3. Личные связи

В этой главе будут рассмотрены личные связи Адриана, то есть то, как Historia Augusta описывает его отношения с близкими, родственниками и друзьями. Траян был членом семьи Адриана, но об их отношениях я расскажу в другой главе. Historia Augusta очень мало рассказывает об Адриане и его семье, не считая имен и краткого описания истории семьи. В биографии говорится, что отцом Адриана был Элий Адриан из фамилии Афров, и он приходился двоюродным братом императору Траяну. О матери Адриана дается еще меньше информации, только то, что ее звали Домиция Паулина, и что она приехала из города Гадес. Единственной сестрой Адриана была Паулина, вышедшая замуж за Сервиана. Historia Augusta рассказывает, что когда Адриану было десять лет, умер его отец, и он стал подопечным Траяна и Аттиана. Значит, отец Адриана умер около 86 года, но неизвестно, когда он родился. Год рождения матери также неизвестен, а биография не дает никакой информации о том, когда она умерла.
Л. Юлий Урсус Сервиан, возможно, жил с 45 по 136 год и был зятем Адриана. Он управлял несколькими провинциями при Траяне и в третий раз стал консулом при Адриане. Паулина была старшей сестрой Адриана и жила с 75 по 130 г.; о ней сказано очень мало, но отношения между ее мужем и братом изложены более пространно, и поэтому в этой главе они будут рассмотрены отдельно. Я также рассмотрю других друзей Адриана, упомянутых в биографии, и то, как развивались их отношения во время его правления.
Из других важных людей в жизни Адриана была Вибия Сабина, близкая родственница Траяна. Она была дочерью Л. Вибия и Матидии, а ее бабка приходилась сестрой Траяну. Она была женой Адриана и жила с 83 по 136/37 г.; их брак не был безоблачным. За ним стояла якобы Помпея Плотина, жена Траяна. Есть некоторые разногласия по поводу того, когда она жила, большинство полагает, что она умерла между 121-123 годами, возможно, об этих женщинах дается дополнительная информация, и поэтому у меня есть лучшая основа для обсуждения их отношений с Адрианом.
Другой важный персонаж в этой главе — Антиной, которого часто называют фаворитом Адриана. Он был из города Вифиний в провинции Вифиния и жил в 111 - 130 гг., когда он утонул в Ниле. В этой главе я более подробно рассмотрю, как Historia Augusta описывает их отношения, и поэтому не буду вдаваться в подробности о культе, созданном Адрианом в честь Антиноя после его смерти, поскольку это больше превращается в религию.

Женщины в жизни Адриана

Поскольку близкие родственники Адриана в Historia Augusta тушуются, я сосредоточусь на двух других женщинах, которые были близки с Адрианом и о которых биография дает нам дополнительную информацию. Плотина появляется в биографии как женщина, с которой Адриан имел самые тесные связи и самые лучшие отношения. Его отношения с женой Сабиной описываются как намного худшие.
Когда дело доходило до имперских брачных связей, должны были быть две важные вещи: место индивида в династии и отношение к сенаторской аристократии. Существование большой сети плодовитых семей создавало больше проблем для нефертильных императоров вроде Траяна и Адриана. В этих случаях важно было избежать постоянного разочарования и разногласий среди элиты, а это часто означало, что императоры откладывали выбор наследника. Когда Траян выделил Адриана, стало важным, кого тот выберет своей женой. То, что выбор пал на Сабину, следовало объединяющей стратегии предыдущих династий, сблизив Траяна и Адриана. Сабина впервые появляется в самом начале биографии, где она упоминается мельком в связи с кратким описанием адриановой семьи. Позже будет дано немного больше информации об обстоятельствах заключения их брака. Historia Augusta говорит, что движущей силой союза этих двоих была Плотина и что Марий Максим, один из самых важных источников биографии, утверждал, что Траян его не одобрял. Здесь также впервые упоминается тесная связь Сабины с Траяном. Тут выясняется, что Плотина использовала свое влияние способом, который был обычным для женщин, в императорских браках. А именно, у них были хорошие возможности заявить о себе, когда дело доходило до заключения важных браков, хотя их влияние не следует преувеличивать. В конце концов, это дало женщинам возможность возводить претендентов на престол.
Как упоминалось при обсуждении источников Historia Augusta, Марий Максим наиболее негативно относился к Адриану. В этом контексте, возможно, сопротивление Траяна преувеличено из желания показать, что Траян не очень положительно относился к Адриану. Дается очень мало информации о том, какими были отношения между Сабиной и Адрианом и как к браку относилась Сабина. Для Адриана, возможно, брак был в первую очередь предназначен для установления более тесных связей с Траяном и, следовательно, для укрепления его собственного положения.
Позже Historia Augusta рассказывает, что Адриан, как говорят, уволил, среди прочих, Септиция Клара и Светония Транквилла из–за их вольностей в покоях Сабины. Причина увольнения этих людей и «многих других» заключается в том, что они вели себя по отношению к Сабине неподобающим образом. Согласно Historia Augusta, Адриан имел обыкновение говорить, что он уволил бы и свою жену из–за ее раздражительности и скверного характера, если бы был частным лицом. Если утверждение Адриана достоверно, оно дает представление о том, какими были их отношения. Вполне возможно, что это утверждение появилось в совершенно ином контексте, чем то, которое дано в биографии, и что оно не было задумано так серьезно, как здесь. Согласно биографии, после смерти Сабины появились слухи, что Адриан ее отравил. Этот слух появился ближе к концу биографии, после того, как очередной приступ болезни якобы заставил его потерять сдержанность. Среди прочего указывается, что он вынудил покончить жизнь самоубийством Сервиана и убил многих других, как открыто, так и хитростью. Здесь снова появляется это расплывчатое «многие другие», которое, как мне кажется, больше похоже на преднамеренное преувеличение, чем на что–либо еще. Я также считаю маловероятным, что слухи о смерти Сабины верны. Вполне возможно, что они появились в конце биографии, но, скорее, они включены сюда, чтобы подчеркнуть, что к концу своей жизни Адриан потерял контроль над своим гневом и собственными подозрениями. Это побудило его сделать то, что настроило против него народ и, вероятно, также сенат. В этой обстановке довольно легко понять, как могут возникать подобные слухи.
Как видно из Historia Augusta, самой важной женщиной в жизни Адриана была Плотина, жена Траяна. Биография утверждает, что Адриан пользовался ее благосклонностью и что именно благодаря ее интересу к нему он позже стал легатом императора Траяна во время кампании против парфян. В биографии говорится, что второй раунд Адриана в качестве консула был также связан с его отношениями с Плотиной. Не приводится никаких объяснений или предыстории относительно того, почему Плотина была так заинтересована в помощи Адриану, но я могу представить, что возможная причина могла заключаться в том, что, поскольку Траян и Плотина никогда не имели собственных детей, возможно, она чувствовала своего рода привязанность к Адриану.
Другая теория, упомянутая Бирли, заключается в том, что, когда Адриан стал подопечным Траяна, он был не намного моложе Плотины, и что между ними возникла дружба. Historia Augusta довольно кратко упоминает слух, возникший вокруг усыновления Адриана, а именно, что Траян не усыновил Адриана до своей смерти, но что усыновление было инсценировано после смерти императора, когда Плотина заставила кого–то другого притвориться императором. Этот слух упоминается в связи с другими слухами, которые касались усыновления Адриана, и возникает вопрос, действительно ли Траян намеревался выбрать Адриана. Не похоже, что автор биографии придает большее значение репутации Плотины, чем другие, но упоминает ее, чтобы подчеркнуть, что были некоторые предположения, связанные с усыновлением Адриана.
Бирли придает этому слуху больше правдоподобия, чем я считаю. Я понимаю, что ситуация была проблематичной, потому что, если Траян действительно усыновил Адриана, это произошло бы всего за несколько дней до его смерти. Это всегда будет вызывать подозрение и недоумение. По–прежнему кажется, что Бирли слишком быстро признает, что Плотина стояла за кулисами и руководила усыновлением. Антон Рёдер, со своей стороны, считает, что эти слухи не могут быть правдой. Он отмечает, что Historia Augusta считает документ об усыновлении подлинным, и что на самом деле никто ничего не знал. Он скорее подчеркивает, что было много противников Адриана и его политики, которые извлекали выгоду из распространения подобных слухов. Были ли эти слухи основаны на правде или нет, Адриан и Плотина были явно близки. Мне кажется совершенно очевидным, что она поддерживала его и была важной частью его отношений с Траяном. Как упоминалось ранее, согласно Historia Augusta Плотина продвинула брак Адриана с Сабиной, что укрепило его связь с Траяном и его семьей. Как уже упоминалось, в биографии также большое внимание уделяется тому факту, что она помогла Адриану занять важные должности при Траяне. Насколько большую роль она на самом деле сыграла, неясно, но понятно, что она была одним из самых важных друзей и сторонников Адриана. Вкратце упоминается, что Адриан построил в честь Плотины поразительную базилику, которая, должно быть, была возведена примерно в то время, когда она умерла. Биография не упоминает никаких слухов о романе между ними, и Рёдер указывает, насколько они абсурдны, и скорее полагает, что она выполняла функцию покровителя.

Адриан и Антиной

Учитывая, сколько внимания было уделено поздними авторами их отношениям, а также обстоятельствам смерти Антиноя, интересно увидеть, как мало на самом деле Historia Augusta рассказывает об их отношениях. Биография также очень мало говорит нам об Антиное как о человеке и ничего не говорит о том, как эти двое встретились. Адриан основал в честь Антиноя культ, и этот культ был снабжен ответами оракула, которые, как полагает биография, написал сам Адриан. Биография рассказывает, что во время путешествия по Нилу Адриан теряет своего любимца Антиноя, который утонул. Адриан очень расстроен и, как говорится в биографии, плакал как женщина. Затем автор описывает слухи, которые возникли относительно их отношений и обстоятельств смерти Антиноя. Ходили слухи, что Антиной добровольно пожертвовал собой ради Адриана. Есть и другие слухи о чувственности Адриана и красоте Антиноя. Фактически, это единственный раз, когда Антиной упоминается по имени, и больше в биографии об их отношениях не дается никакой информации ни ранее, ни позже.
Однако это не единственный раз, когда упоминается сексуальность Адриана, она также появляется ранее, когда упоминается, что Адриан испытывал страсть к мужчинам. То, что Адриан открыто оплакивал Антиноя, превратилось в нечто женское и кажется чем–то негативным. В этом контексте интересно взглянуть на описание того, что Адриан плакал как женщина и что он был неверен своей жене. Это связано с тенденцией мужской римской элиты сравнивать мужчин, которых хотели унизить, с женщинами, и с чертами, которые были связаны с женственностью. В частности, речь шла об обвинениях, помимо прочего, в неверности, но это также могло быть воспринято как указание на то, что у человека была склонность подчиняться другим мужчинам в сексуальном плане. Это также могло быть более общее обвинение, что кто–то неспособен действовать сильным, мужественным образом. Для римлян любовь к женщинам и любовь к мальчикам не были противоположностями или исключениями. Что было важно в отношениях, так это то, какую роль играл мужчина, был ли он «активным» или «пассивным». Быть «активной» партией считалось мужским делом. В глазах римских моралистов чрезмерный интерес к сексу считался также прерогативой женщин, а сексуальные излишества всех видов лишали мужчину его сил и делали его как женщину неспособным принимать участие в общественной жизни. Неконтролируемая сексуальность могла проявляться как в неверности, так и в гомосексуальной активности, и рассматривалась как угроза моральному порядку государства.
В биографии не говорится прямо, что отношения между Адрианом и Антиноем были сексуальными, но это явно подразумевается. Бирли утверждает, что Адриан, вероятно, был обеспокоен тем, что их отношения имели характер, похожий на традиционные греческие отношения между пожилым мужчиной и красивым юношей. Возможно, неудивительно, что это сходство не исследуется в Historia Augusta, поскольку многие еще не были в восторге от этих греческих традиций. Я не так уверена, как Бирли, что Адриан в своих отношениях с Антиноем был настолько открыт, как он утверждает. Не было секретом, что Адриан с энтузиазмом относился к Греции и греческим традициям, но, как я уже сказала, ходили слухи о неверности, и сексуальные отношения с Антиноем, вероятно, были бы восприняты в том же духе, что и эти. Вероятно, подобное поведение также может быть связано с негативными аспектами императора, поклонника всего египетского, как упоминалось в вводной главе.
Рёдер скорее думал, что их отношения были основаны на дружбе, и что Адриан интересовался им только из–за его верности и преданности, и считает, что слухи были больше из–за тенденции того времени играть на скандальных подробностях. В своей работе Рёдер подчеркивал, что Адриан верил в то, что он умрет, а Антиной сделал свой выбор по собственной воле и пожертвовал собой, чтобы Адриан мог жить. Неудивительно, что Рёдер отрицал, что отношения между Адрианом и Антиноем были сексуальными. Его книга является очень позитивным произведением об Адриане, и автор жил в то время, когда гомосексуализм был чем–то очень негативным. Факт, что Адриану сказали, что он умрет, не упоминается в Historia Augusta, а скорее происходит из других источников. Как уже упоминалось, похоже, ходили слухи, что Антиной пожертвовал собой ради Адриана, и именно это, по мнению Рёдера, произошло. Исходя из этого, он считал, что действия Адриана по созданию культа Антиноя также более логичны, чем если бы они были любовниками.

Сервиан

Отношения между Адрианом и его зятем, Сервианом, описываются как плохие, при этом подчеркивается, что Адриан проявлял к Сервиану большое уважение. Historia Augusta рассказывает, что, когда Нерва умер, Адриан хотел первым сообщить об этом Траяну, но Сервиан задержал его. В биографии говорится, что Сервиан рассказал Траяну о расточительстве Адриана и о том, сколько у него накопилось долгов, что разозлило Траяна. Адриана задержало еще и то, что его колесница была сломана, но ему все же удалось добраться до Траяна раньше посланника Сервиана. Здесь видно, что Сервиан пытался остановить Адриана, и кажется очевидным, что Сервиан пытался испортить отношения между Траяном и Адрианом. Хотя Сервиана прямо не обвиняют в поломке колесницы, похоже, что биография предполагает, что он стоял за этим, поскольку отношения между двумя мужами описываются как турбулентные. Кроме того, в биографии говорится, что Адриан дал своему зятю третье консульство, хотя Сервиан и не просил, но он не был консулом в то же время, что и Сервиан, поскольку не хотел подчиняться ему. Сервиан дважды был консулом до Адриана. И все же он проявлял к зятю настолько большое уважение, что встречал его, когда он выходил из своей комнаты. То, что Адриан не хотел быть ниже Сервиана по рангу, понятно: Сервиан был старше, но Адриан был императором и, вероятно, не хотел, чтобы у него возникло сомнение относительно того, кто на самом деле находится на вершине лестницы. И здесь автор говорит, что Адриан проявил к Сервиану большое уважение, даже после того, как у них, очевидно, были проблемы раньше. Это может быть попыткой показать, что Адриан решил забыть то, что произошло раньше, это также зависит от того, откуда автор получил эту информацию. Если это происходит из автобиографии Адриана, возможно, это была попытка императора показать, что он не держал обид или что отношения между ними были хорошими.
Далее в биографии говорится, что Адриан заставил 90-летнего Сервиана покончить жизнь самоубийством. Это упоминается на протяжении всей биографии четыре раза, в то время как автор утверждает, что Адриан считал Сервиана своим преемником. То, что Адриан должен был считать Сервиана своим преемником, кажется маловероятным, поскольку Сервиан был старше его, а когда он умер, ему было 90 лет. Выбрать преемником человека столь преклонных лет не имеет смысла, поэтому я считаю это либо выдумкой автора, либо ошибкой. Тем не менее интересно, что столько раз упоминается, что Адриан вынудил Сервиана покончить жизнь самоубийством. Эти повторения подчеркивают, что Адриан был виновен в принуждении члена семьи к смерти. Автор также подчеркивает возраст Сервиана, возможно, чтобы еще более ясно показать, что это был жестокий поступок. В любом случае описание отношений между Адрианом и Сервианом кажется очень запутанным, что усиливает ощущение, что в источниках могло возникнуть недоразумение. Также возможно, что автор биографии хотел представить отношения так, чтобы подчеркнуть изменчивую природу Адриана.

Друзья

Historia Аugusta говорит, что Адриан не только пристально следил за своим домом, но и использовал фрументариев, своего рода секретных агентов в распоряжении императора, чтобы шпионить за своими друзьями и их домочадцами. Используя этих агентов, он узнавал секреты каждого, и его друзья ничего не знали об этом, пока он не раскрывал то, что он знал об их частной жизни. В то время это должно было рассматриваться как бремя со стороны императора, и было указано, что он не доверял своим друзьям. Как упоминалось в главе о методах, считалось приличным, что император помогал своим друзьям, давая им хорошие должности, но не слишком доверяя им. Здесь кажется, что Адриан зашел слишком далеко, присматривая за своими друзьями. Historia Augusta много рассказывает об отношениях Адриана с друзьями, что кажется очень противоречивым. Среди прочего, он, как говорят, с удовольствием приходил на пиры своих друзей и посещал их, если они были больны. Ему также приходилось приглашать их на свои собственные пиры, даже если они были всего лишь всадниками и вольноотпущенниками. Он также обогащал своих друзей, даже если они не просили об этом, и он не отказывал им во всем, если они просили. Тем не менее он был готов услышать слухи о своих друзьях, и, в конце концов, согласно биографии, он относился к ним почти ко всем как к врагам, даже к самым близким и даже к тем, кому он оказывал высочайшие почести. Как очень хороший друг он поддерживал своих друзей и был рядом с ними, если они были больны, и в то же время, как говорят, в конечном итоге он им не доверял.
В этом контексте разумно иметь в виду, что к концу его правления, когда он был болен, его описывали все более и более негативно. Также кажется, что он был близок к паранойе. Примером, иллюстрирующим это противоречивое поведение, являются его отношения с Аттианом. Упоминается, что Аттиан, который был его опекуном вместе с Траяном, и Адриан, как говорят, были друзьями. Позже Аттиан посоветовал Адриану казнить некоторых возможных противников, на что Адриан якобы не согласился. Однако позже они были убиты. Позже Адриан сместил Аттиана с поста префекта стражи и сделал его сенатором с консульскими почестями. Он ясно дал понять, что не может оказать ему большей чести. Похоже, Адриан и Аттиан все еще были друзьями, хотя Адриан отстранил его от занимаемой должности. Впоследствии, однако, в биографии говорится, что Адриан удалил Аттиана из–за того, что тот не выносил его власти и хотел его убить. Он удержался, потому что все еще был запятнан убийствами людей консульского ранга, убийствами, в которых он обвинял Аттиана. Так, он вынудил Аттиана попросить замену и передал его власть другому другу, Марцию Турбону. Поэтому получается, что эти двое были друзьями и сотрудничали несколько лет. Есть также причина, по которой Аттиан был отстранен от занимаемой должности, и все это описывается как довольно простое дело, но позже в биографии все это приобретает совершенно другие рассуждения и тон. Тем не менее это соответствует тому, что повторяется в этой биографии, а именно, что первая часть выглядит более позитивной и светлой, чем вторая, для которой характерно больше негативного материала.
Кв. Марций Турбон также упоминается вначале как друг Адриана и один из его самых важных сторонников. Его отправили в Мавританию, чтобы он остановил там восстание. После этого Адриан дал ему звание префекта и временное командование Паннонией и Дакией. Это было особое командование, поскольку эти области были императорскими провинциями и всегда управлялись потомственными сенаторами. Турбон был всего лишь всадником, но это назначение могло создать прецедент в должности префекта Египта. Это кажется довольно хорошей теорией, поскольку в биографии вскоре после этого говорится, что Адриан дал Турбону командование Дакией и ранг префекта Египта, чтобы повысить его авторитет. Позже власть Аттиана была передана Турбону, когда первый был оттеснен. Наконец, Турбон упоминается одновременно с несколькими другими бывшими друзьями, против которых, как говорят, обратился Адриан. Биография утверждает, что Адриан энергично преследовал Турбона. Это преследование упоминается вместе с утверждением, что Адриан обратился против своих друзей без указания времени, когда это должно было произойти. Аттиан и Турбон, например, оба упомянуты в этом месте, но ранее было очевидно, что Аттиан был оттеснен раньше. Другими словами, есть люди, обсуждение о которых повторяется и используется для достижения эффекта. Этот способ повторения отрицательных моментов также появляется, среди прочего, в связи с обхождением с Сервианом. Как упоминалось ранее, среди императоров, связанных с египетской темой, также есть особенность, что они были коварными, что также могло сыграть роль в этом контексте.
Факт, что на раннем этапе Адриан задействовал людей, которым он доверял, чтобы внести изменения, которые он инициировал, проявляется и у Бирли. Он указывает, что Адриан заменил людей, которые, вероятно, не так сочувствовали тому, что было сделано. Турбон, очевидно, был одним из тех, кому Адриан очень доверял, так как он получил несколько важных должностей и, как выяснилось, оказывался на высоте. Также кажется, что Турбон долгое время проделывал хорошую работу, поэтому интересно, что трудно найти причину, по которой их отношения закончились, как описано в биографии. Кажется, что Турбон стал еще одной жертвой непостоянной натуры Адриана. Эта нестабильность — это точка зрения Рёдера, который постоянно указывает, что это произошло не из–за злобы, как часто изображалось, а скорее из–за того, что Адриан был неугомонной личностью и не находил покоя.

Заключение

Кажется, что женщиной, которая значила для Адриана больше всех и была ему ближе всех, являлась Плотина. Биография подчеркивает, что Плотина сделала все, чтобы помочь Адриану в его отношениях с Траяном и его политической позиции. Ходят слухи, что она инсценировала усыновление Адриана, против чего категорически возражал Рёдер. Бирли, с другой стороны, придает слуху больший вес. Плотина также считается той, кто обеспечил брак Адриана и Сабины. Этот брак описывается как совсем несчастливый, а в биографии упоминаются слухи о том, что Адриан был причастен к ее смерти. В контексте, в котором это упоминается, я тем не менее истолковала это как шаг, чтобы подчеркнуть злобу Адриана в его последние дни. Бирли и Рёдер также категорически не согласны в своей интерпретации отношений Адриана с Антиноем. Биография довольно убедительно свидетельствует о том, что у них была интимная связь, но Рёдер утверждал, что их отношения были скорее интеллектуальными и дружескими. Бирли, кажется, полностью убежден в том, что это были сексуальные отношения и что Адриан гордился ими. Намеки в биографии и ссылки на другие сексуальные эксцессы Адриана могут быть признаком негативных связей с императорами, которые ассоциировали себя с египтянами. Возможно, это также была попытка феминизировать его, поскольку схожие эксцессы были связаны с женщиной, но были ли это гомосексуальные или гетеросексуальные отношения, не играло решающей роли.
Обращение Адриана с Сервианом было, как показано, подчеркнуто в биографии повторением того, что он несколько раз заставлял старика покончить с собой. Однако также указано, что Сервиан несколько раз попытался встать между Адрианом и Траяном, и что Адриан несколько раз должен был проявить к своему зятю большое уважение. Так, есть несколько общих черт с тем, как некоторые из друзей императора изображены в биографии. Вначале он был щедрым и добрым, но в конце концов даже самые близкие стали рассматриваться как враги. То, что Адриан рано решил окружить себя людьми, которым он доверял, логично, учитывая слухи, окружавшие его усыновление, и недовольство, которое последовало за внесенными им изменениями. Тема его отношений заключается в том, что они начинаются хорошо, но заканчиваются в более мрачном тоне.