Книги XIX - XX
F16) Phot. Bibl. 72 p. 43b 3 - 44a 19: (57) В девятнадцатой книге автор сообщает как Ох-Дарий заболел и умер в Вавилоне, процарствовав тридцать пять лет[1]. Арсак, который наследовал ему[2], принял имя Артоксеркс.
(58) Удиасту вырвали язык, после чего он умер[3]. Его сын Митрадат получил отцовскую сатрапию. Это было сделано по наущению Статиры, тогда как Парасатида была сильно огорчена[4].
(59) Кир, обвиненный Тиссаферном[5] в покушении на жизнь своего брата Артоксеркса, нашел убежище у матери и при ее содействии был очищен от обвинений. Попав в опалу, он удалился в свою сатрапию[6] и стал строить планы восстания.
(60) Сатибарзан[7] обвинил Оронта[8] в кознях с Парисатидой, хотя ее поведение было безупречным; Оронт был казнен, а его мать сильно разгневалась на царя, потому что (61) Парисатида отравила сына Теритухмеса. Автор также упоминает того, (62) кто против закона кремировал тело отца[9], Гелланик и Геродот исходя из этого признаны виновными в обмане[10].
(63) Кир, готовясь к восстанию против брата собрал армию, состоящую как из греков, так и из варваров. Клеарх командовал греками[11]; Сиеннесий[12], царь Киликии, помогал и Киру и Артоксерксу. Затем автор излагает содержание речей двух правителей перед своими войсками. Клеарх-спартанец, который командовал греками, и Менон-фессалиец[13], состоящий в свите Кира, всегда расходились (во мнениях) потому, что Кир всегда принимал советы Клеарха, а мнением Менона пренебрегал. От Артоксеркса к Киру было много перебежчиков[14], а от Кира к Артоксерксу ни одного. По этой причине Артабирий, который задумал дезертирство, был осужден и брошен в пепел. (64) Кир напал на царскую армию[15] и завоевал победу, но потерял свою жизнь из-за пренебрежения советом Клеарха. Его тело было изуродовано[16] Артоксерксом, приказавшим отрезать голову и руку, которою тот нанес ему рану, и пронести перед ним во время триумфа. (65) Клеарх-спартанец вместе с греками отступил ночью и захватил один из городов принадлежащий Парисатиде[17], царь заключил с ним мир.
(66) Парисатида отправилась в Вавилон, надев траур по поводу гибели Кира, и с большим трудом заполучила голову и руку для погребения в Сузах. Тем кто отрубил голову по приказу Артоксеркса был Багапат[18]. Парисатида, играя с царем в кости[19], поставив на Багапата, выиграла его, а после бичевала и распяла. В конце концов Артоксеркс убедил ее снять траур по сыну.
(67) Царь наградил солдата, который принес ему шапку Кира[20], а карийца, который, как предполагалось, ранил его[21], Парисатида впоследствии пытала и умертвила. Митрадата, который на попойках похвалялся, что это он убил Кира, Парисатида потребовала отдать ей, а когда он попал к ней в руки, убила с большой жестокостью.
Таково содержание девятнадцатой и двадцатой книг.
F17) Plut. Artox. 2.3: Но вообще мать больше любила Кира[22] и хотела, чтобы царство унаследовал он. Поэтому, когда Дарий заболел и Кира вызвали из приморских областей ко двору, он ехал в твердой уверенности, что, заботами и стараниями матери, уже назначен наследником престола. В самом деле, Парисатида выдвигала тот же самый благовидный довод[23], которым, в свое время, по совету Демарата, воспользовался Ксеркс, а именно - что Арсика она родила еще подданному, а Кира - уже царю. Однако уговоры ее на Дария не подействовали, и царем, под новым именем Артаксеркса, был провозглашен старший, а Кир назначен сатрапом Лидии и начальником войск в приморских провинциях[24].
3. Вскоре после смерти Дария новый государь отправился в Пасаргады, чтобы персидские жрецы[25] совершили над ним обряд посвящения на царство. Там стоит храм богини войны[26], которую можно, пожалуй, отождествить с Афиною. Ищущий посвящения входит в храм, снимает свою одежду и облачается в платье, которое носил Кир Древний[27] до того, как взошел на престол, затем он отведывает пастилы из плодов смоковницы[28], разгрызает несколько фисташковых орехов и выпивает небольшую чашу кислого молока. Присоединяются ли к этому какие-либо иные действия, посторонним неизвестно. Артаксеркс уже был готов приступить к исполнению обряда, когда приблизился Тиссаферн, ведя за собою одного жреца, который был наставником Кира в детские годы и открыл ему учение магов[29], а стало быть, больше всех в Персии сокрушался, видя, что царство досталось другому. Вот почему его обвинения против Кира прозвучали особенно веско. Обвинял же он своего ученика в том, что тот намеревался укрыться в храме и, когда царь разденется донага, напасть на него и убить. Некоторые утверждают[30], что по этому доносу Кир был немедленно схвачен, другие - что он сумел проникнуть в святилище и там притаиться, но жрец его выдал. Его приговорили к смерти, и приговор уже должен был свершиться, но мать сжала Кира в объятиях, окутала его своими распущенными волосами и прильнула шеей к шее сына; нескончаемыми мольбами и слезами она убедила царя простить брата и отправить его назад, к морю. Но не в радость была Киру его власть, не освобождение свое держал он в памяти, но заточение и, кипя гневом, пуще прежнего жаждал царства.
4. Иные писатели сообщают, будто Кир поднялся на царя из-за того, что ему не доставало ежедневного содержания, отпускавшегося на стол, но это сущий вздор...
F18) Plut. Artox. 8: Битва эта изображена у многих писателей, а Ксенофонт показывает ее чуть ли не воочию[31] и силою своего описания неизменно заставляет читателя ощущать себя участником всех тревог и опасностей так, словно они принадлежат не прошедшему, но сегодняшнему дню, а потому неразумно излагать события следом за ним еще раз, и я приведу лишь те заслуживающие упоминания подробности, которые пропустил Ксенофонт.
Место, где противники выстроились для боя, называется Кунакса[32] и отстоит от Вавилона на пятьсот стадиев[33]. Перед самым сражением Клеарх, как сообщают, убеждал Кира оставаться позади бойцов и не подвергать себя опасности, но тот воскликнул в ответ: "Что ты говоришь, Клеарх! Я ищу царства, а ты советуешь мне показать себя недостойным царства?!"
F19) Plut. Artox. 9: Греки одержали над варварами полную победу (полнее нельзя было и желать) и, преследуя бегущих, ушли очень далеко, а тем временем на Кира, который скакал на чистокровном, но слишком горячем и порывистом коне по кличке Пасак (так сообщает Ктесий), наехал предводитель кадусиев Артагерс[34] и громко крикнул: "Эй, ты, опозоривший самое прекрасное у персов имя - имя Кира, ты, самый бесчестный и безрассудный человек на свете, ты ведешь злодеев-греков на злодейский грабеж персидских сокровищ, да еще надеешься убить господина твоего и брата, у которого миллионы рабов лучше и храбрее тебя. Сей же час ты в этом убедишься! Ты сложишь голову, раньше чем увидишь светлый лик царя!" С этими словами он метнул в Кира копье. Панцирь выдержал, и Кир остался невредим, но едва усидел на коне - такой силы был удар. Тут Артагерс повернул, и Кир в свою очередь бросил копье, да так метко, что острие, пройдя над самой ключицей, пробило шею[35].
Что Артагерс погиб от руки Кира, согласно сообщают почти все писатели. Но о кончине самого Кира Ксенофонт говорит немногословно и как бы вскользь[36], что легко объяснимо - ведь он не был очевидцем этой кончины; а стало быть, ничто не препятствует мне изложить сначала рассказ Динона, а потом Ктесия.
F20) Plut. Artox. 11: Рассказ Ктесия - в сильно сокращенном виде - сводится к следующему. Умертвив Артагерса, Кир погнал коня на царя, а тот - на Кира, и оба хранили молчание. Первым метнул копье друг Кира Арией[37] и промахнулся. Копье царя, нацеленное в Кира, тоже пролетело мимо, но угодило в Сатиферна[38], знатного и преданного Киру человека, и лишило его жизни. Наконец, пустил копье и сам Кир и ранил царя сквозь панцирь, так что острие вошло в грудь на два пальца[39]. Удар сбросил Артаксеркса с лошади, и в свите его тут же началось смятение и бегство, но царь поднялся на ноги и с немногими провожатыми, среди которых был и сам Ктесий, взошел на соседний холм и там остановился. Тем временем Кира, попавшего в гущу неприятелей, горячий конь уносил все дальше. Было уже темно, и враги не узнавали его, друзья же искали повсюду, а он, гордясь своею победой, полный дерзкого пыла, скакал вперед с криком: "Прочь с дороги, оборванцы!" Много раз выкрикивал он по-персидски эти слова, и все расступались и склонялись ниц. Но внезапно с головы Кира упала тиара, и тут какой-то молодой перс, по имени Митридат[40], подбежал сбоку и, не зная, кто перед ним, метнул дротик, который попал Киру в висок, совсем рядом с глазом. Из раны хлынула кровь, и Кир, оглушенный, упал на землю. Конь его прянул в сторону и затерялся во мгле, а залитый кровью чепрак, соскользнувший со спины скакуна, подобрал слуга Митридата. Когда после долгого обморока Кир, наконец, очнулся и пришел в себя, несколько евнухов, которые оказались рядом, хотели посадить его на другого коня и увезти в безопасное место. Но он был не в силах удержаться на коне и захотел идти пешком, и евнухи повели его, поддерживая с обеих сторон. Ноги у него подкашивались, голова падала на грудь, однако он был уверен, что победил, слыша, как бегущие называют Кира царем и молят его о пощаде. Тем временем несколько кавнийцев - убогие бедняки, которые следовали за царским войском, исполняя самую черную и грязную работу[41], - случайно присоединились к провожатым Кира, сочтя их за своих. Но, в конце концов, они разглядели красные накидки поверх панцирей[42] и, так как все воины царя были в белых плащах, поняли, что перед ними враги. Тогда один из них отважился метнуть сзади дротик в Кира (кто это такой, он не знал) и рассек ему жилу под коленом[43]. Кир снова рухнул наземь, ударился раненым виском о камень и умер. Таков рассказ Ктесия[44], в котором он убивает Кира медленно и мучительно, словно режет тупым ножом. 12. Кир был уже мертв, когда Артасир[45] - государево око[46], - проезжая по случайности мимо, услыхал причитания евнухов и спросил самого верного среди них: "Над кем это ты так убиваешься, Париск?[47]" - "Разве ты сам не видишь - Кир погиб!" - отвечал евнух. Пораженный Артасир просил Париска не падать духом и зорко оберегать труп, а сам во весь опор поскакал к Артаксерксу, который был в полном отчаянии и, вдобавок, жестоко страдал от жажды и от раны, и радостно сообщил царю, что собственными глазами видел Кира мертвым. Царь хотел было немедля идти сам и уже приказал Артасиру показывать дорогу, но так как все с ужасом, в один голос твердили о греках, о том, что они неутомимо гонятся за бегущими[48] и натиск их не в силах остановить никто, решил выслать на разведку целый отряд, и тридцать человек с факелами двинулись следом за Артасиром.
Царь между тем умирал от жажды, и евнух Сатибарзан[49] рыскал повсюду в поисках какого-нибудь питья: местность была безводная, а лагерь остался далеко. В конце концов, ему встретился один из тех же жалких кавнийцев, который в худом бурдюке нес около восьми котил[50] грязной и гнилой воды. Эту воду Сатибарзан забрал и подал царю, а когда тот осушил мех до последней капли, спросил, не слишком ли противно было ему пить. В ответ Артаксеркс поклялся богами, что никогда в жизни не пивал он с таким удовольствием ни вина, ни самой легкой, самой чистой воды. "И если, - прибавил он, - я не смогу разыскать и вознаградить человека, который дал тебе эту воду, пусть сами боги даруют ему и счастье, и богатство".
13. В это время возвратились разведчики и, вне себя от восторга, доложили царю, что весть о неожиданной его удаче верна. Вокруг Артаксеркса уже снова начала собираться толпа придворных и воинов, и, ободрившись, он спустился с холма, ярко освещенный пламенем многочисленных факелов. Он подошел к мертвому Киру; по какому-то персидскому обычаю трупу отсекли голову и правую руку[51], и Артаксеркс велел подать ему голову брата. Ухватив ее за волосы, густые и длинные, он показывал отрубленную голову всем, кто еще сомневался и бежал, и все дивились и склонялись ниц, так что в короткое время к Артаксерксу стеклось семьдесят тысяч человек, и с ними царь вернулся в свой лагерь.
F21) Xen. Anab. I.8.23: Царь, находившийся в это время в центре своих войск, все же оставался вне пределов левого фланга Кира[52]. А так как никто не шел ему навстречу, чтобы вступить в бой с ним или с войсками, построенными впереди него, то он согнул линию фронта полукругом, как бы намереваясь произвести окружение.(24) Тогда Кир, опасаясь, чтобы эллинское войско не было обойдено с тыла и уничтожено, бросился навстречу врагу. Произведя атаку со своими 600 всадников, он победил и обратил в бегство шеститысячный отряд, прикрывавший царя с фронта, и, как говорят, сам собственной рукой убил его предводителя Артагерса[53].
(25) Но когда началось бегство, шестисотенный отряд, бросившись в погоню[54], рассеялся за исключением очень немногих, не покинувших Кира, почти только одних так называемых его сотрапезников[55]. (26) Оставшись с ними, Кир увидел царя с его многочисленным окружением и сразу же, не удержавшись, воскликнул: "Я вижу его!", - и ринулся на Артаксеркса, поразил его в грудь и ранил сквозь панцырь, как рассказывает врач Ктесий, который сам, по его словам, лечил рану.
(27) В то время как он поражал царя, кто-то со страшной силой бросил в него копьем и попал пониже глаза. О том, сколько сподвижников царя было убито по время разгоревшейся битвы между царем и Киром и их соратниками, рассказывает Ктесий[56], который находился при царе. Сам Кир погиб и восемь человек из самых знатных его приближенных полегли вместе с ним.
F22) Plut. Artox. 13.3: По словам Ктесия, царь вывел на битву четыреста тысяч, но Динон и Ксенофонт называют число гораздо больше[57]. Потери убитыми, пишет Ктесий далее, составляли девять тысяч - так донесли Артаксерксу, но, по мнению самого Ктесия, на поле сражения легло не меньше двадцати тысяч[58].
F23) Plut. Artox. 13.5: Здесь, однако, еще возможны споры[59], но когда Ктесий заявляет, будто он сам вместе с закинфянином Фалином[60] и еще несколькими посланцами ходил к грекам для переговоров, - это уже очевидная ложь! Ведь Ксенофонт отлично знал, что Ктесий состоит при царской особе (в своей книге он и прямо упоминает о нем, и дает понять, что читал его сочинение), и конечно не обошел бы его молчанием, если бы тот, в самом деле, явился в греческий лагерь и выступал переводчиком в столь важных переговорах, - тем более, что и закинфянина Фалина Ксенофонт называет по имени.
F24) Demetr. De eloc. 216 (Gregor. Cor. VII 1180 Walz): В [добавление] ко всему [можно сказать], что нужно не прямо говорить о случившемся, что это произошло, но подготавливать читателя понемногу, как бы держа его в состоянии напряжения и заставляя постепенно проникаться тревогой. Это как раз и делает Ктесий, изображая известие о смерти Кира[61]. Пришедший вестник, отвлекая Парисатиду, не говорит сразу же по прибытии, что Кир умер. Это было бы, что называется, по-скифски[62]. Он же сначала сообщает ей о победе Кира, и она радостно ликует, а затем спрашивает: "А как царь?" "Он бежал", - отвечает на это вестник. "Да, и Тиссаферн - виновник"[63], - подхватывает царица. И вновь спрашивает: "А где же Кир сейчас?" "Он там, где отдыхают храбрейшие", - отвечает вестник. Так, постепенно, мало-помалу движет свое повествование Ктесий, и только под конец у него, как говорится, "вырывается" главное. При этом очень естественно (ethicos) и живо (enargos) изображая нежелание вестника сообщать о несчастье, он заставляет и читателя разделить горе матери.
F25) Aps. Ars rhet. (Rhet. Gr. I2) p.320, 22 Sp-Ha: Данная речь об имуществе погибшего вызывает жалость, так как когда Ктесий приводит слова матери Кира о лошадях сына[64], его собаках и оружии, это внушает сострадание.
F26) Plut. Artox. 14: После битвы[65] царь отправил богатейшие подарки сыну Артагерса, павшего в поединке с Киром[66], и щедро наградил Ктесия[67] и остальных. Найдя кавнийца, который дал евнуху бурдюк с водой[68], он из ничтожного бедняка сделал его знатным и богатым. Со вниманием отнесся он и к наказанию провинившихся. Одного мидийца по имени Арбак[69], который во время битвы перебежал к Киру, а когда тот пал, возвратился на сторону царя, Артаксеркс признал виновным не в измене и даже не в злом умысле, а только в трусости и приказал ему посадить себе на шею голую потаскуху и целый день ходить по площади с этой ношей. Другой перебежчик лгал, что сразил двух неприятелей, и царь распорядился проткнуть ему язык тремя иглами.
Желая, чтобы все говорили и думали, будто он убил Кира своею рукой[70], Артаксеркс отправил Митридату[71] - тому персу, что нанес Киру первую рану, - дары и велел сказать ему так: "Царь награждает тебя этими подарками за то, что ты нашел и принес чепрак Кира". Награды просил и кариец, который ранил Кира под колено и свалил его с ног[72]. Артаксеркс и ему не отказал и велел передать: "Царь одаряет тебя за вторую весть: первым о смерти Кира сообщил Артасир[73], вторым - ты". Митридат затаил обиду, но смолчал, а злополучного карийца быстро постигла обычная и общая для всех глупцов беда. Ослепленный благами, которыми он был вдруг осыпан, человек этот надумал искать иных, несовместных с ничтожным его положением, и не пожелал считать того, что получил, наградою за добрую весть, но в негодовании кричал и клялся, что Кира убил он, и никто иной, и что его несправедливо лишают высокой славы. Узнав об этом, царь страшно разгневался и велел его обезглавить, но Парисатида, которая была при этом, сказала сыну: "Не казни, царь, негодяя-карийца такою легкою казнью, отдай его лучше мне, а уж я позабочусь, чтобы он получил по заслугам за свои дерзкие речи". Царь согласился, и Парисатида приказала палачам пытать несчастного десять дней подряд, а потом выколоть ему глаза и вливать в глотку расплавленную медь, пока он не испустит дух.
15. Немного спустя погиб жестокою смертью и Митридат - все из-за той же глупости. Его пригласили на пир, и он пришел в драгоценном платье и золотых украшениях, пожалованных царем. На пиру были и царские евнухи, и евнухи Парисатиды, и после еды, за вином, главный из евнухов царицы-матери промолвил: "Что за прекрасное одеяние, Митридат, подарил тебе царь, что за ожерелья и браслеты, и какую драгоценную саблю! Какой же ты, право, счастливец, все взоры так и тянутся к тебе!" А Митридат, уже захмелевший, в ответ: "Это все пустяки, Спарамиз![74] В тот день я оказал царю услугу, достойную и более щедрых и более прекрасных даров". - "Я нисколько тебе не завидую, Митридат, - заметил с улыбкою Спарамиз, - но если верно говорят греки, что истина - в вине, объясни мне, друг, неужто и в самом деле такой славный и великий подвиг подобрать и принести чепрак, свалившийся со спины у коня?" Вопрос свой евнух задал не потому, что сам не знал истины, но, желая обнаружить ее перед всеми присутствовавшими, подстрекнул легкомыслие молодого человека, которому уже и так развязало язык вино. Не сдержавшись, Митридат отвечает: "Можете сколько угодно болтать про всякие там чепраки, а я говорю вам определенно: Кир был убит вот этою рукой! Я не то, что Артагерс, - я пустил копье не зря, не впустую![75] Метил я в глаз, да чуть-чуть промахнулся, но висок пробил насквозь и свалил Кира с лошади. От этой раны он и умер". Все остальные, уже видя беду и злой конец Митридата, уставили глаза в пол, и только хозяин дома сказал: "Друг Митридат, будем-ка лучше пить и есть, преклоняясь перед гением царя[76], а речи, превышающие наше разумение, лучше оставим".
16. Евнух передал этот разговор Парисатиде, а та царю. Царь был вне себя от гнева. Еще бы, ведь его уличали во лжи[77] и лишали самой прекрасной и самой сладостной доли в победе: он хотел, чтобы все - и варвары, и греки - верили, будто в столкновении и схватке с братом он обменялся с ним ударами и, получив рану сам, сразил противника. Итак, Артаксеркс приказывает умертвить Митридата[78] корытною пыткой[79]. Казнь эта заключается в следующем. Берут два в точности пригнанных друг к другу корыта и в одно из них навзничь укладывают осужденного, а сверху накрывают вторым корытом, так что наруже остаются голова и ноги, а все туловище скрыто внутри. Потом человеку дают есть, и если он отказывается, колют иголкой в глаза и так заставляют глотать. Когда он поест, в рот ему вливают молоко, смешанное с медом, и эту же смесь размазывают по всему лицу. Корыто все время повертывают так, чтобы солнце постоянно светило пытаемому в глаза, и неисчислимое множество мух облепляет ему лицо. А так как сам он делает все то, что неизбежно делать человеку, который ест и пьет, в гниющих нечистотах скоро заводятся черви, которые заползают в кишки и принимаются грызть живое тело. Когда же наконец приходит смерть и верхнее корыто снимают, все мясо оказывается уже съеденным, а внутренности так и кишат этими тварями, неутомимо пожирающими свою добычу. Так мучился Митридат семнадцать дней и лишь на восемнадцатый умер.
17. Теперь непораженною оставалась лишь одна, последняя цель - царский евнух Масабат[80], который отсек Киру голову и руку. Но поведение его было безукоризненно, и тогда вот какую придумала Парисатида хитрость. Она и вообще отличалась умом и способностями, и, между прочим, мастерски играла в кости, и до войны царь нередко с нею играл. Когда война была окончена и Парисатида вновь примирилась с сыном, она не только не избегала его общества, но всячески выказывала Артаксерксу свое дружелюбие, разделяла его забавы, оказывала помощь во всех любовных делах[81], одним словом - почти не оставляла его наедине со Статирой, которую ненавидела, как никого в целом свете, желая сама играть первую роль при государе. Однажды Артаксеркс томился безделием и хотел развлечься, и, застав его в таком расположении духа, Парисатида предложила бросить кости, сделав ставку в тысячу дариков[82]. Сперва она умышленно проиграла и тут же отсчитала деньги, но прикинулась огорченной и жаждущей продолжить борьбу и просила царя сыграть еще раз - на какого-нибудь евнуха. Царь согласился. Уговорились, что каждый делает исключение для пяти самых верных своих евнухов, из числа же остальных победитель вправе выбрать любого, а побежденный обязан отдать, и на этих условиях снова стали метать кости. На этот раз Парисатида была само внимание и сама сосредоточенность, да и кости легли удачно. Она выиграла и тут же взяла Масабата, который в пятерку вернейших включен не был. И не успел царь заподозрить недоброе, как она уже передала евнуха палачам, приказавши содрать с него живьем кожу[83] и тело приколотить к трем столбам - поперек, - а кожу распялить отдельно. Эта расправа возмутила царя, и он разгневался на мать, а Парисатида с издевательской усмешкой сказала сыну: "Какой ты у меня, право странный - сердишься из-за старого мерзкого евнуха. А я вот проиграла целую тысячу дариков - и молчу, ни слова". Царь раскаивался, что позволил так себя провести, однако ж сдерживался, но Статира, которая и во всем прочем открыто враждовала со свекровью, не таила своего возмущения тем, что Парисатида мстит за Кира, жестоко и беззаконно истребляя евнухов - вернейших слуг царя.
[1] после правления 35 лет: Эта цифра явно не та. См. Diod. 12.71.1, который правильно говорит, что Дарий правил в течение 19 лет (см. Manetho FGrH 609 F2).
[2] Арсак стал царем: Ср. примечание к F15a.
[3] казнен посредством вырезания языка: Хотя обычно это не смертельная форма увечья (см. 2 Maccabees 4-5), текст Фотия показывает, что удаление языка от корня было причиной смерти. Несомненно жертва задохнется от чрезмерного кровотечения, вызванного глубоким разрезом в задней части горла (ἐξόπισθεν), или, возможно, из-за чрезмерной потери крови.
[4] по настоянию Статиры несмотря на возражения Парисатиды: Этот эпизод подчеркивает враждебность (из-за соперничества) между Парисатидой и Статирой, которые боролись за главенствующее влияние на Артаксеркса. Здесь видны также плоды предупреждения Дария Парисатиде, что она будет сожалеть о своем решении позволить Статире жить после того как ее семья была предана смерти (ср. F15 §55-56 и F15b).
[5] Кир был обвинен Тиссаферном: Lenfant (2004 p. 276 n. 641) права, указывая на то, что события, описанные в F17, показывают, что утверждения Тиссаферна были небезосновательны. Кроме того, ее предположение, что Ксенофонт (Anab. 1.1.3) выставляет обвинения Тиссаферна как простую клевету потому, что его источником для этих событий является, скорее всего сам Кир, по сути своей правильно. Тем не менее, она не признает сходства между двумя пассажами. Как и Ксенофонт, Ктесий использует глагол διαβάλλω (был оклеветан) для описания Тиссаферновых действий как клеветы (появление существительного διαβολή, клевета, в следующей строке Фотиева конспекта усиливает это чувство). Lenfant предпочитает переводить эти термины, как "был обвинен" и "обвинения"соответственно, утверждая, что Плутарх (Artox. 3.5 = F17) использует термины διαβολή и κατηγορεῖν (обвинять)взаимозаменяемо (стр. 276 п. 642). Кажется, однако, что διαβολή в F17 относится к ложному утверждению, так как используется в одном из двух вариантов, приведенных для ареста Кира. Первая версия, для которой Ктесий является вероятно источником, говорит, что Кир был арестован просто в результате обвинений, в то время как другая версия говорит, что Кир действительно вошел в храм и попытался убить Артаксеркса. Парисатида является вероятным источником для Ктесия для этого сообщения и само собой разумеется, что она относится ко всем обвинениям против ее сына как к "клевете", и что ее версия событий хорошо согласовалась бы с версией ее любимого сына, тем более что он бежал к ней вскоре после того как Тиссаферн пустил в ход свои обвинения.
[6] его собственную сатрапию: По F17 § 5, Кир занимал должность сатрапа Лидии и командующего всех сил вдоль побережья. Было бы эффективно поместить всю Малую Азию под его командованием.
[7] Сатибарзан: от вавилонского Šá-ta-bar-za-nu (др.-перс.*Š(iy)āti-bṛzāna-; cр. Zadok 1977 p. 98; Benveniste 1966 p. 119-120; Schmitt 2006 p. 188-189). Имя появляется в нескольких вавилонских и арамейских деловых документах в качестве свидетеля (cр. Dandamaev 1992 p. 121 n. 273; Stolper 1985 p. 238 13:25´).
[8] Orondes: др.-перс. *Arvanta- "быстрый, скорый". Имя хорошо засвидетельствовано в греческих и ближневосточных источниках. Он появляется у Ксенофонта как Orontas (Anab. 1.6.1 и в других местах), у Плутарха (Artox. 27.7) как Orontes, и у Геродота (4.165) как Aryandes. Один Оронт, называемый Aroandes в надписях с горы Немрут (OGIS 391, 392) занимал должность сатрапа Армении на протяжении царствования Артаксеркса, но поскольку он пережил царя, он должен быть другой Оронт, чем упомянутый здесь. Он был сыном Артасира и был женат на Родогуне, дочери Артаксеркса II (см. Plut. Artox. 27.7). Он также якобы был бактрийцем по рождению (см. OGIS 264).
[9] вопреки обычаю, отец поместил его тело на погребальном костре: Широко засвидетельствовано в источниках, что персы практиковали погребение в земле для своих мертвых (см. Curt. 3.12.14; Hdt. 7.117), а кремация была против их обычаев (ср. Strab. 15.3.18). Некоторые иранцы, в первую очередь маги, бросали тела мертвых птицам и псам прежде чем поместить кости в склепе (см. Strab 15.3.20; Hdt. 1.140; ср. исследование Гренет р. 31-42). Тем не менее, кажется, что персы только использовали эту практику в качестве наказания для нелояльных (см. Strab. 15.3.17). Персидская практика погребения подтверждается многочисленными археологическими находками. Царские кладбища в Пасаргадах (см. Stronach 1978) и Персеполе (см. Schmidt 1957, 1970) хорошо документированы. Самое главное, кладбище в Деве Гуюк (Каркемиш), где гробницы датируются еще с 8 века, показывают переход от кремации к погребению в течение Ахеменидского периода (см. Moorey 1975 р. 108-117. 1980).
[10] он обвиняет Гелланика и Геродота во лжи: из сокращения Фотия невозможно увидеть истинную природу этих обвинений. Критика Ктесия безусловно, относится только к замечаниям, сделанным его предшественниками относительно погребальных обычаев персов, а не касательно события, о котором идет речь в тексте, так как и Гелланик, и Геродот разумеется о нем писать не могли. Геродоту (3.16) было определенно известно, что персы не кремировали своих умерших, который акт, по его словам, персы рассматривали как святотатство, а Ктесий просто говорит, что это "вопреки обычаю". В другом месте Геродот (1,140) приводит сообщение, что тела персов сперва разрывались собаками и животными и только потом погребались (см. примечание выше), хотя он выражает неуверенность по этому поводу. Возможно, критика Ктесия вытекает из одного из этих отрывков, но сокращение Фотия и скудные остатки работы Гелланика делают любую гипотезу трудно поддерживаемой.
[11] Клеарх как военачальник греков: По свидетельству Диодора (14.19.8), Клеарх только вождь пелопоннесского контингента за исключением аргивян, в то время как беотийцы, ахейцы и фессалийцы каждые имели своего лидера. Это свидетельство подтверждается Ксенофонтом (Anab. 1.2.3), который добавляет, что аркадяне также состояли под отдельным командованием. Возвышение Клеарха до командира всех греков может исходить из свидетельства самого Клеарха или от Парисатиды, которая покровительствовала греческому полководцу (см. Введение для полного обсуждения Клеарха).
[12] Сиеннесис: syennesis был титул, принадлежащий местным правителям Киликии, который толковался в качестве личного имени в греческих источниках (см. Hdt. 7.98; Aesс. Pers. 327). Он имел резиденцию в Тарсе (см. Xen. Anab. 1.2.23) и, кажется, обладал некоторой степенью автономии, хотя Киликия была данницей (см. Hdt. 3,90) и поставляла войска для походов царя (ср. Hdt. 7.91). См. штудии Casabonne'а 1995; ср. также Lemaire и Lozachmeur 1990; Desideri и Jasink 1990 р. 178-202; 178-202; Benveniste 1930). О взаимодействии сиеннесиса и Кира Младшего см. Xen. Anab. 1.2.12-25; Diod. 14.20; ср. Erzen 1940 p. 116-120; Briant 2002 p. 498, 625.
[13] Менон фессалиец: ср. Xen. Anab. 1.5 о вражде между Меноном и Клеархом.
[14] Многие дезертировали к Киру...: ср. Xen Anab. 1.9.29.
[15] Кир напал на армию царя ...: Это битва Кунаксе (см. Xen. Anab 1, 9.).
[16] Его тело было изуродовано ...: этот поступок был необходим для Артаксеркса, чтобы доказать свою окончательную победу, тем более, что он просто проиграл битву (ср. Olmstead 1948 р. 267).
[17] один из городов под властью Парисатиды: Парисатида имела несколько имений в области Вавилонии, с которых она собирала арендную плату как источник дохода (см. Xen. Anab. 1.4.9.). Ее земельные владения широко засвидетельствованы в сообщениях торгового дома Мурашу (см. Stolper р. 63-64) и некоторые из них были расположены в 100 км к югу от слияния Нижнего Заба и Тигра близ современного Баиджи (см. Joannes 1995 р. 196-197). Об усадьбах Парисатиды см. Cardascia 1991; Briant 1985 р. 59-60.
[18] Багапат: ср. примечание к F13 § 9 об анализе этого имени. Он называется Масабатом в F26 §17.1 (см. примечание).
[19] Затем она сыграла в кости ...: ср. F26 §17.5-7
[20] чепрак Кира: ср. F20 §6.
[21] кариец, который якобы убил его: ср. F26 §14.7-10. Артаксеркс сам намеревался убить карийца за кражу его славы, но был убежден Парисатидой передать его ей.
[22] Их мать любила Кира больше: ср, Xen. Anab. 1.1.4
[23] Парисатида использовала правдоподобное объяснение: ср. Hdt. 7.3 о воцарении Ксеркса I и Демарате. Наследование трона среди Ахеменидов было основано на царской прерогативе (т. е. по воле царя), а не на первородстве. Однако предпочтение регулярно отдавалось старшему (см. Ath. Deipn. 12.515a; Plat. Alc. 1.121c.). Кир назначил Камбиза преемником поверх Таниоксарка (см. F9 §7-8), и хотя Артаксеркс II послушался призывов и назначил себе преемника следуя первородству (см. Plut. Artox. 26.1), право выбора явно оставалось за ним (см. Briant 1991b; 2002 p. 520-522). Царская прерогатива кажется равно засвидетельствована в ближневосточных источниках, где титул maθišta ('величайший после царя') было присвоено любимому сыну. В надписи в Персеполе, (XPf 30-32) Ксеркс заявляет "Дарий, отец мой, сделал меня величайшим (maθišta) после себя" (ср. Schmitt 2000 р. 81-85), что, кажется, ясно показывает, что Дарий назначил Ксеркса своим преемником.
[24] сатрап Лидии и командующий силами вдоль побережья: По Ксенофонту (Anab. 1.9.7) Дарий назначил Кира сатрапом Лидии, Большей Фригии и Каппадокии.
[25] персидские жрецы: то есть маги (см. ниже).
[26] Существует храм какой-то богини войны ...: Идентифицируется с Анаитидой/Анаитой (см. Briant 2002 р. 523, однако, De Jong 1997 р. 279-280 сомневается в этой идентификации), которая, кажется, получила бессмертие во время правления Артаксеркса II (см. Beros FGrH 680 F11, хотя здесь она отождествляется с Афродитой; Paus. 7.6.6 называет ее "персидской Артемидой" - ср. Brosius 1996; ср. Boyce 1982 р. 201-204, который неубедительно прослеживает возрождение культа к Дарию II и Парисатиде). Ее имя впервые появляется в царских надписях во время его правления (см ASa, ASc, AHa; ср. Kent 1948 р. 154-155). См. Kellens 2002-2003; Briant 2002 р. 676-679, 998-1001 для изучения Анаитиды/Анаиты; ср. Moorey 1979; Shepherd 1980 о ее иконографии.
[27] одежды, которые носил Кир Древний: повидимому предмет ритуала для будущего царя, чтобы он приобрел силу основателя и первого царя империи. Далее следует процесс потребления особой пищи (см. примечание ниже), и эта церемония проходит в Пасаргадах, первой столице империи и месте Кировой гробницы (см. Orsi 1988 р. 143-144; Sacncisi-Weerdenburg 1983 р. 29).
[28] ест торт из смокв ...: смоквы и молоко являются типичной пищей пастушеской диеты, а теребинф был распространенным пищевым источником для древних популяций охотников-собирателей (см. Orsi р. 144). Эта часть ритуала возможно имела целью напомнить циркулирующие легенды о скромном и диком происхождении Кира Старшего (см. F8).
[29] соответствующее воспитание: Частью воспитания будущего царя являлось знакомство с пастушеским образом жизни (см. Xen. Anab. 1.9.3-5, который подчеркивает необходимость в научении самообладанию), что отражено в диете на церемонии коронации (см. Alföldi 1951 р. 15). Этот аспект царского воспитания может иметь индо-европейские корни и их можно увидеть и в ряде других культур, включая римские легенды о Ромуле и Реме (см. Widengren 1960 р. 236-237). Охота тоже играла бы свою роль в этой части дисциплины (см. Orsi 1988 р. 145-146). Этот акцент на знании пастушеской жизни может служить для создания другой связи с Киром Старшим и его дикими корнями. Царевичи получали бы военную подготовку, изучая навыки верховой езды, стрельбы из лука, и рукопашного боя (см. DNb 32-45; Hdt. 1.136). Они помещались под опеку царских наставников с 14 лет (см. Plat. Alc. 121e-122a), в том числе и магов, преподававших им свое искусство, а также истину и умеренность (см. Nic. Damas. FGrH 90 F67; Cic. De Div. 1.41.91, который говорит, что подобное обучение является обязательным для тех, кто становился царем). В совокупности все эти различные аспекты царского воспитания должны были подготовить будущего царя к правлению в политическом, военном и религиозном единстве (см. Briant 2002 р. 521).
[30] Некоторые говорят, что его арест вытекает из этого утверждения: "Некоторые говорят" скорее всего, относится Ктесию (см. F16 §59 и примечание).
[31] Ксенофонт подводит читателя лицом к лицу с действием: ср. Anab. 1.8 для яркого описания битвы.
[32] называется Кунакса: Это единственное засвидетельствование названия Кунаксы в источниках. Точное местоположение обсуждается; некоторые исследователи отождествляют место с Aqar(Kuneise) около 57 км к северу от Вавилона, в то время как другие помещают битву при Эль-Фаллудже (см. Herzfeld 1968 р. 219- 220) или Al Nasiffiyat, которое первоначально называлось [*ku]neise-safyat [ib] и расположено примерно в 50 милях к северу от Вавилона(см. Barnett 1963 р. 15-17). Название Кунакса, как правило, принимается в качестве грецизированной версии термина synagoge, "сходьбище".
[33] 500 стадий от Вавилона: около 57 миль. Эта цифра вполне соответствует расстоянию между Вавилоном и Аль Nasiffiyat, где, возможно, велось сражение (см.Barnett 1963 р. 17).
[34] Артагерс, вождь кадусиев: от др.-перс. *Ṛta-garša или предпочтительнее *Ṛta-•gṛša, означающее "радующийся в Арте" (ср. Schmitt 2006 р. 224-225; 2002 р. 46). По свидетельству Ксенофонта (Anab. 1.7.11), он был кавалерийским командиром Артаксеркса и находился прямо перед царем в боевом строю, где его контингент служил бы частью корпуса царских телохранителей. О кадусиях ср. примечание к F1b §2.3. Гомерические образы этого отрывка скорее всего созданы Ктесием для его греческой аудитории с целью усиления ощутимости драмы .
[35] через шею возле ключицы: Так как Артагерс стоял близко к царю, вполне возможно, что Ктесий лично пользовал его после ранения, что позволяет ему быть настолько точным в описании раны. См. Xen. Anab. 1.8.24
[36] Ксенофонт кратко и просто говорит о смерти Кира: Ср. Xen. Anab. 1.8.27-29.
[37] Арией, друг Кира: По Xen. 1.8.5 Арией командовал левым флангом армии Кира. Ксенофонт не упоминает об Ариее в поединке Кира с Артаксерксом. По логистике возможно он был поблизости, так как армия Артаксеркса распространялась настолько далеко за пределы левого фланга Кира, что центр царя был тоже за пределами левого фланга Кира (Anab. 1.8.23). Из Ксенофонта ясно, однако, что Арией не последовал за Киром в погоне за Артаксерксом, так как он бежит, услышав весть о смерти Кира (Anab. 1.9.31).
[38] Сатиферн: Единственное засвидетельствование этого имени на греческом языке (ср. Justi 1895 р. 291-292), соответствует др.-перс. *Š(iy)āti-farnā (Mayrhofer 1973 p. 234 n. 8.1562). Имя появляется в эламских таблицах из Персеполя как Šiyatiparna (PF 1368). См. Schmitt 2006 p.189-190; Benveniste 1966 p. 93 переводит это имя как 'gloire de félicité', "слава от счастья".
[39] ударил его в грудь ... нанеся рану в его плоть в два пальца глубиной: ср. F21.
[40] молодой перс по имени Митридат: Невозможно расшифровать, идентичен ли он с сыном Удиаста (F16 §58), так как он просто зовется "молодым персом" (ср. Lenfant 2004 p. 278 n. 663; Schmitt 2006 p. 110-111). Можно было бы ожидать, что Ктесий указал бы, если они были на самом деле идентичны на основании заметной роли, которую он играл в предыдущем рассказе Персики.
[41] Кавнийцы, нищие ... исполняют черную работу: ср. F14 §45 и примечание о кавнийцах, которые жили в Карии. Их обездоленная ситуация в конце пятого века возможно была результатом высокого увеличения дани, которую они были вынуждены платить афинянам после возможного восстания в середине 430 (ср. Meiggs 1972 р. 436-437).
[42] Они распознали малиновые туники: Ксенофонт (Anab 1.2.16) показывает, что греческие войска в армии Кира носили малиновые туники, но ничего не говорит об остальных его силах.
[43] Удар разорвал артерию в подколенном сухожилии: врач в Ктесии кажется заставляет его часто приводить наглядные и подробные описания ран, которые получают люди (ср. рану Артаксеркса выше, см. введение для всестороннего обсуждения).
[44] Так сообщает Ктесий ...: смотрите Введение об использовании Ктесием драматических элементов в своем повествовании.
[45] Артасир: ср. примечание к F8 §46 об этимологии и появлении этого имени в Персике. Это может быть тот же человек, что и бактриец который был назначен сатрапом Армении и помог подавить восстание Артифия и Aрсита, который был связан с царской семьи посредством брака (F15 § 52).
[46] царево Око: Греческие источники расплывчаты и разнообразны относительно этого титула. По некоторым данным, был только одно царево Око, который занимал высокий руководящий пост при дворе (см. Aesch. Pers. 978-985; Aristophan. Acharn. 91-125). Другие, однако, утверждают, что были многочисленные Глаза и Уши, часто рассматриваемые как две отдельные должности, которые сообщали царю о любой подозрительной деятельности (см. Arist. Pol. 1287b 29). Ксенофонт (Cyr. 8.2.10-12), однако, кажется, отвергает широко распространенное убеждение в учреждении царева Ока, но утверждает, что царь выслушивает кого-то с информацией об инакомыслящих. Хотя учреждение широко подтверждается в греческих источниках, нет никаких убедительных ссылок на него в восточных источниках. Неясно, указывает ли на ту же самую должностьšaka, упоминаемый в арамейских документах из Египта (DAE 101), ссылающихся на сатрапских инспекторов (см. Briant 2002 р 343-344; Oppenheim 1958 особенно р. 178, который интерпретирует gaušaka как ориентир на царево Ухо). Balcer (1977) предполагает, что афиняне, возможно, восприняли должность царева Ока в создании должности Епископа, имперского надзирателя. К сожалению, источники слишком неясны, чтобы выяснить природу этой должности или даже ее существование вообще (ср. Hirsch 1985 р. 101-139 для полного обсуждения).
[47] Париск: Это имя, кажется, иранского происхождения, однако его точная этимология неизвестна (см. Schmitt р. 264-265).
[48] ходило много слухов о греках ... победоносных везде: (ср. Xen. Anab.1.8.17-22) Греки, преследуя противостоящего им врага, отделились от остальной армии Кира примерно на тридцать стадий ( 1.10.4) и не знали о его смерти (1.10.16).
[49] Сатибарзан евнух: Ср. примечание к F16 §60.
[50] восемь котил: около 2,18 л. или 2 хойника. Одна котила = 0,27 л; ср. Bivar (1985 р. 631-634) для обсуждения жидких измерений Ахеменидов и в таблице на 638; Lang and Crosby (1964) о весах и измерениях в целом с современными эквивалентами; Richardson (2004) для краткого введения по данному вопросу.
[51] Cледуя персидскому обычаю, правая рука и голова отделяются из тела: Ср. F16 §64; евнух Багапат отрезал голову и руку Кира (см. F16 §66; F26 § 7, где он назван Масабатом). Было в обычае удалять голову и руку узурпатора (см. Strab. 15.3.17).
[52] царь командовал центром армии, но был по-прежнему за пределами левого крыла Кира: Некоторые ученые сомневаются в обоснованности этого утверждения, а вместо этого предлагают, что царь был просто за пределами левого фланга греческого контингента и Ксенофонт ошибся (см. Bigwood 1983 р. 342).
[53] Говорят, что он убил Артагерса, их командира, своей собственной рукой: ср. F19; Артагерс был лидером кадусиев, которые были размещены прямо перед царем и выступали в качестве царских телохранителей. И Якоби, и Lenfant предпочли не включать этот отрывок в свои тексты, хотя λέγεται (говорят) явно относится к Ктесию (хотя Lenfant 2004 р. 226 n. 12 признает вероятность того, что этот отрывок из Ктесия).
[54] 600 человек кировских рассыпались и пустились в погоню: Ксенофонт контрастирует безрассудные действия персов с дисциплиной греческого контингента, который разгромив противостоящих, сохранял строй во время преследования (см. Anab 1.8.19.).
[55] Сотрапезники: ср. примечание к F14 §43.
[56] Ктесий записывает число мертвых: Ктесий утверждает, что Артаксеркс потерял 9000 человек (F22).
[57] цифры, приведенные у Динона и Ксенофонта гораздо больше: Ксенофонт (Anab. 1.7.12) утверждает, что царь имел армию в 900 000 человек и 150 серпоносных колесниц. Цифры Динона неизвестны. Хотя числа Ктесию значительно ниже, они по-прежнему считаются слишком высокими для современных ученых, которые предлагают более правдоподобную цифру 60000 (см. Bigwood 1983 р. 341-342;.347).
[58] Число погибших сообщили Артаксеркса было 9000: Это более правдоподобная цифра, чем 15, 000 у Диодора (14.24.5-6). Скептицизм Ктесия может быть связано с его верой, что те, которые сообщали о количестве погибших, целенаправленно снижали его для того, чтобы угодить царю.
[59] Это вопрос спорный: Этот спор относится к числу мертвых в армии царя при Кунаксе (см. F22).
[60] он был отправлен к грекам вместе с Фалином из Закинфа: Ксенофонт (Аnab. 2.1.7) не только не упоминает Ктесия в этом посольстве, но утверждает, что закинфянин был единственным греком среди посланных. Тем не менее, Ксенофонт никогда явно не опровергает утверждений Ктесия, хотя был хорошо знаком с его работой, на которую ссылается не раз. Вполне возможно, что это не Ктесий, а Ксенофонт преувеличивает, когда говорит, что Фалин был единственным греком в посольстве. В любом случае, кажется достаточно ясно, что если Ктесий и присутствовал, то он играл лишь второстепенную роль в деле (см. Lenfant 2004 р. XII).
[61] F24) Кроме того, этот способ в следующих примерах: Ср. T14a.
[62] Скифская речь: Это термин впервые употреблен по отношению к скифскому философу Анахарсису, который, как говорили, высказывался свободно и без ограничений (см. DL 1.8.101; также Plut. Prov. 1.62 для другого описания скифской речи). Деметрий дает понять, что посланник в этом отрывке не использует скифскую речь, потому что ее применение повлекло бы за собой прямое информирование Парисатиды о смерти ее сына.
[63] Он может винить только Тиссаферна: Именно Тиссаферн сообщил Артаксерксу о предполагаемом заговоре Кира против него (см. F16 §59; Xen. Anab. 1.2.4-5).
[64] лошади ее сына: При Кунаксе Кир скакал на "породистом, но строптивом и высокомерном" коне по имени Пасак (см. F19 § 1).
[65] После боя: Битвы при Кунаксе.
[66] Артагерс, который был убит Киром: Ср. F19; F21 §24.
[67] почтил Ктесия: Ктесий был почтен за лечение раны, которую Артаксеркс получил от Кира (см. F21 §26).
[68] нашел кавнийца, который дал ему бурдюк с водой: ср. F20 §12.5-6
[69] Арбак, мидянин: Один из четырех командиров, из которых каждый вел контингенты в 3000 человек (ср. Xen. Anab. 1.7.12, который не делает никакого упоминания о его дезертирстве). Артаксеркс достаточно мягко обошелся с многими ноблями, которые встали на сторону Кира, возможно, пытаясь так укрепить свое положение на троне (см. Briant 2002 р. 631).
[70] он хотел, чтобы все люди думали и говорили, что он лично убил своего брата: Это была официальная версия событий, распространяемая Артаксерксом после битвы (см. ниже §16.2). Ктесий явно не был рупором царской пропаганды, так как он противоречит официальной версии и здесь, и в F22 § 4 (см. Lenfant 2004 р. CXI-CXII). Истина, что Кир умер от рук Митридата и кавнийца, была широко известна (см. ниже § 14.7), однако большинство людей знало, что опровергание версии царя приведет к суровому наказанию (см. ниже §14.7-10 о наказании карийца и §15-16 и Митридата, оба из которых противоречили официальной версии, см. особенно §15. 7, где все гости на вечеринке сразу поняли, какая судьба ждала Митридата после того как он похвалился, что лично убил Кира).
[71] Митридат, который первым ранил Кира: Ср. F16 §67; F20 §11.5-6; Прислужник Митридата подобрал чепрак после того как тот ранил Кира ударом в висок.
[72] Кариец, который нанес Киру смертельный удар в подколенное сухожилие: Ср F20 §11.9-10; в частности, смертельный удар был нанесен одним из кавнийцев, которые населяют область Карии (см. §45 и примечание).
[73] Артасир: ср. примечание к F20 §12.1.
[74] Спарамиз: ср. F1pα и примечание, где имя написано Sparameizes. Это правописание может лучше отразить др.-перс. *Spara-Mižda, если принять эту интерпретацию (см. Schmitt 2006 р. 277-279).
[75] Я метнул свое копье и не промахнулся как Артагерс ...: ср. F19 § 3 о смерти Артагерса и F20 §11.5 о ранении Кира Митридатом.
[76] счастье царя: Греческий язык использует термин δαίμων что, вероятно, отражает иранскую религиозную концепцию xvarenah, царский блеск или удачу царя (ср. Orsi 1980).
[77] Он был пойман на лжи: Это заявление еще больше укрепляет тот факт, что Ктесий, если он действительно источник Плутарха здесь, дал популярную версию о смерти Кира и противоречил царской пропаганде Артаксеркса (см. примечание выше).
[78] Поэтому он приказал, чтобы Митридат был предан смерти: Ср. § 67, где Митридат был отдан Парисатиде для казни. Плутарх либо использует другой источник для этой этой информации, возможно, Динона, или он просто изменил сообщение, чтобы иметь царя, осудившего Митридата на смерть.
[79] корытная пытка: Этот метод казни также была применен к Аспамитру, который принимал участие в убийствах Ксеркса и его сына Дария (F14 §34). См Введение для обсуждения способа казни, описанного в Персике.
[80] Масабат: называемый Багапат в эпитоме Фотия (см. F16 §66; ср. примечание F13 § 9), которые более точно отражает иранский оригинал *Baga-pāta- "защищаемый богами. См. Schmitt 2006 p. 163-166 для всестороннего обсуждения.
[81] Она также присутствовала, помогая, при его любовных делах: См. Введение о властной и доминирующей роли Парисатиды в царском доме и ее соперничестве со Статирой.
[82] 1000 дариков: Дарик был золотая монета весом около 8,35 г. и был введен в ходе прочих валютных реформ Дария I в какое-то время после 515 г. до н.э. (см. Robinson 1958 р. 187-193). Греки верили, что монета получила свое название от самого Дария (см. Poll. Onom. 3.87; Suda s.v. δαρεικός согласен с общим мнением). См. Bivar 1985 p. 610-625; Carradice 1987 p. 73-93.
[83] содрала с него живого кожу: ср. F16 §66.