Дионисий
-
Диони́сий
- (греч. Δωνύσιος, лат. Dionysius).
- 1. Д.-фокеец, предводитель восстания ионийцев против персов. После битвы при Ладе он отплыл в западные моря и в качестве морского разбойника воевал с тирренцами и карфагенянами.
- 2. Д. Старший, сын Гермократа, род. в 431 г. до н. э., отличился в войне, которую Сиракузы вели с Карфагеном, начиная с 410 г. Д. устранил сиракузских полководцев, обвинив их в потере Агригента, а сам, благодаря поддержке Филиста, попал в число вновь избранных военачальников. Он усилил свою партию возвращением из ссылки изгнанников, расположил к себе войско повышением жалованья, устранил своих товарищей и сделался единственным военачальником. Затем он сформировал отряд телохранителей, отправился в Сиракузы и в 406 г. объявил себя правителем города. Несмотря на поражение при Геле и на возмущение войска, он достиг мира уступкой карфагенянам Гимеры и Агригента и обеспечил себе господство над Сиракузами привлечением на свою сторону наемников, особенно кампанцев, укреплением части города, называвшейся Ортигией, и военными завоеваниями (406 г.). Он женился на дочери полководца Гермократа, а после ее смерти вступил в брак одновременно с Аристомахой, сестрой Диона, и локрянкой Доридой. В 399 г. ему принадлежала вся часть Сицилии, не находившаяся в руках карфагенян. Сделав большие приготовления (корабли с пятью рядами полок для гребцов и катапульты), Д. начал вторую войну с Карфагеном. В 397 г. он осадил город Мотию, но перед численным превосходством войска Гимилькона вынужден был отступить в Сиракузы, где сам был взят в осаду. Он успешно защищался, расположил к себе граждан снисхождением и умеренностью и был спасен благодаря чуме, вспыхнувшей в лагере карфагенян в 396 г. Гимилькон с остатками своего войска отступил, но Магон продолжал войну, пока карфагеняне не заключили мир в 392 г., уступив Д. город Тавромений. Уже во время войны Д. проявлял свою жестокость тем, что казнил многих граждан с целью захватить их деньги для покрытия военных издержек. Теперь он обратил свое оружие против греческих городов Нижней Италии. Кротонцы были побеждены, а город Регий после 11-месячной голодной осады был вынужден сдаться и испытал всю жестокость победителя (387 г.). После нескольких лет мира, в течение которых установились дружеские отношения со Спартой и утвердилось господство Сиракуз на Адриатическом море, Д. начал третью войну с Карфагеном, в которой одержал победу над Магоном при Кабале, затем потерпел поражение при Кронии и при заключении мира вынужден был сделать некоторые уступки Карфагену, так что р. Галик сделалась границей его владений (383 г.). Когда его замыслы похода на Эпир и Дельфы не удались, он начал четвертую войну против Карфагена. Сначала он воевал с успехом, но после того, как его флот был уничтожен в гавани под горой Эриком (Еrух), был вынужден заключить перемирие. В 367 г. Д. умер либо от неумеренности, либо от яда, поднесенного ему сыном, либо от радости по случаю победы, одержанной им в качестве драматического писателя. Д. у древних считался первым и самым выдающимся примером позднейших жестоких тиранов вследствие своей безжалостности, безбожия и крайней подозрительности по отношению к окружающим. Впрочем, в душе его иногда возникали благородные побуждения (Дамон и Финтий), и он ясно сознавал бедственность своего положения. Побуждаемый тщеславием и почти болезненной склонностью к творчеству, он хотел быть трагическим поэтом, не обладая талантом. Его поэтические произведения смело порицал Филоксен и осмеивали в Олимпии. Однако в 367 г. в Афинах он получил приз за одну из своих трагедий, «Выкуп Гектора».
- 3. Д. Младший, сын предыдущего от локрянки Дориды. Не подучив в юности достойного воспитания из-за недоверия к нему отца, в 367 г. до н. э. он наследовал от него прочно установленную власть и, не имея воинственных наклонностей, поспешил окончить войну с Карфагеном. В целом же его правление не ознаменовалось выдающимися военными событиями. Так как природа не сделала Д. жестоким и не обделила способностями, Дион надеялся при помощи Платона сосредоточить внимание на нравственном значении царской власти. Платон прибыл в Сиракузы с целью упрочить благо государства в правилах добродетели. Он был принят с большим почетом, но лесть (Филиста) вскоре уничтожила влияние лучших людей. Дион был изгнан, а Платон, к которому Д. привязала своего рода ревнивая любовь, отпущен с большой неохотой. Побужденный обещаниями и приглашениями Д., Платон еще раз приехал в Сицилию, но возвратился оттуда в 360 г., так и не достигнув цели и подвергшись оскорблению и опасности. Д. вскоре предался всем причудам и порокам тирана, вследствие чего узы власти стали ослабевать. Во время его похода против луканцев в Сицилии появился Дион, который овладел Сиракузами, причем впоследствии ему вынуждена была сдаться даже городская крепость. Д. удалился в Италию в г. Локры и господствовал там с такой же зверской жестокостью, пока в 346 г. снова не добился власти в Сиракузах. Однако сиракузяне, утомленные жестокостью его правления, для спасения города, потрясенного внутренними смутами и раздорами, обратились за помощью к своей метрополии Коринфу. На их зов явился Тимолеонт, который заставил Д. сдать крепость и сложить с себя власть. В 343 г. Д. со своими приверженцами удалился в Грецию и впоследствии жил в Коринфе в действительной или притворной бедности и нужде.
- 4. Д. Колофонский, см. Живопись. Из числа греческих писателей с этим именем наиболее замечательны:
- 5. Д. Милетский, один из логографов, младший современник Гекатея, жил в начале V в. до н. э. Он, вероятно, первым предпринял попытку составить исторический очерк событий, предшествовавших современной ему эпохе, в сочинении «Персика, или История после Дария». Ему приписывается составление описания мира «Περιήγησις Οἰκουμένης». Его часто путают с
- 6. Д. Самосским, писателем александрийской эпохи, который составил руководство к изучению мифологии в прозе «Круговорот» («Κύκλος»), а также, возможно, и другие мифологические и исторические сочинения, которые послужили главным источником для первых книг истории Диодора.
- 7. Д. Фракийский (Θρᾷξ), ученик Аристарха (ок. 170—90 гг. до н. э.), составитель первой элементарной греческой грамматики, которая приобрела большую известность и была учебным и справочным пособием в эпоху Возрождения.
- 8. Д. Галикарнасский, греч. ритор и писатель-историк. Прибыл в Рим в конце междоусобной войны между Антонием и Августом (30 г. до н. э.), жил там 22 года, преподавая риторику и изучая при этом латинский язык и римскую литературу. Умер в 8 г. до н. э. Кроме некоторых, лишь по заглавиям известных сочинений, Д. написал труд «Римские ценности» в 20 кн., в котором исследуется римская история, начиная с мифических времен италийских народов и заканчивая началом Пунических войн, т. е. до того периода, с которого начинается история Полибия. Полностью уцелели только первые 9 книг, две следующие сохранились частично, а от прочих остались лишь отрывки. Д. старается доказать родство римлян с греками и мудрость римских законодателей и государственных людей, чтобы таким образом примирить греков с римским господством. Он указывает, что боги управляют судьбами народов, поочередно изображает военные события и развитие государственных учреждений и часто вставляет речи действующих лиц. Суждения его разумны, но не основательны, потому что он смешивает национальные особенности греков и римлян и не различает эпох. Ему недостает творческого осмысления древности и понимания особенностей древнеримской жизни. Тем не менее его сочинение служит главным источником для изучения истории древнего государственного устройства Рима. Слог его, носящий во многих местах следы подражания Фукидиду и Полибию, плавен и не лишен приятности, но имеет преимущественно риторический характер. Помимо этого труда, Д. оставил:
- а) риторические сочинения: «De соmpositione verborum» («О построении сложного предложения») и «Искусство риторики», которое в своем нынешнем виде представляет лишь извлечение или подделку;
- б) критико-эстетические сочинения о Фукидиде, Демосфене; в) письма.
- 9. Д. Периегет. Точные сведения о его родине (Харак, Византии, Александрия, Ливия), равно как и о времени его жизни (период Августа, Домициана, Септимия Севера), отсутствуют. В своем сочинении «Описание мира» («Περιήγησις τῆς οἰκουμένης») он описал правильными и благозвучными гекзаметрами весь известный тогда свет, следуя большей частью Эратосферу. Позднейшие писатели часто пользовались этим стихотворением и комментировали его, а Руф Фест Авиен (см. Авиен) и грамматик Присциан (см. Присциан) перевели его на латинский язык. В средние века это произведение служило школьным учебником.
- 10. Д. Катон (Dionysius Cato), см. Гнома.