Книги XII - XIII

F13) Phot. Bibl. 72 p. 37a 26 - 40a 5: (9) Двенадцатая книга начинается с царствования Камбиза. Сразу после вступления на престол от оправил в Персию с евнухом Багапатом[1] тело отца для погребения[2], и во всех прочих отношениях осуществил волю отца. Самыми влиятельными людьми при нем были гирканец Артасир[3] и евнухи Изабат, Аспадат и Багапат, который был любимцем отца после смерти Петисака.
(10) Багапат командовал походом против Египта[4] и царя Амиртэя[5], которого он победил через предательство его главного советника евнуха Комбафиса[6], который передал мосты и выдал секреты, при условии, что Камбиз сделает его правителем Египта. Камбиз сначала заключил договор с ним через Изабата, двоюродного брата Комбафиса, а затем подтвердил это при личном общении. Захватив Амиртэя живым, он не причинил ему вреда, а лишь отправил в Сузы с 6000 египтян[7], выбранных им самим. Так весь Египет стал собственностью Камбиза. Египтяне потеряли в сражении 50.000 человек, персы 7000[8].
(11) В тоже время некий маг, прозванный Сфендадат[9], который был сечен Таниоксарком за какие-то преступления, явился к Камбизу и сообщил, что брат строит заговор против него. В качестве доказательства он утверждал, что Таниоксарк откажется явится по вызову. Соответственно, Камбиз послал вызов брату, который, будучи занят другими делами, отложил выезд. Поэтому маг обвинял его еще более дерзко. Его мать Амитида, которая подозревала мага, советовала Камбизу не слушать его. Камбиз делал вид, что не верит ему, тогда как на самом деле это было не так. (12) Будучи призван Камбизом в третий раз, Таниоксарк повиновался призыву. Брат обнял его, но тем не менее решил предать его смерти, и без ведома матери Амитиды принял меры, чтобы осуществить свой план. Маг предложил следующее. Будучи сам очень похож на Таниоксарка[10], он посоветовал царю всенародно дать приказ отрубить ему голову за ложный наговор на царского брата; а между тем Таниоксарк должен быть тайно предан смерти, а он (маг) наденет его одежды, с тем чтобы показать, что Таниоксарк жив. Камбиз согласился на это. Таниоксарк был казнен, будучи вынужден выпить бычью кровь[11]; маг надел его платье и вводил в заблуждение народ. (13) Обман этот долгое время не был никому известен кроме Артасира, Багапата и Изабата, им одним Камбиз доверил тайну.
Затем Камбиз призвал Лабиза[12], начальника евнухов Таниоксарка, и других евнухов, показал им мага, сидящего и одетого в подражание брату, и спросил их, считают ли они его Таниоксарком. Лабиз в изумлении ответил: "Что мы еще должны подумать?", ибо так велико было подобие, что даже он был обманут. Соответственно маг был отправлен в Бактрию. где изображал Таниоксарка. Пять лет спустя[13] Амитида, узнав правду от евнуха Тибефиса, который порол мага, потребовала от Камбиза выдать ей Сфендадата[14], но тот отказался. После чего Амитида обрушила на его голову проклятья, выпила яд и умерла.
(14) Однажды случилось так, что Камбиз совершал жертвоприношение, но кровь из жертвы не потекла. Это сильно встревожило его, а рождение безголового мальчика Роксаной еще больше увеличило его тревогу. Это знамение было истолковано волхвами в том смысле, что он не оставит преемника. А еще мать явилась ему во сне, угрожая возмездием за свершенное им убийство, что еще больше увеличило его тревогу. В Вавилоне, когда для развлечения он строгал деревяшку ножом, он случайно ранил себя в бедро[15], и умер спустя одиннадцать дней после этого, на восемнадцатом году царствования[16].
(15) После смерти Камбиза Багапат и Артасир сговорились посадить на трон мага, что они впоследствии и сделали. Изабат, который отсутствовал по причине сопровождения тела Камбиза в Персию, найдя по возвращении, что маг царствует под именем Таниоксарка, раскрыл правду армии и разоблачил мага. После этого он бежал в храм, где был схвачен и казнен.
(16) Тогда семь знатных персов устроили заговор против мага[17]. Их имена: Оноф, Идерн, Норондабат, Мардоний, Барисс, Атаферн и Дарий Гистасп. После того как они дали и приняли самые торжественные тайны, они держали совет с Артасиром и Багапатом, который заведовали ключами во дворце[18]. Семеро, допущенные во дворец Багапатом, нашли мага спящим. При их виде он вскочил, но не найдя оружия (Багапат незаметно убрал его), разбил золотой стул и отбивался ножкой, но в конце концов был зарезан. Царствовал он семь месяцев[19].
(17) Дарий был выбран царем из семерых заговорщиков в соответствии с испытанием принятом ими, его конь первым заржал после восхода солнца[20], что было результатом хитроумной стратагемы.
(18) Персы отмечали день, когда был казнен маг, праздником под названием Магофония[21].
(19) Дарий приказал построить для себя гробницу[22] на двуглавой горе[23], но когда он захотел пойти и осмотреть ее, его стали отговаривать предсказатели и родители. Последние однако страстно желали подняться к ней, но жрецы, которые тащили их, напуганные появлением змей[24], отпустили веревки, и они упали и разбились. Дарий в сильной печали приказал обезглавить сорок человек, ответственных за это.
(20) Дарий приказал Ариарамну[25], сатрапу Каппадокии, переправиться в Скифию[26] и захватить много пленников, мужчин и женщин. Он пошел на тридцати пентеконтерах и среди прочих захватил Марсагета, брата скифского царя, который был заключен в тюрьму братом за какие-то преступления. Правитель скифов (Скифарк[27]), будучи разгневан, написал оскорбительное письмо Дарию, который ответил тем же.
(21) Дарий собрал армию в 800.000 человек[28] и переправился через Боспор и Истр[29] по мосту из лодок на скифские земли на пятнадцать дней. Цари послали друг другу луки[30]. Дарий, увидев, что скифский лук сильнее, развернулся и бежал через мосты, в страхе разрушив часть из них прежде, чем переправилась вся армия[31]. Восемьдесят тысяч человек, оставшиеся в Европе, были казнены правителем Скифии. Дарий, после того как он переправился через мост, предал огню дома и храмы халкедонян, потому что они пытались разрушить мост, который он построил возле их города, а также разрушили алтарь в честь Зевса Диабатерия[32], воздвигнутый им при переправе.
(22) Датис, командующим персидским флотом по возвращении из Понта разорил Грецию и острова. При Марафоне он встретился с Мильтиадом[33]; варвары были разбиты, а сам Датис убит[34]. Впоследствии афиняне отказывались выдать его тело по просьбе персов.
(23) Затем Дарий вернулся в Персию, где после принесения жертв он заболел и через тридцать дней умер на семьдесят втором году жизни и на тридцать первом году царствования[35]. Артасир и Багапат также умерли, причем последний семь лет был хранителем гробницы Дария.
(24) Дарию наследовал его старший сын Ксеркс. Артапан, сын Артасира[36] имел большое влияние на него, также как его отец на Дария. Другими доверенными советниками были старик Мардоний и евнух Матак[37]. Ксеркс женился на Аместриде, дочери Онофа, которая родила ему сына Дария[38], два года спустя Гистаспа и Артоксеркса, и двух дочерей, одну назвали Родогуна, а другую Амитида в честь бабушки.
(25) Ксеркс решил пойти войной на Грецию, потому что халкедоняне, как уже было сказано, пытались разрушить мост и сломали алтарь, установленный Дарием, и потому что афиняне убили Датиса и отказывались выдать его тело. (26) Но сначала он посетил Вавилон, желая осмотреть гробницу Белитания[39], которую Мардоний показал ему. Но он не смог наполнить сосуд маслом, как было написано.
Оттуда он проследовал в Агбатану, где узнал о восстании Вавилонян[40] и убийстве Зопира, их сатрапа. Рассказ Ктесия отличается от такового Геродота[41]. Что у последнего написано о Зопире, за исключением его мула, родившего жеребенка, Ктесием приписано Мегабизу, зятю Ксеркса и мужу его дочери Амитиды. Вавилон был взят Мегабизом, которому Ксеркс даровал золотую ручную мельницу весом в шесть талантов - самый почетный из царских даров. (27) Затем Ксеркс, собравший армию в 800.000 человек[42] и 1000 триер не считая колесниц, выступил против Греции, предварительно перебросив мост от Абидоса. Спартанец Демарат[43], который прибыл туда первым и сопровождал Ксеркса на переправе, отговаривал его от вторжения в Спарту. Его полководец Артапан с 10.000 бойцов сражался при Фермопилах с Леонидом, спартанским стратегом[44]; персы были разбиты в пух и прах, тогда как убиты были только два или три спартанца. Затем царь приказал атаковать 20.000, но и они были разбиты, хотя их плетьми гнали в бой, они были разбиты еще раз. На следующий день он дал приказ атаковать с 50.000, но снова безуспешно и соответственно прервал действия. Форакс фессалиец[45] и Каллиад и Тимаферн, правители трахинцев, присутствующие здесь со своими отрядами, были призваны Ксерксом вместе с Демаратом и Гегием из Эфеса, которые сказали ему, что спартанцев нельзя победить, если только не окружить их. Персидский отряд в 40.000 был проведен двумя правителями трахинцев в тыл лакедемонянам, которые были окружены и храбро погибли все до единого.
(28) Ксеркс по наущению фиванцев послал другую армию в 120.000 человек против Платеи[46] под командованием Мардония. Ему противостоял спартанец Павсаний, имея только 300 спартиатов, 1000 периэков, и 6000 из других городов[47]. Персы потерпели тяжелое поражение, Мардоний был ранен и вынужден обратиться в бегство[48]. (29) Позже он был послан Ксерксом разграбить храм Аполлона[49], где он, как говорят, к великому сожалению Ксеркса, умер от ран, полученных во время ужасающего града.
(30) Затем Ксеркс выступил против самих Афин, жители которых снарядили 110 триер[50] и нашли убежище на Саламине; Ксеркс овладел опустевшим городом и предал его огню, за исключением Акрополя, который защищал небольшой отряд оставшихся людей; в конце концов, ночью они совершили побег[51], а Акрополь сгорел. После этого Ксеркс занял узкую полоску суши в Аттике, называемую Гераклеон[52], и начал строить насыпь[53] в направлении Саламина, намереваясь переправиться туда пешком. По совету Афинян Фемистокла и Аристида были вызваны лучники с Крита[54]. Потом произошло морское сражение между 700 кораблей греков и более 1000 персидских[55] по командованием Онофа. Афиняне одержали победу благодаря совету и искусной стратегии Аристида и Фемистокла; Персы потеряли 500 кораблей, и Ксеркс обратился в бегство. В остальных боях было убито 120.000 персов[56].
(31) Ксеркс, переправившись в Азию и достигши Сард, отправил Мегабиза разграбить храм в Дельфах[57]. Он отказался и тогда евнух Матак, посланный вместо него, оскорбил Аполлона и ограбил храм. Исполнив эти приказы, он вернулся к Ксерксу, который к тому времени прибыл в Персию из Вавилона[58].
(32) Здесь Мегабиз обвинил свою жену Амитиду (дочь Ксеркса) в прелюбодеянии. Ксеркс сделал ей строгий выговор, но она заявляла о своей невиновности. (33) Евнухи Артапан и Аспамитр, доверенные советники Ксеркса, решили убить своего господина[59]. Сделав это, они убедили Артоксеркса, что его брат Дарий убил отца. Дарий был доставлен во дворец Артоксеркса, и хотя он неистово отвергал обвинения, был приговорен к смерти.
F13a) Athen. 13.10 p.560 DE: Даже поход Камбиза в Египет случился, по рассказу Ктесия, из-за женщины[60]. Камбиз, говорят, прослышал, что египтянки в постели искуснее всех женщин, и послал к египетскому царю Амасису[61], просить в жены одну из его дочерей. Но Амасис не отдал свою дочь, опасаясь, что она будет не женой, а наложницей, и послал вместо нее Нитетиду, дочь Априя - того, который потерпел поражение от киренцев, лишился египетского престола и был казнен Амасисом. Камбиз впрямь был в восторге от Нитетиды, и тогда она ему обо всем рассказала и просила отомстить за Априя; ей в угоду он и пошел войной на Египет. Впрочем, Динон в книгах "О Персии" и Ликей Навкратидский в третьей книге "О Египте" утверждают, будто Нитетиду Амасис послал не Камбису, а Киру, а Камбис был ее сыном, и пошел на Египет, мстя за мать.
F13b) Ael. V. H. XIII.3 [L]: Ксеркс, сын Дария, открыл усыпальницу древнего Бела и увидел стеклянный сосуд, налитый маслом, в котором лежал труп. Сосуд не был полн: жидкость не доходила до краев примерно на палесту. Тут же стояла невысокая колонна с надписью: "Не будет блага тому, кто открыл усыпальницу и доверху не наполнил сосуд". Прочитав эти слова, Ксеркс устрашился и велел сейчас же добавить масла. Однако сосуд не наполнялся. Царь повторил свой приказ. Ничего не достигнув, после всех стараний, он отказался от напрасных попыток долить сосуд, вновь закрыл усыпальницу и удалился в мрачном состоянии духа. Пророчества, начертанные на колонне, оправдались, так как с войском в семьсот тысяч человек Ксеркс бесславно отступил из Эллады, а по возвращении на родину умер позорнейшей смертью: во сне его умертвил собственный сын[62].


[1] Багапат: от др. — перс. *Baga–pāta-, что означает «защищаемый богами». Персидские имена, начинающиеся с Baga-, часто оказываются по–гречески как Mega-, однако Ктесий сохранил форму, более близкую к оригиналу (см. Schmitt 1979 р.128; 2002 р 61; 2006 156–157).
[2] отправил тело своего отца… в Персию для погребения: могила Кира находится в Пасаргадах и практически уцелела. Она была расположена примерно в 1 км от дворца с садом–парком между двумя постройками. Полное описание и анализ с сопровождающимися эстампами см. Stronach 1978 p. 24–43.
[3] Гирканец Артасир: Ср. F8 §46 и примечание.
[4] Камбиз выступил в Египет: См. F13a и примечание для всестороннего обсуждения. По–гречески не уточняется, кто конкретно выступил, буквально говоря в этом месте: «этот человек выступил в Египет». Субъектом предложения определенно является Камбиз, как видно из описания кампании и факта подчинения Египта в следующем разделе (см. Hdt 3.1). В переводе Henry (1947 p.19) экспедицией руководит Багапат (см. также Briant 2002 р. 268), но Lenfant (2004 р. 117 n. 465) правильно это опровергает.
[5] Амиртей, царь египтян: военные действия происходили сперва между Камбизом и фараоном Амасисом (см. F13a; Hdt 3.1ff). Амасис умер до персидского вторжения в Египет (525 до н. э.), и ему наследовал Псамметих III, Псамменит у Геродота и Псаммехерит у Манефона (F66). Амиртей появляется еще как «болотный царь» в Египте во время восстания Инара ок. 464–454 (ср.. 1.110; Hdt. 3.15) и снова как царь из Саиса, который восстал против персов ок..405 до н. э., и саисский царь был, вероятно, внуком самого первого (см.2002 p. 619; Dandamaev 1992 p. 272; Olmstead 1948 373–374), единственным членом 28–й династии, который смог установить окончательный период свободы для Египта во время гражданской войны между Киром и Артаксерксом II (см. Demotic Chronicle III.18–19).  Недавно обнаруженная демотическая острака показывает, что Амиртей II также заделался Псамметихом (см. Chauveau р. 44–47). Похоже, Ктесий согласился, что Псамметих (III) также был назван Амиртеем и так дал «правильную» версию его имени (ср. его решение дать легитимный вариант Таниоксарка вместо более распространенного Смердиса (ср. 2004 LXIX–LXX).
[6] Комбафис, евнух: фигура легендарная, но возможно не совсем. Египетская статуэтка Уджагорреснета из Саиса с иероглифической надписью упоминает Камбиза и Дария как фараонов (см. Posener 1936 р. 1–26 о переводе и комментарии). Это привело к широко распространенному убеждению, что он предательски сотрудничал с Камбисом (см. Briant 2002 р. 57–59). Согласно Геродоту (3.4), Фанес, наемник из Галикарнаса, после побега от евнуха, посланного Амасисом с целью возвратить его, перешел к Камбизу и сообщил ему о безопасном маршруте в Египет. Многие рассматривают Комбафиса как искажение этого эпизода (см.  Briant 2002 р. 886) с двумя фигурами Фанеса и евнуха, объединенными в одну (см. Benveniste 1939 р. 251). Schwartz (1949 p.71–74), тем не менее, эти вопросы рассматривает и убедительно показывает, что Ктесий, скорее всего, сообщая местную традицию, отклоняется от традиции Геродота (см. Lenfant р. LXX и примечание 258). Имя появляется позднее у Лукиана (Syr. D. 17–27) в рассказе о евнухе, который, предвидя домогательства со стороны царицы, кастрирует себя, который акт позднее докажет его невиновность. Он почитается царем и видится как пример верного евнуха (см. Фирдоуси Книга царей). Имя это также появляется на иероглифической надписи как прозвище Птах–хотепа, который верой и правдой служил Дарию. Этот поздний герой больше напоминает Комбафиса. (cм. Posener 1986; Lenfant op. cit.).
[7] заставили его вернуться в Сузы с 6000 египтян: депортация побежденных обычно практиковалась персами, так же как ассирийцами и ново–вавилонянами (ср.2002 p.433–435). По свидетельству Диодора (1.46.4), Камбиз привел мастеров из Египта, чтобы построить дворцы в Сузах и Персеполе.
[8] погибли в сражении… : (ср. Polyaen 7,9; HDT 3.10) Наверное в битве у Пелусия (cр. Polyaen. 7.9; Hdt. 3.10), которая окончилась убедительной победой для Камбиса. Впоследствии, Псамметих отступил в Мемфис, где он был осажден и взят в плен (см. Hdt. 3.13).
[9] некий маг Сфендадат: от др. — перс.*Spanta–dāta-, что означает «одаренный Спантой» (Авеста о классе божеств в зороастризме, ср. Schmitt 2002.68). Как у Таниоксарка, это может быть прозвищем Гауматы, узурпатора в DB 10ff. (cм. Dandamaev 1976 p.110–112; 1989 p. 85 n. 6; Lenfant 2004 p. LXXII; cр. Jong 1997 р. 387–413 о роли магов как жрецов).
[10] Маг сильно напоминал Таниоксарка: ср. Hdt. 3.61, где сходство брата мага со Смердисом позволяет ему захватить трон как самозванцу.
[11] Таниоксарк выпил бычью кровь: Это было распространенной формой отравления как способа для самоубийства. Согласно Геродоту (3.15) Камбиз казнил Псамметиха, заставив выпить бычьей крови. Легендарная смерть Фемистокла является наиболее известным примером гибели от приема бычьей крови (см. Arist.. 83–84; 83–84; Plut. Them. 31). Считалось, что кровь быстро застывает и душит пьющего (cм. Nic. Alex. 312–318; Arist. HA 3.19). Так как в действительности бычья кровь для питья безвредна, ученые пытались объяснить этот феномен. Некоторые приравнивали фразу «бычья кровь» к египетскому растению Marubium (см. André 1958 s. v.), хотя оно не токсично. Другие утверждают, что это фраза из таинственного языка египетских жрецов, применяемая для обозначения токсичной смеси (cм. Strömberg 1940 p.131), а третьи утверждают, что сама кровь становится токсичной от бактерий (см. Touwaide 1979 р. 5–14 для всестороннего обсуждения, цитаты из древних источников и опровержения прежних объяснений; ср. Arnould 1993 p. 234–235, который идентифицирует вещество как мышьяк). Независимо от объяснения, то обстоятельство, что Ктесий, известный врач, считал вещество фатальным, является свидетельством того, насколько широко распространено было это мнение в древнем мире.
[12] Лабиз: Согласно Schmitt (1971 p. 8–10), это имя может быть получено из формы, искаженной от (Ba)gabuxša (см. Lenfant 2004 р. 261 n. 473).
[13] пять лет спустя: Согласно Юстину (1.9.11), этот маскарад легко скрывался, потому что персидский царь находился вне поля зрения. Камбиз умер в 522 г. до н. э., после своей кампании в Египте, которая длилась в течение трех лет. Если Амитида обнаружила самозванца до смерти Камбиса, то убийство Таниоксарка имело бы место до египетской кампании, что согласуется с хронологией Бехистунской надписи (DB 10; ср2004 p. LXXI–LXXII; Briant 2002 р. 100). Согласно Геродоту (3.30), убийство Смердиса и узурпация самозванца произошли во время кампании, а Юстин (1.9.4–11) говорит, что оба события произошли после.
[14] Она потребовала от Камбиза Сфендадата: ср. F16 §66 и F26 §17, где люди выдаются Парисатиде и подвергаются казни в жестокой форме.
[15] он случайно поранил бедро до мускула: Кажется, что Камбиз умер от какой–то инфекции, вызванной раной, возможно, от столбняка. По Геродоту(3.64–66) Камбиз получил ранение в бедро от своего меча, который выскользнул из ножен, когда он взбирался на коня. От раны началась гангрена, и он умер через двадцать дней. Персидские источники (DB 11) просто заявляют, что Камбиз умер от своей собственной руки.
[16] после правления 18 лет: Геродот (3.66) говорит, что Камбис царствовал 7 лет и 5 месяцев.
[17] Тогда семь знатных персов составили заговор против Мага: Их имена у Геродота (3,70) Отан, Интаферн, Гобрий, Мегабиз, Гидарн, Аспафин и Дарий. Бехистунская надпись (DB 68), по большей части совпадая со списком Геродота, дает имена Утана, Видафарна, Гавбарува, Багабухша, Видарна, Ардуманиш и Дарий. (см.1996 p.373–379 и 2004 р. LXXVII–LXXX, где убедительное объяснение различий в этих трех списках). Из них только Аспафин и Ардуманиш не совпадают, хотя имя Аспафина видно на гробнице Дария в Накш–и–Рустам как Aspacānā (DNd; ср. Schmitt 2000 p. 46; Briant 2002 p. 108). Неясно, одно ли и то же лицо Отан Геродота и Онофас Ктесия (см. Briant 2002 р. 135). Геродот (7,62) называет Анафа как сына Отаны (см. Diod. 31.19.1, который называет Анафаса в качестве одного из семи).Ктесий также упоминает Мардония среди семи в то время как Бехистунская надпись (DB 68) и Геродот называют его отца Гобрия вместо него. Таким образом, в обоих случаях возможно, что Ктесий или его информатор путают отца и сына (ср. Lenfant 2004 р. 262 n. 484).
[18] Багапат, который обладал всеми ключами от дворца: Было не редкостью для царских евнухов занимать важные посты во дворце. Камергером Ксеркса был евнух по имени Митридат (Diod. 11.69.2), а Багой, евнух под Артаксеркса III поднялся до выдающегося положения хилиарха, отвечающего за допуск посетителей к царю (Diod. 17.5.3). Как хранитель ключей от дворца, Багапат также имел контроль над доступом к внутренним покоям дворца. В версии Геродота заговора семи (3,77) евнухи, которые приносят сообщения царю, преградили заговорщикам вход и были убиты, что указывает на то, что было обычным делом для евнухов иметь привилегированный доступ к царю (см. 2002 p. 275).
[19] после правления семи месяцев: Геродот (3.67) дает тот же срок правления Аккадские документы свидетельствуют, что правление продолжалось с начала восстания в марте до смерти Мага 29 сентября 522 г. до н. э. (см. Frye 1984 p. 99;1948 р. 108).
[20] его конь заржал первым: ср. Hdt. (3.84–86), где Дарий был в состоянии заставить свою лошадь заржать первой благодаря хитрости, придуманной его грумом Эбаром. Гиппомансия практикуется персами и в Сасанидский период (cр. Dandamaev 1976 p.166; Lawrence 1935 ad loc.) и германцами в первом веке(Tac. Germ. 10.4). Весь этот эпизод стоит в резком контрасте с претензиями Дария на то, что он законный преемник персидского престола. В официальнаой пропаганде Дарий пытается связать свою родословную с Кировой (DB 1–5) для того, чтобы узаконить свои притязания на трон. Рассказ о нем, что он выиграл право на престол в споре, где все решала слепая удача, очевидно, противоречит «официальной» версии его восшествия (см. Cook 1983 р. 25–26; Briant 2002 p. 109–113; ср. Rollinger 1998 p. 155–209 и Potts 2005 p. 7–28 об анализах родословных Кира и Дария). Геродот и Ктесий, кажется, сообщают народные традиции о происхождении Дария. Lehmann—Haupt (1922/3 p. 59–64) утверждает, что эта легенда связана с бронзовой скульптурой Русы, царя Урарту с его лошадьми и возницей, которая содержала надпись о том, что он захватил свое царство с ними. Саргон увез статую из Мусасира, и легенда затем была перенесена от Русы на Дария (См. Pritchett 1993 173–179).
[21] праздник, называемый магофонией: Много споров окружает этот праздник, который, согласно Геродоту (3.79), отмечается в самый священный из дней, в течение которого ни один маг не может ступить на публике, но все они должны оставаться в ограниченном помещении. Мнение Auberger'а (1991 p. 157 n. 13), что этот праздник был расово и религиозно мотивирован, так как маги были мидянами, является необоснованным, ибо нигде не видим мы столь большую расовую нетерпимость к мидянам со стороны персов. Убийство царя–мага состоялось в десятый день месяца Bāgayādiš и, возможно, произошло во время Mithrakāna, праздника в честь Митры. То, что праздник отмечался в тот же день, когда произошло и убийство, возможно, и привело к искажению смысла (cр. Dandamaev 1989 p. 97). Eilers (1953. 27–30) предполагает, что название праздника под названием Bagakāna было неверно истолковано как maga–kana, означающее «убийство мага», что таким образом, приводит к ложной истории праздника. Другие просто считают, что это выдумка греческих авторов (см. Balcer 1987 р. 113). К сожалению, не уцелело достаточно свидетельств, чтобы установить истинную природу этого праздника (cр. De Jong 1997 p. 377–379 и Dandamaev op. cit. для более полной библиографии).
[22] Дарий приказал построить гробницу: гробницы Дария и его преемников до Дария II находятся в Накш–и–Рустам. Гробница доступна только при посредстве шкива, ср.Diod. 17.71.7). См. Schmidt (1970 p. 86–90) для полного описания гробницы.
[23] на гладком холме: рукописи дают выражение δισσῷ, «двойной», однако большинство издателей (например, Якоби и) принимают поправку Roscher (1911 p. 537) на λισσῷ, «гладкий», тем самым изменяя значение из «двойного холма» в «гладкий холм». Хотя Cook (1983 р. 50) пытается определить «двойной холм» как «холм с двумя со скалистой оболочкой плоскими кронами», который стоит примерно в миле от гробницы, все данные кажется подтверждают поправку Roscher. Поверхность холма, содержавшего гробницу, была отполирована до гладкого состояния, чтобы освободить место для украшения и надписи (см. Diod. 17.71.7 который описывает поверхность скалы, как κατεξαμμένη, «отесанную»). Кроме того, акт полировки поверхности утеса как часть устройства памятника хорошо соответствует описанию Ктесием Бехистунской скалы, которую он приписывает Семирамиде (F1b §13.1–2, хотя нет никаких указаний у Фотия, что скала здесь была искусственно гладкой).
[24] когда жрецы… увидели змей: Текст неясен. Слово «змеи» (ὄφεις) отсутствует во всех рукописях, кроме одной. Только рукопись А приводит его, но оно явно добавлено поздней рукой, возможно, чтобы заполнить пробел (см. Lenfant 2004 р. 263 n.495; Cook 1983 р 50 n.2.). Без «змей» местоимение «их» становится объектом двух глаголов и тогда получается: «когда жрецы увидели их (т. е. родителей Дария)», они испугались и уронили их. В то время как страх может быть объяснен предостережением Дарию со стороны халдеев, пропуск «змей» делает предложение нелепым. К сожалению, подробности о событии в передаче Фотия слишком ненадежны, чтобы заключать что–либо с уверенностью.
[25] Ариарамн: также имя прадеда Дария, который был отцом Аршама и сыном Теисписа (DB 1–4; ср. Briant 2002 р. 110–111). Его имя по–древнеперсидски Ariyāramna (см. Kent p.116).
[26] переходит в Скифию: ср. Hdt. 4.1; 4.83ff; Ктесий является единственным источником, упоминающим об этой предварительной кампании в Скифии. Хотя ее подлинность не может быть определена, она была признана правдоподобной современными учеными (например, Briant 2002 с.143; Cook 1983 р 92; Burn р. 131 несмотря на его вообще негативный взгляд на Ктесия). Эти скифы саки («те, которые за морем»), которые жили за Дунаем на восточной границе Европы. Они отличны от tigrakhaudā («с острыми колпаками») и haumavargā (см. примечание к F5 §34.2). Экспедиция датируется ок. 513 г. до н. э. (см. Briant 2002 р.142; ср. Grote 1869 vol. 4 p.188 n. 2, который приурачивает ее к 516/515 г. до н. э.)
[27] Скифарб: Текст неясен. Рукопись М читает «Scytharches», что по–гречески означает «Вождь скифов». Якоби часто сохраняет Скифарба (например, Briant p. 143). Lenfant принимает Скифарха, хотя и признав, что это не восточное имя. Тем не менее, трудно поверить, что Ктесий, который обычно предлагает подлинные восточные имена, часто оказываясь ближе к оригиналу, чем другие греческие авторы, будет вставлять сфабрикованное греческое имя. С другой стороны, целесообразно посмотреть, как позже писец со знанием греческого «поправил» текст в понятное греческое слово.
[28] собрав армию в 800 000: Очевидное преувеличение. Геродот (4,87) дает лишь немного более достоверную цифру в 700 000 с 600 кораблей.
[29] Истр: Дунай
[30] обе стороны обменялись полетами стрел и скифы одержали победу: Согласно Геродоту (4,120), нехватка запасов приводит Дария к отступлению из Скифии, отчасти благодаря тактике выжженной земли, принятой у туземцев. (См. Cook 1983 р 92–93; Briant p. 142–143; Lenfant 2002 p. LXXXII–LXXXIV, которая подробно описывает сходства между рассказами Геродота и Ктесия).
[31] прежде, чем вся его армия перешла: Геродот (4.135) говорит, что Дарий бросил больных и бесполезных для него вместе с ослами. Эти люди сдались скифам, но об их судьбе не сообщается.
[32] Дарий сжег храмы… в честь Зевса Диабатерия: В сообщении Геродотаионийские греки, которые охраняли мост из кораблей, отказались полностью уничтожить его по приказанию скифов (4.136–142). Геродот не упоминает о халкедонцах или возведении алтаря. Он утверждает (4.87), что до переправы Дарий установил две стелы из белого камня, на которых были написаны по–ассирийски и по–гречески названия народов в его армии. Зевс греческое название Ахура—Мазды, но прозвище Диабатерий чисто греческое. Диабатерии были приношения, сделанные до пересечения границы для выступления в экспедицию (ср. Thuc. 5.54–55). Ктесий может быть приписывает греческие обычаи Ахура—Мазде (cм. De Jong 1997 p. 262; Lenfant 2004 p. 263 n. 504).
[33] при Марафоне Мильтиад встретил его: Исторически Ионийское восстание предшествует экспедиции Дария в Грецию. Либо Ктесий забыл упомянуть его в своей истории, либо Фотий пропустил его в своей эпитоме. Ктесий, будучи ионийцем, возможно, предпочел опустить восстание в своей истории, так как оно не появляется у Фотия в качестве причины второго персидского вторжения в Грецию (см. Lenfant 2004 р. LXXXV). С другой стороны, трудно поверить, что Ктесий опустил бы, каковы бы ни были его мотивы, столь хорошо известное в греческом мире восстание.
[34] после того как сам Датис был убит: Согласно Геродоту (6.119), Датис вернулся в Азию после Марафона. Нет способа узнать наверняка, какое из двух сообщений является точным.(1999 р. 371–393) утверждает, что Геродот сфальсифицировал свое сообщение с целью скрыть факт, что афиняне отказались возвратить его тело. Но кажется сомнительным, что Геродот сознательно сфальсифицировал бы свое сообщение для того, чтобы скрыть акт святотатства со стороны афинян и чтобы последние не хвалились тем, что они убили вождя экспедиции. Lenfant (p. LXXXVI) утверждает, что Ктесий, скорее всего, рассказывая персидское сообщение о событиях, распространялся с целью оправдать действительное поражение и доставить еще один повод для второго вторжения (§ 25). В то время как последний аргумент является убедительным объяснением из вариантов, версия, сообщаемая Ктесием, появилась бы через некоторое время после войн, так как современникам Марафона было, конечно, известно, что Датис не погиб на войне, если он возвратился в Малую Азию.
[35] Дарий… перед смертью в возрасте 72 лет, управляя в течение 31 года: Дарий умер в ноябре 486 г. до н. э. (см. Parker и 1956 р. 16–17). Согласно Геродоту (7.4), Дарий правил в течение 36 лет, и эта цифра, которая соответствует вавилонским документам (cр. Stolper 1992 p. 61–62). Неясно, приписывать ли ошибку Ктесию или Фотию.
[36] Артапан, сын Артасира:  Геродот (7.10–12) упоминает Артабана, сына Гистаспа и, следовательно, брата Дария и дядю Ксеркса, в качестве одного из советников последнего. Momigliano (1931 р. 203), может быть прав в предположении, что Ктесий спутал двух отдельных физических лиц. Этот Артапан, хотя и не столь высокорожденный как сын Гистаспа, скорее всего стал шефом гирканов после смерти отца (ср. F8d §46), но и так не был простолюдином. Кроме того, важность Гиркании можно увидеть по значимому посту, который Гистасп сам занимал там в 522 году до нашей эры (см. примечание выше §8; ср. DB 35, что противоречит указанию Геродоту 3,70, что он был царским наместником Персии; ср. 2002 p. 926). Характеристика его Lenfant (2004 p. LXXXVI–LXXXVII) как «малоизвестного прапора» выходит кажется чрезмерной.
[37] Натак: Gilmore (1888 p. 153) приравнивает эту фигуру к Мардохею, иудею из книги Эсфирь (10:3) как «второму при царе Артаксерксе (Ксерксе)».
[38] Сына Дария: в тексте Dariaios, Дарией. Форма ближе к др. — перс. Dārayavauš, что означает «тот, кто крепко держит добро» (ср. Kent p. 189; Dandamaev 1992 p. 68–69; но ср. Herzfeld 1935 p. 40, который утверждает, что это ласкательная форма от dāraya–vahumanah, «тот, кто поддерживает хорошие мысли»). Обычное правописание «Дарий» происходит от др. — перс. формы имени, сокращенного гаплологией (выпадением в слове одной из двух идущих друг за другом одинаковых или близких по звучанию букв: Дари(е)й=Дарий) — Dārayauš. Несмотря на то, что обе формы представляют одно и то же имя, Ктесий применяет более распространенный вариант «Дарий» для Дария I, но использует более длинную и более верную форму «Дарией» для сына Ксеркса Дария и Дария II Oха (см F15 §50; § 56; F16 §57). Ксенофонт (Hell.2.1.8) также использует более длинную форму для Дария II, но отрывок подозрительный (см. Schmitt 2002 р. 53–55).
[39] гробница Белитана: часто отождествляется с храмом Мардука Эсагилой (см. Briant 2002 р. 962–963; Macginnis 1987 p.1–11; Olmstead 1948 р. 236). В F13b Элиан описывает ту же историю, но говорит, что она произошла в гробнице Бела. Последнее определение стало применяться универсально к святилищу Мардука в какой–то более поздний момент, поскольку Ктесий (F1b §9.4), как и Геродот (1.181.2) упоминает здание как «храм Мардука», тогда как поздние авторы называют его «гробницей Мардука»(ср. Diod. 17.112.3; Strab 16.1.5). Ктесий имеет здесь в виду отдельную посройку, возможно, царскую гробницу во дворце (ср. Lenfant 2004 LXXXVIII–LXXXIX). Путаница, возможно, развилась от «Священной истории» Эвгемера (конец 4–го в. до н. э.) которая утверждала, что Бел был смертным, которого Элиан заменил позже на Белитана в своей версии визита Ксеркса в Вавилон (см. Garstad 2004 р. 256 и n. 72).
[40] вавилоняне восстали: Ктесий является единственным греческим автором, упоминающим вавилонское восстание при Ксерксе. Вавилонские данные показывают, что были два восстания под предводительством Бел–шиманни и Шамаш—Эрибы. Первый бунт длился едва две недели Но второй гораздо дольше, хотя оба лидера недолго носили титул «Царь Вавилона, царь земель» (см. 1948 p. 236–237). Точные даты двух восстаний не известны определенно, но большинство ученых считает, что оба они произошли в начале царствования Ксеркса (Cameron р. 319–325 и вслед за ним Olmstead датирует оба 482 годом до нашей эры; Cook 1983 p. 147–148, следуя Böhl'у, 1962 p. 110–114, датирует их 484 и 482 годами соответственно; Burn 1984 p. 317 и n. 12 упоминает только один мятеж, но следует Ктесию, помещая его до вторжения). Хотя большинство ученых следует хронологии Ктесия и датируют оба восстания до вторжения Ксеркса в Грецию (cр. Cuyler Young Jr. 1988b p. 74), Briant (1992 7–20 и 2002 р. 543–545, 962–963) датирует их около 481 and 479, помещая последнее после вторжения (cм. Arr. 7.17.2). Если принять последнюю хронологию, то тогда следует предположить, что Ктесиев информатор перепутал дату последнего и более серьезного восстания с первым, которое безусловно, имело место до экспедиции. Аргумент Briant'а против разрушения Ксерксом Вавилона подтверждается тем фактом, что Ктесий никогда не упоминает его, как и действиями Ксеркса после вторжения (см. ниже). Об этом восстании смотри также Waerzeggers (2003/2004).
[41] Ктесий дает другую версию этого, чем Геродот …: Фотий, вероятно, ошибочно наложил друг на друга два сообщения, так как Геродот (3.150–160) возможно описывает другое вавилонское восстание, которое произошло в начале правления Дария (см. Briant 1992 р. 9–13 и Balcer 1987 p. 125–130 в противоположные взгляды). Это восстание произошло под предводительством претендента на трон по имени Нидинту—Бел, предполагаемого Навуходоносора III, сына Набонида (DB 16–20; ср. Olmstead 1948 p. 112). В повествовании Геродота, Зопир сыграл важную роль в возвращении города Дарию. Вполне возможно, что Зопир помог подавить первое восстание и был убит во время второго, которое помог подавить его сын Мегабиз (см. Lenfant р. XC)
[42] Ксеркс собрал армию персов, которая насчитывала 800.000 человек …: очевидное преувеличение, но улучшение по сравнению со смешной цифрой Геродота в 1700000 (7,60; см. 1984 p. 326–332). Современные ученые сильно различаются в своих оценках силы персов, но многие исчисляют ее в несколько сотен тысяч (см. Cawkwell 2005 p.237–254; Cook 1983 р. 168–173; Grundy 1901 р. 222; ср. Briant 2002 p. 526–527 and 960 о проблемах с этими оценками). Эсхи(Pers. 341 говорит, что персидские корабли при Саламине насчитывали 1000 с 207 особенно быстрыми. Из–за неоднозначности текста, можно утверждать, что общая цифра флота 1000, соответствующая Ктесию (cр. Cook op. cit.), или 1207, соответствующая Геродоту (7. 89; cр. Briant op. cit. p. 527). Цифра Геродота возможно составилась под влиянием Эсхила (cр. Cawkwell op. cit. p. 266–267).
[43] Демарат спартанец: свергнутый спартанский царь, который укрылся при дворе Дария (См. Hdt. 6.70). Он выступал в качестве советника Ксеркса в греческой экспедиции и предупредил его об опасности атаковать спартанцев (см. Hdt 7.101–105; 7.209), но на самом деле призывал напасть на Спарту без предупреждения (7.235; см. 1978 p. 22–23).
[44] Ксеркс напал на спартанского полководца Леонида при Фермопилах: Сообщение о Фермопилах в уцелевшем у Фотия виде совсем не упоминает о феспийских и фиванских союзниках (ср. Hdt 7,222). Хотя это может означать, что Ктесий дает спартанскую версию события, в которой спартанцы получили всю славу, вполне возможно, что Фотий просто опустил упоминание о союзниках. Геродот упоминает союзников, и все же львиная доля славы по–прежнему приходится на спартанцев (см. Lenfant 2004 р. XCII).
[45] Форакс, фессалиец: член рода Алевадов из Ларисы, который помог Мардонию безопасно пройти в Грецию (см. Hdt 9,1.). Алевады были хорошо известные медисты, сторонники персов (см. Hdt 7,6; Bigwood 1978 р. 25).
[46] войско при Платеях насчитывало 120.000 человек: большое преувеличение, хотя и улучшение по сравнению с цифрой 300.000 у Геродота (9,32). Современные оценки персидских сил варьируются от 50 000 (cр. Hignett 1963 p.355; Green 1996 p.249–250) до 70 000 (cр. Burn 1984 p. 511: 60,000–70,000; Cawkwell 2005 p. 251: 50,000–70,000). Можно только гадать, почему Ксеркс с армией в 800.000 под рукой послал только 120.000 в Платеи.
[47] 300 спартанцев, 1000 периэков и 6000 человек из других городов: абсурдно низкое количество, которое возможно привело к неоправданной путанице с силами Леонида при Фермопилах (cр. Bigwood 1978 p. 28; Lenfant 2004 p. XCIV). Как и Геродот, Ктесий, очевидно, имел в виду подчеркнуть доблесть спартанцев.
[48] Мардоний был ранен и бежал: В версии Геродота (9.63) Мардоний погиб на поле боя.
[49] Этот Мардоний был послан Ксерксом ограбить храм Аполлона: ср. Hdt. 8.35–39 о том, как персы собирались ограбить Дельфы до битвы при Саламине. Эти рассказы о неудачных попытках персов напасть на Дельфы могли быть созданы после войны, чтобы скрыть возможный медизм со стороны святилища. Недавно стали утверждать, что святилище возможно не было активным медистом и даже оставалось нейтральным, поскольку персы обычно не разрушали святилищ (ср. Hdt 6,97 об уважении Датиса к Делосу; ср. Green 1996 р. 66–67). В любом случае, даже нейтралитет воспринимался бы с неодобрением в обстановке эйфории после греческой победы, что приводит к историям, имеющим целью сохранить репутацию известного оракула.
[50] афиняне наполнили 110 триер: Геродот (8.44) утверждает, что афиняне доставили 180 кораблей для флота при Саламине. Хотя есть некоторая двусмысленность, использовались бы эти корабли только для эвакуации афинян на Саламин (см. Labarbe 1952 р. 407), большинство ученых принимают это как ктесиеву цифру для их вклада в битву при Саламине (например, Bigwood 1978а р. 30).
[51] они бежали ночью: ср. Hdt. 8.53 для яркого описание бойни всех афинян, которые занимали Акрополь. Он не делает никаких упоминаний о побеге ночью, но некоторые возможно бежали до финального штурма (см. Green 1996 р. 167 n.).
[52] место, называемое Гераклион: локализация неизвестна (ср. Pritchett 1959 р. 261; Bigwood 1978а р. 39–41); Очевидно, термин относится к святилищу Геракла. Геродот не упоминает о нем, а Диодор (11.18.2), просто помещает его рядом с проливом Саламина и материком. Плутарх (Them. 13), следуя аттическому историку Фанодему (= FGrH 325 F24), также ставит его рядом с проливами и говорит, что это там, где Ксеркс поставил свой трон, чтобы смотреть на сражение, но не делает никакого упоминания о моле. Аристодем(FGrH 104 F1 § 1.2) говорит, что мол невозможно было окончить к сроку, чтобы Ксеркс мог наблюдать за битвой оттуда. Он помещает его рядом с горой Парн. Несколько попыток найти святилище были сделаны современными учеными. Leake (1841 т. 2 p.33–34) связал Гераклион со святилищем Геракла Тетракомав деме Тиметаде. Hammond (1973 р. 256) помещает ее в Пераме. К сожалению, свидетельства слишком скудны, чтобы предложить какое–либо убедительное заключение.
[53] начал строить насыпь: Геродот (8.97) помещает строительство мола после поражения при Саламине говоря, что он должен был действовать в качестве прикрытия для отступления Ксеркса. Это единственный случай, когда сообщение Ктесия ценнее, чем у Геродота, так как мол был бы бесполезен после персидского поражения, и это было бы трудным способом прикрывать отступление царя (см. Lanzani 1900 р. 598–599). Вполне вероятно, что Ксеркс, будучи не в состоянии склонить греческий флот покинуть пределы проливов и вступить в схватку в открытых водах, стремился затем атаковать Саламин по суше своей пехотой. Излишне говорить, что если бы мол был успешно завершен, греки не выдержали бы ​​атаки и не было бы никакой необходимости в морском бое. Beloch (1916 vol. 2 p. 122) и Green (1996 p. 172–174 принимают сообщение Ктесия и Burn (1984 p. 437–440 и n. 32) предпочитает его, но с некоторым колебанием. Hammond (1973 р. 273 -274 и 300–301) следует обоим источникам и считает, что Ксеркс сделал две попытки построить мол. Momigliano (1931 р. 206–207) говорит в пользу Геродота, так как постройка мола до битвы разрушала элемент неожиданности и воспрепятствовала бы их последующим морским маневрам. Эта линия аргументации является неубедительной, поскольку персы, закрыв афинян в ловушке на острове и намного превосходя их числом, имели бы мало необходимости в факторе внезапности, и если бы мол удался, то не было бы никакой нужды для морских маневров, т. к. они были бы в состоянии напасть на афинский флот там, где он был пришвартован. Отметание Bigwood (1978a стр. 33–34) сообщения Ктесия просто потому, что оно противоречит Геродоту и «усугубляет драму и неизвестность», является полностью неубедительным, так как она (Бигвуд) не делает никакой попытки объяснить рационально сообщение Геродота. Мол скорее всего, проходил от Перама до острова св. Георга, занимая, возможно, болотистую дистанцию от Саламина (см. Green op. cit.; Pritchett 1959 р. 257 и 1961 vol. 1 p. 101; Hammond op. cit. соч. p. р. 256; Burn ор. cit.).
[54] лучники были приглашены из Крита: Кажется, что в рассказе Ктесия прибытие критских лучников заставило персов остановить строительство на молу (см. Lenfant 2004 р. XCVI, Green 1996 172–174.). Согласно Геродоту (7,169), критяне отказались направить помощь грекам в Саламине в ответ на оракул из Дельф, что привело к разногласиям среди исследователей. И Green, и Hammond (1973 р. 273) принимают Ктесиеву версию событий, и Burn (1984 р. 439–440) признает правдоподобность его сообщения, но снова осторожно. Hignett (1963 р. 101) скептичен, и Bigwood (1978а р 34–36) снова против на том основании, что оно противоречит Геродоту (что само по себе отнюдь не является приемлемым основанием для отказа от других версий событий — ср. Van Effenterre 1948 р. 35–36, 53; Spyridakis 1976 р. 345–355), и что свидетельства пребывания критских лучников на материке до конца пятого века находится под подозрением (см. Paus 4.8.3–4.10.1). Сообщение Геродота может быть результатом его проафинства, а Ктесий может быть рассказывает спартанскую или даже критскую версию, которую он услышал во время пребывания в Персии, так как критские наемники были в армии Клеарха (cр. Spyridakis op. cit. p. 348–349; Bigwood op. cit. p. 36; Lenfant 2004 p. XCVI). Пассаж в Законах Платона (4.707b) возможно намекает на участие критян в сражении, что указывало бы на то, что по крайней мере подобное сообщение существовало и кое–кем было принято (cр. Spyridakis op. cit. p. 345–355; Viviers 1995 p. 257 рассматривает пассаж с осторожностью).
[55] персидский флот насчитывал более 1000… греческий флот только 700 судов: Эсхил (Pers. 339–340) приводит общее число союзных кораблей в 310 и Геродот дает 380 со 180 афинскими. Цифры Ктесия, хотя и завышенные, показывают более правдоподобную пропорцию греческих к персидским кораблям. По его сообщению, греческий флот составил 700 к 1000 персидских кораблей. По Эсхилу число было 310: 1000 или 1207 (см выше), тогда как у Геродота 380: 1207. Последние сообщения пытаются максимизировать славу Афин. Ктесий может быть сообщает спартанский вариант войн и так сводя к минимуму роль афинян в битве, поскольку они поставляют только 110 из 700 союзных кораблей, в то время как у Геродота они поставляют 180 из 380 (см. 2004 р. XCVI–XCVIII). Однако утверждение Якоби (1922 сol. 2061), что цифры Ктесия вытекают из его антиафинства, кажется немного чрезмерным, так как Фемистокл и Аристид не лишены славы в его сообщении (см. Bigwood 1978а р. 30).
[56] 120.000 персов умерли во всех последующих боях: ср. Green (1996 p.271), который удалив ноль и получив цифру 12000, принимает оценку Ктесия как заслуживающую доверия и сравнивает с цифрой Эфора (10000 [0]).
[57] Храм в Дельфах: часто рассматривается как ошибка Фотия в транскрипции, и в рассказе Ктесия описывается разграбление храма Аполлона в Дидиме, а не в Дельфах (см. Reuss 1905 р. 144–148). Геродот (6.19) говорит, что Дидима была разграблена и сожжена в конце Ионийского восстания, в то время как другие утверждают, что город был предан Ксерксу Бранхидами после второго вторжения в Грецию (см. Strab 17.1.43, 14.1.5; Curt. 7.5.28; Paus. 8.46.3, который только заявляет, что Ксеркс увез статую Аполлона). Так как второе нападение на Дельфы после войны было бы нелогично и Дидима, как известно, была разграблена в какой–то момент персами, ученые по большей части согласны, что здесь имеется в виду Дидима (см. Jacoby 1922 col. 2069; Bigwood 1978а р. 37–39). Разграблением Дидим, Ксеркс, вероятно, реагируя на «Второе Ионийское восстание», стремился наказать милетцев прежде всего за трусость, которую они продемонстрировали в битве при Микале (см. Paus 8.46.3; Briant 2002 р. 535).
[58] Ксеркс прибыл в Персию из Вавилона: Ксеркс, возможно, пошел в Вавилон из Сард в ответ на восстание Шамаш—Эрибы (см. Briant 2002 р. 535 и примечание выше).
[59] составили заговор… убить царя: ср. Diod. (11.69); Just. (3,1); Ael. (VH 13.3) как аналогичные версии этого эпизода и Ar. Pol. 5.10.1311b как вариант. Все версии заполнены литературными мотивами, например, что заговорщики–аристокрвты действовали с помощью из дворца и главный заговорщик позже был предан и убит. Убийством Дария, старшего сына Ксеркса (cм. Diod. 11.69.2), обеспечивается воцарение Артаксеркса, что было обычной практикой среди династических соперников (например, убийство Камбизом своего брата Таниоксарка и воцарение Оха; ср. Carlton 1994 р. 70–79). Так как все эти истории изображают Артаксеркса в хорошем свете, они, возможно, были созданы после его восшествия на трон в целях оправдать его, свалив всю вину на Артапана (см. Briant 2002 р. 564–567). Эта история может затем была распространена для противодействия циркулирующему на востоке представлению, что Ксеркс был убит одним из своих сыновей (см. Stolper 1988). Убийство произошло между 4 и 8 августа 465 г. до н. э. (см. Stolper op. Cit. 196–197).
[60] ради женщины: Хотя это общий мотив в греческой литературе (см. Lenfant 2004 р LXIX), это сообщение скорее всего имеет свои истоки на Ближнем Востоке, возможно, Вавилон. Хотя цари часто отдавали своих дочерей другим царям на почве дипломатии, есть один известный случай, когда вавилонскому царю было отказано в женитьбе на дочери египетского фараона, так как не было в обычае последнего выдавать замуж своих дочерей за кого–либо. Затем вавилонский царь попросил дочь любого египтянина, не раз подчеркивая известную красоту египтянок (EA 4: 4–14; ср. Westbrook 2000 380–382 о тактике ведения переговоров, связанных с просьбой вавилонского царя). Так как вавилонские цари давно состояли в дипломатических переговорах с фараонами, представляется возможным, что распространилась история, будто Камбиз испытал тот же облом и тем объяснял свое вторжение в Египет. Мотив подсовывания обманным путем подменной невесты может быть также прослежен к Ближнему Востоку. В Книге Бытия (29:16–26) Лаван обещает отдать свою дочь Рахиль Иакову, но в брачную ночь подкладывает ему старшую дочь Лию вместо младшей.
[61] Амасис, египетский царь: ср. примечание к F13 §10 Нитетис, дочь Априя: ср. Hdt. 2.161–163; Априй приравнивается к Вафрии из Ветхого Завета (Jerem. 44:30) и Вафресу у Манефона (F66).
[62] Элиан. Пёстрые рассказы. Москва—Ленинград: Издательство Академии Наук СССР, 1963. пер. С. В. Поляковой.