующие слова элегии, которую называют Евномия:
"Сам Зевс, сын Крона, супруг увенчанной Геры, дал этот город Гераклидам; оставивши им Ериней, подверженный ветрам, мы прибыли к обширному острову Пелопа".
Таким образом, или эта элегия должна быть отвергнута, или не следует верить Филохору, Калисѳену и многим другим, утверждающим, что Тиртей - Аѳинянин и Афиднец, и что он по просьбе Лакедемонян пришел из Аѳин, когда оракул велел им взять себе вождя из Аѳинян. И так, вторая Мессенская война была во время Тиртея. Говорят, после была еще третья и четвертая, в которых Мессенцы были сокрушены. Длина всей береговой линии Мессении, если считать и залив, около 800 стадий.
11) Однако мы выступаем за пределы кратких сообщений, следя за множеством рассказов о стране, которая в большей своей части опустошена. Впрочем и Лаконика теперь безлюдна, сравнительно с населенностью древних времен. Кроме Спарты, прочих Лаконских городов считается около тридцати, тогда как в древнее время Лаконика, говорят, называлась областью во сто юродов (ἑϰατόμπολις); поэтому Лакедемоняне ежегодно приносили в жертву сто быков (ἑϰατόμβαια).


[1] Ил. IX, 150.