7. Путешествия Адриана

В этой главе речь пойдет о путешествиях Адриана, когда он был императором. Я хочу посмотреть, что говорится о том, где он путешествовал и чем занимался во время путешествий. Я также хочу узнать, описывает ли Historia Augusta какой–либо мотив, по которому Адриан так много путешествовал, поскольку путешествия — это то, чем Адриан стал наиболее известен в ретроспективе. Он проводил много времени вдали от Рима, путешествуя по обширным территориям. Биография не повторяет путешествия Адриана в точности, и более подробные сведения опускаются. Описания также не полностью связаны, но разъединены и прерываются. Здесь я хочу восполнить кое–что из того, что было потеряно, но не буду рассматривать каждый шаг во всех поездках, поскольку это займет слишком много места.
Когда Адриан был провозглашен императором, он находился за пределами Рима. Он был наместником Сирии, как говорится в биографии. К концу его жизни, когда болезнь взяла верх, он покинул Рим и умер в Байях на Неаполитанском заливе, как упоминалось ранее. Итак, Адриан начал и закончил свое правление за пределами столицы империи, в дополнение к тому факту, что сам он был родом из провинции. Поэтому я также попытаюсь более подробно рассмотреть отношения Адриана с Римом и то, как это интерпретировалось позже.
В начале биографии есть намек на физическую силу и выносливость Адриана, например, через историю о том, что его колесница была сломана, но он все же сумел опередить посланника Сервиана, продолжив путь пешком. Эта физическая выносливость также проявляется и развивается в более поздних случаях, например, когда рассказывают, что он путешествовал повсюду, даже в бурю, не покрывая головы. Интересно, что это также описывается как первопричина болезни, от которой он в конце концов умер. Когда дело до выяснения, что Адриан делал во время своих путешествий, упор делается на его строительную деятельность и на то, что я бы охарактеризовала как личные удовольствия.

Обзор

Как уже упоминалось, в биографии подробности о путешествиях Адриана довольно скудны и разрозненны. Чтобы получить лучший обзор путешествий и заполнить некоторые пробелы в изложении биографии, я постараюсь дать как можно более точное описание, основанное на книге Альбино Гарцетти «От Тиберия до Антонинов: история Римской империи в 14 - 192 гг.». В этой работе рассматриваются некоторые проблемы, связанные со сроками визитов Адриана и местами, которые он, вероятно, посетил. Одна из проблем состоит в том, что, хотя следы Адриана есть в разных местах, например, через бенефициаров, не всегда ясно, были ли деньги даны лично императором или когда они были переданы точно. Другая проблема заключается в том, что не всегда так просто сказать, во время какой поездки император посетил те или иные места.
Путешествия Адриана в основном делятся на две части. Первое путешествие началось а 120 г. или 121 г., и, возможно, первым пунктом назначения императора стала Галлия, а оттуда он отправился в Германию. Говорят, что он посетил легионы на Рейне и проинспектировал армию в Германии. По словам Гарцетти, Адриан, вероятно, также интересовался организацией границ, и были обнаружены следы дорожных работ в долине Рейна, которые могут быть датированы 121-122 годами. Используя монеты, можно документировать посещения Реции, Норика и, возможно, Паннонии. Возможно, ранней весной 122 года после следования по Рейну Адриан отплыл в Британию. Гарцетти утверждал, что Адриан, вероятно, обследовал бы всю систему обороны в районе Рейна–Дуная, но нет никаких свидетельств какого–либо обходного пути от Рейна. Из Британии Адриан, должно быть, вернулся в Галлию и к середине 122 г. прибыл в Нарбонскую Галлию.
Посещение городов в Нарбонской Галлии продолжалось по мнению Гарцетти, примерно до конца 122 г., возможно, зиму Адриан провел в Таррагоне в Испании. Возможно, в 122–123 годах Адриан построил храм Плотины в Немаусе, который сам освятил. Пребывание в Немаусе зафиксировано и в надписях. Говорят, что Адриан использовал зиму в Таррагоне, чтобы собрать представителей провинции для обсуждения рекрутинга, но он также восстановил храм Августа. Затем Адриан продолжил свое путешествие на юг и дошел до Гадеса. Западная часть этого первого большого плавания закончилась экскурсией в Мавританию и своего рода военной операцией. До конца 123 г. Адриан отплыл либо из Мавритании, либо из Испании прямо на восток.
Единственные известные факты о первом восточном путешествии — это то, что Адриан побывал в Стратоникее, Фригии, Троаде, Кизике, Никомедии и Никее. В какой–то момент он отплыл из Эфеса на Родос, и в конце концов он перешел из Азии в Ахайю, но когда, как и каким маршрутом, неизвестно. Гарцетти считал, что Адриан, вероятно, сошел на берег где–то в южной части Малой Азии, возможно, в Эфесе, а затем отправился на север страны. Он посетил города Вифинии, но, вероятно, позже. В 124 г. Адриан, вероятно, находился в Александрии Троадской, так как к этому времени можно отнести дорожные работы. По мнению Гарцетти, он также несомненно останавливался в Пергаме и Смирне. Адриан основал три новых города в материковой части Мисии. Он отправился морским путем из Смирны в Эрифры, затем в Милет, Эфес и, наконец, на Родос. Из одного из этих городов Адриан отправился в Афины, куда он прибыл в конце сентября 124 г. Возможно, его пребывание в Афинах длилось всю зиму, поскольку есть документация о его присутствии в марте 125 г. Имеются документы еще о двух визитах в Спарту, и Гарцетти утверждал, что одно из них имело место во время этого первого путешествия. Также подтверждается присутствие Адриана в Пелопоннесе, как и его визиты в центральную Грецию. Говорят, что летом 125 или 126 г. он отплыл на Сицилию, где он поднялся на гору Этну. Адриан вернулся в Рим в 126 г., но, как говорят, совершил тур по Италии, который начался 1 марта 127 г. Возможно, он посетил регион сабинскую область, Пицен и Кампанию.
Адриан совершил короткое путешествие в Африку, которое началось летом 128 г. н. э., когда он высадился в Карфагене, и вернулся в Италию в августе. Целью этого визита, судя по всему, были инспектирования вооруженных сил, частично проведенные в Ламбесисе. Через несколько недель после прибытия в Рим Адриан отправился во второе большое путешествие на восток и был в Афинах в начале октября 128 г. Возможно, из Греции Адриан переправился в Азию, из Элевсина в Эфес, вероятно, весной 129 г., возможно, после зимы в Афинах. Из Эфеса он, должно быть, совершал экскурсии в близлежащие соседние города, и, по мнению Гарцетти, Адриан планировал добраться до Сирии через южные провинции Анатолии. Из Памфилии он, вероятно, продолжил путь по морю, проплыл вдоль побережья и высадился, чтобы посетить города Киликии. Согласно позднему и по мнению Гарцети спорному источнику Адриан прибыл в Антиохию в июне 129 года.
Следующим шагом стала поездка в Аравию и Египет. Гарцетти считал маловероятным, чтобы Адриан отправился в Каппадокию раньше, чем в Антиохию, как, кажется, предполагает биография. Адриан был в Александрии летом 130 г., возможно, и провел там не менее двух месяцев. Затем Адриан поплыл по Нилу в Верхний Египет. Во время этой поездки, на полпути между Мемфисом и Фивами, умер Антиной. К ноябрю 130 года императорское окружение достигло Фив, где они услышали, как огромная статуя Мемнона издавала свое знаменитое эхо. Адриан провел в Египте год и уехал в конце лета 131 г. Неизвестно, что он делал в этот период. Обратный путь пролегал через Иудею и Сирию. Из северной Сирии Адриан отправился в Трапезунд на Черном море и, очевидно, вдоль армянского фронта. Трудно проследить за императором в его обратном путешествии на запад через северные и центральные провинции Анатолийского полуострова, но в 134 г. Адриан вернулся в Рим.
Адриан в третий раз приехал в Афины зимой 131-132 гг., где, среди прочего, был освящен завершенный храм Зевса Олимпийского. Также кажется очевидным, что Адриан отправился в район, который был опустошен иудейской войной, где–то между 133-134 годами, возможно, кроме того, есть также несколько мест, которые Адриан, вероятно, посетил, но неизвестно когда, и я не назвала их в этом списке. Адриан путешествует во время своего правления императором. Только то, что я упомянула, заняло много места, но, надеюсь, это упростит отслеживание тематического разделения, которое я выбрала для этой главы.

Адриан как благотворитель

Биография рассказывает, что Адриан отправился в Кампанию, где он помог всем городам в регионе дарами и благотворительностью, и он принял всех ведущих людей в число своих друзей. Он путешествовал по провинциям Галлии, где оказал помощь всем общинам различными щедротами, а оттуда отправился в Германию. Затем Адриан отправился в Британию, где он исправил злоупотребления властью и построил стену в 80 римских миль, которая должна была отделить варваров от римлян. Из Британии он перебрался в Галлию, потому что его обеспокоили известия о восстании в Александрии. Проблемы возникли из–за того, что снова появился Апис, и общины яростно спорили о местопребывании быка. Эти краткие описания иллюстрируют, как биография описывает путешествия Адриана, а именно лаконично и сжато. Однако, судя по всему Адриан сразу же занялся строительством и приобрел связи с элитой за пределами Рима.
В биографии появляется интересное утверждение о том, что во время своих путешествий Адриан испытывал большую ненависть к антиохийцам. Согласно биографии, он хотел отделить Сирию от Финикии, чтобы Антиохия не называлась главным городом среди стольких общин. Мэджи указывает в этом контексте, что Адриан повысил статус трех других городов в этом районе, а именно Тира, Дамаска и Самосаты, но разделение Сирии на две провинции произошло позже, возможно, в 194 году. Адриан построил в Антиохии много общественных зданий, что противоречит данным биографии. Похоже, что биография могла неправильно истолковать источник, считая, что разделение Сирии произошло при Адриане. В любом случае, похоже, у Адриана не было особых причин для неприязни к антиохийцам и строительная программа вроде бы не пострадала.
Адриан путешествовал не только для себя, и в этих поездках по провинциям он добился многого. Биография уделяет большое внимание его строительной деятельности и несколько раз упоминает, что Адриан, как говорят, построил бесчисленное количество общественных зданий везде, где бывал, и что он очень редко писал на них свое собственное имя. Адриан также учредил общественные игры. В качестве примера можно привести Афины, где он, как говорят, показал охоту с тысячей диких животных. Тем не менее биография дает понять, что он никогда не вызывал охотников или актеров из Рима. Поэтому здесь биография показывает щедрость Адриана по отношению к провинциям, и в то же время в обнадеживающем духе говорит, что император не умалил статус Рима удалением артистов, которые там жили. Тот факт, что он не называл здания своим именем, мог показывать, что он не хотел славы для себя, а чтобы услужить тем местам, где были построены здания. По крайней мере, Бирли интерпретирует это как преднамеренный поступок со стороны Адриана, вероятно, с целью завоевать симпатии.
Биография рассказывает, что во время правления Адриана произошло несколько различных катастроф, опустошивших Римскую империи. Были голод, землетрясения и эпидемии. Несчастья, вызванные этими катаклизмами, император облегчал как мог, и он оказал помощь многим разрушенным селениям. Также упоминается о наводнении Тибра. Адриан дал римское гражданство многим общинам, а многим другим простил налоги. Среди этих ошеломляющими бедствий Адриан изображается спокойным и уравновешенным монархом, который делает все возможное, чтобы помочь своим подданным. Забавная история, которую можно связать с этим образом императора, рассказывает о визите Адриана в Африку. Биография утверждает, что после его приезда там впервые за пять лет пошел дождь, и за это африканцы очень его полюбили. В этой истории Адриан выглядит как спаситель или как правитель, благословленный богами. Его прибытие приносит с собой столь необходимый дождь. Бирли указывает, что ни один из предшественников Адриана не видел Африки, даже Август, и что это было достаточной причиной для того, чтобы Адриан уехал.
Говорят, что Адриан перестроил гробницу Помпея в большем великолепии. Также говорят, что во время своего пребывания в Таррагоне он восстановил за свой счет храм Августа. Следовательно Адриан посещал известные места захоронений и, когда видел, что они бедные или нуждается в реставрации, приходил на помощь. То, что он отремонтировал храм Августа за свой счет, свидетельствует не только о щедрости, но и об уважении. В нескольких других случаях упоминается, что Адриан вдохновлялся Августом и следовал его примеру. Это особенно упоминается в связи с отказом Адриана от завоеваний Траяна и отказом от титула pater patriae. Бирли придает особое значение тому факту, что Адриан подражал Августу, включая его пребывание в Таррагоне и встречи с провинциалами в этом районе.
Говорят, что Адриан использовал свои путешествия, чтобы наказывать, где он обнаруживал, злоупотребления властью среди чиновников. Это упоминается в связи с его поездкой в ​​Британию и во время путешествий по провинциям материка. Здесь он изображен как добросовестный правитель, который следит за тем, чтобы подчиненные ему чиновники не эксплуатировали подданных и не злоупотребляли предоставленной им властью. Однако в связи с разборками в ​​провинциях на материке упоминается, что возникло подозрение, что из–за своей суровости Адриан сам поощрял или провоцировал обвинителей. Это кажется странным противоречием тому, что в том же предложении сказано, что он наказывал людей в соответствии с их преступлениями.
Рёдер утверждал, что на должности наместника Адриан был могущественным защитником провинциальных жителей от жадности римских сборщиков налогов. То же самое продолжалось и в бытность его императором. Рёдер зашел настолько далеко, что утверждал, что Адриан жил в памяти людей как «странствующий император», который сеял вокруг себя помощь и добрые дела. Он помогал в финансовых вопросах, старался максимально помочь, когда случались стихийные бедствия или что–то подобное, и оставил неизгладимый след своей огромной строительной деятельностью. Поэтому для Рёдера Адриан был императором, который проявлял неподдельный интерес к благополучию провинции и показывал великую щедрость в строительстве.
Строительство было для правителя традиционным способом завоевать доброжелательность и благодарность народа, поскольку крупные проекты могли обеспечить работой тысячи людей. Элита также могла получить прибыль от строительства, так как она часто владела территориями, откуда поступали материалы. Бирли рассматривает строительство в Галлии и в Риме, как способ завоевать популярность. Но Адриан также стремился лично организовать северо–западные провинции, и, по мнению Бирли, у него были планы относительно границ. Следовательно, в глазах Бирли строительный бизнес имел для Адриана четкую практическую сторону, и у Бирли Адриану как щедрому защитнику интересов провинции уделялось не так много внимания, как у Рёдера.

Адриан и Афины

Адриан рано проявил интерес к греческому языку. Биография утверждает, что после того, как он стал подопечным Траяна и Аттиана, он изучал греческую литературу настолько усиленно, что многие называли его «грекулом». Не похоже, чтобы биография высказывалась здесь особенно негативно, но прозвище, вероятно, также не было прямо позитивным. Как упоминалось в обзоре его путешествий, он неоднократно посещал Грецию, особенно Афины. По мнению Мэри Боутрайт, благотворительные акции императора сделали Афины центром греко–римского мира, тесно связанным с самим Адрианом. Во время своего правления он проводил в Афинах больше времени, чем в любом другом городе империи, кроме Рима.
В биографии говорится, что Адриан путешествовал по Азию и греческим островам, оказал афинянам множество услуг и председательствовал на публичных играх. Это происходило с 123 до 125 г., а в биографии умещается в одно предложение. Также говорят, что император отплыл на Сицилию, где он нашел время, чтобы подняться на знаменитую гору Этну. Еще один пример того, как Historia Augusta резюмирует свое повествование и пропускает важные детали, — это сокращенное описание путешествия Адриана в Африку. В биографии кратко упоминается, что он вернулся в Рим, а затем перебрался в Африку, где, как говорят, он проявил большую щедрость к провинциалам, что описывается как дружественные действия.
Вернувшись из Африки в Рим, он немедленно отправился через Афины на Восток. Здесь он освятил общественные здания, которые он начал в афинском городе, в том числе храм Зевса Олимпийского и алтарь самому себе. Он также освящал посвященные себе храмы, путешествуя по Азии. Как упоминалось, Адриан провел несколько недель в Риме, прежде чем снова уехать, поэтому биография несколько преувеличивает, когда утверждает, что император уехал сразу после своего пребывания в Африке. Окончательное освящение завершенного храма Олимпийского Зевса было совершено во время его пребывания в Греции в 131-132 гг. Возможно, Адриан завершил строительство здания, которое строилось более 600 лет. К этому визиту приурочены несколько других зданий Адриана и благотворительные акты, в том числе афинский Пантеон и то, что Боутрайт называет библиотекой Адриана. У других благотворительных актов нет точных дат, но они могут относиться к этому периоду, например, строительство акведука и постоянные пожертвования городу зерна.
Очень важным моментом для Афин и участия Адриана в жизни Греции в целом было появление Панэллениона. Это был союз греческих городов с религиозными, культурными и политическими интересами. Члены были по крайней мере из одиннадцати городов в Ахайе, десяти в Азии, пяти на Крите и Кирене, одного во Фракии и одного в Македонии. Лидер этой ассоциации, занимавший эту должность в течение четырех лет, вероятно, назначался самим императором, и лига собиралась в Афинах. Посылаемые на собрания делегаты избирались родными городами в соответствии с правилами, установленными Адрианом. Союз объединил народы и города, которые в остальном были изолированы друг от друга. Собрания и правление Панэллениона обеспечили постоянный поток в Афины культурных и богатых посетителей.
По мнению Рёдера, Адриан интересовался в первую очередь греческим миром, и император особенно любил Афины, но он посещал и другие места, которым было чем похвастаться. В Афинах он наслаждался компанией художников и ученых. Факт, что императора окружали философы, грамматики, музыканты и им подобные также подчеркивается биографией, но не делается акцента на конкретном месте. По мнению Рёдера, Адриан чувствовал себя в Греции как дома и предпочитал проводить там время. Император хотел уравнять эллинистический и римский миры. Рим по–прежнему должен был быть штаб–квартирой правительства, но он хотел сделать Афины столицей греческого мира. Адриан был провозглашен благодетелем греческого мира, и благодаря заботе императора Афины смогли снова подняться. Согласно Рёдеру, в ретроспективе политика Адриана стала доминирующей, и греческий мир был приравнен к римскому.
Бирли также указывает на то, что Адриан питал привязанность к грекам, и утверждает, что в эллинистической части империи Адриан, вероятно, чувствовал себя свободнее. Еще один момент, в котором согласны Бирли и Рёдер, — это склонность Адриана общаться с интеллектуалами и выдающимися личностями. Оба указывают на то, что Адриан был заинтересован в обсуждении и взаимодействии с философами, поэтами и активистами в политике. То, что выдающиеся люди вошли в окружение императора, неудивительно, поскольку они входили в элиту, которая составляла социальный круг императора. Бирли утверждает, что Адриану в краткосрочной перспективе не удалось сделать греков довольными правящей властью, но позже император разработал программу, которая дала им гордость за эллинизм. При Адриане греки также продолжили экспансию в каждую команду римской правящей элиты. Греки теперь могли занимать должности на латинском Западе, а не только на Востоке. Бирли также отмечает, что Адриан хотел сделать Афины столицей греческого мира, что ему следовало сделать.
Описание Бирли отношений Адриана с греческим миром несколько более приземлено, чем у Рёдера, и вполне возможно, что последний зашел несколько дальше в своей интерпретации планов Адриана. Оба по–прежнему указывают на то, что Адриан собирался сделать Афины столицей Греции, из–за чего может показаться, что Афины следует приравнять к Риму. Оба автора также описывают Адриана более свободным и счастливым в Афинах, чем в Риме, и что он должен был окружить себя интересными людьми, что соответствует описанию императора как любопытного человека. В любом случае ясно, что у Адриана были планы относительно греческого мира и что ему нравилось там, но действительно ли он хотел приравнять Афины к Риму, из биографии неясно.

Император–турист

Действия Адриана во время путешествий, описанных в биографии, можно в основном разделить на две группы. Одна группа касается его строительной программы, а здесь речь идет о строительстве военного характера, реставрации и возведении общественных зданий. Вторая группа напоминает туристические экскурсии, ибо биография описывает посещения Адрианом известных мест. Иногда они немного пересекаются, но по большей части кажется, что биография проводит различие между практическими или публичными визитами и случаями, когда император был скорее неофициальным лицом и преследовал свои личные интересы.
В биографии говорится, что Адриан очень любил путешествовать и хотел просветить себя во всем, что он читал о каждой части света. Поэтому кажется, что Адриан был очень любопытным человеком, который хотел исследовать места, о которых он узнал. Говорят, что он поднялся на гору Касий ночью, чтобы увидеть восход солнца. Также говорят, что он поднялся на гору Этну, чтобы увидеть восход солнца, который якобы был разноцветным, как радуга. Выходит так, что Адриан интересовался природой, он поднимался на знаменитые горы, чтобы увидеть восход солнца, в то время как это были известные места, о которых он, вероятно, слышал и, возможно, о них читал. Как упоминалось ранее, он также посетил знаменитую статую Мемнона, которая производила эхо.
В биографии говорится, что во время путешествия между греческими островами он, последовал примеру Геракла и Филиппа и стал посвященным в Элевсинские мистерии, о которых, похоже, он где–то прочитал. Это также может быть связано, что подчеркивал Бирли, с тенденцией Адриана идти по стопам Августа. Также говорят, что он поступал как Александр Македонский, например, воздвиг гробницу для своего коня и основал город на месте успешной охоты. Поэтому кажется, что Адриан имел склонность подражать другим, и, возможно, это был сознательный выбор, чтобы быть не хуже других известных личностей.
Historia Augusta также рассказывает, что Адриан очень любил охоту, так что Траян даже забрал его из родного города. Как упоминалось выше, он, как говорят, основал город в месте, где у него была особенно успешная охота, и этот город назывался «Адрианотеры». Кроме того, в биографии говорится, что он настолько любил своих животных, что предоставлял им собственные места захоронения. И поскольку лошади и собаки были очень полезны на охоте, не кажется столь странным, что он крепко привязался к этим животным. Охота явно была источником радости для Адриана, и животные сыграли в этом главную роль. Как упоминалось выше, создание гробниц для животных также может быть подражанием известным личностям, о которых Адриан наверняка был осведомлен.
Рёдер считал, что интерес Адриана к красотам природы был связан с тем, что он имел душу художника. Он также считал, что Адриан получил интерес к природе во время пребывания в родном городе, когда он был фаворитом Траяна. Адриан побывал во многих местах, известных красивой природой, и занимался своим любимым занятием — охотой. Бирли также подчеркивает интерес Адриана к архитектуре. Он также упоминает, что Адриан был неутомимым и любопытным путешественником, и несколько раз упоминает об интересе Адриана к охоте. Отсюда оба автора интерпретировали Адриана как человека, который был заинтересован в использовании путешествий не только для формальной работы. Для обоих охотничий интерес Адриана также играет важную роль в его изображении.
Тем не менее Рёдер пошел дальше, чем Бирли, изображая Адриана энтузиастом активного отдыха, и он указал, что Адриан оставил своих спутников, чтобы идти своим путем, и сделал крюк. Он не заботился о роскоши, но использовал то, что было доступно, утверждал Рёдер. Это рисует очень романтическую картину императора, и я чувствую, что Рёдер зашел немного далеко. Тем не менее поездки были не только полезны, так как выносливость и хорошее здоровье императора, тем не менее, с годами полностью истощились. По мнению Рёдера, Адриан посетил множество храмов, оракулов и загадочных мест, чтобы найти покой от своих сомнений и отдохнуть от своих таинственных размышлений. Поскольку он интересовался искусством, он останавливался во всех местах, где выставлялись интересные произведения искусства, будь то здания, скульптуры или картины. Бирли также указывает на то, что он называет зависимостью Адриана от астрологии, в которой он якобы был экспертом. Следовательно оба автора подчеркивают и более духовную сторону Адриана, что может быть связано с тем, что биография рассказывает о посвящении императора в Элевсинские мистерии.

Почему он путешествовал

Кажется, что биография подчеркивает практические аспекты путешествий Адриана и то, что император воспользовался возможностью, чтобы своими глазами увидеть страны, с которыми он хотел ознакомиться. Примером может служить описание поездки Адриана в Испанию, где он провел зиму 122-123 гг., возможно, в Террагоне. Находясь там, он созвал всех жителей Испании на собрание. Когда они отказались дать рекрутов, он предпринял шаги, которые характеризовались как осмотрительные и благоразумные. Другой пример мастерства Адриана как переговорщика и дипломата — это то, как он справляется с ситуацией с парфянами. В биографии говорится, что отношения между Парфией и Римом в то время были плохими и шла подготовка к войне. Адриану, должно быть, удалось предотвратить конфликт при личной встрече со своим противником. Здесь в биографии пропущено путешествие Адриана из Испании в Сирию весной 123 года с целью прибыть на эту встречу.
Еще одна важная тема, когда речь идет о причинах поездок, — это работа по укреплению границ, что можно проиллюстрировать вояжем в ​​Британию. В биографии говорится, что Адриан исправлял злоупотребление властью и построил стену вдоль границы. Стена была особенной для Британии, но Адриан потратил много времени и ресурсов на улучшение границ, что обсуждалось в предыдущей главе. Важно в этом контексте то, что эти работы рассматриваются как основная цель его путешествия. Встречи с парфянами и с провинциалами Таррагона также касались обеспечения безопасности империи.
Рёдер думал, что Адриан был продуктом своего времени и описывает его как неуемного и нервозного субъекта. Он суетливо переходил из страны в страну, от народа к народу, нигде не находя покоя. Ему быстро надоедало общение в любой компании. Автор полагал, что изменчивая природа Адриана не была чисто негативной, но являлась скорее особенностью его личности. Адриан был человеком нового типа, который больше не сосредотачивался на спокойствии и равновесии. Адриан был полон непоседливости, нервного смятения и любопытства. Опять же, описание Адриана приобретает довольно романтический аспект, и я думаю, что Рёдер несколько увлекся своим энтузиазмом по отношению к императору. На описание может также повлиять время, в которое жил Рёдер.
По мнению Рёдера, путешествия Адриана были в основном деловыми. Их цель заключалась в том, чтобы организовать и проинспектировать охрану границ и ознакомиться с различными областями, чтобы его реорганизация администрирования была максимально эффективной. Рёдер, по утверждению Адриана, хотел сгладить различия между римскими гражданами и жителями провинций, и изображает его в образе просвещенного диктатора, и эта мысль скорее принадлежит эпохе самого Рёдера. Во время своих путешествий Адриан стремился познакомиться с людьми из провинции. Рёдер утверждал, что при Адриане возникла новая концепция провинций и их отношений с Римом. Раньше в Риме и Италии провинциями пренебрегали.
Система правления Адриана заключалась в том, чтобы уравнять провинции и Италию. Он зашел далеко и указал путь последующим императорам. Он считал своим долгом оказывать всем подданным одинаковую помощь и поддержку, независимо от того, где они жили. Поездки были направлены на то, чтобы получить информацию о провинциях, узнать, что им было нужно и как с ними управиться. Он использовал поездки для жесткого контроля над всеми государственными служащими. В связи с комментариями биографии о наказании должностных лиц Рёдер полагал, что ранее о них не сообщалось из–за опасения мести, но это должно было исчезнуть при Адриане. По словам Рёдера, народ весьма доверяли Адриану.
Бирли не слишком останавливается на активной программе по изменению отношений между Италией и провинциями, но указывает, что некоторые решения, например, основание форпоста в Нижней Паннонии и изменение статуса ряда других общин, явились сильным толчком к латинизации. Бирли также утверждает, что Адриан рано задумался о том, как лучше всего обеспечить стабильность и безопасность империи, и, без сомнения, планировал лично увидеть все провинции. Здесь больше внимания уделяется более приземленным мотивам для путешествий, и кажется, что это лучше соответствует описанию в биографии, где больше внимания уделяется охране границ и территорий, уже находящихся под контролем империи.

Адриан и Рим

Адриан был в Сирии, когда стал императором, и биография говорит, что он покинул Антиохию, чтобы увидеть останки Траяна, которые сопровождали Аттиан, Плотина и Матидия, направляясь для погребения в Рим. Говорят, что он встретил их и отправил на корабле в столицу, а затем немедленно вернулся в Антиохию. Назначив наместника Сирии, он отправился в Рим через Иллирию. Адриан пробыл в Риме недолгое время, пока не услышал о внезапных набегах сарматов и роксоланов. Он послал вперед войска и отправился в Мезию. Следовательно в отлучке из Рима нужно с самого начала отдавать приоритет нестабильности за пределами Италии, что неудивительно.
Говорят, что Адриан поспешил в Рим после того, как казни четырех консуляров привели к тому, что отношение народа к нему стало очень негативным. Чтобы остановить слухи о себе, он лично преподнес народу двойной подарок деньгами, хотя в его отсутствие каждому гражданину были розданы по три аурея. Он использовал все средства, чтобы завоевать популярность; среди прочего он простил огромные суммы денег частным лицам, которые были должны Риму и Италии, а в провинциях списал массу недоимок. Чтобы никто не опасался, он приказал сжечь векселя на форуме Траяна. Адриан шесть дней подряд давал гладиаторские бои, а в свой день рождения послал на арену тысячу диких животных. Он отказался от всех цирковых игр в свою честь, кроме устраиваемых в день его рождения. Вот несколько описаний того, как Адриан должен был завоевать расположение народа с помощью щедрости и развлечений.
В Риме он восстановил Пантеон, избирательный участок, базилику Нептуна, многочисленные храмы, форум Августа и термы Агриппы. Все эти здания также были посвящены тем, кто их построил изначально. Он также построил мост, названный в его честь, огромный мавзолей, ныне известный как Кастель Сант Анджело на берегу Тибра, и храм Доброй богини, как говорится в биографии. С помощью архитектора Декриана он переместил с гигантскую статую Нерона и посвятил ее солнцу. Это была огромная работа, и, согласно биографии, для перемещения статуи потребовалось 24 слона. Восстановление Адрианом Пантеона сделало здание намного больше и придало ему совершенно иную форму, чем оно выглядело при Августе и Домициане. Мавзолей Адриана строился в 120‑х годах и не был закончен, когда он умер. По мнению Боутрайт, восстановление первоначального облика здания, особенно верхних этажей, и общая хронология очень сложны.
В описании того, как Адриан путешествовал из Рима в Африку, не упоминается трехлетний период, в течение которого Адриан находился в Италии. В этот период он построил общественные здания и, наконец, принял титул pater patriae. Здесь несколько примеров того, что Адриан сделал для Италии, исчезли, кроме принятия титула отца отечества. Однако в биографии не говорится, что Адриан имел какую–то особую неприязнь к Риму. Время от времени упоминается, что Адриан пытался завоевать расположение народа, или что в Риме к нему была неприязнь, и отсюда может показаться, что народ не любил императора. Хотя Адриан упорно трудился, чтобы улучшить эти отношения различными добрыми делами, ему это, кажется, не удалось, так как биография утверждает, что, когда он умер, против него было сказано много нелицеприятного.
По мнению Рёдера, Адриан так и не стал популярным в Риме, особенно в сенате, и автор подчеркивает то, что он называл систематической клеветой как до, так и после его смерти. Он также считает, что Адриан никогда особенно не любил Рим, и подытоживает, что Адриану приходилось часто менять друзей. В последний год своего пребывания в Риме он, должно быть, заметил, как мало его там любят, утверждал Рёдер. Он не сделал много для того, чтобы завоевать расположение народа после того, как он закрепился на троне. Адриану и римлянам не хватало понимания и, следовательно, доверия. То, что Адриан мало что сделал для того, чтобы привлечь на свою сторону население, кажется неверным, учитывая все строительные проекты и денежные пожертвования, поэтому в этом пункте Рёдер, вероятно, преувеличил.
Бирли лишь раз упоминает, что Адриан, вероятно, был счастлив вернуться в Рим, хотя бы для того, чтобы проверить, как продвигается множество его крупных строительных проектов. По этому случаю была завершена реконструкция Пантеона, и вскоре были завершены еще несколько реконструкций в том же районе. Еще одно короткое пребывание в Риме он использовал, чтобы осмотреть строительные объекты, а также чтобы убедиться, что Рим находится в надежных руках. Бирли также подчеркивает, что Адриан всегда находил время для занятий делами империи и что он регулярно обращал внимание на исполнение должностей на всех уровнях. Интерпретация Бирли кажется если не чисто положительной, то, по крайней мере, гораздо менее отрицательной, чем интерпретация Рёдера. Император, должно быть, находил время для Рима и внимательно следил за своими проектами строительства города, поэтому не похоже, что у него было какое–либо негативное отношение к Риму или к людям, которые там жили. По крайней мере, это не похоже на добрые дела, которые совершал Адриан.
Historia Augusta кратко рассказывает, что в Тибуре у Адриана была вилла прекрасной постройки. Император даже назвал различные части виллы именами очень известных провинций и мест, например, Ликей, Академия, Пританей, Каноп, Расписная галерея и Темпейская долина. В биографии говорится, что для полной программы он даже сделал там Аид. По мнению Мэджи, этот дворец, построенный в поздний период правления Адриана, был характерным выражением его эксцентричности и величия. Бирли считает, что вилла Адриана — результат его большого любопытства, которое также повлияло на его путешествие. Различные части виллы получили свои названия с акцентом на Афины. Получил свою секцию и Египет, где также широко почиталась память Антиноя. Этот участок назывался Каноп, откуда по мнению Бирли началось путешествие по Нилу.
Для Рёдера вилла была убежищем, куда Адриан мог сбежать из Рима, где он не хотел жить и никогда не благоденствовал. Боутрайт, со своей стороны, указывает, что вилла Адриана вписывалась в эдикт о резиденции римских сенаторов в Риме или в радиусе 20 миль от города. Кроме того, и Август, и Клавдий дольше оставались в своих резиденциях в Тибуре, что не вызывало критики. Похоже, что общая интерпретация виллы заключается в том, что она была выражением интересов и характера Адриана, что также можно увидеть в описании биографии. Это также соответствует описанию императора как любознательного человека, обожающего путешествовать, и с большим интересом к архитектуре.

Заключение

В биографии очень мало подробностей о путешествиях Адриана и о том, где он был. Одним из аспектов его туризма, которому, тем не менее, уделяется много внимания, является его строительство, и он изображается как щедрый император, который помогал общинам, пострадавшим от стихийных бедствий или иным образом нуждающимся в поддержке. Рёдер уделял большое внимание тому, что по его мнению было планом Адриана по продвижению провинций и приравниванию их к Италии. Бирли уделяет больше внимания практическим аспектам строительной деятельности Адриана, например факту, что она могла набирать большую популярность, и желанию императора укрепить границы.
Путешествия Адриана также давали ему время и возможность осуществлять свои собственные цели, например, посещать места известных природных явлений и охотиться. Биография утверждает, что Адриан был любопытным человеком, который хотел исследовать то, о чем он читал или слышал лично. И Рёдер, и Бирли продолжают эти аспекты личности императора, в то же время подчеркивая интересы Адриана, среди прочего, к архитектуре и к более духовным элементам вроде астрологии. Рёдер все же идет дальше, чем Бирли, в романтизировании образа Адриана как человека, наслаждавшегося простой жизнью на открытом воздухе, и как блуждающую душу в поисках чего–то, к чему можно привязаться.
Когда дело доходит до отношений между Адрианом и греческим миром, из биографии видно, что император проявлял особый интерес к грекам. Поэтому интересно, что одному из самых важных решений Адриана для Греции, а именно основанию Панэллениона, в биографии не уделяется никакого внимания. Тем не менее некоторым из его строительных проектов внимание уделяется, например, храму Зевса Олимпийского, строительство которого не прекращалось в течение 600 лет. И Рёдер, и Бирли придают большую важность интересу Адриана к греческому языку и тому, что в Греции ему было особенно хорошо, и Афины были городом, в котором помимо Рима Адриан проводил большую часть времени. Все это дает понять, что Афины и Греция в целом имели для Адриана особое значение.
В конце этой главы я более подробно рассмотрела отношения между Адрианом и Римом. Биография явно не демонстрирует особого отвращения императора к Городу или проживающим там людям. Указывается, что Адриан, как утверждается, инициировал в Риме и Италии несколько строительных проектов и реконструкций, но некоторые меры были сочтены необходимыми для улучшения отношения населения к императору. Среди прочего, именно казни выдающихся людей в начале правления Адриана вызвали большое недовольство, и если верить биографии, было очевидно, что это было невозможно изменить. По мнению Рёдера, между Адрианом и Римом никогда не было хороших отношений, и император не блаженствовал в Городе. Бирли с другой стороны подчеркивает, что Адриан был добросовестным императором, который всегда находил время для управления Римом, даже во время своих путешествий.