ГЛАВА ВОСЬМАЯ. Традиционные данные о сословной борьбе и восстаниях рабов в Риме VI-V вв. до н. э.

Этрусские цари в Риме, будучи вождями военных дружин, использовали для утверждения своей власти в полисе противоречия между родовой аристократией и не связанными с гентильной организацией слоями городского плебса. В царскую эпоху предпринято было немало для утверждения территориального (трибунального) принципа организации плебса в противовес его гентильной (куриатной) организации, которая охватывала, главным образом, сельское население. Создание четырех городских триб произошло еще в царское время. Их, как и многие другие установления государственно-демократического порядка, традиция связывала с деятельностью царя Сервия Туллия. Ему приписывалось также и распределение неполноправного и стоявшего юридически вне общины плебса по трибам и введение его, таким образом, в состав гражданства. Поскольку гентильная организация знала лишь рабов и клиентов (familia) рода, находившихся в беспрекословном подчинении у его главы, следует допустить, что внегентильные элементы юридически являли собой в какой-то части клиентелу и фамилию царя[1]. Появление ее должно было представлять определенную ступень в развитии государственного и муниципального рабовладения.
Надо думать, что государственные (царские) клиенты и рабы находились в более свободном и материально более выгодном положении, нежели рабы и клиенты гентильные. Так что для городского плебса в условиях преобладания гентильного порядка царская власть была единственной защитой и надеждой, и мы почти ничего не знаем о каких- либо противоречиях между низшими общественными слоями и царской властью. Это не означает, однако, что для подобных противоречий вовсе не было почвы: царь обладал по отношению к городским клиентам и рабам властью патрона и владыки, которая ограничивалась только теми же сакрально-правовыми традициями и еще, пожалуй, чувством политической меры. И когда под влиянием каких-либо обстоятельств эта мера преступалась, возникала почва для противоречий и недовольства. Римская историческая традиция сохранила некоторые факты этого рода, относящиеся к царствованию последнего и наиболее историчного из всех царей этрусской династии - Тарквиния Гордого. И Ливий [2], и Дионисий Галикарнасский [3] сообщают согласно о том, что простой народ был раздражен на царя Тарквиния за то, что тот требовал от него весьма деятельного участия в строительных работах, предпринимавшихся в городе. "Римские люди, победители всех окрестных племен, были из воинов обращены в строителей и каменщиков", - восклицает Ливий [4]. Нетрудно догадаться, что в этом случае из его уст звучит критика царских мероприятий, исходящая вероятней всего не из плебейского, а из аристократического лагеря. Дионисий добавляет к этому в более конкретном и существенном для плебса смысле, что оплата труда была мизерной и заключалась в раздаче небольших порций зерна. Оба автора перечисляют и объекты строительства, предпринятого Тарквинием Гордым: это были - цирк и дренажные каналы, постройка которых была начата еще при его деде - Тарквинии Древнем. Правда, при этом Дионисий в противоречие Ливию разъясняет, будто к таким работам привлекались лишь те из плебеев, которых царь не считал годными для военного дела. Поскольку Тарквиний не делал, видимо, разницы между рабами и теми плебеями, кто уже вышел из рабского состояния и мог бы рассчитывать в связи с этим на более легкие условия существования, недовольство могли испытывать люди, до этого по своему положению не занятые тяжелым физическим трудом.
О формах выражений этого недовольства низших слоев населения действиями последнего этрусского царя мы ничего, однако, не знаем. До нас дошло через Тита Ливия лишь сообщение о выступлении членов фамилии Турна Гердония, арицийского аристократа[5] (Дионисий Галикарнасский называет его жителем Кориол [6]), поднявшего голос на собрании латинской лиги против посягательств Тарквиния Гордого на независимость латинян. На защиту Турна, по словам Ливия, выступили его рабы, в числе которых необходимо предполагать и его клиентов. Поскольку этот противник Тарквиния Гордого именем своим связан с Аппием Гердонием, примерно лет через 50 после описанного события (т. е. в 460 г. до н. э.) возглавившим восстание низших слоев населения Рима с целью захвата Капитолия и установления тирании, встает вопрос о пределах реальности и историчности связи Турна Гердония с движением сопротивления латинской аристократии царю Тарквинию Гордому. Не было бы ничего удивительного, если бы это имя было приплетено к истории Тарквиния Гордого на основании более поздних реминисценций, тем более что и имя Аппия Гердония не у всех авторов звучит одинаково [7].
Римская историческая традиция знает несколько случаев восстаний (или, как говорит Ливий, заговоров) с участием рабов и относит их последовательно к 501, 460 и 419 гг. до н. э. Все они в основных чертах довольно стереотипны: это не были восстания рабов в собственном смысле слова, подобно тем большим восстаниям, о которых мы знаем применительно к более позднему времени, когда рабы восставали под предводительством вождей, вышедших из их же среды, и иногда стремились даже к ниспровержению рабовладельческих порядков. Восстания первого века республики были выступлениями отдельных аристократов, стимулировавших к восстанию своих рабов и клиентов обещаниями им определенных благ в будущем. Для владельцев же речь шла о захвате Капитолийской крепости (в царское время находившейся в руках военной дружины) с целью ниспровержения власти республиканского сената и патрицианских магистратов.
Весьма вероятно, что во всех случаях подобных движений инициаторами их производилась попытка привлечения на свою сторону возможно более широких слоев городского плебса и рабов. Движения эти, таким образом, очень напоминают те, с которыми мы познакомились из истории древнего Карфагена и греческих полисов Сицилии, где инициаторами народных восстаний бывали лица, стремившиеся к тирании, ведшие за собой порабощенные городские и сельские элементы, которым в случае победы, бывала обещана свобода и полноправное гражданство. Некоторые историки рабства и рабских движений вообще не признают историчности упомянутых революционных выступлений начала эпохи республики, в которые вовлечены были и рабы, ввиду того, что описания их содержат позднейшие штрихи, связывающиеся с событиями эпохи Гракхов или даже более позднего времени. Так, Вестерман склонен их отрицать на том основании, что, по его мнению, в V в. до н. э. в Риме было вообще еще слишком мало рабов для того, чтобы можно было ожидать с их стороны восстаний [8]. Мюнцер замечает, что программа Аппия Гердония, историчности которого он впрочем не отвергает, напоминает социальную программу движения Катилины [9]. Нельзя не заметить следов известных искажений древних фактов, привнесенных в эти рассказы позднереспубликанской историографией под влиянием событий эпохи Гракхов или эпохи гражданских войн. Но самые факты, описание которых у Ливия, Дионисия Галикарнасского и других еще более поздних историков страдает подобными неточностями, все же должны быть признаны исторически подлинными, тем более, что они перекликаются иногда с попытками каких-либо законодательных реформ, предпринимавшихся плебейскими трибунами в близкие данным революционным событиям годы (сообщения о коих основаны на другой самостоятельной традиции). Совпадая по времени с сообщениями о выступлениях низших слоев населения, они подтверждают наличие соответствующей политической ситуации. Так, движение 501 - 498 гг., о котором имеются отрывочные сведения у Дионисия Галикарнасского [10], связывается, с одной стороны, с происками изгнанного Тарквиния, искавшего приспешников в Риме среди плебеев и рабов. С другой, - оно близко по времени к событиям, сопряженным с законом Спурия Кассия о наделении землей беднейших плебеев и латинян, сообщения о чем у Ливия и Дионисия [11] довольно противоречивы и, несомненно, основываются на искаженных реконструкциях позднереспубликанской анналистики, навеянных борьбой римских сословий на аграрной почве. Существенно, однако, что определенные социальные тенденции, действовавшие в самом начале существования республики, реальность которых не приходится отрицать, породили события, получившие соответствующее отражение в указанных сообщениях позднейших историков Рима.
Движение, относимое к 419 г. до н. э. [12] также совпадает по времени с несколькими плебисцитами касательно земельных наделов, свидетельствующими об определенной напряженности внутриполитической обстановки в Риме в указанные годы.
Аппий Гердоний был, по свидетельству сообщающих о нем авторов, аристократом сабинского происхождения, обладавшим богатством и политическим влиянием в Риме. Дионисий Галикарнасский [13] говорит определенно, что Капитолий был им захвачен с помощью его собственных клиентов и рабов, число которых составляло 4 тыс. человек. Тит Ливии насчитывает всего 2500 человек его активных сторонников, упоминает о рабах без указания их принадлежности и об изгнанниках (exules) [14]. Оба автора подробно характеризуют обстановку, создавшуюся в Риме в результате весьма острых отношений между патрициями и плебсом. Плебейские трибуны выступали против поддержки консулов, стремившихся помешать Гердонию совершить затеянный им политический переворот. Де Санктис [15], основываясь на словах Дионисия о том, что Гердоний хотел, призвать на помощь в случае невозможности осуществить предприятие собственными средствами врагов Рима - сабинян, этруссков и эквов, - полагает, что попытку предпринятого Гердонием государственного переворота следует рассматривать в плане сабинских поползновений к освобождению от римского владычества и занятию руководящего положения в общине. Так или иначе, Гердоний хотел воспользоваться замешательством и слабостью сената для ниспровержения недавно установившегося режима. Нелегко, а в данной связи и нет нужды, выяснять истинные причины затеянного им переворота. Сообщения о его ходе и конце полны романтических подробностей, вплоть до гибели одного из консулов во время борьбы за Капитолий [16]. Подробности эти могут не соответствовать действительности, так же как, вероятно, несколько изменилась и политическая окраска этого движения в римской анналистике под действием позднейших исторических обстоятельств, оказавших влияние на римских историков. Важно установить характер связи этого движения с общественными низами, в частности с рабами. Существенно, что, быть может, не все рабы и клиенты, принявшие участие в движении, действовали, подчиняясь зову своего владыки; некоторые, вероятно (если верить Ливию), явились со стороны и выказывали самостоятельное и по собственному почину выраженное стремление к революционному выступлению.
Не менее существенно и то, что движение это, видимо, сочеталось с обострением напряженной борьбы плебса за свои интересы, встречавшей не менее острое сопротивление со стороны аристократии. Близ того времени, к которому традиция относит этот заговор, Умещается также и плебисцит Ицилия de Aventino publicando, т. е. попытка проведения закона о предоставлении земли на Авентинском холме для жительства не имевшим своих жилищ плебеям (456 г. до н. э.) и плебисцит (468 г. до н. э.), принятый по предложению трибуна С. Терентилия Гарсы [17], об учреждении коллегии из пяти человек для записи законов. Lex Terentilla послужил первым толчком к тому движению, которое окончилось учреждением децемвирата в 451 г. до н. э.
Об остром характере столкновения, связанного с именем Аппия Гердония, свидетельствует сообщение анналистов о гибели консула Публия Валерия Попликолы в сражении, происшедшем между сторонниками власти, шедшими под его предводительством на штурм крепости, и приспешниками Гердония. Даже если считать, как это делает Мюнцер [18], что смерть консула фигурирует в рассказе об Аппии Гердонии лишь потому, что анналисты нашли упоминание о ней под соответствующим годом в Капитолийских фастах, если даже она и придумана, то сделано это было, видимо, вследствие наличия более древних сообщений о жестокой кровопролитной схватке, происшедшей при освобождении Капитолия от утвердившихся на нем сторонников Гердония.
Таким образом, попытка Гердония захватить Капитолий предстает в нескольких аспектах: во-первых, она, как указывают некоторые историки и среди них Э. Пайс[19], представляется, на основании подчеркивания источниками сабинского происхождения Гердония и его стремления привлечь себе на помощь соседние угнетенные или враждебные Риму общины, движением сабинян, пытавшихся захватить верховенство в государственных делах Рима. Поскольку сабинский этнический элемент был представлен в Риме с древнейших времен достаточно сильно, такой взгляд кажется вполне правомерным. Во-вторых, это было движение плебеев разного общественного и экономического состояния, объединенных стремлением добиться гражданства и равноправия с патрициями и закрепить достигнутые успехи законодательным порядком. Наконец, это было движение клиентов и рабов, в первую голову, вероятно, клиентов и рабов самого Гердония, шедших за ним (по принадлежности к возглавляемому им роду) вследствие необходимости подчиниться своему патрону и владыке. Однако необходимо думать, что ими двигала, помимо отмеченных причин, также и вера в победу предприятия Гердония и надежда на то, что в случае его успеха, и они смогут воспользоваться плодами тех перемен, какие произойдут в римском государственном управлении и в положении сословий. Если считать, что обещания Гердония дать свободу рабам и гражданство клиентам являются лишь позднейшей интерпретацией, анахроническим искажением древнего факта, то было бы естественней предположить, что рабы и клиенты Гердония должны были бы скорей всего воспользоваться создавшимися критическими обстоятельствами для того, чтобы разбежаться и избавиться одновременно и от подневольного положения и от ответственности, какая им угрожала за участие в мятеже в случае его неудачи. Кроме того, ввиду несогласия источников в отношении состава участников [20] движения допустимо предположить, что в нем приняли участие также различные категории подневольных контингентов Рима, а не только клиенты и рабы самого Гердония, и это предположение может быть справедливым ввиду достаточно большого числа участников движения.
Попытка Гердония захватить в свои руки власть в Риме с помощью демократических элементов и движение 419 г. до н. э. перекликаются не только с аналогичной попыткой Спурия Кассия, о которой выше уже была речь, но также и с двумя более поздними попытками того же рода, предпринятыми согласно традиции Спурием Мелием [21] в 439 г. до н. э. и Марком Манлием Капитолином в 384 г. до н. э. [22] Первый из названных - богатый римский всадник, организовавший средствами своей клиентелы закупки и раздачи зерна народу в голодный год, был обвинен патрициями в стремлении к царской власти и убит при попытке оказать сопротивление явившимся для его ареста властям. Манлий же погиб в результате попытки захвата Капитолия (или попытки поднять восстание, руководя им из своего дома, находившегося на Капитолии [23]).
В традиционных рассказах о событиях, связанных с именами Мелия и Манлия, нет прямых упоминаний об участии в них рабов. О том, однако, что обе попытки государственного переворота имели в виду определенный расчет на поддержку со стороны угнетенных и порабощенных элементов, позволяют судить приписываемые им широкие демагогические мероприятия, с целью привлечения на свою сторону общественных низов: бесплатная раздача продовольствия, приобретенного Мелием на собственный счет, могла иметь в виду наиболее неимущих и обездоленных жителей города и его сельскохозяйственной территории, поскольку хлеба не было также и у плебеев-земледельцев [24].
Манлий представлен в качестве борца за освобождение nexi, т. е. плебеев-должников, обреченных на долговое рабство. Он, по традиционным данным, выразил даже готовность отказаться от собственного земельного владения, расположенного на завоеванной вейентской земле, ради избавления должников от тяготевшего над ними рабства [25].
При этом традиционный рассказ, при всей несомненности его модернизации, навеянной соответствующими политическими тенденциями эпохи Цинны и даже Катилины, когда выдвигались проекты полной или частичной отмены долгов неимущего гражданства[26], в общем не лишен внутренней логики и даже некоторых" довольно индивидуальных черт, свидетельствующих в пользу его хотя бы частичного правдоподобия и подлинного историзма: Марк Манлий почитался спасителем Рима от галльского нашествия и мужественным защитником Капитолия, на котором находился его дом, что обеспечило ему славу и популярность по миновании галльской опасности. Об этом согласно рассказывают Ливий, Дионисий Галикарнасский и Аврелий Виктор [27]. Ливий говорит к тому же, что общественное внимание обратило его как первого из патрициев к крайней демагогии [28]. И Ливий, и Аврелий Виктор указывают на то, что плебеи приветствовали его в качестве своего патрона[29]. Оба автора свидетельствуют также и о том, что дом на Капитолии был подарен Манлию государством. Будучи заподозрен в стремлении к царской власти и заключен в тюрьму, Манлий был освобожден из нее толпой народа [30]. Поскольку его окончательное осуждение было совершено центуриатными комициями, следует полагать, что поддержку ему оказывали лишь беднейшие элементы гражданства, лишенные веса в комициях. Манлий рассчитывал, видимо, также и на поддержку со стороны рабов. Зонара сохранил рассказ о том, что он был выдан властям именно неким рабом при обстоятельствах, сообщение о которых также, быть может, сохраняет индивидуальные и исторически точные черты: "плебс помог ему (т. е. М. Манлию) взойти на Капитолий и они захватили его... Некий раб пришел к Камиллу и обещал ему взять (Марка Манлия) Капитолина живьем. Получив для этого вооруженных воинов и спрятав их близ Капитолия, он сам под видом перебежчика приблизился к (Марку Манлию) Капитолину и обещал ему поддержку своих товарищей (όμοδούλων). Так, говоря с ним, он увел его от его сторонников под предлогом сообщения ему неких секретов и приблизился (с ним) к засаде, где тот был схвачен и приведен в суд (δικαστήριον)" (Ζonar., VII, 23, 10).
Весьма вероятно, что рассказы об этих событиях испытали на себе влияние социальных тенденций более позднего периода и претерпели известные изменения под пером историков позднереспубликанского времени. Однако не вызывает сомнения, что и в этих движениях участие "порабощенных элементов могло сводиться преимущественно к использованию их потенциальных революционных возможностей для достижения целей, продиктованных интересами других социальных категорий. Оба предприятия, видимо, не получили широкой поддержки в плебейской и рабской среде: Анналисты ничего не сообщают хотя бы о таких формах их активности, какая была проявлена во время восстания Аппия Гердония.
Более широкие народные движения с участием порабощенных элементов и с проявлением их собственной инициативы стали возникать несколько позднее, под влиянием изменения социально-экономических факторов, крупных политических событий и, наконец, вследствие войн более широкого международного значения, приведших в движение значительные массы народа, оказывавшегося способным к проявлению свойственных ему революционных тенденций.
Следует, однако, сказать, что выступления рабов, инспирированные представителями высших слоев общества в целях, с социальными интересами рабов ничего общего не имеющими, происходили в Италии также и в более позднее время. Ливий сообщает, например, о двух подобных выступлениях в период II Пунической войны и через несколько лет по ее окончании, связанных с антиримской деятельностью содержавшихся в плену пунических аристократов, подстрекавших к диверсионно-заговорщической деятельности находившихся с ними в плену рабов. Первый случай имел место в 217 г. до н. э. в Риме, вследствие чего было казнено (распято на крестах) 25 рабов[31]. Позднее, в 198 г. до н. э., жившие в Сетии (Лаций) карфагенские заложники возмутили находившихся там же рабов из числа карфагенских военнопленных к восстанию, целью которого намечался захват Сетии, Норбы, Цирцей и Пренесте [32]. После подавления этого восстания, на что потребовалось продолжительное время, так как часть восставших рабов разбежалась и укрылась в различных местах, было казнено 500 человек. Исследователь этих движений O. O. Крюгер полагает, что, несмотря на отмеченный только что провокационный характер обоих восстаний, впечатление, произведенное ими на римское общество, было весьма значительно и повлекло за собой ряд существенных административных мер охранного характера [33].


[1] А. Premerstein, in: PW, RE, IV, стр. 48.
[2] Liv., I, 56, 1 сл.
[3] Diоn. Hаl., IV, 44.
[4] Liv., I, 59, 9. В другом месте он подчеркивает, что плебеи недовольны тем, что Тарквиний обрек их на рабский труд (Liv., I, 57, 2)
[5] Liv., I, 50, 3.
[6] Dion. Hal., IV, 45, 4.
[7] Σερδώνιος у Иоанна Антиохийского (FHG, IV, 556, 47).
[8] W. L. Westermann. The Slave Systems of Greek and Roman Antiquity. Philadelphia, 1955, стр. 59.
[9] Münzer, in: PW, RE, VIII, стб. 618.
[10] Dion. Hal., V, 51, 53.
[11] Liv., II, 41; Dion. Hal., V, 75.
[12] Liv., IV, 45, 2; Dion. Hal., XII, 6, 6.
[13] Dion. Hal., X, 14 сл.
[14] Liv., III, 15, 3 сл.
[15] G. De Sanctis. Storia dei Romani, II. Firenze, 1960, стр. 36.
[16] Liv., III, 17, 18 (ср. F. Cornelius. Untersuchungen zur früheren römischen Geschichte. München, 1940, стр. 123).
[17] Liv., III, 9, 2.
[18] PW, RE, VIII, стб. 618 сл.
[19] Е. Pais. Storia di Roma dall'età Regia. Torino, 1934, стр. 164.
[20] Liv., III, 15 (ср. Dion. Hal., IV, 51).
[21] Liv., IV, 13 сл.; Dion. Hal., XII, 1. Уже одно то обстоятельство, что имя Мелия пишется у латинских и греческих авторов с вариантами( в рукописях Ливия—IV, 13 — Maelius и Melius, у Диодора —XII, 37— Σπόρίος Μάλλιος Или Μαίνιος; только Дионисий Галикарнасский знает и его когномен — XII, 1 – Ευδαίμον–Felix), свидетельствует о несогласованности различных традиций. Подобного же рода несоответствия содержатся и в рассказе о его политической деятельности, имеющем, впрочем, как и рассказы о Спурии Кассии и Марке Манлии, отдельные весьма индивидуальные черты. По Дионисию (Dion. Hal., XIII, 1), Мелий созывал народ на сходки, изгнал со своего поста Л. Минуция — префекта анноны, приняв на себя его функции. По Ливию (Liv., IV, 13), он создавал в своем доме запасы оружия и собирал в нем тайные совещания своих сторонников. Моммзен показал, однако (Th. Mоmmsen. Römische Forschungen, II. Berlin, 1879, стр. 199 сл.), что традиционный рассказ о Спурии Мелии переплетается, с одной стороны, с легендами о Aequimelium'e — месте близ Капитолия, наименование которого было уже в древности непонятно и толковалось в связи с известием о том, что по сенатскому постановлению дом Спурия Мелия был сравнен с землей за его посягательство на царский венец (Varro. De I. I., V, 157), и с колонной, стоявшей у Порта Тригемина и связанной с именем Минуциев (Ρlin. NH, XVIII, 3, 15)—с другой. Подчеркивая анахронизмы в рассказе о Спурии Мелии, заключающиеся в трактовке его в качестве представителя всаднического сословия, а Л. Минуция в качестве префекта анноны, Моммзен считает анахроничным и самое представление о плебее V в. до н. э. как о возможном претенденте на царскую власть (Th. Mommsen. Römische Forschungen, II, стр. 215 сл.).
[22] Liv., VI, 11, 3; Dion. Hal., XIV, 4.
[23] Liv., VI, 19, 1.
[24] Zonar., VII, 20.
[25] Liv., VI, 14, 10.
[26] Th. Mоmmsen. Römische Forschungen, II, стр. 198.
[27] Liv., VI, 11 сл.; Dion. Hal., XIII, 8 сл.; XIV, 6; Aur. Vict., XXIII, 9 сл.
[28] Liv., VI, 11, 7: primus omnium patribus popularis factus, cum plebeis maigietiratibus coneilia communicare.
[29] Liv., VI, 18, 14; Aur. Vict., XXIV, 3, 4.
[30] Liv., VI, 17, 6; Aur. Vict., XXIV, 5, 1.
[31] Liv., XXII, 33, 1 сл.
[32] Там же, 26, 5 сл.
[33] Там же, 26, 17 сл.; O. O. Крюге. Рабские восстания II–I вв. до н. э. как начальный этап революции рабов. — Сб. «Карл Маркс и проблемы докапиталистических формаций.». М. — Л., 1934, стр. 378 сл.