Книга VI. О различных построениях и упражнениях

Непрерывная тренировка приносит стратиотам много пользы. Однако врагам легко узнать о построениях с помощью эксплораторов[1] и через возможных перебежчиков; тогда эти построения, ставшие известными врагам, оказываются бесполезными. Следовательно, будет достаточно описанных ниже построений, которые являются простыми, но с их помощью можно обучить весь боевой строй, при этом не показывая боевого порядка всего войска. Если же представится какой-нибудь весьма удобный случай организовать крупное и полномасштабное учение, нужно каждую меру по отдельности обучить различным строям и упражнениям, то есть тем необходимым построениям, о которых будет сказано ниже, а сверх того и тем, которые необходимыми не являются. Каждое построение или упражнение следует обозначить соответствующим наименованием, чтобы стратиоты усвоили на практике специфику этих движений и не делали их неосознанно, но при этом не знали, какой именно замысел предполагает реализовать стратиг в момент сражения. Итак, имеются три различных построения по соответствующим схемам - скифское, аланское, африканское, а также одно наиболее полезное - италийское[2]

1. Об упражении по скифской схеме

Скифское построение предполагает, что тагмы строятся без различий между ними, то есть они, как это было прежде, не подразделяются на курсоров и дефензоров. Их следует выстроить в одну линию и при этом разделить не на три, а на две миры. При таком упражнении два крыла боевого строя выдвигаются вперед и осуществляют как бы обходное движение, охватывая значительное пространство и направляясь навстречу друг другу; затем, окружив это пространство правым крылом снаружи, а левым изнутри, они устремляются друг против друга. Таким способом кавалеристы некогда обучались на Марсовом поле[3] во время зимних квартир.

2. Об упражнении по аланской схеме

Аланское построение - это такое, когда миры, подразделяясь на курсоров и дефензоров, выстраиваются в одну боевую линию на удалении 200-400 шагов друг от друга. И когда курсоры на скорости быстро устремляются в преследование, а затем возвращаются, они должны либо сделать поворот в интервалах или свободных пространствах и вместе с дефензорами вступить в бой с врагами, либо, отступив еще далее, пройти через эти интервалы и снова оказаться в качестве курсоров на флангах каждой меры с обеих ее сторон - там, где они были первоначально.

3. Об упражнении по африканской схеме

Африканское построение - когда кавалеристы выстроены в одну линию, как это делается до сих пор, и средняя мира представлена дефензорами, а миры с обеих сторон от нее - курсорами. И когда будет осуществляться маневр преследования, средняя мира совершает движение в качестве дефензоров, соблюдая строй, а миры с обеих сторон вырываются вперед в качестве курсоров. И когда эти миры повернуты назад, одна из них останавливается или замедляет движение, оставаясь снаружи, а другая на скаку продолжает отступать по направлению к дефензорам. Затем задержавшаяся мира снова продолжает движение к дефензорам, а другая устремляется ей навстречу, сместившись в какую-то одну сторону, и, таким образом, миры оказываются обращенными лицом одна против другой, но не приходят во взаимное столкновение. Имеется и другой аналогичный способ, когда миры выстраиваются противоположным образом, то есть когда средняя мира играет роль курсоров, а миры по обеим сторонам играют роль дефензоров в описанных движениях. Если упражнение будет осуществлено этим вторым способом, то его следует назвать иллирийским.

4. Об италийском упражнении как наиболее полезном

Италийский способ построения и обучения, который кажется нам пригодным против любого народа, - это такой, при котором войско выстраивается в две линии, называемые передовой и вспомогательной, с выделением курсоров и дефензоров, плагиофилаков, гиперкерастов и засадных частей по способу, изложенному ранее, и в соответствии с предлагаемым чертежом.
Приучать войско к указанным различиям в обучении следует таким образом, чтобы наиболее пригодное построение не стало широко известным. При обучении первой линии вторую линию не следует устанавливать вместе с ней, но нужно строить только первую линию без плагиофилаков, гиперкерастов и засадных частей - такой подход представляется нам более простым и приемлемым. Но в этом случае вместо второй линии следует построить сзади небольшое количество кавалеристов, чтобы приучить солдат первой линии отходить к этому условному рубежу. Аналогичным образом нужно упражнять отдельно и вторую линию, а некоторых кавалеристов оставлять на месте первой линии, то есть выстраивать их впереди, чтобы в случае условного бегства солдат первой линии приучить вторую линию принимать их на себя.

5. Как нужно тренировать гиперкерастов и плагиофилаков

Необходимо также еще до сражения тренировать по отдельности плагиофилаков и гиперкерастов в их индивидуальном построении и обучении, чтобы они привыкли к соответствующим маневрам, но чтобы последние не стали известными всем. В частности, гиперкерасты, выстроенные либо скрытно позади правого крыла, либо на фланге на одной линии с фронтом, когда наступит время охвата неприятеля, должны податься вправо[4] и после этого продвинуться вперед настолько, насколько потребуется. Таким образом, двигаясь строем и сохраняя порядок, они должны стараться как бы охватить боевую линию врагов. Плагиофилаки, расположенные на левом крыле, должны аналогичным способом податься влево,[5] а затем продвинуться вперед, насколько потребуется, и, таким образом, сохраняя порядок, постараться как бы уравняться с вражеским крылом.


[1] Впервые употреблен термин ᾿εξπλοράτωρ , который несколько ниже (см., например: Страт. VII А, 3) приравнен к термину катаскоп (о нем см. примеч. 3 на с. 74). Впрочем, в дальнейшем изложении (см. например: Страт. IX, 5) Маврикий проводит определенное различие между обязанностями катаскопов и эксплораторов . По смыслу этих высказываний термин катаскоп следует точнее всего переводить словом разведчик , а термин эксплоратор — словом шпион.
[2] По справедливому замечанию Ф. Оссареса (Aussaresses. Larmee. Ρ 80, n. 4), названия упражнений, использованные Маврикием, не имеют ни этнического, ни исторического обоснования. Лев VI, воспроизведя фактически те же самые упражнения (см.: Tactica. XVIII, 6-9. Col. 945. С — 948 В), уже не связывал их ни с какими эпохами и народами.
[3] Полагаем, что выражение εν τώ Μαρτίω , использованное Маврикием в данном пассаже, следует понимать не в хронологически–временном смысле, как оно было понято Э. Гамилльшегом и Дж. Дэннисом («в марте месяце»), а именно в пространственно–территориальном («на Марсовом поле»), как переводят его М. Цыбышев (Цыбышев . Стратегикон. С. 88) и X. Михаэску (Mihãescu . Arta militarã. Ρ 159). Марсово поле (Campus Martius) — низменность в излучине Тибра за пределами городских стен Рима, служившая местом проведения центуриатных комиций, религиозных празднеств в честь бога войны, церемоний, парадов и военных учений.
[4] Дословно: έπι δόρυ ; см. примеч. 3 на с. 112.
[5] Дословно: έπι σκοντάριον, см. примеч. 1 на с. 112.