XXXVII. Как мы должны сражаться против больших сил врагов
XXXVII. Как мы должны сражаться против больших сил врагов
Бывает так, что враги неожиданно выставляют против нас большие силы, а мы не можем противостоять им, но у нас и нет совершенно никакой возможности уклониться от сражения с ними. Вот почему мы поговорим о таких случаях. Необходимо приказать войску подняться на возвышенные позиции, а врагов, сгрудившихся для подъема, отбросить, используя главным образом пращи, а также камни, метаемые вручную[435]; ночью же следует возвратиться назад. Если враги приблизятся к нам опять, мы должны поступить снова как в первый раз: ночью оставаться на своем месте, а днем, когда враги подступят, вновь поднять войско на возвышенные позиции в близлежащих местностях[436].
Если же враги не позволят нам это сделать, мы должны выстроить наши фаланги таким способом, благодаря которому мы отвлекли бы большие массы врагов от взаимодействия со своими собственными боевыми силами[437]. Действовать нам следует так: организовать две или даже три фаланги, обращенные лицом в одну и ту же сторону и установить их одну от другой на расстоянии, равном протяженности каждой из них. Затем в промежутках между каждыми двумя фалангами следует разместить две или три шеренги солдат, которые стояли бы на одной прямой линии с передними рядами фаланги, так чтобы все войско представлялось врагам в виде монолитной фаланги. Это особенно удается, когда передние ряды фаланги занимают более возвышенные позиции, а задние - более низкие. Немедленно после сближения с врагами фалангам необходимо немного податься вперед, тогда как шеренги, вставленные между этими фалангами, следует удержать на месте, чтобы они оказались на прямой линии с последними рядами фаланги. И если наше войско организовано именно таким образом, то те враги, которые столкнутся лицом к лицу с нашими фалангами, будут атакованы каждой из них; те же, которые окажутся перед промежутками между фалангами, не смогут участвовать в бою, а если они попытаются вклиниться в промежутки, они понесут большой урон, подвергнувшись обстрелу в упор со всех сторон.
Возможно, что кое-кто будет порицать нас за намерение отвести ряды, вставленные в промежутках между каждыми двумя фалангами, в то время, когда сражение уже завязывается. Ведь он может сказать: "Мне хорошо известно, что причина страха некоторых заключается в том, что им предстоит сразиться с врагами, тогда как остальные за ними не последуют". Поэтому, если мы намереваемся действовать подобным образом, мы должны заранее предупредить обо всем этом своих солдат, чтобы им впоследствии не испытывать страданий по этой причине. Можно спросить также о том, почему мы считаем нужным отвести упомянутые ряды совсем незадолго до того, как враги устремятся в бой, а не подготовиться к этому, когда они находятся еще на дальней дистанции. Очевидно, что если враги увидят еще издали ослабленные места в промежутках между каждыми двумя фалангами, то они и сами разделятся, причем одни из них устремятся против каждой из фаланг, а другие, оказавшись вне схватки, обратятся против наших флангов и тыла.
[435] Об обучении солдат технике метания камней вручную и с помощью пращей подробно рассказано в трактате Вегеция. По его свидетельству, праща была изобретена жителями Балеарских островов. Вегеций указывает, что метаемые камни наносят гораздо более сильный удар, чем стрелы; при этом части тела кажутся внешне неповрежденными, тогда как удар может оказаться смертельным. Владеть пращой должны все воины, «тем более что ведь носить пращу не составляет никакого труда». Особенно эффективным применение пращей оказывается в условиях каменистой местности, когда предстоит защищать гору или холм, ведя стрельбу преимущественно в направлении сверху вниз (см.: Вегеций, I, 16. С. 239).
[436] В предшествующей литературе идея отвода недостаточно подготовленных войск на более возвышенные позиции, где они будут меньше подвержены вражескому воздействию, была в общем виде высказана Вегецием (Вегеций, III, 22. С. 275).
[437] Предлагаемый Анонимом тактический маневр, подробное описание и убедительное обоснование которого содержится в данной главе, отличается наибольшей оригинальностью среди всех остальных тактических воззрений нашего автора. Прямых аналогий этой идее не удается обнаружить ни в предыдущей, ни в последующей военно-научной традиции.