Фрагменты неизвестных работ

F61a) Antigon. Hist. mir. 165: Согласно Каллимаху, Ктесий в своей истории[1] говорил о воде, текущей из скалы в Армении, которая несет с собой черную рыбу, от которой умирает всякий, кто ее съест.
F61b) Plin. N. H. 31.25: Ктесий пишет, что в Армении[2] имеется источник, в котором водится черная рыба: если ее съесть, сразу умрешь[3].
F62) Harp. s.v. ΰποκυδέω: Hypokydeis: мелкие места покрытые водой в соответствии Динархом в его речи Против Стефана. Влажное место - hypokyde, как следует из третьей книги Ктесия[4]. Эвфорион говорит "как заливные луга". Однако в некоторых копиях оратора написано hypokoiloi.
F63) Lyd. De mens. 4.14: Происхождение перца[5] по мнению древних и Ктесия Книдского следующее: есть племя в области Азумы, называемое бессудаи, которые имеют малые и слабые тела и большие, небритые головы с прямыми волосами как у индов. Они живут в подземных пещерах и знают как двигаться по пропасти ввиду хорошего знакомства с ними. Эти люди срубают и собирают перец с небольших деревьев, растущих вдоль диких зарослей. Максим говорит: "Растение изначально росло в Индии без шипов, но культивировалось подобно винограду на деревьях или на столбах. Плоды приносит в связках подобно терпентиновому дереву, и листья похожи на плющ. Растение начинает плодоносить на третий год, а умирает после восьмого. Как только перец собран, он чернеет, не будучи жареным, но помещенным на солнце, которое есть причина того, что перец собранный и высушенный в тени остается белым.
F64) Serv. In Verg. Geor. I. 30: Остров Фуле[6] находится в Океане между самыми северными и западными областями за пределами Британии, Испании и Оркнейских островов. На этом острове, когда солнце в Раке[7], говорят, что день продолжается не сменяясь ночью. На этом острове происходит много других чудес, которые среди греков описаны Ктесием и Диогеном, а среди римлян Саммоником.
F65) Scol. Bern.; Brev. Expos. Vergil Geor. I. 482: "Эридан - царь рек"[8]: Это название По. Существует много споров об истинном положении Эридана. Евсебий думает, что это Рона из-за ее размера; Ктесий утверждает, что она в Индии, Хорилий помещает ее в Германии, считая ее местом гибели Фаэтона, а Ион говорит, что она в Ахайе.
F66) Strabo 16.4.20: Так, например, он говорит, что некоторые называют это море Красным по цвету воды, происходящему от преломления света стоящего в зените солнца, или от гор, окрашенных в красный цвет палящим жаром, потому что, продолжает он, предполагают, что это происходит от обеих причин. Ктесий книдиец, напротив, сообщает об источнике красной (цвета сурика) воды, который впадает в море[9]. Агафархид, земляк Ктесия, рассказывает со слов какого-то Бокса, родом перса, следующее: некий Эрифра (также перс), когда его табун лошадей, преследуемый бешеной львицей до самого моря, переправился оттуда на какой-то остров, построил плот и первым перешел на остров. Увидев, что остров очень удобен для поселения, отвел табун назад в Персиду, отправил поселенцев на этот остров, равно как и на другие острова и на побережье, а самое море назвал своим именем. Другие объявляют Эрифру сыном Персея и царем этой страны.


[1] в своей истории: Этот фрагмент может происходить из Перипла (ср. F57 и примечание). However, Тем не менее, он в равной степени может относиться к Персике в сообщении об экспедиции Нина в Армении (см. F1b §1.8-19), или, возможно, к изгнанию евнуха Артоксара (F14 §43, §50)
[2] в Армении ...: Ср. F61a и примечание.
[3] Хрестоматия по истории науки и техники. М., 2005. Перевод с латинского Б. А. Старостина.
[4] Книга III Ктесия: Этот фрагмент является слишком скудным, чтобы расшифровать, к какой работе он принадлежит. Это может быть либо Объезд, либо Персика, обе из которых имели, по крайней мере, три книги.
[5] происхождение перца: перец приходит из высушенной ягоды Piper negrum, которая является стелющимся растением (как утверждает Maximus) родным Южной Индии. Он, возможно, возник в Западной Гаты на западном полуострове Индийского субконтинента. Слово происходит от санскритского pippalī (ср. Steier 1938 col. 1421-1425 для полного обсуждения). Индийские истоки перца вместе со сходством бессудов с индами наводят на мысль, что это сообщение происходит из Индики. Самое раннее сообщение о перце в греческих источниках встречается у Гиппократа (Morb. Mulier 1.81 [8 р. 202 L]), который упоминает его как индийский препарат (φάρμακον). Ктесий, несомненно, был знаком с лекарственными аспектами этой специи, так как он проявляет большой интерес к многим лекарственным полезностям из индийских товаров по всей Индике (ср. примечание к F45 §32).
[6] остров Туле: трудно определить, в какой работе Ктесий обсуждал бы остров Туле, который принадлежит к северной окраине мира. Нигде еще в фрагментах нет указания на интерес к северу. Об этом острове ср. Strab. 63; Plin. NH 4.104; Stat. Silv. 5.1.91; Sil. Ital. 597; Iuven. 15,112. О полном обсуждении см. De Anna 1998; MacDonald 1936 col. 627-630.
[7] когда солнце находится в Раке: 21 июня-22 июля.
[8] Эридан: Существует мало согласия среди древних комментаторов относительно Эридана, как указывает этот отрывок. Гесиод (Th. 338) приводит самое раннее упоминание об Эридане как о дитя Океана и Тетис. Так Ктесий находит реку в Индии, заманчиво приписать этот фрагмент Индике.
[9] источник впадает в него: См Введение для обсуждения Ктесиевой любви к источникам.