ХLII. О катаскопах
ХLII. О катаскопах[457]
Использование катаскопов необходимо, когда через них мы можем разведать о врагах все то, что нам полезно знать либо для того, чтобы достичь какого-то преимущества, либо для того, чтобы избежать вреда. Этонеобходимо, например, если враг готовится к войне против нас, или идет походом против кого-то из своих соседей, или, наоборот, некоторые из соседей ведут войну против него. Так, если нам стало известно, что враги готовятся к войне против нас, необходимо прежде всего позаботиться об обеспечении безопасности нашей собственной страны, как о городах, так и о сельской местности, в духе тех установок, которые были изложены ранее. Далее нам следует подготовиться и самим к встрече с врагами, собрав все сведения, в особенности о тех наших территориях, по которым враги намереваются совершить марш: какие из них могут быть использованы нами для засад или для открытого сражения и какие подойдут нам, когда мы преследуем или когда отступаем. Если нам станет известно, что враги со своими основными силами отправились в поход против других, представляется целесообразным и нам вторгнуться во вражескую землю - точно так же и тогда, когда на них идут походом другие[458]. Но если идет междоусобица или война ближайших соседей, тогда лучше воздержаться: в большинстве случаев родственные народы примиряются друг с другом, когда на них нападают чужеземцы.
Перед отправлением на задание каждый из катаскопов должен посвятить в секрет своей миссии одного из своих наиболее доверенных лиц. Они оба должны договориться о надежной связи друг с другом - где именно и каким способом она будет осуществляться. Местом встречи может быть торговая площадь, на которой сходятся много и наших людей, и иностранцев, способом общения - занятие торговлей. В этом случае они смогут вызвать меньше подозрений у врагов: один из них предложит товары из нашей страны, продавая или обменивая их, а другой, предлагая взамен чужеземные товары, сообщит нам, что враги замышляют против нас и как вообще у них идут дела.
Катаскопы ни в коем случае не должны быть соплеменниками врагов, а кроме того, они не должны претерпеть сколько-нибудь серьезных невзгод с нашей стороны. Их жены, дети, родители, братья должны оставаться дома, чтобы тоска по родственникам постоянно удерживала их от сближения с врагами и от вовлечения их в какие бы то ни было козни против своих соплеменников. Им необходимо непременно обладать природным мужеством, хорошо разбираться в обычаях врагов, к которым они посланы, в совершенстве владеть их языком, кроме того, знать местности, по которым им предстоит пройти. Находясь на вражеской территории, им следует избегать встреч с военнопленными[459] - не только из-за опасности навлечь на себя подозрение, но и из-за опасности быть ими опознанными. Встречаясь со многими врагами, они должны избегать людей дурных и здравомыслящих; им, скорее, следует общаться с людьми добрыми, незатейливыми, простодушными и именно у них останавливаться на квартире[460].
[457] Как следует из дальнейшего изложения, речь в данной главе идет не об армейской разведке в узком смысле слова, а о системе разведывательной (шпионской) службы в общегосударственном масштабе. Подобная глобальная постановка проблемы, осуществляемая Анонимом, не имеет аналогий во всей остальной военно-научной литературе; глубокая проработка отдельных деталей разведывательной деятельности (установление паролей и связей, способы личных контактов, оптимальные варианты расквартирования и т. п.) максимально повышает ценность излагаемой информации.
[458] Идея выбора наиболее благоприятного времени для вторжения (реального или демонстративного) во вражескую землю получила свою дальнейшую разработку в более поздних военно-научных сочинениях (см. примечание 251).
[459] Очевидно, имеются в виду военнопленные из состава византийской армии, захваченные ранее в плен войсками той страны, на территории которой в данный момент действуют византийские шпионы.
[460] Данная информация вызвала саркастический комментарий первых издателей трактата: византийцы во времена Анонима, указывают они, глупым людям из числа иностранцев отдавали предпочтение по сравнению с умными; рассудительность иностранца в глазах византийцев расценивалась как негативное качество (Kóchly, Rüstow. Anonymus. S. 332). Мысль Анонима, высказанная в данном сюжете, оказалась созвучной позднейшему соображению Маврикия: «Следует больше сторониться людей хитрых, чем действующих открыто: ведь последние ничего не скрывают из сделанного ими, в то время как деяния первых выявить трудно. (Strategicon, VIII В, 95. Р. 298).