Книга XXIII

F33) Phot. Bibl. 72 p. 45a 1 - 4: (76) (Ктесий указывает) число стадий, дней пути и парасангов[1] от Эфеса до Бактрии и Индии. Труд заканчивается списком ассирийских царей от Нина и Семирамиды[2] до Артоксеркса.
F33a) Schol. Aristeid. Panath. p. (64) 301 Ddf: Традиция упоминает пять царств...[3] Первым было ассирийское царство, которое основал Нин, первый царь, и просуществовало до последнего царя Сарданапалла 1450 лет[4]. Вторым царством были Мидийское, которое от первого царя Арбака до последнего царя Астиага длилось 470 лет[5] (Геродот утверждает, что 128 лет[6]). Третье царство Персидское, которое основал Кир, сын Камбиза, и до Артаксеркса, сына Дария, охватывает период 215 лет[7]. Ктесий описывает все эти времена до царствования Артаксеркса в двадцати трех книгах Персики.
F33b) Diod. XIV.46.6 (cf. 59) [L]: Историк Ктесий завершил в этом году[8] свою "Историю персов", которая начиналась от Нина и Семирамиды.
F34a) Aelian N. A. 7.1: Я прознал, что коровы в Сузах знакомы с арифметикой. И это не праздная байка, а засвидетельствовано историей. В Сузах Царь имел много коров, которые каждая ежедневно доставляли по сто ведер воды в засушливые места парка[9]. Итак, они с особым рвением исполняли работу, которую возлагали на них, или к которой они давно привыкли, и вы бы никогда не увидели их порожними. Если однако их пытались заставить тащить хотя бы на одно ведро больше сотни, они упирались, и ни уговорами, ни ударами невозможно было их сдвинуть. Об этом рассказал Ктесий.
F34b) Plut. De soll. an. 21 p.974 DE: Эти явления[10], хотя и удивительные, выглядят не так поразительно с учетом животных, которые обладают восприятием количества и способны к счету. Например в Сузах были быки для орошения парка путем наполнения ведер на водяном колесе. Было установлен число ведер, ибо каждый день каждый бык переносил сто ведер воды. Более того, было невозможно, даже если бы кто-то захотел, заставить из забыть число ведер уже перенесенных и заставить перенести больше, потому что они имели способность к сложению из своего опыта. После того как каждый вол доставлял заранее определенное количество ведер, он останавливался и отказывался работать дальше. Эта способность к сложению и способность помнить общую сумму достоверна установлена, согласно тому, что Ктесий Книдский пишет в своей истории.
F35) Aelian N. A. 16.42: Ктесий Книдский говорит, что в окрестностях Ситтаки[11] в Персии есть река под названием Аргад[12], и что она содержит огромное количество змей, чье тело полностью черное за исключением головы, а она белая. Днем их не видно, ибо они плавают под водой, но ночью они убивают тех, кто приходит по воду или постирать свою одежду. И жертвы многочисленны, либо потому, что они нуждаются в воде, когда их запасы иссякли, либо потому, что днем они заняты и не могут постирать свою одежду.
F36) Antigon. Hist. mir. 15: Говорят, что в фессалийском городе Краннон[13] есть только два ворона... но Феопомп говорит нечто более странное, чем это, ибо он говорит, что они живут в Кранноне пока растут птенцы, а когда наступает время покинуть птенцов, они улетают. Ктесий утверждает, что нечто подобное имело место в Экбатане и Персии, но поскольку он склонен ко лжи, я пропущу эту выписку[14], так как она кажется слишком причудливой.
F37) Athen. 2.23 p. 45 AB: Персидский царь, как говорит Геродот в первой книге[15] "Истории", выступает в поход, запасаясь питьевой водой не иначе как из протекающей у Суз реки Хоаспа[16]. С этой-то кипяченой водой из Хоаспа в серебряных сосудах множество четырехколесных повозок, запряженных мулами, всегда следует за царем[17]. Ктесий из Книда подтверждает, что эта царская вода кипятится и разливается по сосудам, и добавляет, что на вкус она необычайно легка и приятна[18].
F38) Athen. 2.74 p.67 A (Eust. Od. z 79): Ктесий же говорит, что в Кармании[19] для нужд царя производят масло из терновника.
F39) Athen. 4.27 p.146 C: Персидский же царь, как пишут Ктесий и Динон (в его "Персидской истории"), давал пиры на пятнадцать тысяч человек и тратил при этом по четыреста талантов[20].
F40) Athen. 11.11 p.464 A: Пусть простится нам, что чаши у нас из глины. Конечно, Ктесий говорит: "У персов из глиняных чаш пьют только те, кого царь накажет бесчестием"[21].
F41) Hsch. s.v. σάραπις: Sarapis: Персидская одежда беловатого цвета[22], согласно Ктесию: "она разорвала свой сарапис[23], распустила волосы, и вцепившись в них, закричала".
F42) Steph. Byz. s.v. 'Αγβάτανα.: ... Деметрий говорит, что было два города, называемых Акбатана[24]; один в Мидии, а другой в Сирии. Везде в своей Персике Ктесий пишет мидийскую Агбатану с альфы. Однако древние писатели персидский город писали с эпсилон, и я это сейчас покажу.
F43) Steph. Byz. s.v. Δερβίκκαι: Дербикки: племя где-то в Гиркании. Аполлоний правильно пишет с двойной каппа. Ктесий называет их дербиссы или тербиссы[25].
F44a) Tert. Ad. nat. I.16: Согласно Ктесию персы открыто спят со своими матерями[26] и делают это свободно и без страха.
F44b) Tert. Apolog. 9: Ктесий сообщает, что персы прелюбодействуют со своими матерями.


[1] Станции и парасанги: Станции были остановками или местами смены лошадей для путешественников, размещенными по обширной сети царских дорог, которые пронизывали империю (ср. Graf 1994; Briant 1991a). Парасанг является персидской единицей расстояния, равный примерно 5,4 км. При описании расстояния в пределах Персидской империи, греческие авторы часто давали расстояния по парасангов и станциям (см. Hdt. 5.52-54).
[2] Он перечисляет царей от Нина и Семирамиды: Этот список не воспроизводится ни одним из поздних авторов в полном объеме. Поздние хронографы изменили его в соответствии со своими взглядами на историю (см.1990 для всестороннего обсуждения ассирийского списка царей Ктесия). Тем не менее, можно частично восстановить его на основе фрагментов, особенно для мидийского и персидского периодов (см. Lenfant 2004 р. 337). Ассирийские цари в списке Ктесия, хотя часто базируются на исторических фигурах, не соответствуют тем, которые значатся в натоящем списке ассирийских царей (см. Marquart 1891-1893), и часто предполагается, что Ктесий сфабриковал многих из них для того, чтобы заполнить долгую продолжительность своей Ассирийской империи (см. Lenfant op. cit. p. 287 n. 751).
[3] пять царств: Ктесий пишет об ассирийцах, мидянах и персах. Последние два царства македонцев и римлян.
[4] продлившись 1450 лет: Согласно Диодору, который определенно пользовался Ктесием, Ассирийская империя длилась более 1360 лет (см. F1b §21.8 и примечание).
[5] в течение 470 лет...: Приведенные здесь цифры и для Ктесия и для Геродота имеют серьезные недостатки. Годы с правлением мидийских царей, приведенные Диодором, всего 282, не считая Астиага, никогда не приводятся Ктесием (см. F5 §32.6 и примечание; 34,1). Как бы долго ни царствовал Астиаг, 470 лет невозможны для срока мидийской гегемонии. Данные, приведенные Геродотом 1,102; 130), достигают 150 лет, за исключением 28-летнего временного правления скифов, которое предшествовало царствованию Киаксара (1,106), и с которым, если его включить, будет 178 лет.
[6] Геродот утверждает, что оно длилось в течение 128 лет: Видимо есть некоторая путаница в тексте в этом месте. Тексты Якоби и Кениг приводят цифру 125 лет (ρκε) без упоминания каких-либо текстовых вариантов в рукописях. Lenfant дает цифру 128 лет (ρκη), которая, как она утверждает, есть цифра, приводимая кодексом, и приписывает чтение 125 лет Якоби.
[7] охватывая период 215 лет: Цифры Ктесия для правлений персидских царей достигают 157 лет (см. Lenfant 2004 р. 335.). Тем не менее, эта сумма не включает царствования Ксеркса, длительность которого он никогда не приводит, и срока Артаксеркса, во время царствование которого его работа заканчивается. Ктесий, кажется, является основным источником истории Персии для схолиаста, так как он не упоминает какого-либо персидского царя после Артаксеркса II.
[8] завершает свою работу в этом году (398/97): См. Введение для обсуждения датировки конца Персики и отъезда Ктесия из Персии.
[9] сто ведер воды для орошения засушливых мест: в самом деле, персы имели сложную систему каналов (qanāts), которые они использовали для орошения более засушливых районов империи (см. Briant 2001).
[10] Эти явления: Этот отрывок взят из обсуждения касательно использования медицины некоторыми животными.
[11] персидский город Ситтака: город вдоль дороги из Вавилона в Сузы, расположенный при пересечении с Тигром близ современного 'Azīziyya (см. Herzfeld 1968 р 10-11). По свидетельству Ксенофонта (2.4.13), это был "большой и густо населенный город", расположенный в 15 стадий (2.7 км) от реки (ср. Tuplin 1991 р. 51-54). Как и Ктесий, Стефан Византийский (s. v.), следуя Гекатею, называет его просто "персидский город».
[12] Река называемая Аргад: в другом месте неизвестна.
[13] Фессалийский город Краннон: Один из четырех крупнейших городов Фессалии, расположенный к северо-западу от современной Лариссы, был местом известного сражения (322 г. до н.э.) между македонцами под руководством Антипатра и коалицией греческих сил после смерти Александра.
[14] Я пропущу эту выписку: Антигон кажется читает отрывки, а не оригинальный текст.
[15] Геродот утверждает в книге 1: Ср. 1.188.
[16] Река Хоасп: современный Karkheh. Он расположен в Древней Сузиане (современный Хузестан в Иране) и иногда отождествляется с Eulaeus (см. Plin 21.35; Ср. Briant 1994b р. 46).
[17] это единственная вода, которую он пьет: Эта практика персидских царей широко подтверждается (см. Strab 15.3.22.) и, возможно, возникла с Ксеркса (см. Ael. 12.40; Dinon FGrH 690 F12 утверждает, Артаксеркс никогда не ест и не пьет "ничего иностранного", но он никогда явно не упоминает у него особую воду или Хоасп). По словам Плиния (21.35), этот обычай практиковался парфянскими царями. См. Briant 1994; Bequignon 1940.
[18] это чистейшая и сладчайшая вода: река была известна в древности своей чистой и вкусной водой (см. Quint. Curt. 5.2.9; Strab. 15.3.22).
[19] Кармания: др.-перс. Karmanâ, регион в южном Иране близ Гедросии. Ктесий приводит более точную форму названия, чем Геродот (1,125), у которого жители упоминаются как германии (см. Schmitt 1979 р 127; F1b § 2.3 и примечание).
[20] обедал в компании 15 000 человек и тратил 400 талантов на ужин: великолепие ужина царя хорошо подтверждается в греческих источниках, которые часто смотрели на это богатство как на форму упадка (см. Hdt. 9,82; Strab. 15.3.22;. Ael. VH 5.1; Athen 4.150bc; Briant 1989). Наиболее подробный источник об ужине царя приходит из Полиэна (Strat. 4.3.32), который перечисляет все ингредиенты с персидской системой мер для ежедневного пира (см. Lewis, 1987). Большой пир распределялся среди солдат и сотрапезников царя каждый день (см. Heraclid. FGrH 689 F2, Briant 1989; 2002 р 286-292; Sancisi-Weerdenburg 1989).
[21] кого царь держит в неуважении, тот пьет из терракотовых чаш:... Богатые персы обычно пили из искусно украшенных чаш из золота и серебра (см. Athen. 11.781f-782a; Hdt 7.190; Amandry 1958а и 1958b; Gunter 1988 р. 22 -30).
[22] беловатого цвета персидское платье: Athenaeus (12.525ce) упоминает сарапиды желтые, малиновые и белые.
[23] Сарапида: От эламского sarpi. Эта одежда засвидетельствована в эламских табличках, найденных на акрополе в Сузах (см. Scheil 1907; Briant 2002 р. 21).
[24] Agbatana: более точная транскрипция др.-перс. Hagmatāna, хотя Ecbatana впоследствии стала стандартной формой имени для греческих писателей. Как и Ктесий, Геродот (1,98, 1,110 и др.) дал более точное форму имени. Название Экбатана встречается несколько раз в фрагментах Ктесия, Диодора (F1b §13.5-7; §28.7), Николая Дамасского (F8d §11); Фотия (F9 §1; §5), и Антигона Каристского (F36) и всегда в более распространенном написании. Понятно, что каждый из этих более поздних авторов "скорректировал" написание Ктесия, так что в их время оно стало стандартной формой (см. Schmitt 1979 р. 121-122).
[25] Ктесий называет их дербиссами или тербиссами: В другом месте во фрагментах, используется только Derbikkes. Нет доказательств того, что Ктесий когда-либо использовал любую из этих форм имени (ср. F1b § 2.3; F9 § 7 и замечания об этой этнической группе).
[26] персы открыто спали со своими матерями: практика инцеста (определяется здесь как отношения между близкими родственниками), не было редкостью на Востоке. Согласно традиции, приводимой Элианом (NA 6,39; ср. Plut Mor 328C), которая сама по себе может быть происходить из Ктесия в том, что может стать основой для настоящего отрывка, Кир Младший имел кровосмесительный роман с матерью Парисатидой. Кровнородственные браки были распространены в персидском царской фамилии; Камбиз женился на двух собственных сестрах (см. Hdt. 3.88), и Артаксеркс II женился на двух своих дочерях (Plut. Artах. 23.2-5; ср. Herrenschmidt 1994 р.113-118). Египтяне были известны браками между братом и сестрой внутри царской семьи (ср. Černy 1954), а в римский период кровосмесительные браки между братьями и сестрами часто происходили среди египетских простолюдинов (Sext. Emp. 1.152; Diod. 1.27; см. также Hopkins 1994 для полного обсуждения). Считалось, что зороастрийцы регулярно спали с матерями (FGrH 765 F31) и их практика инцеста подтверждается Авестой (Av xwaêtvadatha "семейный брак": Herrenschmidt op. cit. p.118-124; Frye 1985). Хотя она и не регулярно практикуется у греков (за исключением Птолемеев, ср. критика Paus. 1.7), они смотрели на этот обычай с увлечением (например, сага об Эдипе, многочисленные свидетельства инцеста среди богов в мифологии; обсуждение в Lévi-Strauss 1967).