Абант

Автор: 
Составитель: 

T 1 Suda s. v. Abas, α 20 Adler
Cофист, который оставил (нам) "Исторические комментарии" и "Риторическое руководство".

Комментарий
Якоби отверг любое свидетельство об Абанте, так как считал его фиктивным автором. Абант - очень редкое имя, и это единственный известный нам Абант, которому можно приписать фрагменты. Анонимный автор Scholia on Staseis приводит οἱ ἀμφὶ τὸν Ἄβαντα (что означает "присные Абанта" или просто "Абант").

F 1 Servius Danielis on Vergil, Aeneid 9.264
[кубки], которые взял его отец (Эней), когда захватил Арисбу].
И все же, согласно Гомеру [Илиада 2.836], Арисба послала помощь троянцам и была разорена Ахиллесом... Она была названа Арисбой в честь дочери Меропса или Макарея, которая была первой женой Париса. Некоторые говорят, что Абант, написавший "Троику", рассказывал, что после ухода греков из Трои Астианакс получил там царство. Он был изгнан Антенором, который присоединил к себе соседние города, в том числе и Арисбу. Эней, не снеся таких перемен, вписался за Астианакса и в результате успешной спецоперации вернул ему царство.

Комментарий
История об Астианаксе в F 1 уникальна, и ее источником является Абант, носящий имя автора, цитируемого Птолемеем Хенном (F 2). Эти два факта вместе позволили Якоби предположить, что латинские схолии в конечном итоге опираются на Птолемея, а Абант - это Schwindelautor, фиктивный автор, выдуманный Птолемеем. Однако Фотий в своем довольно подробном резюме Птолемея (Bibliotheca 190) не ссылается на историю в Servius Danielis. Мы также знаем одного Абанта, который мог написать этот рассказ (Т 1). Таким образом, мы не должны слишком полагаться на концепцию швинделаутора (ср. Antipater of Akanthos 56 F 1b).
Арисба - это место, упомянутое в каталоге троянцев в Илиаде, местонахождение которого Страбон не знал (Geographica, 13.1.20 ad fin.). Оно было вполне реально, если спартанский полководец Деркилид захватил его среди других городов Троады в 399 году до н. э. (Diod. 14.38.3), а галаты заняли его в 216 году до н. э. (Polybius 5.111.5), но были разбиты Прусием, царем Вифинии. Оно было основано Митиленой (Hellanikos, 4 F 24b = Steph. Byz. s. v. Mytilene), что не случайно в свете существования на Лесбосе своей Арисбы. Американский философ Чарльз Пирс также называл свой дом Арисбой, ссылаясь на стих Гомера (Илиада 6.14).
Арисба как эпоним и инструмент в генеалогии значима уже у Гелланика (4 F 24) и Эфора (70 F 164), где содержится заявление о происхождении Арисбы и ее браке с Парисом. Загадка в том, почему Вергилий решил, что она могла быть захвачена Энеем, и интересно, что для объяснения он консультируется с Абантом. Мог ли Вергилий читать Абанта?
В целом, "Троика", скорее всего, не была самостоятельным произведением, но входила в "Исторические комментарии", где разработка троянской истории следовала, возможно, работам Диктиса и Дарета. Так, о вражде между Энеем и Антенором смотрите Диктис 5.17, и обратите внимание на προδοσία ("предательство") Антеноридов у Дионисия Галикарнасского, AR 1.46.1 (возможно, восходящее к Ликофрону 340; ср. Scholia, ad loc.), и на назначение Агамемноном Антенора царем-клиентом у Дарета. В контексте прихода к власти Октавиана и рассказа о побеге Энея из Трои присутствие в мифологии другой, скомпрометированной стороны - Антенора - порождает историю, в которой авторы конца первого века до нашей эры вполне могли найти смысл.

F 2 Ptolemy Chennos, Novel history (Καινὴ Ἱστορία) Book 5, in Photios, Bibliotheca 190, 150b18-29
Жену Кандавла, имя которой Геродот (1.8-12) не упоминает, звали Нисия, и говорят, что у нее были двойные зрачки и она была очень зоркой, приобретя змеиный камень - поэтому она и заметила Гигеса, выходящего через двери. Другие утверждают, что ее звали Тудо, третьи - Клития, а Абант говорит, что ее звали Αбро. Он говорит, что Геродот скрыл имя женщины, потому что его возлюбленный, Плесиррой, воспылал страстью к женщине по имени Нисия, уроженке Галикарнаса, и, не выдержав, когда ему не удалось завоевать эту гетеру, он повесился. Вот почему Геродот старался не упоминать имя Нисии - оно ему было ненавистно.

Комментарий
Я расширил F 2, включив в него рассказ о мотивации Геродота умолчать о Нисии. Корректирующий ситуацию бойфренд отца истории (ср. 56 F 1b) наверняка является творческой находкой Птолемея. Однако, на наш взгляд, довольно абсурдные рассуждения об имени жены Кандавла не являются выдумкой Птолемея, как видно из пересказа этой истории Геродота Николаем Дамасским (90 F 47 § 6) даже с фигурированием имени Тудо, что является важным предупреждением не относиться слишком пренебрежительно к добросовестности Птолемея: Если дискуссия о том, как звали, существовала, то реальный Абант, возможно, вставил свои пять копеек в "Исторических комментариях".
Как предполагает Якоби, имя Клитии могло быть придумано в честь жены Тантала (Pherekydes, 3 F 40), а Абро или Хабро подразумевает характерную для Ионии и соседних регионов гордость прекрасной внешностью; ср. великолепного Габрокома, героя романа Ксенофонта Эфесского (ср. BNJ 419), и пресловутая лидийская ἁβροσύνη ("изнеженная роскошь").

Биографический очерк
Описание Абанта как "софиста" (Т 1) предполагает автора II-IV вв. н. э. Однако, если Птолемей знает о нем (о его дате см. комментарий к BNJ 56 F 1b), он должен жить не позднее I века н. э., и в этом случае описание Суды неточно. Он может быть современником Диктиса, автора, возможно, конца первого века нашей эры или даже Дионисия Галикарнасского, которого мог читать Вергилий (см. BNJ 46 F 1), работая по тем же лекалам, что и Николай Дамасский (см. BNJ 46 F 2) во второй половине первого века до нашей эры.