Элегия

    Эле́гия
  •          (греч. τὰ ἐλεγεῖα, от ἔλεγος, скорбная песня), род лирической поэзии. Ἐλεγεῖον означает двустишие, соединение гекзаметра и пентаметра, и под словом Э. греки понимали написанное двустишиями стихотворение, не имеющее отношения к содержанию. Поэтому в греческой Э. не следует искать нынешнего значения печальной песни, хотя слово ἔλεγος (неизвестной этимологии), которое положено в основу слова ἐλεγεῖον, означало у греков печальную песнь под аккомпанемент флейты. Но так как Э. сначала не пелась, а читалась нараспев, то возникает вопрос, каким образом Э., не имевшая первоначально ничего общего с ἔλεγος, получила от него свое название. Э. образовалась из эпоса около начала олимпиад у малоазиатских ионийцев; она была первым робким шагом от эпоса к лирике. В Э. поэт, скрывающийся в эпической поэзии за сюжетом, взятым из прошлого, выступает сам со своими желаниями и чувствами и затрагивает настоящее. Но до свободного, высокого полета мыслей, который царил в развившейся лирике, элегики не поднимались. Сюжеты, в которых они вращались, не охватывавшие, как у эпиков, величественной картины жизни народов и великих катастроф целых племен, но изображавшие окружающую действительность, отечество в более узком смысле, все еще настолько пленяли душу поэта, что его индивидуальность могла играть только второстепенную роль. Этому соответствует и близкое родство элегического двустишия с эпическим метром. По языку и диалекту Э. также примыкает к эпосу; в ней господствует, с небольшими отступлениями, эпически-ионический диалект.
  •          Можно различить три периода в элегической поэзии по племенам, которые ею занимались. У ее истоков стояли ионийцы, за ними последовали аттики, и в заключение появились александрийцы. Основателем Э. у греков обычно считался Каллин Эфесский, живший ок. 776 г. до н. э. или, по мнению других, несколько позже. О его жизни ничего не известно; до нас дошла одна его Э. воинственного характера, в которой он побуждает своих вялых соотечественников к мужественной борьбе против врагов. Вероятно, все остальные его Э. имели воинственный или политический характер, как и Э. его ближайших последователей: Тиртея, Солона, Феогниса и отчасти Архилоха (см. Ямбическая поэзия), Мимнерма, Ксенофана. К древнейшим элегическим поэтам принадлежит также Асий Самосский, бывший вместе с тем и эпиком (см. Пародия). Политическая Э. любила вставлять краткие изречения (гномы, сентенции) политического и этического характера, как добытые результаты житейской мудрости. Поэтому вышеназванные поэты, такие, как Солон, Феогнис и Ксенофан, называются также гномическими поэтами. Со временем Э. удалилась от политики в более скромный круг частной жизни, вследствие чего потом и возникла симпотическая (застольная), эротическая (любовная) и френетическая (печальная) Э. Зачатки симпотической Э. видны уже у Архилоха, френетическую особенно развил Симонид Кеосский, эротическую — Мимнерм. Предшественником александрийского искусства был Антимах; особенно выделялись Александр Этолийский, Гермесианакт, Фанокл, Эратосфен, Филет и Каллимах.
  •          Э. требовала все большего мастерства и оказала существенное влияние на римскую Э., особенно на Проперция. Э., в первую очередь политические, читали на больших публичных собраниях, но чаще всего они звучали на праздничных пирушках (симпосиях). Здесь громкому, живому чтению предшествовала игра на флейте, и той же игрой оно время от времени прерывалось. Вероятно, в позднейшие времена для пения под аккомпанемент флейт сочинялись и френетические Э.
  •          В Риме Э. особенно процветала во времена после Республики. Первым среди римских элегиков считается Катулл, за ним следует Корнелий Галл; особенно выделяются Тибулл, Проперций и Овидий. Еще в I в. н. э. Э. была модным видом поэзии. Особенно процветала эротическая Э.