Книга XXXVIII
КНИГА XXXVIII
Гл. 1. (1) Митридат, начав со злодейского убийства жены, решил, что необходимо уничтожить сыновей другой своей сестры, тоже Лаодики, мужа которой, царя Каппадокии Ариарата, он еще раньше коварно умертвил при помощи Гордия. Митридат полагал, что смерть отца для него бесполезна, если юные сыновья [убитого] станут управлять царством, которым сам Митридат страстно жаждал завладеть. (2) Но пока Митридат обдумывал это дело, в оставшуюся без правителя Каппадокию вторгся вифинский царь Никомед. (3) Когда весть об этом дошла до Митридата, тот, якобы из родственных чувств, послал а помощь сестре войско для изгнания Никомеда из Каппадокии. (4) Но Лаодика, заключив соглашение с Никомедом, вышла за него замуж. (5) Митридат, очень недовольный этим, силой очистил Каппадокию от гарнизонов, оставленных там Никомедом, и восстановил в царских правах сына своей сестры. Это был поистине превосходный поступок, если бы за ним не скрывался обман. (6) Ибо Митридат спустя несколько месяцев притворился, будто хочет, чтобы Гордий, который был его пособником при убийстве Ариарата, получил право возвратиться на родину. Митридат рассчитывал, что если молодой царь ему в этом будет препятствовать, то это окажется поводом к войне, а если согласится, то Митридат сможет уничтожить сына при помощи того же человека, который убил его отца. (7) Когда Ариарат Младший узнал о намерениях Митридата через гонцов, он был возмущен, что его дядя прежде всего заботится о том, чтобы убийца каппадокийского царя возвратился из изгнания. Ариарат собрал огромное войско. (8) В свою очередь, Митридат повел в бой восемьдесят тысяч пехотинцев, десять тысяч всадников, шестьсот боевых колесниц, снабженных серпами. Но и войско Ариарата благодаря помощи соседних царей было не меньше. (9) Митридат стал опасаться, что при таких условиях неизвестно, каков будет исход войны, и решил действовать коварством. Он склонил юношу на переговоры [и явился на них], спрятав под одеждой кинжал. По царскому обычаю Ариарат послал к Митридату человека, который должен был его обыскать. Когда этот человек стал особенно тщательно ощупывать у Митридата нижнюю часть живота, Митридат сказал, что боится, как бы обыскивающий не нашел там кинжала совсем другого рода, чем тот, какой он ищет. (10) Так, прикрыв коварство шуткой, Митридат отозвал Ариарата в сторону от его друзей, как будто желая что-то сообщить ему тайно, и убил на глазах и своего и его войска. Каппадокийское царство он отдал своему восьмилетнему сыну, дал ему имя Ариарата, а в качестве регента приставил к нему Гордия.
Гл. 2. (1) Однако каппадокийцы, угнетаемые жестокостью и произволом наместников, отложились от Митридата и вызвали брата своего убитого царя, тоже Ариарата по имени, из Азии, где он воспитывался. (2) Митридат начал войну и против него, одержал над ним победу и изгнал его из Каппадокийского царства. Вскоре после этого молодой человек с горя заболел и умер. (3) После его смерти Никомед стал опасаться, как бы Митридат, завладевши Каппадокией, не вторгся и в соседнюю с ней Вифинию. [Поэтому] Никомед подучил одного подростка, отличавшегося исключительной красотой, чтобы он, [ссылаясь на то], будто у Ариарата было не два, а три сына, [и будто он – этот третий сын], домогался от римского сената отцовского царства. (4) Никомед и жену свою Лаодику также послал в Рим засвидетельствовать, что у нее будто бы было от Ариарата не два, а три сына. (5) Как только Митридат об этом узнал, он с равным бесстыдством направил в Рим Гордия, который получил от Митридата поручение объявить сенату, будто мальчик, посаженный им на каппадокийский престол, рожден тем Ариаратом, что погиб, помогая римлянам в войне против Аристоника. (6) Однако сенаторы поняли, что оба царя стремятся присвоить чужие царства посредством самозванцев. Сенат отнял у Митридата Каппадокию и, чтобы не было ему обидно, отобрал также и у Никомеда Пафлагонию. (7) А чтобы не было с их стороны нареканий, что отнятое у них передается другим, сенат обоим государствам, [Каппадокии и Пафлагонии], даровал свободу. (8) Однако каппадокийцы отказались от дарованной им свободы, говоря, что [их] народ не может жить без царя. Тогда сенат назначил им царем Ариобарзана.
Гл. 3. (1) В Армении тогда царствовал Тигран. Задолго до того он был отдан парфянам в качестве заложника и недавно отпущен ими в отцовское царство. Его-то Митридат чрезвычайно хотел вовлечь как союзника в войну с римлянами, которую уже давно замыслил. (2) Однако Тигран никаких обид не испытал от римлян. Поэтому Митридат, при посредстве Гордия, подбил Тиграна завязать войну с Арио-барзаном, человеком очень вялым. Чтобы Тигран не заподозрил здесь какой-нибудь хитрости, Митридат выдал за него замуж свою дочь Клеопатру. (3) При первом же появлении армии Тиграна Ариобарзан, захватив с собой свои сокровища, поспешил уехать в Рим. Таким образом, благодаря Тиграну Каппадокия снова оказалась под властью Митридата. (4) В это- же самое время умер Никомед, а сына его, тоже Никомеда, Митридат изгнал из собственного его царства. Никомед отправился в Рим просить там защиты. Сенат постановил, чтобы оба – Никомед и Ариобарзан – были восстановлены в своих царских правах. Для приведения в исполнение этого декрета были посланы из Рима уполномоченные – Маний Аквилий и Манлий Мальтин. (5) Узнав об этом, Митридат заключил с Тиграном союз, намереваясь вести войну против римлян. Союзники договорились между собой, что города и сельские местности (urbes agrique) достанутся Митридату, а пленники (homines) и все, что можно увезти с собой, – Тиграну. (6) После этого Митридат, понимая, какую серьезную войну он разжигает, разослал послов к кимврам, галлогрекам, сарматам и бастарнам с просьбой о помощи. (7) [Давно] замыслив войну с Римом, Митридат еще раньше сумел привлечь на свою сторону все эти племена разными знаками милости. Он приказал также прибыть войску из Скифии, [одним словом], Митридат подготовил к боям против Рима весь Восток. (8) Поэтому без большого труда он победил Аквилия и Мальтина, командовавших азиатским войском, и, вытеснив их, а с ними и Никомеда из Каппадокии и Пафлагонии, был встречен с ликованьем населением городов. (9) Митридат нашел там много золота и серебра, накопленных стараниями прежних царей, а также большое количество военного снаряжения; снабженный [благодаря этому всем необходимым], он простил городам (civitatibus) государственные и частные долги и даровал свободу от податей на пять лет. (10) А затем собрал солдат на сходку и всячески старался воодушевить их на эту римскую [или азиатскую] войну. (11) Я счел эту речь достойной того, чтобы включить ее как пример в мое сокращенное повествование. Помпей Трог передал ее косвенной речью, ибо он порицает Ливия и Саллюстия за то, что они включали в свои произведения речи от первого лица, вместо того чтобы излагать их своими словами, и тем нарушали правила исторического повествования.
Гл. 4. (1) Митридат сказал: для него было бы весьма желательно обсудить вместе с собравшимися, должно ли с римлянами воевать или жить в мире с ними. (2) Но ведь в том, что следует сопротивляться нападающим, не сомневаются и те, кто не надеется на победу; ведь против разбойника все обнажают оружие, и если не ради спасения, то из чувства мести. (3) Впрочем, дело сейчас не в том, можно ли оставаться в бездействии, – ведь речь идет не о враждебных настроениях, а уже произошло сражение; поэтому уже надо подумать, какими способами вести войну и на что можно надеяться. (4) [Лично] он, Митридат, уверен в победе, если только у [воинов] хватит мужества. Что римлян победить можно, самим солдатам ясно не меньше, чем ему, Митридату: ведь разбили же они уже Аквилия в Вифинии, а Мальтина в Каппадокии. (5) Но если на кого-нибудь больше действуют чужие примеры, чем собственный опыт, то он, Митридат, слыхал, что римляне были в трех битвах разбиты Пирром, царем Эпира, у которого было не больше пяти тысяч македонян. (6) Слыхал он также, что Ганнибал шестнадцать лет пробыл в Италии как победитель, а если он не захватил самую столицу, так это не потому, что римское войско ему помешало, а вследствие происков его врагов и завистников на родине. (7) Слыхал он, кроме того, что народы Трансальпийской Галлии вторглись в Италию, овладели многими крупнейшими городами и заняли там значительно более обширную область, чем те же галлы захватили в так называемой «не воинственной» Азии. (8) И, как говорят, Рим был не только побежден, но и взят галлами, так что [у римлян] осталась только вершина одного из их холмов, а врага они удалили [из своей страны] не оружием, а выкупом. (9) А ведь галльское племя, [продолжал Митридат], которое всегда внушало римлянам страх, он насчитывает среди своих войск. Ибо те галлы, что живут в Азии, только местом своего жительства отличаются от тех, которые в свое время заняли Италию, (10) происхождение же, храбрость и способ ведения войны и у тех и у других одинаковы. Природные же дарования [у азиатских галлов] даже выше настолько же, насколько более долгим и трудным был пройденный ими путь через Иллирию и Фракию, [чем путь их соплеменников до Италии], причем пройти через эти страны было едва ли не труднее, чем овладеть теми, в которых они поселились. (11) [Далее Митридат сказал], что ему известно [также следующее]: сама Италия, с тех пор как основан Рим, никогда не была покорена им вполне, но постоянно в течение всего времени одни [италийские племена] упорно боролись за свою свободу, а некоторые из них даже за право главенства в Италии. (12) Говорят, что многие италийские государства истребляли римские войска, а в некоторых случаях проводили римлян под ярмом, [подвергая их] этому новому виду бесчестия. (13) Но чтобы не задерживаться на примерах, взятых из прошлого, – и сейчас, в настоящее время, вся Италия охвачена восстанием, идет Марсийская война, италики требуют уже не свободы, но участия в управлении государством. (14) Но не менее, чем от этой войны, происходящей в Италии, римляне страдают от внутренней борьбы, борьбы между разными партиями среди влиятельнейших лиц в государстве, и эта назревающая гражданская война гораздо опаснее италийской. (15) В то же время, подобно урагану, кимвры из Германии наводнили Италию, несметные тысячи диких и жестоких людей. (16) И если римляне могут [еще] выдержать войну с каждым из этих племен в отдельности, то, когда поднимутся все, они будут уничтожены. Поэтому он, Митридат, полагает, что у римлян даже не будет времени для войны с ним.
Гл. 5. (1) Итак, продолжал Митридат, он считает, что необходимо воспользоваться благоприятным случаем как можно скорее увеличить свои силы, чтобы не пришлось, если сейчас оставить римлян, занятых [другими войнами], в покое, воевать с ними, когда они освободятся от других врагов, перейдут на мирное положение и борьба с ними будет много труднее. (2) Не о том следует [сейчас] рассуждать, должно ли вообще браться за оружие, а о том, кто из них воспользуется удобным моментом: он или римляне. (3)*>Ведь римляне, по существу, начали с ним войну уже тогда, когда они отняли у него, бывшего еще ребенком, Великую Фригию, которую они же в свое время уступили его отцу, как награду за помощь против Аристоника, да и, кроме того, еще Селевк Каллиник отдал эту область в качестве приданого [за дочерью] прадеду его, Митридату. (4) Далее, когда римляне приказали ему, Митридату, уступить Пафлагонию, разве это не было своего рода войной? Ведь его отец получил Пафлагонию не насилием, не оружием, но в результате усыновления, по завещанию, как наследство, после того как вымер род местных царей. (5) С горечью повиновавшись их постановлениям, он все же и этим не смягчил их, не удержал их от того, чтобы они с каждым днем не вели себя все более и более жестоко. (6) И в чем, собственно, он не оказал римлянам повиновения? Разве он не уступил Фригии и Пафлагонии? Разве он не отозвал сына из Каппадокии, которую он занял по праву победителя, праву, принятому всеми народами (iure gentium)? (7) Так право победителя нарушено по отношению к нему теми, кто сами все добыли войной. (8) И разве он, Митридат, не убил в угоду римлянам вифинского царя Хреста, против которого сенат постановил вести войну? И однако ему же тем не менее вменяют в вину все, что делают Гордий или Тигран. (9) Только чтобы нанести оскорбление ему, Митридату, сенат предоставил Каппадокии свободу, которую он же отнял у других народов. Когда же каппадокийский народ вместо предложенной ему свободы умолял, чтобы дали ему в цари Гордия, этого не допустили только потому, что Гордий ему, [Митридату], друг. (10) По наущению римлян напал на него Никомед. Когда же он, [Митридат], выступил, чтобы отомстить, римляне сами выступили против него. И теперь у римлян будет поводом к войне против него то обстоятельство, что он не отдал себя безнаказанно на растерзание Никомеду, этому сыну танцовщицы.
Гл.6. (1) [Затем Митридат сказал], что поистине римляне преследуют царей не за проступки, а за силу их и могущество. (2) Так поступили они не только в отношении его одного, но и всех других; с дедом его, Фарнаком, ставшим по решению родичей наследником пергамского царя Эвмена, (3) и с самим Эвменом, на кораблях которого они впервые переправились в Азию, при помощи войск которого, скорее чем своими собственными войсками, они покорили и великого Антиоха, и галлов в Азии, а вскоре после того и царя Персея в Македонии. (4) И все же они считали его врагом и запретили ему въезд в Италию. Полагая, что вести с ним самим войну зазорно, они повели войну с его сыном Аристоником. Считают, что никто не имел больше заслуг перед римлянами, чем нумидийский царь Массинисса; (5) ему приписывают и победу над Ганнибалом, и пленение Сифакса, и разрушение Карфагена; этого Массиниссу считают третьим спасителем Города наряду с двумя знаменитыми «Африканскими». (6) И однако с внуком [этого Массиниссы] римляне вели войну в Африке с такой беспощадностью, что, победив его, не оказали ему ни малейшего снисхождения, хотя бы в память его предка, заставив его испытать и темницу и позорное шествие за колесницей триумфатора. (7) Римляне вменили себе в закон – ненавидеть всех царей, очевидно, потому, что у них были такие цари, от одного имени которых они краснеют, – туземные пастухи, сабинские гаруспики, коринфские изгнанники, этрусские рабы и их сыновья или люди, носившие прозвище «Гордых», прозвище, которое из всех перечисленных было все же самым почетным. А основатели их государства, как сами они говорят, вскормлены сосцами волчицы. (8) Поэтому у всего римского народа и души волчьи, ненасытные, вечно голодные, жадные до крови, власти и богатств.
Гл.7. (1) [Затем Митридат сказал], что если он вздумает считаться знатностью с римскими царями, то окажется славнее этого скопища бродяг; что среди предков со стороны отца он может назвать Кира и Дария, основателей Персидского государства, а со стороны матери он происходит от Александра Великого и Селевка Никатора, основателей Македонской державы (imperii Macedonici). Если же сравнить подвластные ему народы с подвластными Риму, то он является царем народов, которые не только равны народам Римской державы (Romano imperio), но давали отпор и Македонской державе. (2) Ни один из народов, ему подвластных, не знал над собой чужеземной власти, никогда не подчинялся никаким царям, кроме отечественных, взять ли Каппадокию или Пафлагонию, Понт или Вифинию, а также Великую и Малую Армении. Ни Александр Великий, покоривший всю Азию, ни кто-либо из его преемников или их потомков не завоевал ни одного из этих народов. (3) Когда до него два царя, Дарий и Филипп, некогда осмелились не то что покорить, а только вступить в Скифию, они с трудом спаслись оттуда бегством, у него же именно из этой страны набрана большая часть войска для войны против Рима; (4) [между тем] к Понтийской войне он, Митридат, приступал с гораздо большей робостью и неуверенностью, так как сам был в то время неопытен и неискушен в военном деле; защитой же скифам служат – помимо оружия и храбрости – незаселенные степи и холода, что сулило войску большие трудности и опасности. (5) К этим затруднениям присоединялось также и то, что не было надежды на добычу от врагов-кочевников, у которых нет даже селений, а не то что денег. (6) Теперь же он начинает войну при других условиях. Ведь нигде нет такого мягкого климата, как в Азии, более плодородной почвы, [нет другой страны], более приятной из-за большого количества городов. Эта война, о которой трудно сказать, будет ли она более легка или более выгодна, будет для них скорее празднеством, чем походом. (7) Ведь они слышали о недавно накопленных богатствах царства Аттала и о древних сокровищах Лидии и Ионии, которые они идут не завоевывать, а вступить во владение ими. (8) Азия ждет его, Митридата, с таким жадным нетерпением, что взывает к нему громким призывом: такую ненависть к римлянам вызвали там хищность проконсулов, поборы публиканов, злоупотребления в судах. (9) Пусть только воины смело идут за ним, пусть они сообразят, каких успехов может добиться столь многочисленное войско под предводительством его, Митридата, его, который, действуя совершенно один, не получив ни от кого военной помощи, овладел Каппадокией, убив ее царя; который единственный из всех смертных покорил весь Понт и Скифию, куда никто до него не мог проникнуть и остаться невредимым. (10) Что же касается до справедливости его, [Митридата], и щедрости, то ему не приходится прибегать к другим свидетелям, кроме самих воинов, которые их испытали на себе. Доказательством их служит и то, что он единственный из всех царей владеет не только отцовским царством, но и чужеземными, приобретенными благодаря его широкой щедрости путем наследования, а именно – колхами, Пафлагонией, Боспором.
Гл. 8. (1) Так, воодушевив своих воинов, через двадцать три года после начала своего царствования Митридат начал войну против Рима. (2) А в Египте, после того как умер царь Птолемей, к другому Птолемею, который правил в Кирене, явились послы, чтобы предложить ему царскую власть и в жены – его сестру, царицу Клеопатру. (3) Птолемей был доволен уже тем одним, что без борьбы овладел царством своего брата. Между тем, как ему было известно, на престол хотели посадить сына его брата, за что стояли мать [мальчика] Клеопатра и расположенные [к этому ребенку] виднейшие люди в государстве. Будучи поэтому враждебно настроен против всех, Птолемей, как только прибыл в Александрию, приказал умертвить сторонников мальчика. (4) Самого же его он убил в объятиях его матери, в день свадьбы, когда вступал в брак с его матерью, в час торжественных религиозных церемоний, во время приготовлений к пиру, и взошел на ложе своей сестры, обагренный кровью ее сына. (5) После этого Птолемей показал себя не более мягким и по отношению к своим подданным, которые призвали его на царство, так как иноземным солдатам было дано разрешение на убийства, и ежедневно все утопало в крови. Сестру свою он прогнал, после того как изнасиловал дочь ее, девушку, и взял ее себе в жены, (б) Перепуганное насмерть население стало разбегаться во все стороны и из страха смерти покидать родину, превращаясь в изгнанников. (7) Таким образом, Птолемей остался в огромном городе один со своими приближенными и, когда увидел, что он царствует не над людьми, а над пустыми зданиями, особым эдиктом призвал иностранцев. (8) В то время как они стали стекаться отовсюду, Птолемей отправился навстречу римским послам – Сципиону Африканскому, Спурию Муммию и Луцию Метеллу, которые прибыли для ознакомления с положением дел в союзном царстве. (9) Насколько кровожадным казался он согражданам, настолько смешным показался римлянам. Лицом он был безобразен, низок ростом, ожиревший живот делал его похожим не на человека, а на животное. (10) Гнусность его вида увеличивала чрезмерно тонкая и прозрачная ткань его одежды, как будто он задался целью искусно выставить напоказ то, что скромный человек стремится обычно тщательно прикрыть. (11) После отъезда послов (из коих Сципион Африканский, когда осматривал город, привлекал к себе общее внимание) Птолемей, так как его возненавидели уже и чужестранцы и он стал опасаться заговоров, тайно отправился в изгнание вместе с сыном, которого имел от сестры, и с женой, соперницей матери. Набрав наемное войско, Птолемей начал войну против сестры и родины. (12) Затем он вызвал из Кирены старшего сына и убил его, чтобы жители Александрии не провозгласили этого сына царем в противовес ему. После этого народ ниспроверг статуи Птолемея и уничтожил его изображения. (13) Думая, что это сделано по наущению сестры, он убил и того сына, которого имел от нее, а труп убитого приказал рассечь на куски, сложить в ящик и поднести матери в день ее рождения во время пира. (14) Это злодеяние не только царице, но и всему государству было горько и прискорбно и вызвало во время торжественного пира такое всеобщее горе, что весь дворец наполнился рыданиями. (15) Вельможам пришлось вместо пира думать об устройстве похорон: они показали народу растерзанный труп, чтобы народ понял, чего он может ожидать от царя-сыноубийцы.
Гл. 9. (1) Оправившись от своей скорби по убитом сыне, Клеопатра увидела, что война, начатая против нее братом, идет для нее неудачно, и обратилась через послов за помощью к Деметрию, царю сирийскому, который и сам пережил немало различных достопамятных приключений. (2) А именно – когда Деметрий начал, как было уже сказано выше, войну с парфянами и во многих боях уже одержал победы, он неожиданно попал в засаду, был окружен, потерял войско и был взят в плен. (3) Парфянский царь Арсакид, человек великой и царственной души, отправил Деметрия в Гирканию, где он не только предоставил ему условия жизни, достойные царя, но и выдал за него замуж свою дочь. Кроме того, он обещал восстановить Деметрия на сирийском престоле, которым во время отсутствия Деметрия завладел Трифон. (4) После смерти Арсакида Деметрий потерял надежду возвратиться на родину. Тяготясь положением пленника и наскучив жизнью хотя и богатого, но частного человека, Деметрий задумал тайный побег в свое царство. (5) Советчиком и спутником Деметрия был его друг Каллимандр. Этот Каллимандр, после того как Деметрий оказался в плену, раздобыв за деньги проводников, пробрался из Сирии через аравийские пустыни в Вавилон, одетый как парфянин. (6) Однако Фраат, наследовавший Арсакиду, вернул обратно беглеца, пойманного благодаря проворству всадников, [посланных в погоню] по кратчайшему пути. (7) Когда Деметрия привели к царю, тот обратился к нему с суровыми порицаниями и, отправив к жене в Гирканию, приказал стеречь его более строго. Каллимандра же царь не только простил, но даже дал ему награду за верность [своему царю]. (8) Спустя некоторое время, когда у Деметрия было уже несколько детей, ему стали больше доверять, и он в сопровождении того же своего друга снова сделал попытку к бегству. Но и эта попытка была также неудачна. Он был схвачен у самых границ своего царства, снова приведен к царю Фраату и, став ненавистным ему, был удален с глаз его. (9) Его опять возвратили к жене и детям, в Гирканию, место его ссылки, причем ему подарили золотые игральные кости как укор в ребяческом легкомыслии. (10) Столь мягкое и снисходительное отношение парфян к Деметрию происходило не от милосердия [этого] народа и не из родственных чувств, но оттого, что парфяне стремились овладеть Сирийским царством и намеревались использовать Деметрия против брата его Антиоха, смотря по тому, как потребуют этого обстоятельства, время и возможность испытать военное счастье.
Гл. 10. (1) Услыхав об этом, Антиох решил предупредить парфян и самому начать против них военные действия. Он повел на парфян войско, закаленное в частых войнах с соседями. (2) Но в этом войске был не меньший запас всяких предметов роскоши, чем военного снаряжения, ибо восемьдесят тысяч вооруженных сопровождали двести тысяч всякого рода обозных служителей, среди которых было очень много поваров, хлебопеков, актеров. (3) Золота и серебра было столько, что даже рядовые солдаты подбивали свою обувь золотыми гвоздями. Ногами попирали вещество, из любви к которому народы бьются другие другом оружием. (4) Также и кухонная посуда была из серебра, точно шли они на пир, а не на войну. (5) По мере того как Антиох шел вперед, к нему навстречу выходили восточные цари и переходили на его сторону со своими царствами из ненависти к парфянам за их высокомерие. (6) Скоро начались и военные столкновения. Когда Антиох, победив в трех сражениях, занял Вавилон, он стал именоваться Великим. Так как к Антиоху перешли все народы, у парфян не осталось ничего, кроме их отечественных земель. (7) Тогда Фраат послал Деметрия в Сирию с парфянским отрядом для захвата царской власти, чтобы этим способом отвлечь Антиоха от Парфии для защиты своего царства. В то же время, не будучи в состоянии превзойти Антиоха силами, он повсюду делал попытки одолеть его путем коварства. (8) Антиох разместил свое войско вследствие его многочисленности на зимовку по разным городам (civitates). Это обстоятельство и стало причиной его гибели. Когда города увидели, что их отягощают поставками на войско, и испытали на себе насилия со стороны солдат, они перешли на сторону парфян. В заранее условленный день они коварным образом напали на расквартированные отряды, и притом напали одновременно, чтобы эти отряды не могли прийти друг к другу на помощь. (9) Когда об этом донесли Антиоху, он выступил с тем отрядом, который зимовал в одном месте с ним, чтобы подать помощь гарнизонам, расквартированным наиболее близко. Во время пути он столкнулся с парфянским царем; сам Антиох сражался храбрее, чем его войско, (10) но хотя он и превзошел врагов храбростью, он был покинут своим трусливым войском и пал. Фраат почтил его царственными похоронами и, влюбившись в дочь Деметрия, которая находилась при Антиохе, взял ее себе в жены. (11) Теперь Фраат стал жалеть, что отпустил Деметрия. Он поспешно послал конные отряды, чтобы захватить его, но так как Деметрий именно этого и опасался, то посланные нашли его уже в его царстве. Тщетно испытав все средства, [чтобы вернуть его], они возвратились к своему царю.
XXXVIII, 1, 1:... царя Каппадокии Ариарата, – Ариарат VI Эпифан. Его правление в Каппадокии продолжалось около пятнадцати лет.
XXXVIII, 1, 1:... при помощи Гордия. – Гордий – фригийский магнат, возглавивший заговор оппозиционной группы знати, жертвой которого пал Ариарат VI. В научной литературе были предложены различные датировки его убийства: 116, 111 и 105 гг. до н.э. См.: Meyer Ed. Geschichte des Koriigreichs Pontos. S. 103; Reinach T. Mithridates Eupator... S.81; Geyer F. Mitridates. Sp. 2166; McGing B. The Foreign Policy... P. 66; Сапрыкин С. Ю. Понтийское царство. С. 188.
XXXVIII, 1, 2:... вифинский царь Никомед. – В 103/102 г. до н.э. См.: Сапрыкин С. Ю. Понтийское царство. С. 190.
XXXVIII, 1, 5:... сына своей сестры. – Царь Каппадокии Ариарат VII, законный наследник Ариарата Эпифана. Он был утвержден на троне своим дядей Митридатом Эвпатором около 102 г. до н.э.
XXXVIII, 1, 6:... чтобы Гордий, - Ср.: Plut. Sulla, 5.
XXXVIII, 1, 10:... убил на глазах и своего и его войска. – См.: Memn, 30, 1. Убийство Ариарата VII произошло в 101/100 г. до и. э. (Сапрыкин С. Ю. Понтийское царство. С. 191).
XXXIII, 1, 10:... дал ему имя Ариарат, – Ариарат IX. Дав своему сыну традиционное династическое имя Ариаратидов, Митридат VI как бы узаконил его права на каппадо-кийский престол. Ранее подобным образом действовал^ союзник Митридата Никомед III, нарекший своего сына пафлагоиским тронным именем Пилемена. См. выше: Just., XXXVII, 4, 7 sq.
XXXVIII, 2, 1:... тоже Ариарата... - Ариарат VIII.
XXXVIII, 2, 8:... назначил им царем Ариобарзана. – См.: Strabo, XII, 2, 11, р. 540. Ариобарзан I Филомерой был посажен римлянами на каппадокийский престол в 96 г. до н.э., так как, судя по нумизматическим данным, царствование его предшественника, сына Митридата Эвпатора, принявшего тронное имя Ариарата IX, продолжалось не более пяти лет (Сапрыкин С. Ю. Понтийское царство. С. 193сл.).
XXXVIII, 3, 1:... царствовал Тигран. - Тигран И, превративший Армению в великую державу. Он правил приблизительно с 95 по 55 г. до н.э. О нем см.: Манандян Я. М. Тигран Второй и Рим. Ереван, 1943.
XXXVIII, 3, 1:... в отцовское царство. – Ср.: Strabo, XI, 14, 15, р. 532. См. также: Манандян Я. М. Тигран Второй... С. 24 сл., 29 слл.
XXXVIII, 3, 3:... под властью Митридата. – В союзе с Тиграном Митридат изгнал каппадокийского царя Ариобарзана I из его владений, посадив на престол своего сына Ариарата IX (о нем см. выше, прим. к XXXVIII, 1, 10). Однако вслед за тем Ариобарзан был восстановлен на престоле Луцием Корнелием Суллой (132–78 гг. до н.э.), будущим знаменитым диктатором. Собрав небольшие силы в провинции Киликия, пропретором которой он являлся, и затребовав помощь от союзников, Сулла дал сражение полководцу Митридата Архелаю и добился победы, уничтожив множество понтийцев и армян (Liv. Epit, 70; Front, I, 5, 18; Plut. Sulla, 5; App. Mithr, 57). Что касается хронологии указанных событий, то, по традиции, наместничество Суллы в Киликии принято датировать 92 г. до н.э., основвываясь на указании Веллея Патеркула (II, 15, 3) о том, что обязанности претора Сулла исполнял за год до Союзнической войны (91–88 гг. до н.э.). См.: Reinach Т. Mitridates Eupator... S. 98 f.; Geyer F. Mitridates. Sp. 2167; Моммзен Т. История Рима. Т. И. С. 202, прим. 1. В новейшей историографии предпринимались попытки несколько удревнить традиционную датировку; в частности, Э. Бэдиан и Э. Ольсхаузен предложили датировать претуру Суллы 97 г. а его киликийское наместничество – 96 г. до н.э. (Badian Ε. Sulla's Cilician Command // Athenaeum. Vol. XXXVII. 1959. P. 287; Olshausen E. Pontos. Sp.425). А. Шервин-Уайт предложил соответственно 95 и 94 гг. до н.э. (Sherwin-White A. Ariobarzanes, Mitridates and Sulla// CQ. Vol. XXVII. 1977. P. 173), но впоследствии вернулся к традиционным датам (Sherwin- White A. Roman Foreign Policy... P. 111). Основываясь главным образом на данных нумизматики, С. Ю. Сапрыкин (Понтийское царство.
С. 196) высказал предположение, что изгнание Ариобарзаиа Митридатом Эвпатором следует отнести к 94/93 г. а его реставрацию Суллой -к 93/92 г. до н.э., что достаточно близко к принятой хронологии. Как бы то ни было, в 91 или 90 г. до к. э. Митридат в союзе с армянским царем Тиграном снова изгнал Ариобарзаиа, которому пришлось бежать в Рим (Liv, Epit. 74; Арр. Mithr, 10).
XXXVIII, 3, 4:... умер Никомед, – Никомед III Эвергет скончался в 94 г. до н.э.
XXXVIII, 3, 4'-... тоже Никомеда, - Никомед IV. Ср.: Memn, 30, 3; Арр. Mithr, 11. О последних представителях вифинского царского дома см.: Reinach Т. L'histoire par les monnais. Paris, 1903. P. 167 ss.
XXXVIII, 3, 4:.. - изгнал из собственного царства. – Параллельно с захватом Каппадокии Митридат вмешался во внутренние дела Вифинии, согнав с престола ее царя Никомеда IV и посадив на освободившийся трон своего ставленника Сократа Хреста, по-видимому, сводного брата Никомеда IV (Memn, 30, 3; Liv. Epit, 76; Арр. Mithr, 10; 57). Римский сенат постановил восстановить Никомеда и Ариобарзаиа в их правах, возложив проведение этой акции на консуляра Мания Аквилия и наместника Азии Луция Кассия. Казалось, Митридат подчинился, но в 89 г. до н.э. он вновь вторгся в Каппадокию и в очередной раз утвердил на троне своего сына Ариарата IX. См.: Сапрыкин С. Ю. Понтийское царство. С. 198 сл.
XXXVIII, 3, 4:... Маний Аквилий и Манлий Мальтин. – См.: Арр. Mithr, 11. Маний Аквилий прославился подавлением второго восстания рабов па Сицилии (104–100 гг. до н.э.). См.: Liv. Epit, 69.
XXXVIII, 3, 5:... Тиграну. – Аналогичное условие содержалось в договоре между римлянами и этолийцами (212 г. до н.э.). См. выше, прим. к XXIX, 4, 5.
XXXVIII, 3, 7:... войску из Скифии, – Аппиан (Mithr, 15) говорит о том, что скифы, тавры, бастарны, сарматы были союзниками (φίλοι) Митридата, готовыми выполнить любое его приказание.
XXXVIII, 3, 7:... весь Восток. - Наши источники склонны преувеличивать силы, собранные Митридатом для войны с римлянами. Мемнон (31, 1) говорит о ста девяноста тысячах пехоты и десяти тысячах конницы, а Аппиан (Mithr, 17) даже о двухстах пятидесяти тысячах воинов в пехоте и – пятидесяти тысячах в коннице, не считая ста тридцати колесниц и флота в четыреста кораблей.
XXXVIII, 3, 8:... населением городов. – Си.: Memn, 31, 2sq.; Liv. Epit.77–78; Strabo, XII, 3, 40, p. 562; App. Mithr, 18sqq. В 89/88 г. до н.э. римляне и их союзники вифинцы потерпели от Митридата ряд поражений, причем в плен был взят сам Маний Аквилий, являвшийся, если верить Аппиану, главным зачинщиком этой войны (Mithr, 21). Греческие города (Эфес, Митилена, Магнесия и др.) открыли перед Митридатом ворота, приветствуя его как нового Диониса, и очень скоро почти вся Малая Азия попала в руки царя. Ср.: Diod, XXXVII, 26 sq.; Арр. Mithr, 21; 23.
XXXVIII, 4, 2:... против разбойника... – Намек на грабительский набег, совершенный Никомедом по приказу римлян. См.: Арр. Mithr., 11.
XXXVIII, 4, 5:... не больше пяти тысяч македонян. – Ср. выше: Just, XVIII, 1.
XXXVIII, 4, 6:... шестнадцать лет. – С 218 по 203 г. до н.э.
XXXVIII, 4, 6:... на родине. – Ср.: Liv, XXX, 20.
XXXVIII, 4, 8:... а выкупом. – Ср.: Liv, V, 48; Just, XXVIII, 2, 4.
XXXVIII, 4, 12:... под ярмом, – В 321 г. до н.э. под ярмом была вынуждена пройти римская армия, окруженная самнитами в Кавдинском ущелье. См.: Cic. De offic. III, 30; Liv, IX, 4 sqq.
XXXVIII, 4, 13:... Марсийская война, – Имеется в виду восстание италийских союзников против римлян, известное как Союзническая война (91–88 гг. до н.э.). В рядах восставших особенно активно боролось небольшое горное племя марсов; вот почему эту войну называют иногда Марсийской.
XXXVIII, 4, 14'... влиятельнейших лиц в государстве, – Речь идет о борьбе между сулланцами и марианцами, которая в 88 г. до н.э. приведет к началу гражданской войны.
XXXVIII, 4, 15:.... кимвры... - Войны с кимврами имели место в 113–101 гг. до н.э.
XXXVIII, 5, 3:... Великую Фригию, – В 120 или 119 г. до н.э. римляне вывели из-под понтийского контроля Великую Фригию, ранее отданную ими отцу Митридата VI, а в 116 г. до н.э. присоединили ее к провинции Азия (Harris W. War and Imperialism In Republican Rome, 327–70 B. C. Oxford, 1979. P. 152ff.; McGing B. Appian, Manius Aquilius and Phrygia // Greek, Roman and Byzantine Studies. Vol. XXI. 1980. P. 41). Принято считать, что Митридат Эвпатор родился около 132 г. до п. э. С такой датировкой, в общем, неплохо согласуются показания источников относительно комет, подтвержденные астрономическими вычислениями (см. выше: Just, XXXVII, 2, 2, и прим.), а свидетельство Страбона (X, 4, 10, р. 478) касательно возраста Митридата VI в момент вступления на престол следует, очевидно, предпочесть мнению Мемнона (Memn, 22). Будучи уроженцем понтийского города Амасии и имея родственников, состоявших при дворе, Страбон был, по всей вероятности, лучше информирован. Следовательно, во время указанных событий великому царю Понта могло быть соответственно двенадцать-тринадцать и шестнадцать лет. Другие возможные даты рождения Митридата VI см.: Сапрыкин С. Ю. Понтийское царство. С. 103.
XXXVIII, 5, 3:... против Аристоника, – Ср.: Арр. Mithr, 12; Just, XXXVII, 1, 2.
XXXVIII, 5, 3:... прадеду его, Митридату. – Митридату III, который правил приблизительно с 220 по 190 г. до н.э. Ср.: Euseb, I, 251.
XXXVIII, 5, 8:... вифинского царя Хреста, – То есть своего ставленника Сократа Хреста. О нем см. выше прим. к XXXVIII, 3, 4.
XXXVIII, 5, 10:. этому сыну танцовщицы. – Оба сына Никомеда III, Никомед IV и Сократ Хрест, были рождены вне брака. Матерью старшего из них, Никомеда IV, была некая танцовщица по имени Ниса. См.: Сапрыкин С. Ю. Понтийское царство. С. 196 сл.
XXXVIII, 6, 2:... с дедом его, Фарнаком, – Царь Понта Фарнак I. Традиционная датировка его правления, 190–170 гг. до н.э. (Meyer Ed. Geschichte des Konigreichs Pontos. S.81; Reinach T. Mitridates Eupator.... S. 27), нуждается в существенной корректировке. В частности, афинский декрет в честь Фарнака с острова Делоса (OGIS, 771), датируемый 160/159 г. до н.э., свидетельствует о том, что правитель Понта был в это время еще жив и даже взял в жены Нису, сестру или племянницу Антиоха IV Эпифана и внучку Антиоха III Великого. По-видимому, смерть Фарнакаследут отнести к более позднему времени, возможно, к периоду между 160/159 и 155/154 гг. до н.э. См.: McGing В. The Foreign Policy... P. 32; Перл Г. Эры Вифинского, Понтийского и Боспорского царств // ВДИ. 1969. №3. С. 40 сл.; Сапрыкин СЮ. Понтийское царство. С. 85 сл.
XXXVIII, 6, 2:... пергамского царя Эвмена, - Возможно, в речи, вложенной Помпеем Трогом в уста понтийскому царю, заключен намек на войну между Фарнаком I и коалицией малоазийских государств во главе с Эвменом II Пергамским. Эта война, имевшая место в 183–179 гг. до н.э., закончилась для Фарнака поражением: он должен был отказаться от всех своих захватов, кроме Синопы, взятой им в 183 г. до н.э. (Polyb, XXIII, 9; Strabo, XII, 3, 11, p. 546). Об этой войне, имевшей большое значение для последующей истории Понта, см.: Meyer Ed. Geschichte des Konigreichs Pontos. S. 72 ff.; Niese B. Geschichte der Griechischen und Macedonischen Staaten... Bd. III. S.72ff.; Magie D. Roman Rule In Asia Minor. Vol.1. Princeton, 1950. P. 191; McGing B. The Foreign Policy... P. 25 ff.; Сапрыкин СЮ. Понтийское царство. С. 71 слл. О политических и экономических связях Понтийского царства с греческими городами северного и западного Причерноморья при Фарнаке I см.: IOSPE, 12, 402; Polyb, XXV, 2. См. также: Колобова К. М. Фарнак I Понтийский// ВДИ. 1949. №3. С. 27слл.; Гайдукевич В. Ф. Боспорское царство. М.; Л, 1949. С. 301; Блаватская Т. В. За-падпопонтийские города в VI-I ее. до н.э. М, 1952. С. 147слл.
XXXVIII, 6, 3:... впервые переправились в Азию, – В 190 г. до н.э. Ср.: Liv, XXXVII, 33, 4.
XXXVIII, 6, 3:... великого Антиоха, – В битве при Магнесии (190/189 г. до н.э.) пер-гамские войска, которыми командовал брат Эвмена II Аттал, занимали правый фланг римского боевого порядка. Хотя численно силы, находившиеся под командованием Аттала, были невелики (три тысячи пехотинцев, тысячу из которых составляли ахейцы, и три тысячи всадников, в том числе восемьсот пергамцев), но, согласно Ливию (XXXVII, 43, 5; 8), они сыграли значительную роль в достижении победы над Антиохом. Эта оценка древних авторов нашла поддержку в историографии. См.: Niese В. Geschichte der Griechischen und Macedonischen Staaten... Bd. II. S.741ff.; Сагу M. A History... P. 211 f.; Hansen E. Attalids... P. 82 f.; Bengston G. Griechische Geschichte. S. 481 f. О том, что собственные войска Эвмена в битве при Магнесии вряд ли превышали две-три тысячи солдат, см.: Griffith G. Т. The Mercenaries of the Hellenistic World. Cambridge, 1935. P. 174 f.
XXXVIII, 6, 3:... и галлов в Азии, – Эвмен II одержал над галатами три победы: в 189 г. до н.э., когда его войска выступали как вспомогательная часть сил консула Гнея Манлия Вульсона (Liv., XXXVIII, 12sq.); около 184 г. до н.э. во время войны с Вифинией, причем на этот раз галаты действовали в составе войск ее царя Прусия II (Polyb., Ill, 3, 6); и, наконец, в 168–166 гг. до н.э., когда Эвмен уже впал в немилость у римлян и, лишившись их поддержки, должен был действовать самостоятельно (Polyb, XXX, lsq.; Diod, XXXI, 13; Liv, XLV, 19; Polyaen, IV, 8, 1). Из общего контекста можно заключить, что в данном месте речи имеется в виду поход 189 г. до н.э.
XXXVIII, 6, 3:... царя Персея в Македонии. – В ходе Третьи Македонской войны (171–168 гг. до н.э.) Эвмен, формально выступавший на стороне Рима, в то же время вел тайные переговоры с царем Персеем. Слухи о переговорах дошли до римлян, что и стало непосредственным поводом ухудшения отношений между Римом и правителем Пергама (Polyb, XXIX, 4sqq.; Diod, XXXI, 7, 2; Liv, XLIV, 13, 24 sq.; 27; App. Mac, 18). Впрочем, для существенного охлаждения римско-пергамских отношений, о котором наш автор сообщает в следующем параграфе, существовали и другие, более фундаментальные причины. Важнейшей из них было превращение Пергамского царства при Эвмене II в одно из сильнейших эллинистических государств. См.: Климов О. Ю. Царство... С.39сл.
XXXVIII, 6, 4:... въезд в Италию. – Ср.: Polyb, XXX, 19.
XXXVIII, 6, 5:... и разрушение Карфагена; – Речь идет о событиях Второй и Третьи Пунических войн (соответственно 218–201 и 149–146 гг. до н.э.). В 206 г. до н.э. из Испании возвратился Публий Корнелий Сципион, овеянный славой победоносного полководца. Избранный консулом на 205 г. до н.э. (Liv, XXVIII, 38, 12), Сципион выдвинул план перенесения войны в Африку, встреченный в штыки значительной частью сенаторов и осуществленный лишь благодаря его личному авторитету (ibid, XXVIII, 40sqq.; 45, lsqq.). Огромное значение для исхода предстоящей кампании имела позиция вождей нумидий-ских племен, способных обеспечить римлян легкой кавалерией, необходимой для ведения боевых действий на североафриканских равнинах, и Сципион заранее позаботился о том, чтобы установить соответствующие контакты с ними (ibid, XXVIII, 16, 11 sq.; 35, 1 sqq.; XXIX, 4, 7sqq.; 6, 1). Когда же в 204 г. до н.э. он высадился в Африке на мысе Фарина (в тридцати пяти километрах от Карфагена) с двадцатипятитысячной армией, в его лагерь прибыл Массинисса, царь восточных нумидийцев. С собой он привел всего около двухсот всадников, но в дальнейшем его поддержка стала важнейшим фактором, обеспечившим римлянам успех. В 203 г. до н.э., после удачной для римлян и их союзников битвы на так называемых Великих равнинах, Массинисса и Гай Лелий, командовавший у Сципиона конницей, взяли в плен Сифакса, царя западных нумидян и смертельного врага Массинис-сы, выступавшего на стороне карфагенян (ibid, XXX, 12). Аппиан (Pun, 26), так же как и наш автор, приписывает славу этого подвига Массиниссе. В битве при Заме (202 г. до н.э.) конные отряды Лелия и все того же Массиниссы сыграли решающую роль, ударив в тыл ганнибаловым ветеранам, сдерживавшим натиск римской пехоты (Polyb, XV, 14; Liv, XXX, 34sq.). Наконец, в Третьей Пунической войне Массинисса, царство которого к тому времени значительно окрепло, снова выступил на стороне римлян. До разрушения Карфагена царь не дожил, скончавшись в 149 г. до н.э. Похвальные слова о нем см.: Polyb., XXXVI, 16; Арр. Pun, 106; Ср.: Liv. Epit, 50.
XXXVIII, 6, 5:... с двумя «Африканскими». – Имеются в виду соответственно победитель Ганнибала Публий Корнелий Сципион (235–183 гг. до н.э.) и разрушитель Карфагена Публий Корнелий Сципион Эмилиан (185/184–129 гг. до н.э.). И тот и другой за свои победы в Африке удостоились почетного прозвища «Африканский». О них см.: Трухина Η. Н. Политика и политики... С. 63 слл, 115 слл.
XXXVIII, б, 6:... с такой беспощадностью, – Судя по сообщениям Саллюстия (De bello Jug, 29, lsqq.; 32, 2sqq.; 33, 1 sqq.; 35, 4sqq.; 10; 38, 3, sqq.), отличительной особенностью Югуртинской войны (111–105 гг. до н.э.) была не столько ожесточенность, сколько повальная продажность римских полководцев, должностных лиц и сенаторов. Ситуация изменилась лишь после того, как по предложению народного трибуна Гая Мамилия Ли-митана была создана особая комиссия для расследования фактов коррупции в армии и в высших эшелонах власти, а командование в Африке принял Квинт Цецилий Метелл, прозванный впоследствии Нумидийским (ibid, 40, lsqq.; 43, lsqq.).
XXXVIII, 6, 6:... за колесницей триумфатора. – О триумфе римского полководца Гая Мария, победоносно завершившего Югуртинскую войну, и смерти нумидийского царя см.: Liv. Epit, 67; Plut. Mar, 12.
XXXVIII, 6, Ί:... ненавидеть всех царей, – Ср.: Sail. Hist, IV, 69, 17.
XXXVIII, 6, 7:... самым почетным. – Здесь в речи Митридата у Юстина заключены колкие намеки на римских царей Ромула, Нуму Помпилия, Тарквиния Древнего, Сервия Туллия и Тарквиния Гордого. Ср. выше: Just, XXVIII, 2, 8 и прим.
XXXVIII, 7, 1:... Кира и Дария, – Генеалогию Митридатидов см.: Сапрыкин СЮ. Понтийское царство. С. 17слл, 36сл.
XXXVIII, 7, 1:... Селевка Никатора, – Начиная с Митридата II (255–220 гг. до н.э.), понтийские цари брали в жены представительниц царского дома Селевкидов (Polyb, V, 43). Основатели династии царей Сирии Селевк I Никатор и его сын Антиох I были связаны родственными узами с Аптигонидами через Стратонику, дочь Деметрия Полиоркета и жену сначала Селевка Никатора-, а затем Антиоха I. В свою очередь, Антигониды считали себя родственниками Филиппа II и Александра Македонского на том основании, что Стратоника была внучкой Антипатра, сподвижника и родственника Филиппа II (его сын Кассандр был женат на Фессалонике, дочери Филиппа И) и его сына Александра. Таким образом, Митридат Эвпатор мог притязать на родство с Аргеадами, хотя, конечно же, это было весьма отдаленное родство. См.: Сапрыкин СЮ. Понтийское царство. С. 28.
XXXVIII, 7, 1:... Македонской державе... – Ср.: Арр. Mithr, 8sq.; 112.
XXXVIII, 7, 3:... спаслись оттуда бегством, – См. выше: Just, II, 5, 10; IX, 1, 9; 2.
XXXVIII, 7, 3:... против Рима; – Ср. выше: Just., XXXVIII, 3, 7 и прим. XXXVIII, 7, 10:... Боспором. – См. прим. к XXXVII, 1, 9.
XXXVIII, 8, 1:... после начала царствования... – Формально царствование Митридата Эвпатора началось около 120 г. до н.э., однако реально приступить к управлению государством он смог не ранее 114 г. до н.э., после того как отстранил от власти свою мать Лаодику. Но даже и после этого он не сразу сделался самовластным монархом, а должен был некоторое время терпеть рядом с собой своего брата. Митридата Хреста в качестве соправителя. Скорее всего именно устранение Хреста имеет в виду Юстин, когда говорит о начале правления Митридата VI. Первая Митридатова война началась в 89 г. (Badian Ε. Rome, Athens and Mitridates// AJAH. Vol. I. 1976. P. 109; Sherwin-White A. The Opening of the Mitridatic War // Miscellanea di studi Classici in onore di Eugenio Manni. Vol. VI. Roma, 1980. P. 181) или в 88 г. до н.э. причем последняя дата является традиционной (Моммзен Т. История Рима. Т. II. С. 208). Таким образом, начало самодержавного правления Митридата Эвпатора следует датировать временем около 111 г. до н.э.
XXXVIII, 8, 1:... начал войну против Рима. – Конфликт Митридата Эвпатора с римлянами вылился в серию из трех так называемых Митридатовых войн (соответственно 89/88–85, 83–81 и 74/73–63 гг. до н.э.). Рассказ о них, вероятно, содержавшийся в сочинении Помпея Трога, был, по-видимому, выпущен Юстином при сокращении его труда. Их общим итогом стали утрата Понтийским царством качества великой державы и гибель самого Митридата (63 г. до н.э.). В дальнейшем Понтийское царство, несмотря на отдельные попытки возродить Причерноморскую империю Митридата VI, существует уже как вассал Рима. Такое положение вещей сохранялось вплоть до времени Нерона, который в 63/64 г. и, э. принял решение упразднить царство Понт и присоединить его территорию к римской провинции Галатия (CIL, III, 6818; Tac. Hist, III, 47; SHA. Vit. Aurel, XXI, 11; Eutr, VII, 14; Aur. Vict. De Caes, V, 2). См.: Remy B. L'evolution administrative de l'Anatolie aux trois premiers siecles de notre ere. Lyon, 1986. P. 43.
XXXVIII, 8, 2:... умер царь Птолемей, – Птолемей VI Филометор, умер в 146/145 г. до н.э. (Liv. Epit, 52).
XXXVIII, 8, 2:... к другому Птолемею, – Птолемей VII Эвергет II Фискон. См. выше: Just, XXXIV, 2, 7sq. и прим.
XXXVIII, 8, 2: царицу Клеопатру. – Клеопатра II.
XXXVIII, 8, 3:... сына его брата, – Птолемей Неос (около 145–144 гг. до н.э.). XXXVIII, 8, 5:... дочь ее, – Клеопатра III.
XXXVIII, 8, 5:... взял себе в жены. – В 142 г. до п. э. Ср.: Liv. Epit, 59; Val. Max, IX, 1, ext. 5; Oros, V, 10, 6sq.
XXXVIII, 8, 7:... в огромном городе – To есть в Александрии, которая была величайшим городом эллинистического мира. Ко времени Августа ее население достигало, может быть, одного миллиона человек. См.: Торн В. В. Эллинистическая цивилизация. С. 172.
XXXVIII, 8, 7:... призвал иностранцев. – См.: Rostovtzeff M. I. Social and Economic History... Vol. II. P. 878.
XXXVIII, 8, 8:... в союзном царстве. – В 141/140 или 136/135 г. до н.э. Ср.: Diod., XXXIII, 28.
XXXVIII, 8, 11:... отправился в изгнание... – В 132/131 г. до н.э. Птолемей Фискон бежал на остров Кипр, после того как его сестра Клеопатра подняла против него восстание в Александрии.
XXXVIII, 8, 11:... вместе с сыном, – Птолемей Мемфит. См.: Diod., XXXIII, 13. XXXVIII, 8, 11:... против сестры... - То есть против Клеопатры II. См.: Liv. Epit,
59.
XXXVIII, 8, 13:... во время пира. - Ср.: Diod, XXXIV-XXXV, 14; Liv. Epit, 59; Val. Max, IX, 2, ext. 5.
XXXVIII, 9, 1:... к Деметрию, – Деметрий II Никатор, второй муж старшей дочери Клеопатры И, тоже Клеопатры. Ср. выше: Just, XXXVI, 1, 9.
XXXVIII, 9, 2:... как было уже сказано выше, – См. выше: Just, XXXVI, 1, 1 sqq.
XXXVIII, 9, 2:... войну с парфянами, – В 141 г. до н.э.
XXXVIII, 9, 3: царь Арсакид, – Имеется в виду царь Митридат I (171–138 гг. до н.э.), создатель великой Парфянской державы. К концу его царствования владения Аршакидов простирались от гор Гиндукуша на востоке до Евфрата на западе. Кроме собственно Парфии и Гиркании, они включали в себя большую часть Ирана и Месопотамии, а на востоке – области, отвоеванные у Греко-Бактрии. См.: Just, XXXVI, 1, 3; XLI, 5, 10 и прим.
XXXVIII, 9, 3:... свою дочь^ – Согласно Аппиану (Syr, 67), парфянская царевна, ставшая супругой Деметрия II, носила имя Родогунда. Замуж за Деметрия ее выдал, по-видимому, не Митридат I, но его сын и наследник Фраат II (138–128 гг. до н.э.) уже после смерти отца.
XXXVIII, 9, 3: завладел Трифон. – См. выше: Just, XXXVI, 1, 7.
XXXVIII, 9, 6: Однако Фраат... – Фраат П. См. ниже: Just, XLII, 1, 1.
XXXVIII, 9, 10:... против брата его Антиоха, – В то время как Деметрий находился в плену, царем в Сирии сделался его младший брат Антиох VII Сидет, для закрепления своих прав на престол женившийся на Клеопатре, супруге Деметрия II. Ср. выше: Just, XXXVI, 1, 8 sqq.
XXXVIII. 10, 1: он повел на парфян войско, - о походе Антиоха Сидета на парфян, который начался весной 131 г. до н.э... рассказывают также Πосидоний (FgrHist. 87, fr.9; fr. llsqq.), Диодор (XXXIV-XXXV, 15sqq.), Иосиф Флавий (В. J, I, 50; 62) и Орозий (V, 10, 8). Из современной литературы вопроса см. специальное исследование Т. Фишера (Fischer Т. Untersuchungen zum Partherkrieg Antiochos' VII im Rahmen der Seleukidengeschichte. Tubingen, 1970) и рецензию на его книгу В. Г. Кошеленко (ВДИ. 1973. №3. С. 207слл.). Ниже хронология похода дается нами по Т. Фишеру (Untersuchungen zum Partherkrieg Antiochos' VII... S. 88 f.). Традиционную датировку парфянской кампании Антиоха VII см.: Debevoise N. С. A Ploitical History of Parthia. Chicago, 1938. P. 31.
XXXVIII, 10, 2:... двести тысяч... – Ср.: Diod, XXXIV-XXXV, 17, 1; Oros, V, 10, 8.
Значительное количество ушедшего на восток вместе с Антиохом VII гражданского населения свидетельствует о том, что поход был задуман царем не как простая военная экспедиция, но как грандиозное военно-колонизационное предприятие. Его конечная цель состояла в том, чтобы, выбив парфян из восточных областей Селевкидского государства, прочно связать так называемые Верхние сатрапии с сердцем державы, Сирией, путем основания новых городов и эллинизации местного населения. См.: Бокщанин А. Г. Парфия и Рим. T. I. М, 1960. С. 245.
XXXVIII, 10, 6:... занял Вавилон, – Иосиф Флавий (A. J, XIII, 8, 4), ссылающийся на Николая Дамасского, говорит о победе Сидета над парфянским военачальником Ида-том на реке Лике. Вероятно, это – одна из тех трех побед Антиоха VII, после которых царь, согласно нашему автору, занял Вавилон (весной 131 г. до н.э.). О захвате Вавилона Антиохом VII свидетельствует также один сохранившийся клинописный документ. См.: Debevoise N. С. A Ploitical History of Parthia. P. 32, η. 18.
XXXVIII, 10, 6: стал именоваться Великим. – Факт присвоения Сидетом почетного прозвища Μέγας (Великий) подтверждается эпиграфическими данными. См.: OGIS, 255 sq.
XXXVIII, 10, 7:... путем коварства. – «... insidiis Antioxum ubique tentabat*. Оказавшись в весьма тяжелом положении, Фраат II отправил к Антиоху послов с просьбой о мире, но в то же время энергично готовился к возобновлению борьбы. Вероятно, именно это имеет в виду Юстин, говорящий о его коварстве. По сообщению Диодора (XXXIV-XXXV, 15), мирные переговоры, начавшиеся весной 130 г. до н.э., были сорваны, так как Антиох выдвинул заведомо неприемлемые условия: отказ от всех владений, кроме собственно Парфии, признание зависимости от Селевкидов, выплата ежегодной дани, и, наконец, выдача Деметрия И. См.: Бокщанин А. Г. Парфия и Рим. Т. I. С. 246 сл.
XXXVIII, 10, 8:... на зимовку... – Зимние квартиры армии Антиоха VII располагались, по всей вероятности, в Гиркании или Парфии, коренных областях Парфянской державы, а не в Мидии, как считалось ранее (Бокщанин А. Г. Парфия и Рим. Т. I. С. 247). Это уточнение, предложенное Т. Фишером (Untersuchungen zum Partherkrieg Antiochos' VII... S. 39) и поддержанное Г. А. Кошеленко (Греческий полис на эллинистическом Востоке. М, 1979. С. 271 сл.), выглядит весьма убедительно: как известно, Мидия была сравнительно сильно эллинизированной областью, и потому восстание жителей ее городов против Антиоха представляется гораздо менее вероятным, чем антиселевкидское выступление в восточных областях, где большинство населения составляли иранцы. См.: Бадер А. Н. Проблема возникновения и политического устройства Парфянского царства в современной историографии // ВДИ. 1989. № 1. С. 221 сл.
XXXVIII, 10, 10:... и пал. – Весной 129 г. до н.э. Ср.: Diod, XXXIV-XXXV, 16sq.; Jos. A. J, XIII, 8, 4; Арр. Syr, 68. Вместе с царем погибла большая часть войска и масса ушедшего на восток греческого населения. Таким образом, окончившийся катастрофой поход Антиоха Сидета не только сорвал попытку отвоевания и новой колонизации восточных селевкидских областей, но и до предела истощил людские ресурсы Сирии, тем самым обрекая государство Селевкидов на неминуемую гибель (Бокщанин А. Г. Парфия и Рим. С. 248).