Константин III

407-41 1 гг.
Константин III (Флавий Клавдий Константин) (конкурирующий император западных провинций, 407-411 гг.) служил рядовым солдатом в Британии, о его происхождении ничего не известно. В 406 г. британские легионы, недовольные неспособностью Гонория и Стилихона защитить остров, провозгласили императором некого Марка которого вскоре убил другой претендент, некий Грациан, Спустя четыре месяца, в 407 г., его постигла та же судьба. Тогда солдаты выдвинули еще одного претендента, солдата же по имени Константин - третьего носителя этого имени, облачившегося в пурпурную мантию.
Первым делом он переправился на континент, взяв с собой большую часть действующей армии, вывод которой в значительной, а быть может, и в решающей степени способствовал отделению Британии от Империи. Затем к Константину перешли легионы, стоявшие в галльских провинциях, и его власть распространилась на многие их районы, оставленные представителями Гонория, бежавшими в Италию. Константин основал в Арелате (своей столице), Лугдуне и Тревирах монетные дворы и весьма надежно защищал рейнскую границу. В Галлии он одержал победу над одними германскими племенами, а с другими заключил соглашения. Равеннское правительство выслало против него войска под командованием вестгота Сара, который разбил военачальников Константина, но не сумел осадить его в Валенции, на севере Галлии. Тем временем сын Константина, Констант, назначенный цезарем, в сопровождении полководца по имени Геронтий отправился в Испанию, разбил войска Гонория и разместил свою штаб-квартиру в городе Цезаравгуста. Однако вскоре его отозвали в Галлию и присвоили титул августа.
Константин III отправил в Равенну послов, требуя от Гонория признания. Ввиду угрозы со стороны Алариха, тот вынужден был согласиться, после чего в 409 г. Константин стал претендовать на совместное с ним консульство. Однако в Константинополе правительство Феодосия II не последовало примеру Гонория, хотя и не стало возражать против того, чтобы Константин с Константом прославляли на монетах "Победу четырех августов" (VICTORIA AAAVGGGG.), т. е. двух центральных императоров и их самих. Константин также согласился оказать Гонорию помощь в борьбе с Аларихом, возможно, намереваясь при удобном случае захватить Италию. В поддержке этих планов подозревали начальника конницы Геллебиха, и Гонорий организовал его убийство.
Главнокомандующий Константина, Геронтий, который все еще находился в Испании, не имел достаточно сил (междоусобицы ослабили его войска) и не смог помешать большому числу германцев - вандалов-аслингов и вандалов-силингов, свевов и аланов - вторгнуться в страну. Тогда Константин отправил ему на смену в Испанию своего сына, но Геронтий, отказавшись признать отставку, нарушил верность Константину и в 409 г. сам провозгласил императором телохранителя (protector domesticus) Максима, который, возможно, приходился ему сыном. Максим выпустил монеты в Тарраконе (своей столице) и Барцелоне, где говорилось о трех августах, под которыми, возможно, подразумевались он сам и императоры в Константинополе и Равенне. Затем Геронтий двинулся на Галлию, где объединился с союзниками-германцами; они помогли ему убить Константа и осадить Константина III с его вторым сыном Юлианом в Арелате. Однако тут вмешался Констанций III (представлявший правительство Гонория) и отбросил Геронтия обратно в Испанию. Там дом, в котором он укрылся от своих взбунтовавшихся войск, загорелся, и он покончил с собой вместе со своим оруженосцем-аланом. Максима сместили его собственные войска, но он остался в живых и поселился в изгнании среди местных жителей. После этого имперские войска двинулись на Константина III и осадили его в Арелате, и эту осаду его полководец Эдобих, поддерживаемый алеманнами и франками, так и не смог прорвать. Перед лицом неминуемого плена Крнстантин сорвал с себя пурпурную мантию и удалился в храм, в священники которого спешно произвел сам себя. Командиры Гонория гарантировали ему безопасность, и после взятия Арелата его с сыном отправили в Равенну. Но император, памятуя о том, что Константин убил нескольких его родственников, нарушил эту гарантию и в 411 г. казнил их в окрестностях города. Мало что известно о том, каким правителем был Константин, но древние авторы называют его своенравным и прожорливым.
Его смерть не привела к прекращению существования отдельного государства в западных провинциях. Оно еще некоторое время сохранялось в качестве марионеточного ослабленного государства, поддерживаемого рейнскими германцами. Номинальным императором этого образования стал представитель галло-римской знати Йовин, которого провозгласили августом в Мундиаке вблизи реки Мез по наущению бургундского короля Гундахара и предводителя аланов, Гоара. Йовин чеканил монету на тех же монетных дворах, что и Константин III, называя себя "Восстановителем государства" (RESTITVTOR REIPublicae). Констанций III, ранее стоявший во главе войск центрального правительства в Галлии, уже не мог выступить против нового узурпатора, поскольку вернулся в Италию, и все зависело от того, на чью сторону встанет вестготский вождь Атаульф, находившийся в Южной Галлии. Поначалу Атаульф проявлял к Йовину благосклонность, но его пыл значительно поугас, когда ненавистный ему его соотечественник Сар поступил к тому на службу. А когда в 412 г. Йовин провозгласил августом своего брата Себастьяна, это еще больше оттолкнуло Атаульфа - ему надоело безудержное размножение претендентов на власть.
Атаульф связался с префектом претория в Галлии, Дарданом, который сохранил верность Гонорию, и после обмена посланиями с Равенной разбил Себастьяна и предал его смерти. Йовин бежал в галльский город Валенцию, Атаульф последовал за ним, так что город подвергся второй осаде за пять лет. На этот раз он пал под натиском имперских войск, Йовина взяли в плен и отвезли в Нарбон, где Дардан казнил его. Власть в Галлии теперь вновь делилась между правительством в Равенне, с одной стороны, и многочисленными германскими государствами и племенами, с другой, без какого-либо участия марионеточных правителей и узурпаторов.