Гесиод
Aristophanes, Frogs 1030-6
Сельскую страду,
Пахотьбу, и посевы, и жатвы воспел Гесиод.[1]
Aulus Gellius, Attic Nights 3.11.1
Относительно времени жизни Гомера и Гесиода нет согласия. (2) Одни, среди которых Филохор и Ксенофан, написали, что Гомер был по возрасту старше, чем Гесиод, другие, в числе которых поэт Луций Акций и историописатель Эфор, — что моложе. (3) Марк же Варрон в первой книге "Портретов" говорит, что не вполне ясно, который из двух родился первым, но несомненно, что они жили примерно в одно и то же время, и это подтверждается эпиграммой, написанной на треножнике, который, как передают, был помещен Гесиодом на горе Геликон. (4) Однако Акций в первой [книге] "Дидаскалий" пользуется весьма легковесными аргументами, посредством которых он думает доказать, что Гесиод по возрасту старше. (5) "Когда Гомер, — говорит он, — в начале поэмы говорил, что Ахилл сын Пелея, он не прибавил кто такой был Пелей; он бы несомненно сообщил об этом, если бы не видел, что это уже сказано Гесиодом. То же самое относится к Циклопу, — говорит он, — и особенно к тому, что он был одноглазым; [Гомер] не опустил бы столь приметной детали, если бы и это прежде не стало общеизвестным благодаря стихам Гесиода".[2]
Christodorus of Coptus, Ekphrasis 38-40
С горными Музами, мне, Гесиод же Аскрийский, казалось общался, медью же вынужден к Вакха неистовству был он, Вывести песню стремился — богов вдохновенье.[3]
Clement of Alexandria, Miscellanies (Stromateis) 1.21.117.1
Аполлодор же утверждает, что Гомер родился через 100 лет после вывода ионийской колонии, в царствование над лакедемонянами Агесилая, сына Дориссея. Он доказывает, что законодатель Ликург в дни своей юности был современником Гомера. (4) Евфимен же в своих Хрониках говорит, что он процветал вместе с Гесиодом во времена Акаста и родился на Хиосе приблизительно через 200 лет после взятия Трои. (5) Того же мнения держится и Архемах в третьей книге своей Истории Эвбеи. Отсюда следует, что как Гомер, так и Гесиод жили позже пророка Елисея.[4]
Crates, fragment 78 Broggiato
Но можно устранить предисловия из Гесиода Трудов и дней и Теогонии в любом стихотворении, поэтому Кратес тоже удалил их, по уважительной причине.
Diogenes Laertius, Lives of the Philosophers 5.87, 5.92 (Heraclides)
"О поколении Гомера и Гесиода" 2 книги…
Аристоксен–музыкант говорит, что он сочинял и трагедии, приписывая их Феспиду; а Хамелеон уверяет, что Гераклид обокрал его в сочинении "О Гесиоде и Гомере".[5]
EUSTATHIUS, COMMENTARY ON HOMER’S ILIAD 1.4.28
Опять же, будь Гомер также соревновался с Гесиодом из Аскры и был побежден, о том, что даже упоминание этого ересь у Гомеридов, следует поинтересоваться в <работах> тех, кто писал по делу, в которых сохраняются и точные сведения о состязании.
Herodotus, Histories 2.53
Ведь Гесиод и Гомер, по моему мнению, жили не раньше, как лет за 400 до меня. Они–то впервые и установили для эллинов родословную богов, дали имена и прозвища, разделили между ними почести и круг деятельности и описали их образы. Поэты, которые, как говорят, старше этих людей, по–моему, родились уже после них.[6]
Hesiod, Theogony 22-34
Песням прекрасным своим обучили они Гесиода
В те времена, как овец под священным он пас Геликоном.
Прежде всего обратились ко мне со словами такими
Дщери великого Зевса–царя, олимпийские Музы:
«Эй, пастухи полевые, — несчастные, брюхо сплошное!
Много умеем мы лжи рассказать за чистейшую правду.
Если, однако, хотим, то и правду рассказывать можем!»
Так мне сказали в рассказах искусные дочери Зевса.
Вырезав посох чудесный из пышнозеленого лавра,
Мне его дали и дар мне божественных песен вдохнули,
Чтоб воспевал я в тех песнях, что было и что еще будет.
Племя блаженных богов величать мне они приказали,
Прежде ж и после всего — их самих воспевать непрестанно…[7]
Hesiod, Works and Days 27-41
Некогда времени тратить на всякие тяжбы и речи
Тем, у кого невелики в дому годовые запасы
Вызревших зерен Деметры, землей посылаемых людям.
Пусть, кто этим богат, затевает раздоры и тяжбы
Из–за чужого достатка. Тебе же совсем не пристало б
Некогда времени тратить на всякие тяжбы и речи
Тем, у кого невелики в дому годовые запасы
Вызревших зерен Деметры, землей посылаемых людям.
Пусть, кто этим богат, затевает раздоры и тяжбы
Из–за чужого достатка. Тебе же совсем не пристало б
Сызнова так поступать; но давай–ка рассудим сейчас же
Спор наш с тобою по правде, чтоб было приятно Крониду.
Мы уж участок с тобой поделили, но много другого,
Силой забравши, унес ты и славишь царей–дароядцев,
Спор наш с тобою вполне, как желалось тебе, рассудивших.
Hesiod, Works and Days 270-2
Нынче ж и сам справедливым я быть меж людей не желал бы,
Да заказал бы и сыну; ну, как же тут быть справедливым,
Если чем кто неправее, тем легче управу находит?
Hesiod, Works and Days 633-40
В море тогда свой корабль быстроходный спускай и такою
Кладью его нагружай, чтоб домой с барышом воротиться,
Как это делал отец наш с тобою, о Перс безрассудный,
В поисках добрых доходов на легких судах разъезжая.
Некогда так и сюда вот на судне заехал он черном
Длинной дорогой морской, эолийскую Киму покинув.
Не от избытка, богатства иль счастья оттуда бежал он,
Но от жестокой нужды, посылаемой людям Кронидом.
Близ Геликона осел он в деревне нерадостной Аскре,
Тягостной летом, зимою плохой, никогда не приятной.
Hesiod, Works and Days 646-62
Если же в плаванье вздумаешь ты безрассудно пуститься,
Чтоб от долгов отвертеться и голода злого избегнуть,
То покажу я тебе многошумного моря законы,
Хоть ни в делах корабельных, ни в плаванье я неискусен.
В жизнь я свою никогда по широкому морю не плавал,
Раз лишь в Евбею один из Авлиды, где некогда зиму
Пережидали ахейцы, сбирая в Элладе священной
Множество войск против славной прекрасными женами Трои.
На состязание в память разумного Амфидаманта
Ездил туда я в Халкиду; заране объявлено было
Призов немало сынами его большедушными. Там–то,
Гимном победу стяжав, получил я ушатый треножник.
Этот треножник в подарок я Музам принес Геликонским,
Где они звонкому пенью впервые меня обучили.
Вот лишь насколько я ведаю толк в кораблях многогвоздных,
Все ж и при этом тебе сообщу я, что в мыслях у Зевса,
Ибо обучен я Музами петь несравненные гимны.
Hippias of Elis, 86 B6 Diels—Kranz
Из этого [из того, что я буду сводить вместе] одно, пожалуй, сказано у Орфея, другое — у Мусея, третье — у Гесиода, четвертое — у Гомера, но вкратце и вразброс.[8]
NSCRIPTIONES GRAECAE 7, 1785
Границы священной земли те, кто приносит жертвы Музам Гесиода.
Inscriptiones Graecae 7, 4240
а) Эвтикл, сын Амфикрита выделил (это) Музам, украсив его эпические стихи. Пусть благодать будет вечной и пусть они обеспечат продолжение его рода и сохранят его имя.
б) таким образом, ты очень старый, как смертный, я, Геликон, не несведующий о Музах, провозглашаю оракул: «для тех смертных, которые повинуются постулатам Гесиода, там будет порядок, и земля будет изобиловать фруктами».
с) Гесиод, сын Дия, говорил о Музах и Божественном Геликоне в самых красивых гимнах…. человек
Pausanias, Description of Greece 10.7.3
Насколько сохранилась память, самым древним видом состязания, и при этом таким, за который стали давать награды, было пение гимна в честь бога. Первым пел и одержал победу в пении Хрисофемид из Крита, отец которого, Карманор, как говорят, очистил Аполлона от убийства. После Хрисофемида, насколько помнят, победил в пении Филаммон, а после него Фамирид, сын Филаммона. Орфей, написавший столько торжественных гимнов для мистерий, вследствие своего самомнения в других отношениях, равно как и Мусей, во всем подражавший Орфею, говорят, не пожелали выступать на этом музыкальном состязании. Говорят, что Элевтер одержал победу на этих Пифийских состязаниях за свой сильный и приятный голос, так как он пел не свою песню. Но говорят, что Гесиод был не допущен до этого состязания, так как он не научился сопровождать свою песню игрой на кифаре.[9]
Pausanias, Description of Greece 5.26.2
Около большого храма, на левой его стороне, стоят другие статуи: Коры, дочери Деметры, и Афродиты, Ганимеда и Артемиды, из поэтов — Гомера и Гесиода, и опять статуи богов — Асклепия и Гигиеи.
Pausanias, Description of Greece 9.27.5
В другом месте есть святилище Афродиты Меланиды (Черной), театр и площадь, заслуживающие осмотра. Тут стоит медная статуя Гесиода.
Pausanias, Description of Greece 9.30.2
Поставлены там статуи следующих поэтов и вообще людей, выдающихся в музыке: Фамирид, уже слепой, касающийся рукою сломанной лиры; Арион из Мефимны на дельфине. Ваятель статуи Сакада из Аргоса, не поняв вступления оды Пиндара к нему, сделал фигуру этого флейтиста ничуть не больше его флейты. Сидит там и Гесиод, держа на коленях лиру, что совершенно не соответствует обычаю Гесиода: из его собственных поэм совершенно ясно, что он пел держа в руках жезл из лавра. Я много и внимательно работал над эпохой Гесиода и Гомера, но о результатах разысканий мне не хочется писать, так как я знаю насмешливое отношение как многих других, так в особенности тех, которые в мое время считаются (судьями) в деле поэзии.
Pausanias, Description of Greece 9.31.3
На Геликоне много различных треножников; из них самый древний тот, который, говорят, Гесиод получил в Халкиде у Эврипа, одержав победу в пении.
Pausanias, Description of Greece 9.31.4
Беотийцы, живущие около Геликона, на основании установившейся у них традиции, говорят, что Гесиод ничего не написал другого, кроме «Трудов», да и отсюда они выкидывают вступление, его обращение к Музам, утверждая, что началом его поэмы были стихи об Эриде (Вражде). Они показали мне недалеко от источника свинцовую доску, очень сильно попорченную от времени; на ней были записаны «Труды». Но есть и другое предание, совершенно противоположное первому, будто Гесиод написал очень большое число поэм, а именно поэму о женщинах, поэму, которую называют "Великими Зоями", «Теогонию», поэму о прорицателе Меламподе; о том, как Тесей сходил в подземное царство вместе с Перифоем, «Наставления» Хирона при воспитании Ахилла и все то, что относится к "Трудам и дням". Они же говорят, что Гесиод учился искусству прорицания у акарнанцев; и есть поэма по искусству прорицания, (приписываемая Гесиоду), которую я сам читал, и поэма об истолковании чудесных предзнаменований. И о смерти Гесиода они передают противоположные версии. Они говорят, что сыновья Ганиктора, Ктимен и Антиф, бежали из Навпакта в Моликрию вследствие убийства ими Гесиода; но в Моликрии они совершили богохульство по отношению к святыне Посейдона и за это понесли кару. В этом согласны все и рассказывают об этом одинаково. Что же касается того, что сестра юношей была обесчещена, то одни говорят, что сделано это было другим, а на Гесиода было ложно возведено молвой обвинение в этом преступлении, другие же говорят, что это было его делом. Настолько различны мнения о самом Гесиоде и о его поэмах.
Pausanias, Description of Greece 9.38.3
Там находятся могилы Миния и Гесиода. Кости Гесиода, говорят они, попали сюда следующим образом. Когда моровая язва поразила и людей и животных, то орхоменцы послали к Аполлону феоров (торжественное посольство). Говорят, Пифия ответила им, что они должны привезти в Орхомен кости Гесиода из Навпакта и что другого пути исцеления им нет. Когда вторично они вопросили, где же в Навпакте они их найдут, то Пифия вновь сказала им, что это откроет им ворона. И вот священное посольство отправилось в эту землю и, говорят, недалеко от дороги увидало скалу, а на скале — птицу. Здесь, в расщелине скалы, они нашли кости Гесиода. На могиле Гесиода были написаны следующие элегические двустишия:
Аскра, богатая хлебом, — родная земля Гесиода;
Кости ж его в стране конных минийцев лежат:
Слава его по Элладе все будет расти, превышая
Славу тех, кто на себе мудрости пробу несет.
Plato, Apology 41a
А чего бы не дал всякий из вас за то, чтобы быть с Орфеем, Мусеем, Гесиодом, Гомером?[10]
Plutarch, Banquet of the Seven Sages 162c
Слышали мы, например, как сошлись в Халкиду на Амфидамантову тризну славнейшие поэты из тогдашних мудрецов; а был этот Амфидамант мужем воинственным, много причинил заботы эретриянам и погиб в войне за Лелант. И как песни у поэтов были искусные, то суд о предмете состязания был тяжел и непрост, а слава состязавшихся Гомера и Геспода, внушая почтение судящим, поставляла их в немалое затруднение. Вот тогда–то и обратились они к вопросам такого рода и, по Лесхову рассказу, так спросил Гомер:
Муза, поведай о том, чего никогда не бывало
И никогда не будет? —
а Гесиод тотчас ему ответил:
Истинно так: никогда не погонят коней в состязанье
Люди, справляя помин над гробницей великого Зевса.
И, говорят, это так понравилось, что он и получил треножник".[11]
[Plutarch], Consolation to Apollonius 105d
Тот, кто пришел после него, как во славе и во времени, хотя он провозгласил себя учеником Муз Гесиод.
Plutarch, Life of Numa 4.8, 62c
Ради Муз боги оказали посмертные почести Архилоху и Гесиоду.[12]
PROCLUS, LIFE OF HOMER 4 = ORPH. 871 BERNABÉ
Гелланик, Дамаст и Ферекид проследили его родословную до Орфея. Они говорят, что Меон, отец Гомера, и Дий, отец Гесиода, были сыновьями Апеллеса, сына Меланопуса, сына Эпихрадеса, сына Харипемуса, сына Филотерпеса, сына Идмонида, сына Эвклеса, сына Дориона, сына Орфея.
SCHOLION, HESIOD WORKS AND DAYS 27A, P. 17 PERTUSI
Перс![13] То, что он говорит о Персе, должно быть понято или исторически, или как вымысел и драматическое произведение ради придания привлекательного характера в дискурсе.
Scholion, Hesiod Works and Days 650-62
«В жизнь я свою никогда по широкому морю не плавал»
Плутарх говорит, что все это о Халкиде и Амфидаманте и состязании и треножнике это интерполяция ничего не действует в нем. [Десять удалённых стихов сообщающие историю являются более поздними.] Они рассказывают о том, что Амфидамант погиб, сражаясь в морском бою против эритрейцев за Лелантскую равнину, и что его дети создали погребальные игры и призы за них, когда он умер, и что Гесиод был победителем в состязании и выиграл музыкальную награду и установио его на Геликоне, где он также стал одержимым Музами—и эпиграмма на этом (треножнике). Так, объявляя, что все это бред, он начинается с тех стихов, касающиеся надлежащего времени для плавания: «Вот пятьдесят уже минуло дней…»
Scholion, Hesiod Works and Days 271a
«Да заказал бы и сыну;» Следует знать, что сын Гесиод Мнасей. Но Филохор говорит, что его сын был Стесихор от Климены. Другие говорят, что он был Архипп.
Scholion, Hesiod Works and Days 633-40
«Близ Геликона осел он в деревне нерадостной Аскре». Плутарх рассказывает, что Аскра была необитаема в его время, тоже феспийцы убили жителей и жители Орхомена взяли выживших. Следовательно, он говорит, что бог повелел жителям Орхомена, забрать останки Гесиода и похоронить их в своем городе, как говорит Аристотель в своей Конституции Орхомена.
Scholion, Hesiod Works and Days 657a
«Гимном победу стяжав, получил я ушатый треножник». Другие пишут: «победив богоподобного Гомера в гимне в Халкиде».
Scholion, Hesiod Works and Days Prolegomena Ac
Известно также, что некоторые удалили вступление, Аристарх среди других, кто ставит обелюс рядом со стихами, и Праксифан ученик Теофраста. Действительно, Праксифан утверждает, что он столкнулся с версией без вступления и начинающаюся без призыв Муз со стиха «Знай же, что две существуют различных Эриды на свете,»
Scholion, Hesiod Works and Days Prolegomena B 13-16
Он смастерил и ввел персонажа своего брата Персали или в соответствии с реальностью, или потому, что он был привлекателен фантастиклй и снабжён предметом, так что он не будет непривлекательным и так, что он будет в теме в результате ссоры с братом.
SUDA, S. V. HESIOD (H 583=II P. 592 ADLER)
Гесиод, из Кимы. В юности он был воспитан его отцом Дием и матерью Пикимедой в беотийской Аскре. Он сказал, что в родословной будет сын Дия, сына Апеллеса, сын Меланопуса, который некоторые говорят, дед Гомера, отца–основателя, делая Гесиода и Гомера двоюродными братьями и каждый потомок Атласа. Его поэмы следующие: Теогония, Труды и дни, Щит, Каталог женских героинь в пяти книгах, Погребальная песнь, для определенного Батраха, своей любви, Касающееся Идейских дактилей, и многие другие. Он умер, находясь в гостях Антифа и Ктимена, которые, ночью, думая, что они убивают соблазнителя своей сестры, убили Гесиода непреднамеренно. По некоторым данным он был старше Гомера, по другим, современником. Порфирий и большинство других судят его моложе на сто лет, так что он будет предшествовать первой Олимпиаде только на тридцать два года.
Thucydides, Histories 3.96.1
Демосфен с войском провел первую ночь в святилище Зевса Немейского, где, по преданию, был убит местными жителями поэт Гесиод (которому была предсказана смерть в Немее).[14]
ZETZES, LIFE OF HESIOD (P. 5 GAISFORD = P. 47 WILAMOWITZ = P. 112 JACOBY)
1. Гесиод, вместе со своим братом Персом, был ребенком Дия и Пикимеды, из эолийской Кимы, бедных людей, которые из–за отсутствия средств и долгов, оставили свое отечество Киму и переехали в Аскру, в беотийский город с суровыми зимами и жестокими летами, лежащий у подножия горы Геликон, и там они поселились.
2. Люди таким образом сдерживались бедностью, и получилось, что этот Гесиод пас свои стада на Геликоне. Говорят, что девять женщин подошли к нему и сорванные ветви лавра на Геликоне дали ему, поесть и таким образом он был наполнен мудростью и поэтическим талантом.
3. До этого момента только история, точная и очень верная, а именно, что Гесиод был сыном Дия и Пикимеды и что он, пас свои стада на Геликоне. Но то что далее было сказано мифически и скорее иносказательно. Либо, в течение его пастырства, Гесиод пас свои стада вокруг Геликона, заснув, видел во сне, что девять женщин кормили его лавром (и сон показал во всех отношениях, что если он примет участие в горечи и будет трудиться над образованием он родит стихи, которые будет цвести вечно), так что либо Гесиод видел такие вещи во сне и проснувшись, отказался от своего пастырства и предал себя труду и учению, приведя мечту к исполнению. Или, в то время как пас свое стадо вокруг Геликона, бодрствующий и глубоко задумавшись о себе, и потому, что у него был выдающийся ум, он бежал от скромной и суровой жизни пастуха и, занявшись образованием, выдержав много труда, пользовался большой известностью и готов огромное количество книг, которые я знаю, были кусочками лавра с Геликона, поворачивающимися во все стороны и цветущими и провозглашая неприметного пастуха стад, кто раньше жил жалкой жизнью, но сейчас в стиле полу–бога из–за его передового опыта и его изучение…
4Некоторые говорят, что он процветал в то же время, как Гомер, некоторые даже утверждают, что он был старше Гомера. Те, кто утверждают, что он был, старше Гомера говорят, что он жил в начале правления Архиппа, а Гомер жил в конце его. Архипп был сыном Акаста и управлял Афинянами тридцать пять лет. Но те, кто утверждают, что они были современниками, говорят, что они состязались на похоронах Амфидаманта, царя Эвбеи, и что Гесиод выиграл состязание и судил царь, Панед брат Амфидаманта, и сыновья Амфидаманта, Ганиктор и другие. Ибо они говорят, что они загадали друг другу немало вопросов, путём стихов экспромтом и что они давалили ответы, что во всех отношениях Гомер брал верх. Но когда, наконец, царь Панид поручил читать лучшие свои стихи, Гомер начал читать следующий пассаж, оставив многие предыдущие строки:
Щит со щитом, шишак с шишаком, человек с человеком
Тесно смыкался[15]
и от этих стихов. Но Гесиод начал со стихов, «Лишь на востоке начнут всходить Атлантиды—Плеяды»[16]и, как Гомер, продолжал еще много стихов. Еще раз, при этом все ведущие люди и солдаты, присутствовавшие наградили Гомера венком, но Панид судил о том, что Гесиод был победителем, на том основании, что он учил миру и сельскому хозяйству, а не войне и смертоубийству, как Гомер.
6. Но это болтовня более поздних людей и вымышленные вопросы, которые они задавали друг другу и стихи, извлеченные из Гомера и, якобы сказанные ему. Золотой Гомер, как я считаю, вернее, как я знаю очень точно, был значительно старше Гесиода, и если он создал словесное состязание против богов, он бы унес первые награды и венки даже против них.
Но, пожалуй, <история о> другом Гомере, фокейце, сыне Эфрона, который был современником Гесиода, а также вступил в состязание с ним. Кажется, что были введены в заблуждение тем, что <два Гомера> разделяли имя, они, возможно, создали историю, что он говорил стихами, что богоподобный человек. Там было много других Гомеров, которые взяли имя в подражание древним. Действительно, есть еще один моложе даже, чем Гомер фокийский. Младший Гомер был сын Андромаха, византиец по происхождению, составитель Эврипилии. Дионисий, написавший Исторический цикл, говорит о том, что древний Гомер жил во время обеих Фиванской войн и захвата Трои. Исходя из этого, я рассчитал, что он был старше Гесиода на четыреста лет.
7. Аристотель философ, вернее, я думаю, тот, кто сочинил Пеплос, написал в Политии Орхомена, что мелический поэт Стесихор был сын Гесиода, родившийся у него от Ктимены Ctimene, сестры Амфифана и Ганиктора и дочери Фегея. Но этот Стесихор был современником философа Пифагора и Фаларида из Акраганта…
8. Некоторые говорят, что он был моложе, чем Гомер на четыреста лет, как Геродот также говорит. И этот Гесиод написал шестнадцать книг, но древний Гомер написал тринадцать.
9-10. Гесиод умер в Локриде следующим образом. После победы, которую говорят, что он одержал на похоронах Амфидаманта, он отправился в Дельфы и получил этот оракул:
Благословен этот человек, который посещает мой дом, Гесиод, честь бессмертных Муз. Этого человека слава распространилась так далеко, как рассвет. Но берегись красивой рощи Зевса Немейского: ибо там конец твоей земной жизни был сужден.
И он, плывя в Пелопоннесскую Немею, был убит в Инее в Локриде Амфифаном и Ганиктором, сыновьями Фегея, и брошен в море, на том основании, что он соблазнил их сестру Ктимену, от которой Стесихор родился. Но Инеей называлось святилище Немейского Зевса. Три дня спустя, его тело было доставлено на берег дельфинами между Локридой и Эвбеей и локры похоронили его в Инейской Немее. Его убийцы пытались бежать, сев на корабль, но они погибли во время шторма.
11. Позже, орхоменцы извлекли кости Гесиода в соответствии с оракулом и похоронили их в центре агоры, написав следующую эпитафию
Аскра, богатая хлебом, — родная земля Гесиода;
Кости ж его в стране конных минийцев лежат:
Слава его по Элладе все будет расти, превышая
Славу тех, кто на себе мудрости пробу несет.[17]
И Пиндар написал эту эпитафию:
Слава тебе, Гесиод, человеческой мудрости мерщик!
Дважды ты юношей был, дважды в могилу сошел.[18]
[1] Пер. А.Пиотровского
[2] Пер. А. Б. Егорова
[3] Пер. М.М, Синицы
[4] Пер. Е. В. Афонасина
[5] Пер. М. Л. Гаспарова
[6] Пер. Г. А. Стратановского
[7] Здесь и далее п ер. В. В. Вересаева.
[8] Пер. Е. В. Афонасина
[9] Здесь и далее пер.С. П. Кондратьева
[10] Пер. М. С. Соловьёва.
[11] Пер. М. Л. Гаспарова
[12] Пер. С. П. Маркиша
[13] Здесь и далее пер В. Вересаева
[14] Пер.. Г. А. Стратановского.
[15] Пер. Н, Гнедича
[16] пер.В. Вересаева
[17] Пер. С. П. Кондратьева
[18] Пер. М. Л. Гаспарова