II. О предназначении различных сословий политии
II. О предназначении различных сословий политии
Иератическое сословие предназначено для служения Богу, исходному первопричинному началу, благодаря которому и посредством которого все сущее рождается и направляется путями наивысшего блага, известными лишь Ему одному.
Сословие правоведов - для обеспечения справедливости, в особенности при раздорах[226]. Раздор, возникающий как небольшое расхождение во мнениях среди массы сограждан, может привести к большим последствиям, вплоть до кровопролития. Сначала соперничают между собой два человека, затем они распространяют вражду на своих соседей, а это приводит к столкновению в междоусобном раздоре и смертоносной борьбе[227]. Поскольку такое положение дел угрожает полным истребление рода, законы и судьи предназначены для того, чтобы в этих условиях улаживать споры и побуждать сограждан к примирению друг с другом.
Сословие советников - для достижения наилучшего результата. Ведь только оно способно из множества мнений реализовать наиболее подходящее. Его роль особенно возрастает в периоды войн, которые вызываются к жизни согласием многих, но успех в которых обеспечивают лишь наилучшие из людей.
Финансовое ведомство, кроме заботы о других общеполезных делах, таких как строительство кораблей и сооружение оборонительных стен, должно в первую очередь обеспечивать денежное содержание стратиотов[228]. Ведь наибольшая часть поступлений в казну ежегодно расходуется именно на это.
Сословие техников - для того, чтобы задуманные планы были осуществлены с наименьшими затратами сил, надлежащим образом и на длительную перспективу. Ведь то, что делается профессионально, не только более легко выполняется, но и оказывается более надежным.
Сословие торговцев - в силу необходимости. Ведь не у всех все есть; благодаря торговцам каждый имеет возможность покупкой восполнить недостающую потребность.
Сословие добытчиков сырья или ведающее его доставкой - чтобы производство не останавливалось из-за нехватки средств. Ведь зачастую у нас много денег, но чего-нибудь из средств, нужных в производстве, у нас может не хватать - в этом случае нам их доставят за золото или серебро другие люди, у которых есть железо, нефть[229] или что-то другое из необходимого.
Сословие обслуживающих работников - для выполнения служб, которые им предписаны. Сословие бесполезных людей возникает по воле природы и судьбы; оно поддерживается лишь благодаря человеческому состраданию, которое само есть дар природы, но в первую очередь - Божий дар.
[226] Понятие раздора (στάσις) как особой разновидности военных конфликтов (в противовес собственно войне — πόλεμος) получило распространение в греческой политологии со времен Платона. Под войной понималось вооруженное столкновение греческого полиса с каким-либо варварским сообществом; термином раздор обозначались военные конфликты, возникавшие между отдельными полисами или группами объединившихся между собою полисов (см.: Платон. Сочинения. Том 3. Ч. 1-2. М., 1972. С. 91, 271). Дальнейшая информация, излагаемая Анонимом, позволяет судить о том, что наш автор имеет здесь в виду не межгосударственные, а внутригосударственные конфликты — можно, следовательно, заключить, что его трактовка понятия раздор не совпадает с платоновской.
[227] Первые издатели трактата (Kochly, Rüstow. Anonymus. S. 37) усматривали в этом пассаже отзвуки восстания «Ника» (январь 532 г.) — одного из самых памятных событий первых лет правления Юстиниана. В силу общего и недостаточно определенного характера изложенной Анонимом информации это предположение может быть как принято, так и отвергнуто с равной долей вероятности. Подробное описание восстания содержится, в частности, в сочинении Прокопия «Война с персами», XXIV, 1-58 — см.: Прокопий Кесарийский. Издание указано в примечании 27. С. 74-81.
[228] Стратиоты (единственное число: ςτρατιώτησ) — здесь: обобщающий термин для обозначения военнослужащих. В более специальном смысле термин стратиот служил для обозначения рядового состава всех родов войск (пехоты, кавалерии, инженерной службы, флота), противопоставляемого архонтам (см. примечание 230). С оформлением в Византии фемного строя термин приобрел конкретно-технический смысл и стал употребляться для обозначения особого сословия, призванного исполнять воинскую службу за право владения земельным участком определенного юридического статуса. О происхождении, сущности и исторической эволюции категории стратиотов см. в издании: Кекавмен. Советы и рассказы. Поучение византийского полководца XI века. Издание второе, переработанное и дополненное / Подготовка текста, введение, переводе греческого и комментарий Г. Г. Литаврина. СПб., 2003. С. 375-377 (далее при цитировании — Литаврин. Кекавмен).
[229] Упоминание нефти (νάφθα) в трактате Анонима представляет повышенный интерес. Вероятнее всего, нефть могла использоваться в качестве природной горючей смеси, в первую очередь, для военных целей. Аналогичное свидетельство встречается у Вегеция. Говоря о подготовке города к предстоящей осаде, он пишет: «Следует заготовить асфальт, серу, смолу, жидкое масло (нефть), которое называют зажигательным (горючим), для того чтобы сжигать машины противника» (Вегеций. IV, 8. С. 282).