Аристотель

    Аристо́тель
  •          (греч. Ἀριστοτέλης).
  •        1. Знаменитый основатель школы перипатетиков, самый глубокий и всеобъемлющий ум древности. Род. в 384 г. до н. э. в греческой колонии Стагире (отсюда прозвище Стагирит) на полуострове Халкидика у Стримонского залива. Отцом его был Никомах, принадлежавший к греческому роду Асклепиадов и состоявший врачом у македонского царя Аминты, отца Филиппа. Рано потеряв отца, А. поступил под опеку и присмотр к атарнейцу Проксену, сына которого Никанора он впоследствии усыновил и женил на своей дочери Пифиаде. Как врач отец А. занимался естественными науками и даже писал сочинения об этой области знания. Это обстоятельство, а также связи Никомаха с македонским двором с детства оказывали влияние на образ жизни А. и формирование его мышления. В 367 г. семнадцатилетний А. отправился в Афины. В это время Платон находился в Сицилии или на пути туда, так что А. познакомился с ним лишь 3 года спустя, после его возвращения. Вступив в Академию Платона, А. провел там 20 лет (до 347 г.), неизменно сохраняя чувство глубокого уважения и искренней преданности учителю, который называл А. «умом своей школы» и «книжником». Едва ли их разногласия, вполне понятные и почти неизбежные во взаимоотношениях людей с такими оригинальными и противоположными характерами, переходили в ту враждебность, о какой рассказывает литературная хроника древности. После смерти Платона в 347 г. его преемником по управлению Академией сделался сын его сестры — Спевсипп. В том же году А. оставил Афины и отправился в Мисию к атарнейскому властителю Гермию, своему другу. Однако последний вскоре был низвергнут и казнен персами. Тогда ок. 345 г. А. со своей женой Пифиадой, сестрой или племянницей Гермия, удалился в лесбосский город Митилену. Отсюда он вернулся в Афины и открыл свою школу. В это время в своих чтениях по риторике он оспаривал теорию Исократа. Менее правдоподобно сведение о том, что А. имел собственную школу еще при жизни Платона. В 343 или 342 г. А. был приглашен к македонскому двору для воспитания Александра, которому было тогда 13 лет. Философ оставался здесь в течение 8 лет (до 335 г.), но не более половины этого времени он посвятил собственно воспитательной деятельности, т. к. Александр уже в 339 г., в отсутствие отца, исполнял обязанности правителя государства. А. заботился о том, чтобы ознакомить царственного воспитанника с греческим искусством и литературой. Он сделал для Александра особое издание «Илиады», посвятил его в таинства логики и досконально ознакомил с этикой и политикой. Однако Александр рано пошел своей особой дорогой и свойственным ему упорством и непреклонностью воли немало затруднял дело воспитателя. Пристрастие к централизации, не принимавшее в расчет ни исторических, ни национальных условий, проявилось в будущем владыке мира помимо влияния учителя. Однако огромное личное уважение долгое время связывало Александра с А. и иногда имело благодетельные последствия. По ходатайству А. был восстановлен его родной город Стагира, для которого философ написал новые законы. Он же своим заступничеством спас г. Эрес. С другой стороны, царь щедрой рукой оказывал помощь естественнонаучным, особенно зоологическим, трудам своего учителя. Рассказывают, будто по приказу Александра множество рыболовов, охотников и др. заняты были доставкой материала для исследований А. В 335 г., оставив при Александре своего племянника Каллисфена, А. возвратился в Афины, где прожил 12 лет. Теперь местом для преподавания он избрал афинский гимнасий Ликей, посвященный Зевсу Ликейскому. Здесь он читал лекции два раза в день. По утрам, для более тесного кружка слушателей, способных следить за строго-философским изложением (акроатов), он преподавал труднейшие разделы науки, а по вечерам для смешанной публики излагал более простые и легкие разделы, напр., риторику, этику и т. п. Утреннее преподавание называлось «Перипата» (утренняя прогулка, περίπατος ἑωθινός), а вечернее — «вечерняя прогулка» (περίπατος δειλινός). По мнению одних исследователей, это название возникло от находившегося в Ликее портика или аллеи, по мнению других — оттого, что А. имел привычку во время преподавания не сидеть, а ходить. Подобным образом и его сочинения разделялись на эзотерику («внутренние») и акроатику («для слушателей»). Первые, более популярные по своему изложению, изданы были им для публики; вторые, изложение которых менее блестяще и ясно, но зато более соответствует строго методическому ходу научного исследования, служили в качестве руководства и пособия для слушателей философа. Метод аристотелевского преподавания по преимуществу был акроатический, т. е. состоял в связном непрерывном изложении предмета, а не в собеседовании. В Афинах А. потерял свою жену Пифиаду, от которой имел дочь того же имени. Расположение Александра к своему учителю под конец несколько охладело из-за племянника Аристотеля Каллисфена, который, по желанию царя сопутствуя ему в походах, чтобы описывать его деяния, отчасти из тщеславия, а отчасти из патриотизма, с такой неугомонной резкостью восставал против стремления Александра подчинить македонян и греков восточным порядкам, что наконец возбудил против себя неудовольствие царя и подвергся тяжкому заключению, в котором и умер. Но все-таки в Афинах смотрели на А. как на приверженца Македонии, и, когда Александр умер, его учитель подвергся преследованиям от пришедшей к власти антимакедонской партии. Демофил обвинил Аристотеля в безбожии, после чего тот бежал в эвбейский город Халкиду, где и умер в 323 или 322 г. Деятельность А. при его жизни оценивалась неоднозначно и даже имела ожесточенных противников. Его привилегированное положение и излишнее самомнение, которого он не был лишен, возбуждали против него зависть и ненависть, искавшие себе удовлетворения в клевете на великого мыслителя. Но, с другой стороны, жители Стагиры почитали его как героя и ежегодно совершали в память о нем праздник Аристотелей. Α., в одно и то же время и великий мыслитель, и великий наблюдатель, обращает внимание на все стороны мирового целого, при этом его мысль охватывает все разнообразие явлений, переходя от частностей к самым широким обобщениям. Благодаря этому он сделался основателем многих новых наук. Так, у него впервые подвергаются систематической обработке грамматика и логика. Риторика, поэтика, а вместе с последней философия искусства вообще, зоология и физиология, ботаника, анатомия и психология впервые приобрели научную форму благодаря А. Философия делится А. на теоретическую (умозрительную), цель которой — знание ради знания, практическую, цель которой — знание ради деятельности, и пойетическую (творческую), цель которой — знание ради творчества. Теоретическая философия разделяется на физическую, математическую и первую философию (теологическую). Предмет физической философии — то, что существует «отдельно», само по себе, и движется; математической — то, что не существует «отдельно», т. е. абстракции, и неподвижно; первой, или собственно философии,— то, что существует «отдельно» и неподвижно. К практической философии относятся этика и политика, к пойетической — риторика и поэтика. Логика — не самостоятельная наука, а введение, предварительное знание ко всему комплексу наук, благодаря чему в философии А. акцент переносится с «софии» (мудрости) на «эпистеме» (знание). Особенно важно было разработанное А. понятие развития, или разделение двух форм существования — возможности (δύναμις, potentia), как бы зерна, которое только в скрытом и еще неразвитом виде содержит в себе все условия и формы, и действительности (ἐνέργεια, actus), осуществления идеи или возможности. Часто в том же значении, что и «энергия», употребляется у А. слово «энтелехия» (ἐντελέχεια), но иногда первым обозначается сам процесс или действие, а вторым — его результат. Лишь немногие из сочинений Α., а всего их насчитывали 400 — 1 тыс. томов («Библиотека») — были изданы им самим. Свою библиотеку, благодаря царским милостям весьма обширную, он оставил своему преемнику по академии Теофрасту. Позже это первое значительное книжное собрание было передано в Александрию и послужило основанием Александрийской библиотеки. По преданию, в своих подробностях маловероятному, рукописи сочинений А. Теофраст завещал некоему Нелею. Наследники Нелея небрежно обращались с драгоценными рукописями, а потом сложили их в погреб из боязни, чтобы их не отняли для своей библиотеки пергамские цари; в погребе они пролежали 130 лет. Этими обстоятельствами древние объясняли сильную испорченность аристотелевского текста. Апелликонт Теосский, которому потом удалось завладеть рукописями, старался исправить поврежденное, но не обладал достаточными знаниями и умением. Сулла, взяв Афины, перевез отсюда принадлежавшие прежде Апелликонту рукописи в Рим. Здесь грамматику Тиранниону позволено было сделать с них копии, а потом родосец Андроник привел сочинения А. в порядок и разделил на отдельные труды. Сохранились следующие сочинения Α.:
  •        1. Логические, соединенные впоследствии в «Органон»:
  •          а) «Категории», о главных классах понятий;
  •          б) «Об изложении» (о выражении мыслей) и о предложении;
  •          в) «Первая и Вторая Аналитика», каждая в 2-х кн., об умозаключениях и доказательствах;
  •          г) «Топика» в 8 кн., учение об общих точках зрения, с которых можно доказывать или опровергать какое-либо положение;
  •          д) «Об опровержении доказательств» в 2 кн., об опровержении софистических, ложных умозаключений.
  •          К этим сочинениям примыкают:
  •          е) «Риторики» в 3 кн., о трех родах красноречия;
  •          ж) «Поэтика», о родах поэзии, особенно о трагедии. Вероятно, это или набросок для большого, оставшегося невыполненным сочинения, или заметки, долженствовавшие служить основой для устных чтений.
  •        2. Собственно философские:
  •          а) «Метафизика», сочинение, разделенное на 14 книг. Заглавие не принадлежит Аристотелю, у него эта часть философии называлась «Первая философия». Готовя издание трудов Α., его ученик Теофраст поместил это сочинение после книг, посвященных физической философии, отсюда и общее название, букв, означающее «После физики». По всей вероятности, различные разделы сочинения первоначально существовали как самостоятельные рассуждения и лишь впоследствии были соединены в одно целое;
  •          б) «О душе» в 3 кн., прекрасный опыт научного обоснования психологии. Изложение представляет большие трудности для понимания;
  •          в) «Никомахова этика» в 10 кн., сочинение, отличающееся глубиной содержания и благородным характером изложения;
  •          г) «Эвдемова этика» в 7 кн. — переработка Никомаховой, сделанная Эвдемом Родосским;
  •          д) «Большая этика» в 2 кн. представляет собой извлечение из двух первых.
  •        3. Политико-экономические:
  •          а) «Политика, или Лекция о политике» в 8 кн., о цели и идеале государства, о разных формах правления и государственного устройства и о воспитании;
  •          б) из сделанных А. описаний и историй политического устройства 158 греческих, а частью и негреческих государств, имевших важное значение для истории, сохранилась только книга, посвященная афинской демократии — «Афинская политая»;
  •          в) «Домоводство» в 2 кн., из которых только первая совпадает с идеями А.
  •        4. Физико-математические:
  •          а) «Механика»; ими пользовался Витрувий в сочинении «Об архитектуре»;
  •          б) «О неделимых линиях»;
  •          в) «Физика», 8 кн. о главных законах природы;
  •          г) «Метеорология» в 4 кн.;
  •          д) «О небе» в 4 кн.;
  •          е) «О вредном и дурном человека» в 2 кн.
  •        5. Естественнонаучные:
  •          а) «О понимании сущего» в 10 кн.;
  •          б) «О частях сущего», в 4 кн.;
  •          в) «О происхождении сущего» в 5 кн.;
  •          г) ряд небольших рассуждений (11) по физиологии, обыкновенно называемых «Parva naturalia»;
  •          д) «О слышимом».
  •          А. был автором гимна в честь добродетели, посвященного Гермию. Сборник же стихотворных эпитафий в честь героев Троянской войны, называвшийся «Пеплос» и иногда приписываемый Α., по всей вероятности, ему не принадлежал.
  •          

    Античная мраморная скульптура.