Книга V. Об обозе

1. О том, что не следует держать обоз слишком близко к месту сражения

Следует, насколько это возможно, заботиться об обозе, не пренебрегать им и не оставлять его беззащитным, как это бывает, но и не ввергать, наоборот, его в сражение. Ведь обычно в нем находятся слуги, необходимые стратиотам, а также их дети и родственники, и если они не будут в безопасности, то стратиоты, заботясь о них, не смогут целиком сосредоточить свои рассеявшиеся мысли на сражении. Ведь стремление всякого благоразумного человека заключается в том, чтобы достичь перевеса над врагом, не претерпев собственного вреда. И поэтому, прежде всего, мы не советуем, если предполагается генеральное сражение, вести с собой большую массу слуг, ожидается ли битва в нашей собственной земле или же во вражеской, но их численность должна быть соразмерной и достаточной, чтобы они были в состоянии обслуживать лошадей в каждой контубернии, в соответствии с особенностями и качеством тагм или количеством лошадей, но чтобы при этом они не вызывали большого беспорядка, неоправданного расходования средств и излишнего внимания к себе. На время сражения, идет ли война в нашей собственной земле или во вражеской, слуг следует оставить в фоссате, и если имеется пехотное войско, то вместе с солдатами, специально для этого выделенными; при этом обоз должен быть надежно защищен, как это будет изложено в книге о лагерях.

2. О запасных лошадях

Запасные лошади также должны быть оставлены при обозе; мы не знаем, почему кто-то считает правильным, чтобы стратиоты в день сражения имели при себе еще и запасных лошадей, ведомых слугами. Если войско будет одерживать победу или терпеть поражение, то кто сможет в случае необходимости в такой сумятице и путанице узнать свою запасную лошадь среди множества других, чтобы воспользоваться ею? Поэтому-то мы и сочли разумным предусмотреть тагму депотатов для оказания помощи в подобных обстоятельствах. Итак, стратиотам необходимо иметь запасных лошадей во время рейдов и в патрулях, и вплоть до самого дня сражения их нужно беречь и держать наготове. Но в самый день сражения, как мы полагаем, нет необходимости держать запасных лошадей вблизи боевого строя, но их следует оставить в фоссате; ведь может случиться так, что они легко придут в смятение, поскольку ими управляют малолетние слуги.

3. Об обозе, в котором нет надобности

Если в войске имеется пехота, если сражение ожидается в ближайшее время на территории собственной или дружественной земли или в пограничных областях и если откладывать сражение невозможно, то следует в надежном месте, в котором имеется достаточно продовольствия и воды, на удалении около 30 или 50 миль, оставить большую и бесполезную часть обоза, излишних лошадей, инструменты и другое имущество, которое не нужно в день сражения, вместе с одной или двумя тагмами и приказать остающимся заранее заготовить фураж на четыре или пять дней, а лошадей держать под охраной внутри этого места до исхода сражения. Следует также отрядить в промежуток пространства между войском и этим местом некоторых людей, известных всем и не самых плохих, расставить их на некотором удалении друг от друга и представить тому, кто командует обозом,[1] поручив этим людям после окончания сражения передать солдатам, находящимся в обозе, распоряжение, оставаться ли им на том месте, куда они были поставлены, или перейти в другое условленное место, или же присоединиться к войску.

4. О промежуточных лагерях

Выдвигаясь к месту сражения, следует взять из обоза запасных лошадей и либо малые палатки, либо двойные сагии,[2] чтобы в одних случаях укрываться ими, если в этом возникнет необходимость, а в других случаях использовать их в качестве сводчатых палаток,[3] взять также по 20 или 30 литр[4] запасов сухарей, молотого зерна[5] или какого-либо другого продовольствия, в особенности если война ведется против скифов, и разместиться в фоссате, укрепленном против врагов. Этот фоссат следует укрепить или рвами, или оградой,[6] даже если войско будет оставаться там только один день; каждой тагме следует отложить про запас сена или соломы на один день, чтобы в случае возможного неблагоприятного исхода сражения при поспешном отходе войска оно могло остановиться и сосредоточиться в этом фоссате, будет ли он один или их будет два, имея запас корма для лошадей на один день, чтобы не пришлось в такой суматохе либо выгонять лошадей на пастбище, либо заготовлять фураж и вследствие этого стать легкой добычей врагов. Далее, если запасов будет достаточно, следует действовать с этих позиций, угрожая врагам; если же запасов будет недостаточно, следует отсюда уйти. И в том случае, если необходимо будет уйти, сначала следует людям, специально для этого выделенным, сжечь фураж и лишь после этого присоединиться к ушедшим.

5. Об охране обоза на марше

Во время маршей, если враги поблизости, необходимо всегда располагать обоз в середине, чтобы он не пострадал, оставшись без охранения. Войску не следует совершать марши, смешавшись и соединившись с обозом, но двигаться раздельно, чтобы обоз каждой меры следовал за своей мерой, а особый обоз - за стратиотами, идущими налегке[7]


[1] Использовано выражение: τώ έπάνω του τούλδου. По всей вероятности, здесь имеется в виду архонт обоза, упоминаемый еще раз в отрывке Страт. XII В, 21.
[2] Сагий (σαγίον, от лат. sagum) — широкий плащ, изготовляемый обычно из грубой шерсти; использовался не только солдатами, но и мирными сельскими жителями (например, пастухами). Выражение «двойные сагии», использованное Маврикием в данном случае, свидетельствует об особенно больших размерах таких плащей; два возможных способа их использования конкретно названы ниже самим автором «Стратегикона».
[3] Единственный раз использован термин καμάρδα , который X. Михаэску (см.: Mihãescu. Les elements. VI, 3. P. 495) производит от лат. camara (camera).
[4] Литра (λίτρα) — здесь: византийская мера веса или объема, соотносимая с римским фунтом (libra) и равная 327,45 г Номинальное значение литры , приведенное X. Михаэску (655 г — см.: Mihãescu . Arta militarã. P. 193), представляется слишком большим. Как указывалось ранее (Страт. I, 2), седельные сумы стратиотов вмещали запас продовольствия на 3-4 дня; на такой срок 6,5-10 кг продуктов было вполне достаточно.
[5] Сухари (единственное число βονκελλάτος) — от лат. bucellatum ; молотое зерно (πίστον) — от лат pistum (причастие к глаголу pinso — «молотить», «толочь» и др.). В таком же сочетании эти два продукта упоминаются в: Страт. XII В, 6. В отрывке Страт. VII А, 10 зерно названо вареным; в отрывке Страт. VII В, 17 термин πίστον заменен термином άλενρον. Перечень продуктов питания, входивших в рацион римского солдата на основании нормативных актов (Кодекса Феодосия и Кодекса Юстиниана), см.: Mihãescu . Les elements. VI, 3. Ρ 489.
[6] Принимаем конъектуру X. Михаэску (Mihãescu. Arta militarã. Ρ 154), впервые предложенную Ρ Вари.
[7] Солдаты, идущие налегке (единственное число — ῎έξπληκτος ) — особая категория солдат, не обремененных лишним вооружением и потому отличающихся максимальной мобильностью. Неоднократно упоминаются в дальнейшем изложении (особенно часто в книгах IX и XI). В большинстве случаев для обозначения этой категории солдат мы будем использовать определение «мобильные». X. Михаэску производит данное определение от лат. explicitus (см. об этом: Mihãescu. Les elements. VII, 1. P. 158).