Геродот
-
Геродо́т
- (греч. Ἡρόδοτος), знаменитый греческий историк, названный Цицероном «отцом истории». Он родился в Галикарнасе, приморском городе области Карий (М. Азия), между 490—480 гг. до н. э. По своему происхождению принадлежал к знатному роду этого города. Его отца звали Ликсом или Луксисом, мать — Дрионой или Ройоной, брата — Феодором. В числе его родственников находится также эпический поэт Панаисис, убитый галикарнасским тираном Лигдамисом. Об образовании Геродота в юности нет никаких точных сведений. Весьма вероятно, что он начал с изучения древних поэтов, а именно Гомера, был близко знаком с греческими стихотворцами, затем познакомился с периегетами и логографами. Его тяга к путешествиям проявилась с ранней юности благодаря пребыванию в приморском городе с процветающей торговлей. Во время политических неурядиц был вынужден выехать из родного города. По заметке Свиды, тиран Лигдамис принудил Г. переселиться на о. Самос, где он написал свое сочинение. Оттуда Г. возвратился в Галикарнас, участвовал в изгнании Лигдамиса и затем, преследуемый завистью и недоброжелательностью своих сограждан, переехал в италийский г. Фурии. В этих сведениях, по всей вероятности, перепутаны различные факты из его биографии. Видимо, ко времени молодости Г. следует отнести шесть его дальних путешествий по суше и по морю, которые он предпринял, посетив Азию и Африку, а именно Египет, и далее острова, побережья и морские порты Малой Азии и Греции (между 455 и 444 гг.). Переселение с о. Самоса на материк, особенно в Афины, откуда он впоследствии уехал в Италию, вероятно, познакомило его с Грецией внутри и вне Пелопоннеса. Он путешествовал также по Южной Италии и по Сицилии. В своем историческом сочинении он часто упоминает об этих путешествиях и ссылается в подтверждение рассказа на то, что видел и слышал сам на месте. Впрочем, он делает это только мимоходом, так что невозможно точно определить ни порядок отдельных путешествий, ни время пребывания его в отдельных местностях. Путешествия были, без сомнения, дальние и охватывали почти все местности, вообще доступные эллинам. Одно из главных мест в его сочинении занимает описание страны чудес, Египта. Г. прошел эту землю до крайних южных пределов, познакомился с ней подробно и верно ее описал. Г. возвратился из своих дальних путешествий на о. Самос или в Афины и стал заниматься обработкой собранного материала и составлением того сочинения, которое дошло до нас, хотя тогда оно еще не приобрело того окончательного вида, который имеет ныне. Отдельные части этого труда, относящиеся к Азии и Востоку, были разработаны уже в тот период. По-видимому, во время своих путешествий по греческой родине Г. пользовался пребыванием в замечательных городах для того, чтобы публично читать отдельные обработанные части и отрывки собиравшимся около него слушателям. Такое чтение произошло на Олимпийских играх в присутствии собравшихся эллинов. Этот несколько приукрашенный рассказ, вероятно, основан на подлинном факте. Упоминаются древними писателями и другие публичные чтения: одно в Афинах, другое на Крите, третье в Фивах. За чтение в Афинах, как рассказывает Плутарх, Г., по предложению государственного деятеля Анита, получил награду из казны в размере 10 талантов. При таком чтении мальчиком присутствовал Фукидид, который был до такой степени тронут, что заплакал и решил тоже посвятить себя изучению истории. Надо предполагать, что Г. долго жил в Афинах, так как он участвовал в экспедиции, предпринятой оттуда в 444 г. в Италию, чтобы основать г. Фурии. Во всяком случае, он продолжительное время пробыл в Фуриях, беспрерывно занимаясь там составлением своего исторического сочинения. Осенью 413 г. он возвратился в Афины, где продолжил работу над сочинением. Затем политические обстоятельства оказали замедляющее влияние на его деятельность. В 429—428 гг. труд был доведен до 9-й книги, окончание которой, вероятно, было написано в 428 г. он закончил работу со словами: «Все высокозадуманное сочинение осталось обломком (torso)». Он умер ок. 425 г. К самым ранним составным частям сочинения принадлежит история похода Ксеркса, к позднейшим — описание Египта. История Г., разделенная александрийскими критиками на 9 книг, из которых каждая обозначена именем музы,— это первое известное нам крупное явление в исторической литературе. Г. уже не писал, подобно т. н. логографам (см. Логографы), историю одного города или одного племени, но соединил множество разных событий в Европе и Азии в одно связное историческое описание. Он начинает со времен лидийских царей и доходит до Персидских войн, охватывая все выдающиеся подвиги, совершенные за эти 240 лет эллинами и варварами. Предмет и содержание делают его сочинение в полном смысле национальным, потому что первая цель его — изобразить борьбу между Европой и Азией, последний результат которой — приобретенная свобода Греции. Эта задача является основной идеей сочинения, состоящего из множества эпизодов и дигрессий. В своем труде автор описал все, что ему удалось узнать во время путешествий о состоянии отдельных стран и земель и об их истории и замечательных явлениях. Таким образом, в основании всего сочинения лежит единство, которое можно назвать эпическим и которое напоминает то время, когда не подчиненный размеру слог прозы сформировался из эпического способа выражения. Помимо этого, не менее заметна религиозная цель, образующая как бы ядро всего сочинения и отличающая Г. от всех позднейших исторических писателей Греции. Это вера в сверхъестественный порядок вещей, который, находясь вне природы и человека, дал каждому свое назначение и поставил ему предел, который нельзя преступить, не нарушая этот вечный порядок вещей и не навлекая тем самым на себя несчастье. Этот вечный порядок является ему в виде справедливости (νέμεστς), которая поддерживает все в равновесии, воздает каждому свое и сдерживает каждого в назначенных пределах. Таким образом, божество представляется опорой и учредителем нравственного порядка в мире. В этом смысле следует понимать место в труде Г., где он говорит о зависти божества и называет его завистливым существом. Шагом вперед в сравнении с предшественниками следует признать и применяемую Г. критику. Из различных рассказов он указывает на наиболее достоверный или, по крайней мере, предоставляет решение самому читателю. Своими источниками он называет глаза, разум и слух. Сочинение, написанное на ионическом диалекте, охватывает период в 320 лет — со времен правления царя Гигеса до сражения при Микале 479 г. до н. э. История Персидских войн рассказана Г. подробнее всего. Иногда ученые сомневались в достоверности изложенных Г. сведений, но он никогда не обманывал умышленно. В тех случаях, когда он передает неточные факты, он сам ошибался и имел неверные сведения, а во многих случаях то, что прежде считалось вымыслом, оказалось верным и подтверждалось более поздними подробными исследованиями путешественников.
- Кроме историка Г., упоминаются еще:
- 1. Фиванец, олимпионик, прославленный Пиндаром.
- 2. Олимпионик, упоминаемый Павсанием.
- 3. Ваятель, современник Праксителя.
- 4. Ученый врач из Тарса, учитель Секста Эмпирика.
- 5. Врач, живший в Риме в правление императора Адриана и пользовавшийся большой славой.
- 6. Сын Басилида, один из вестников ионян, прибывших к эллинскому флоту на о. Эгина.