2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПИСЬМЕННОСТИ В ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕЙШИЕ ПАМЯТНИКИ ПИСЬМА

Время возникновения письменности в Греции в точности неизвестно[1]. Надо полагать, что искусство письма давно было знакомо грекам: трудно допустить, чтобы они, при знакомстве с финикийскими купцами и с их алфавитом, не догадались применить его к своему языку. Но и до усвоения этого алфавита по крайней мере часть греков владела искусством письма. Открытые на кипрских памятниках письменные знаки, состоящие из слогов, так неуклюжи, что употребление их надо считать предшествующим введению удобного семитского алфавита. Следовательно, греки могли познакомиться с алфавитом только после заселения Кипра [2]; невероятно, чтобы, зная алфавит уже до прибытия на этот остров, они заменили его столь несовершенным письмом. Упоминаемые у Гомера (Ил. VI. 168) "гибельные знаки", σήματα λυγρά, были ли то какие-нибудь иероглифы или буквы, показывают, что греки того времени уже знали какое-то искусство письма, знали даже материал для письма - складную дощечку πίναξ πτυκτός (Ил. VI, 169)[3].
Вопрос о том, когда у греков появился алфавит, в науке решается различно. По большей части этим временем считается IX век: следов алфавита от более раннего времени не имеется. Во всяком случае нам неизвестны надписи древнее VII века, хотя, конечно, это не может служить доказательством того, что раньше данного времени греки не умели писать. По свидетельству Иосифа Флавия, греки не знали официальных документов древнее законов Драконта (около 621 г.) ("Против Апиона" I, 4). Первоначально новое искусство стало применяться лишь для деловых целей. Древнейшими памятниками письма, которые сохранились до нашего времени или о которых мы знаем по сообщениям древних писателей, являются:
1. Надписи на камне или на меди. Древнейшие надписи, сохранившиеся до нашего времени, - надписи Феры, Мелоса, Теоса и др., по мнению специалистов, не старше 40-й олимпиады (около 620 г. до н. э.). Древнейшая известная нам аттическая надпись датируется специалистами началом VII или концом VIII века до н. э. Надписей VII века имеется несколько; к VII или к началу VI века относится надпись, сделанная греческими наемниками на ногах двух статуй в Нубии; по мнению одних, она сделана при царе Псамметихе I около 635 г. до н. э., по мнению других - при царе Псамметихе II около 590 г. до н. э.
2. Древнейшие памятники письма, о которых мы знаем по сообщениям древних писателей, а именно: списки победителей на больших национальных праздниках (например, победителей на Олимпийских играх, начиная с 776 г. до н. э.), списки должностных лиц (например, эфоров в Спарте, начиная с 755 г., архонтов-эпонимов в Аттике, начиная с 682 г.), списки жрецов и жриц знаменитых святилищ (например, жриц Геры в Аргосе, жрецов Посейдона в Галикарнассе). В различных городах имелись и местные записи или хроники (άναγρχφαί) вроде, например, Лаконской, которая велась еще во времена Агесилая [4] и содержала в себе, между прочим, имена царей, победителей на Карнейских празднествах и пр., или Сикионской таблицы, с именами аргосских жриц, поэтов и музыкантов [5].
3. Законы и договоры. От законов Залевка в Локрах (около 664 г.) до нас ничего не дошло. Более известно нам о законах Драконта (около 621 г.) и Солона (594 г.) в Афинах; последние были написаны на четырехугольных деревянных досках ἄξονες или κύρβεις; но и от этих законов дошли до нас лишь немногие отрывки. Образчиком древнего договора может служить сохранившаяся до нашего времени надпись, содержащая договор о мире между Элидой и аркадским городом Гереей (или Эвеей); эту надпись одни ученые датируют 50-й олимпиадой (580-577 гг. до н. э.), другие - более поздним временем. Павсаний (V, 20, 1) говорит, что он видел написанный на диске текст священного мира, который элейцы объявляют на время Олимпийских игр; так как диск этот назывался диском Ифита, а Ифит, по преданию, был современником Ликурга и учредителем Олимпийских игр, то эта надпись должна относиться к началу Олимпийских игр, т. е. к VIII веку до н. э.
Но все упомянутые выше документы не могут быть названы литературными памятниками и потому относятся не к области истории литературы, а к области эпиграфики [6]. Литературные произведения у греков могли появиться лишь тогда, когда они получили удобный для письма материал, на котором можно было писать сравнительно длинные сочинения и благодаря которому эти сочинения могли распространяться среди читателей в неограниченном количестве [7]. Таким материалом для письма оказался папирус, производившийся в Египте.
Первое упоминание об употреблении папируса у ионийцев встречается у Геродота (V, 58): "Ионийцы издревле называют книги кожами на том основании, что некогда употреблялись ими для письма козьи и овечьи кожи вследствие редкости папируса". Из этих слов Геродота видно, что в его время папирус был уже вполне известен ионийцам и служил обычным материалом для письма; он был им известен уже в более раннее время, но являлся тогда редким.
Всего вероятнее, что папирус стал доступным для ионийцев в VII веке до н. э., после того как при египетском царе Псамметихе I (671-617 гг.) возникли оживленные торговые сношения Греции с Египтом и вывоз папируса из Египта стал возможен. Благодаря своим преимуществам папирус довольно быстро вытеснил все другие материалы для письма. Греки и римляне пользовались им до IV века н. э. включительно, но впоследствии над папирусом одержал полную победу пергамент. Относительно поэтов VIII и VII веков до н. э. - Гесиода, Архилоха, Алкмана и др. - мы должны предполагать, что они писали свои произведения сравнительно небольшого размера на дереве, свинце, коже и т. п., а может быть даже и совсем не писали.
Лишь с развитием употребления папируса стали возможны сравнительно длинные прозаические сочинения, которые уже не могли распространяться устным путем [8]. Таким образом, эти первые образцы письма были вместе с тем и первыми образцами прозы.


[1] См. «История греческой литературы», т. I, изд. АН СССР. М., 1946, стр. 19. В дальнейшем все ссылки даются на это издание.
[2] Там же, стр. 156.
[3] Есть предположение, что финикийское письмо заимствовано из критского. См. С. Я. Лурье. Догреческие надписи Крита. «Вестник древней истории», 1947, № 4, стр. 79.
[4] Plut. Ages., 19.
[5] Plut. De musica, 3.
[6] Впрочем, некоторые филологи XIX века считали эпиграфику частью истории литературы Но теперь области этих дисциплин разграничены.
[7] Правда, и на громоздких материалах — на камне, металле и т. д., — имеются сочинения литературного характера, например, стихи на надгробных памятниках.
[8] Некоторые ученые, как, например, Круазе, считали невозможным объяснить позднее появление прозы тем, что была неизвестна письменность и не было в качестве писчего материала папируса, и ссылались на упомянутую выше надпись греческих наемников, как на доказательство раннего знакомства греков с письменностью. Что касается писчего материала, то, по словам Круазе, греки могли обходиться без папируса, прибегая к выделанным кожам, употреблявшимся в качестве писчего материала (Круазе. История греческой литературы, П., 1916, гл. IX, стр. 199–200; то же и в большой истории греческой литературы Круазе, Париж. 1887–1899 гг., т. II, стр. 469–470).
Эти возражения недостаточно убедительны. Если указанные внешние причины и не были единственными причинами позднего появления больших прозаических сочинений, то во всяком случае они сильно препятствовали их появлению. В самом деле, если финикийский алфавит вошел в общее употребление у греков в VII веке, то естественно, что сначала он стал применяться лишь для деловых целей, для письма на твердых и громоздких материалах, и сто лет, прошедших от полного усвоения алфавита до применения его к литературным произведениям, — не слишком большой промежуток времени. Редкость папируса в течение ста лет должна была служить очень большим препятствием для написания больших литературных произведений: кожи того времени, по видимому, были очень неудобным материалом для письма, иначе папирус не вытеснил бы их так скоро из употребления; даже когда изобретена была лучшая выделка кожи и появился пергамент, то и он сперва употреблялся только для черновых работ и лишь через много столетий, в IVV вв н. э. одержал полную победу над папирусом.