6. Фрагменты. До троянской войны. Салмонея, Адмет, Беллерофонт

Переводчик: 

[Первые шесть книг содержат события и сказания, произошедшие до Троянской войны, три из которых посвящены варварским, а следующие три - эллинским древностям. (Диодор, I, 4, 6)]
1. (1) Это рассказывает Диодор в третьей книге[1]. Те же теологические воззрения он подтверждает и в шестой книге, опираясь на произведение Евгемера Мессенского, и пишет дословно следующее:
(2) "Относительно богов люди, жившие в древние времена, оставили последующим поколениям два различных воззрения. Согласно им, одни боги - извечны и неуничтожимы, каковыми являются солнце, луна и прочие небесные светила, а также ветры и другие схожей с ними природы [явления]. Каждому из этих [богов] присущи извечное рождение и постоянное [существование]. Другие боги, как говорят, были земными [существами], удостоившимися бессмертных почестей и славы за оказанные людям благодеяния, - таковыми, как Геракл, Дионис, Аристей и другие им подобные. (3) О земных богах историки и мифографы сообщают множество различных рассказов. Так, один из историков Евгемер, автор "Священной истории", написал особый труд, тогда как мифологи Гомер, Гесиод, Орфей и прочие такого рода измыслили о богах чудовищные небылицы. Мы же попытаемся дать краткий обзор и тех, и других [воззрений], соблюдая соразмеренность.
(4) Итак, Евгемер был другом царя Кассандра[2]. Вынужденный поэтому выполнять некоторые царские поручения и совершать далёкие путешествия, он посетил южный Океан. Отправившись из Счастливой Аравии, много дней плыл он по Океану, пока не добрался до островов посреди открытого водного пространства, один из которых называется Панхея, и наблюдал обитающих там панхеев, которые отличаются особым благочестием и почитают богов необычайно пышными жертвоприношениями и замечательными посвятительными дарами из золота и серебра. (5) Остров этот - священный остров богов. Есть там множество сооружений, замечательных своей древностью и мастерским зодчеством, о которых мы писали подробно в предыдущих книгах[3]. (6) На необычайно высоком холме стоит здесь святилище Зевса Трифилия, сооружённое им самим в то время, когда он, пребывая ещё среди людей, царствовал над миром. (7) В святилище этом стоит золотая колонна, на которой панхейскими письменами изложены в основных чертах деяния Урана, Крона и Зевса.
(8) Затем Евгемер сообщает, что первым царём был Уран - муж справедливый, благодетельный и учёный, [исследовавший] движения звёзд. Он первый почтил жертвоприношениями небесных богов, за что его и прозвали Ураном (Небом). (9) От супруги Гестии у него было два сына Титан и Крон, а также дочери Рея и Деметра. После Урана царём стал Крон, который женился на Рее и имел детей Зевса, Геру и Посейдона. Наследовавший царскую власть Зевс взял в жены Геру, Деметру и Ѳемиду, и первая родила ему куретов, вторая - Персефону, а третья - Аѳину. [Зевс] (10) отправился в Вавилон, где ему оказал гостеприимство Бел, а затем прибыл на лежащий в Океане остров Панхею, где воздвиг жертвенник своему праотцу Урану. Оттуда он отправился через Сирию к [правившему] тогда властелину Касию, от которого получила название гора Касий[4]. Прибыв в Киликию, он одолел в битве местного правителя Киликса, а также посетил большинство народов, которые стали почитать его и объявили богом".
(11) Так вот и подобно тому рассказав о богах как о людях, [Диодор] говорит: "О составленной Евгемером "Священной истории" ограничимся сказанным и попытаемся рассмотреть кратко греческие сказания о богах, следуя Гомеру, Гесиоду и Орфею". И далее следует краткое изложение мифологии, сообщаемой поэтами.
2. (1) В своих писаниях весьма образованный Диодор говорит о богах, что богами стали люди, которых стали почитать как бессмертных за их благодеяния, а некоторые из них стали прозываться так после того, как захватили [те или иные] страны.
3. (1) Следуя мифологической истории, Диодор сообщает, что Ксанѳ и Балий[5] были раньше титанами, но выступили на стороне Зевса, причём Ксанѳ был товарищем Посейдона, а Балий - Зевса. Они просили изменить им облик во время битвы[6], стыдясь, чтобы не быть узнанными своими сородичами титанами, и просьба их была исполнена. Так они стали конями, данными Пелею. Поэтому [Диодор] и говорит, что Ксанѳ предсказывает гибель Ахиллу.
4. (1) Ферекид говорит, что прежде всех был венчан Сатурн, а Диодор - что этой чести удостоился у других Юпитер, одержав победу над титанами. Этот же автор упоминает также о повязке Приапа и о венце Ариадны из золота и индийских камней, который был подарком Вулкана, затем Либера, а впоследствии стал созвездием[7].
5. (1) Брат Нина Пик, называемый также Зевсом, был царём Италии, правя Западом в течение двухсот лет. Было у него много сыновей и дочерей, рождённых самыми прекрасными женщинами, которыми он овладевал иногда при совершении мистических представлений. Эти вот соблазнённые женщины и стали почитать его как бога. У этого Пика, [называемого также] Зевсом, был сын по имени Фавн, которого называли также Гермесом по имени странствующей звезды[8]. Перед смертью Зевс велел похоронить его тело на острове Крит. Сыновья его воздвигли ему храм, в который и поместили его [тело]. Так появилась существующая до сих пор гробница с надписью: "Здесь покоится Пик, называемый Зевсом". Об этом пишет мудрейший хронограф Диодор.
6. (1) Согласно преданию, Кастор и Полидевк, [называемые] также Диоскурами, значительно превосходили [всех] прочих доблестью и сподобились величайшей славы, участвуя в походе аргонавтов. Многим [людям,] нуждавшимся в помощи, являлись они спасителями. Вообще же благодаря своему мужеству и полководческим способностям, а также справедливости и благочестию, они пользуются славой почти у всех людей, являясь на призыв помогать тем, кто подвергается опасности[9]. По причине необычайной доблести их стали почитать сыновьями Зевса, а покинув людей, они удостоились почестей, подобающих бессмертным.
(2) Эпопей, царь Сикиона, вызывая богов на битву, разрушал их святилища и жертвенники.
(3) Говорят, что Сизиф, превосходя всех прочих хитростью и сметливостью, посредством гадания по внутренностям жертвенных животных узнавал все и предвещал людям.
(4) Салмоней, будучи нечестивцем и гордецом, насмехался над божеством и заявлял, что его собственные деяния превосходят [деяния] Зевса. Производя с помощью некоего устройства необычайный шум, он грохотал, подражая громам, и не чтил богов ни жертвоприношениями и праздниками[10].
(5) У этого Салмонея была дочь Тиро[11], получившая такое имя по причине белизны и мягкости тела.
7. (1) Этот Салмоней, будучи нечестивцем и гордецом, насмехался над божеством и заявлял, что его собственные деяния превосходят [деяния] Зевса. Производя с помощью некоего устройства необычайный шум и подражая громам, говорил, что грохочет громче самого Зевса. Совершенно пренебрегая богами, он не чтил богов ни жертвоприношениями и праздниками, как то было в обычае у других правителей[12]. (2) У него была единородная дочь Тиро, получившая такое имя по причине белизны и мягкости тела. (3) Посейдон влюбился в [Тиро] из-за её красоты, сочетался с ней, и та родила сыновей Пелия и Нелея. Салмоней же, не поверив, что [Тиро] лишил девственности Посейдон, стал скверно обращаться с Тиро и в конце концов получил от некоего божества возмездие из-за нечестивства и погиб, поражённый молнией Зевса. (4) Пелий, один из сыновей Посейдона и Тиро, ещё совсем юным был изгнан Мимасом с родины и, уйдя вместе с друзьями, овладел вместе с ними двумя островами - Скиаѳом и Пепареѳом. Впоследствии, когда Хирон оказал ему благодеяние и передал свою страну, [Пелий] покинул упомянутые острова и воцарился в городе Иолке[13]. У него было много дочерей, которых называли по имени отца Пелиадами. Впрочем, об этом ограничимся сказанным[14].
8. (1) За свою справедливость и благочестие Адмет был любезен богам. За свою добродетель он удостоился столь великой чести, что совершивший проступок Аполлон[15] был отдан Зевсом в услужение Адмету. Говорят, что Алкеста, единственная из дочерей Пелия не принявшая участия в преступлении[16] против отца, была отдана в жены Адмету за его благочестие.
Отличавшийся благочестием Меламп был любезен Аполлону.
9. (1) Уйдя в изгнание за невольно совершенное убийство, Беллерофонт прибыл к Прету, который был связан узами гостеприимства с его отцом. Жена Прета влюбилась в Беллерофонта из-за его прекрасной внешности, но не сумела соблазнить, и поэтому обвинила его перед мужем, что тот попытался овладеть ею насильно. Прет, не желая убивать гостя, отправил его в Ликию с письмом к своему тестю, царю Иобату. Получив это письмо, Иобат прочёл, что должен немедленно убить Беллерофонта. Не желая убивать [Беллерофонта, Иобат] велел ему сразиться с Химерой[17].


[1] гл. 56-61, где Диодор намеревался дать рассказ атлантов о происхождении богов.
[2] Прежде чем стать царём Македонии после смерти Александра; он был признан как царь в 301 году до н. э. и занимал трон до своей смерти в 297 г.
[3] Ср. Диодор 5.41-46.
[4] Джебель-эль-Акра, гора почти 6000 футов в высоту на побережье в нескольких милях к югу от устья Оронта. Это самая приметная достопримечательность Северной Сирии, с ее вершины открывается вид на Кипр и Тавр. Адриан однажды поднялся на гору, чтобы увидеть восход солнца.
[5] Кони Ахилла (Илиада, 19.400).
[6] Между Зевсом и титанами.
[7] Созвездие Северная Корона, ещё иногда называемое «Корона Ариадны»; ср. Овидий, Fasti, 3.459561; и Metamorphoses, 8.176 ff.
[8] Меркурий.
[9] т. е. мореплавателям в буре, ср. Диодор 4.43.2 и примечание.
[10] Ср. Диодор 4.68.
[11] τυρός означает «сыр».
[12] Этот пункт мог быть добавлен эксцептором.
[13] Или лучше, из Иолка в Ѳессалии.
[14] Ср. Диодор 4.50 и след.
[15] Зевс рассердился на Асклепия, сына Аполлона, который открыл искусство врачевания, потому что он возвращал мёртвых к жизни, и убил его ударом молнии. Аполлон в отместку убил циклопов, сыновей Зевса, которые в своей мастерской под Этной ковали молнии для Зевса.
[16] Ср. Диодор 4,51 и след.
[17] Ср. Илиада, 6,152 и далее.