4. ПЕРИПАТЕТИКИ

Перипатетическая школа была основана Аристотелем совместно с его учеником и другом Феофрастом в 335/4 г. до н. э. в Ликее - гимнасии, посвященном Аполлону Ликейскому, где Аристотель вел преподавание, прогуливаясь со своими учениками (περίπάτοῦντες), откуда школа и получила название перипатетической. Первым после Аристотеля главой школы в течение 35 лет, начиная с 322 г. до н. э., был Феофраст (327-287 гг. до н. э.). Он уже упоминался выше как первый доксограф, автор 18 книг "Мнений физиков". Феофраст был выдающимся оратором и плодовитым писателем (ему приписывают 227 сочинений), работавшим во всех областях знания. Из его произведений сохранились "Нравственные характеры", в которых даются логически обработанные определения моральных недостатков и смешных сторон людей и в качестве иллюстрации - конкретные образцы поведения людей: скрытный, льстец, болтун, неотесанный, угодливый, скупой, сплетник, бесстыдник, недоверчивый и т. д. Например, лесть определяется как постыдное поведение, полезное лишь для самого льстеца (гл. 2 - "О лести"); если льстец идет по площади, он говорит. "Не замечаешь ли, как все смотрят на тебя? Это случается только с тобою. Вчера много говорили о тебе и не удержались от похвал..."; снимая пушинку или соломинку с волос или с бороды другого, льстец скажет: "Удивительно, как ты побелел за те два дня, в которые я тебя не видал", - и добавит: "Для человека твоего возраста у тебя достаточно черных волос...". Льстец покупает фрукты для детей, дарит их в присутствии отца и, целуя детей, говорит: "Вот прекрасные дети, достойные такого отца..." и т. д.
Помимо "Характеров" сохранились сочинения "Об истории растений", "О происхождении растений" и ряд фрагментов других сочинений, в частности упоминавшийся фрагмент "Об ощущениях". Трактаты о растениях создали Феофрасту славу "отца ботаники"; средневековые ботаники считали его своим учителем. "Нравственные характеры" Феофраста являются одним из источников для изучения античного театра, а в XVII в. они вдохновили французского переводчика Ла Брюйэра на подражание, в котором он дал блестящие, иногда портретные характеристики людей своего века.
Работая во всех областях знания, Феофраст внес ряд дополнений и исправлений в логические, метафизические и естественнонаучные учения Аристотеля.
Вопросам поэтики и риторики было посвящено не дошедшее до нас сочинение "О стиле", оказавшее сильное влияние на античные теории речи (Деметрий Фалерский, Дионисий Галикарнасский, Цицерон). Феофраст различал два рода речи: речь, имеющую в виду слушателей и делящуюся на поэтическую и ораторскую, и речь, направленную на исследование предмета и ставящую задачу опровергнуть ложь и доказать истину. В теории стилей Феофраст создает учение о выборе слов, словосочетаниях, исследует различные риторические фигуры, в частности антитезу, тропы.
Вместе с Феофрастом над дополнением логики Аристотеля работал Евдем из Родоса, вернейший ученик Аристотеля (по выражению Симпликия, известного комментатора сочинений Аристотеля).
Учеником Аристотеля также был Аристоксен из Тарента (акмэ - 318 г. до н. э.), вышедший из пифагорейской школы и упоминавшийся выше как биограф философов. В соответствии с пифагорейским учением Аристоксен считал душу гармонией - гармоническим сочетанием частей, подобно тому, как музыкальная гармония является сочетанием различных тонов. Ему принадлежит сочинение в трех книгах по теории музыки "Об элементах гармонии", в котором в основу учения кладется не теория чисел, как это делал Пифагор, а слуховое восприятие.
Дикеарх из Мессены (347-287 гг. до н. э.), от сочинений которого дошли только фрагменты, тоже ученик Аристотеля, был автором известного труда по истории культуры Греции "Жизнь Эллады", в котором давалось описание Греции и излагалась ее история, включая историю политическую, литературную, историю музыки, нравов и религии. Кроме того, им были написаны биографии "семи мудрецов", Пифагора, Ксенофонта и Платона, а также сочинения: "О поэте Алкее" - реальный комментарий; "О Гомере"; "О мифах, лежащих в основе трагедий Софокла и Эврипида"; "Полития" в которой упоминались политии Пелленская, Коринфская, Афинская и Спартанская; "Триполитик" - диалог о лучшем государственном строе, которым он считал строй смешанный, состоящий из элементов демократии, аристократии и монархии; "О душе" - сочинение, распадавшееся на Коринфские и Лесбосские диалоги, в которых доказывалось, что душа является силой, разлитой по всему телу и неотделимой от него, и отрицалось самостоятельное существование души и бессмертие; биографические сочинения.
Праксифан Родосский (акмэ - 300 г. до н. э.), ученик Феофраста, известен своей критикой текста поэмы Гесиода "Труды и дни", начало которой он считал не подлинным, и критикой текста "Тимея" Платона.
Другой ученик Феофраста - Деметрий Фалерский (354- 283 гг. до н. э.) был политическим деятелем (стоял во главе управления Афин с 318 до 307 г.) и оратором. Деметрий писал об "Илиаде" и "Одиссее", собирал басни Эзопа, составил список архонтов в Афинах, написал трактат "О стиле", в котором развивалась перипатетическая теория речи, в частности, подробно разрабатывалось учение о типах речи и о периоде, и был автором пяти книг "О сновидениях". Сочинения его утрачены. Особенную известность Деметрий приобрел как инициатор создания библиотеки в Александрии.
Выдающимся и наиболее самостоятельным в области философии учеником Феофраста был Стратон из Лампсака, руководивший школой с 288/7 до 270 г. до н. э., прозванный "Физиком" за его склонность к естествознанию. Стратон внес значительные изменения в философскую систему Аристотеля, истолковав ее в эмпирически-натуралистическом смысле и приблизив к материализму Демокрита. В учении о душе Стратон не проводил принципиальной границы между разумной и чувствующей душою, душевную деятельность сводил к движению, отрицал бессмертие и полагал, что душа находится в голове. Стратон также не отделял мышления от восприятия, считая чувственное впечатление основой мысли, а мышление - необходимым условием восприятия.
После Стратона до второй половины I в. до н. э. перипатетическая школа переживает период упадка, в течение которого главным образом разрабатываются вопросы этики и составляются труды историко-философского характера.
Начиная с Андроника Родосского, ставшего около 70 г. до н. э. одиннадцатым главою перипатетической школы, школа переживает новый подъем. Андроник известен главным образом как издатель сочинений Аристотеля, перевезенных в Рим в 86 г. до н. э. и совместно с грамматиком Тираннионом подготовленных им к изданию. С этого времени начинается оживленная работа по комментированию сочинений Аристотеля.
Николай из Дамаска (род. ок. 64 г. до н. э.), советник иудейского царя Ирода, написал сочинение "О философии Аристотеля". Ему же принадлежит труд по всемирной истории в 144 книгах и дошедших до нас под именем Аристотеля две книги "О растениях".
Самым выдающимся комментатором Аристотеля был ученик Аристокла Александр Афродисийский (конец II и начало III в. н. э.), которого называли "Экзегетом" (истолкователем) и "Вторым Аристотелем". Его комментарии, охватывающие основные сочинения Аристотеля, имели целью не только разъяснить учение Аристотеля, но и защитить его от возражений представителей других школ. Александр склонялся к натуралистическому истолкованию учения Аристотеля.
Перечисляя труды перипатетиков, следует еще упомянуть о метафизически-теологическом сочинении неизвестного перипатетика конца I или начала II в. н. э. "О космосе", которое приписывалось Аристотелю; по содержанию оно является попыткой примирить аристотелевское и стоическое учения о божестве.
С конца III в. н. э. перипатетическая школа сливается с неоплатонизмом. Из числа поздних писателей, причисляемых к перипатетикам, можно отметить Фемистия [1], оратора и философа-эклектика, называвшего себя перипатетиком и пытавшегося создать нечто целое из учений Аристотеля и Платона; от него сохранились собрание речей и парафразы к аристотелевым сочинениям: "Вторая аналитика", "О душе", "Физика", "О небе" и "12-я книга метафизики". Парафразы ко "Второй аналитике" послужили образцом для средневековых комментаторов логики Аристотеля, в частности для Михаила Пселла - византийского писателя XI в.


[1] См. главу XIII настоящего тома.