Аристотель (псевдо)

Составитель: 

T 1 a: Vita Aristotelis Menagiana no. 159

О разливе Нила

T 1 b: Vita cum librorum indice ab Ibn Abi Usaibia Arabice conscripta no. 25, a-b.
(а) Каталог сочинений Аристотеля в соответствии с тем, что было записано человеком по имени Птолемей в его книге, адресованной А'аласу (или А'атласу) [а'тлас, код. Монак. 440 f.17b].
Это известные (или знаменитые) книги Аристотеля, записанные Птолемеем…
(25) Книга(и) <которые он озаглавил> О Ниле в Египте <также называемая фаритония/тонил> обсуждения (т. е. книги)…
(б) Каталог сочинений Аристотеля в соответствии с работой Птолемея, адресованной Галлу… (25) О Ниле, три (книги)…
T 2 a: Photios, Bibliotheca 249 (Anonymus, Vita Pythagorae p. 441 a 34)
Этесии дуют, когда устанавливается сильная жара. Солнце проходит зенит с юга на север, разлагая влагу в Медведице и как только влага рассосется, поднимаются ветры. Среди них есть этесии, рожденные дыханием, вызванным разложением влаги на севере. Они выходят из областей, противоположных полуденным, и, следовательно, влага выпадает в горах Эфиопии, а собираясь и становясь мощнее, она выпадает дождем. Эти летние дожди вызывают подъем Нила и разлив, приходящий с южных засушливых областей. Именно благодаря своим исследованиям Аристотель нашел это решение. Таково было превосходство его ума, чтобы представить эту теорию. Он счел нужным направить Александра Македонского в эти места, и получил из первых рук причины разлива Нила. Вот почему он говорит, что это больше не загадка. Очевидно, что Нил разливается от дождей. И это конечно удивительно, что за самыми засушливыми местами Эфиопии, где не бывает ни зимы, ни дождей, есть место, где выпадает много дождей.
T 2 b: Strabo, Geography 17.1.5, C. 789-90
Но то обстоятельство, что, разлив реки происходит от дождей, не подлежит изучению, и этот вопрос не требует таких свидетелей, о которых упоминает Посидоний. Например, он говорит, что Каллисфен считает летние дожди причиной разливов, хотя Каллисфен заимствовал это утверждение у Аристотеля, Аристотель же — у Фрасиалка Фасосца (одного из древних физиков), а Фрасиалк — у кого–то другого, а этот последний у Гомера, который называет Нил «бегущим с неба».
Снова к Египту, к земле бегущего с неба потока
[Корабли я направил].
(Од. IV, 581)
T 2 c: Proklos, On Plato, Timaeus 22E (1.121, 8 Diehl)
Эратосфен говорит, что проблемы больше нет и что нет необходимости спрашивать о разливе Нила, поскольку, очевидно, люди достигли истоков Нила и видели там осадки, так что объяснение Аристотеля подтверждается.
T 2 d: John Lydus, On months 4.107
Как Каллисфен Перипатетик также говорит в четвертой книге его Элленики, что он был в походе с Александром македонским, и, когда он был в Эфиопии, он обнаружил, что Нил движут вниз бесконечные дожди–штормы, которые происходят в этой [области].
T 2 e: Lucan, Civil War 10.268-82
Римлянин, Нил изучить — не твоя лишь заветная дума,
Но македонских царей, персидских, фаросских тираннов;
Знанья свои все века передать хотели потомству,
Но до сих пор нерушимо хранит природа ту тайну.
Высший из всех царей — Александр, к Мемфисскому богу —
Нилу — ревнуя, послал мудрецов в Эфиопии земли
Дальние; их задержал обожженный, красный от зноя
Край полуденный; пришлось им видеть кипение Нила.
К западу путь проложил, к пределам вселенной Сезотрис,
И колесницу его влачили царские выи.
Раньше, однако, он пил из вашего Родана, Пада,
Но не из нильских ключей. Камбиз безумный к востоку
До долговечных племен добрался отважным походом,
Но, не имея еды и людьми своими питаясь,
Вспять отошел, не узнав тебя, Нил.
T 2 f: Scholia on Homer, Odyssey 4.477 (Dindorf 215, 15-20)
Много говорится о разливе Нила, но Гомер был первым, кто назвал истинную причину, назвав его «Зевсом вспоенной» [Одиссея 4.581], потому что она заполнена непрекращающимися и сильными летними дождями в Эфиопии, как утверждают Аристотель и Евдокс, которые утверждают, что слышали это от жрецов в Египте…

О разливе Нила

F 1: Liber Aristotelis de inundatione Nili 4.107
Начало книги Аристотеля о разливе Нила.
(1) Почему, в то время как другие реки поднимаются зимой и становятся намного меньше летом, [является ли Нил] единственной из тех [рек], впадающих в море, которая значительно разливается летом и становится настолько большой, что города выживают в изоляции, как острова? Он поднимается в определенный день после летнего солнцестояния и снова уходит. Вода переливается через края реки, а не, как говорят некоторые, из–под земли; однако вдоль реки заполняются колодцы. Такие явления происходят вокруг самой реки. Однако можно понять причину, поступив таким образом: необходимо либо, чтобы вода собиралась там летом откуда–либо еще, либо чтобы она уносилась зимой, а именно сверху, за счет испарения под воздействием солнца, которое, очевидно, делает это, или за счет поглощения в земле. В результате такого зимнего удаления [Нил], конечно, увеличится летом за счет добавлений следующего рода: либо его собственная вода переполняется из–за препятствия, как это происходит с каналами — если кто–то блокирует воду, она накапливается и поднимается на некоторую глубину — или дополнительная вода поступает откуда–то еще. Это, конечно, произойдет, когда источники заполнятся до краев дополнительной водой, поступающей откуда–либо еще; она переполнится в результате таяния или дождя. Таким образом, вот типы и количество способов, которыми эта река будет расти. Из тех способов, которые были представлены нашими предшественниками, которые задавались этим вопросом, мы сообщим о следующих: (2) Фалес, сын Экзаменея/Амея, из Милета, говорит [H. Diels and W. Kranz, Die Fragmente der Vorsokratiker5 (Berlin 1934-1937), 11 A 1 § 37; A 16] что река разливается, когда ее оттесняют ежегодные ветры. Ибо она поднимается, если дуют ветры, и бежит с их стороны. Однако происходит обратное: она [вода] обычно затопляет снизу — это только начало наводнения, которое, кажется, приходит сверху. Кроме того, другие реки должны подвергаться тому же явлению, тем более что они более подвержены этим ветрам и, будучи меньшими, могут легко сдерживаться ветрами. Часто случается, что ежегодные ветры не дуют, в то время как река заметно поднимается таким же образом. (3) Диоген †Накифемиос («сын Аполлофемида»?), уроженец Аполлонии[64 A 18 Diels–Kranz], говорит, что дополнительная вода попадает в источники, когда земля всасывает ее из–за засухи из–за солнца летом. Ибо природа черпает то, в чем она нуждается, из окрестностей. Это также происходит с этим (Нилом?): Поскольку это единственный очень холодный элемент на земле летом, он притягивает все теплое, особенно когда было бы очень жарко — ***. Кроме того, другие реки в Ливии должны вести себя точно так же: ведь ее (= Нила) истоки не единственные, которые высыхают на солнце. (4)Анаксагор, сын Гегесибула, из Клазомен, говорит: [A 42 § 5; A 91 Diels–Kranz] что река полна летом из–за таяния снега. Нет сомнений в том, что он поднимается таким образом, как мы уже говорили, но количество снега не пропорционально подъему реки, поскольку река разливается намного больше, чем, вероятно, растаявший снег, и много (снега) образует небольшое количество воды, тогда как Нил затопляет большую площадь: иногда глубина превышает тридцать локтей. Кроме того, кажется, нет такого места, откуда он (Нил) мог бы вытекать из тающего снега. Ибо Эфиопия и Ливия непригодны для жизни из–за жары, и она не вытекает из Азии. Озеро Сирбонис расположено недалеко от моря рядом с Сирией и отделено от Красного моря расстоянием в тысячу стадий. Некоторые люди говорят, что Красное море связано с внешним морем. Он (Нил) явно не течет оттуда, хотя неясно, возможно ли это. Мы еще не слышали ничего заслуживающего доверия о Красном море, является ли оно закрытым морем или связано с морем за пределами Геракловых Столпов. Царь Артаксеркс Ох был обманут, когда собирался в поход в Египет: он решил повернуть реку индийцев (Инд?) на том основании, что она была такой же, как Нил, потому что он знал, что, как и в Ниле, в ней водились крокодилы. Через посольство к людям, которых звали онифали, он узнал, что она впадает в Красное море, и отказался от своего проекта. Во второй раз индийцы убедили его, что есть еще одна река, протекающая в более отдаленной части Индии вниз с горы под названием Алетос/Айетос, откуда на самом деле происходит Инд. Они сказали, что в этой реке водятся крокодилы и она течет по Красному морю, независимо от того, говорили они правду или лгали. Тем не менее, царь собирался планировать повернуть её, но был остановлен теми, кого он послал для этой цели, и кто сказал, что он уничтожит территорию, большую, чем та, которую он приобретет при завоевании египтян.
(5) о происхождении Нила и о Красном море, вот как это происходит, если не следовать толкованию Афинагора, сына Аримнеста; ибо он говорит, что Красное море и море вне столпов Геракла–одно и то же море, хотя он не говорит ничего интересного в качестве подтверждения царю. Очевидно только, что, если бы он (Нил) действительно стекал с этой горы из растаявшего снега, было бы много других явлений, отличных от того, что происходит сейчас с Нилом. Ибо гора, которая лежит между эфиопами и индийцами, предположительно находится в пятимесячном путешествии. Имеет значение, насколько длинный поток отличается от короткого: в случае рек, которые текут поблизости, поток сначала обилен, но в конце становится меньше и воды не хватает; в случае рек, которые текут издалека, поток начинается с малого масштаба и в конце становится обильным — точно так же, как это происходит с ветрами. Как говорится: «южный ветер усиливается, а северный ветер затихает». Когда южный ветер приходит к нам издалека, он сначала дует слабо, а по мере того, как он иссякает, становится сильным. Северный ветер действует в противоположную сторону, так как область обитания расположена близко к Северу. Нил начинается с большого, но в конце концов уменьшается и иссякает. Его поток больше на рубеже месяца и в новолуние, чем во время прибывания луны и в полнолуние. Должно произойти обратное: лед тает в полнолуние, когда преобладают северные, а не южные ветры, хотя на самом деле таяние вызвано скорее южным ветром, чем северным. То же самое возражение следует высказать тем, кто утверждает, что он (Нил) вытекает из Геракловых Столпов.
Промах Самосский говорит, что он [Нил] происходит от талого снега Серебряной Горы, где река Хремет поднимается. Он говорит, что река пересекает большую территорию, потому что она течет через всю Ливию. (6) Что касается других объяснений, которые не основаны на вероятных основаниях, мы представим их позже. Есть люди, которые утверждают, что река поднимается из–за ежегодных ветров, избыток моря попадает в источники. Другие говорят, что источники, которые летом теплее, закипают, когда солнце приближается к Медведю: вода кипит сильнее, чем, когда холодно. Оба объяснения заслуживают чуть меньшего внимания. Ссылка на ежегодные ветры, по–видимому, явно опровергается теми же самыми причинами, о которых говорилось выше, и потому, что река ведет себя так же, как и по всей Ливии. Предположение, что вода принимает такое большое добавление в результате кипения, дает совершенно иррациональное объяснение, потому что это не вызывает ничего лишнего, кроме большего набухания той же массы. (7) Никагор Кипрский говорит, что он (Нил) течет больше летом, потому что его источники находятся в районе, где зима, для нас это лето. Это не полностью решает вопрос, поскольку он явно не занимался рассматриваемым вопросом. Для нас сейчас лето, в то время как для людей, живущих в другой зоне, зима, а промежуточная зона, часть земли, отрезанная тропиками, непригодна для жизни. Есть одна часть здесь и другая часть там, соответственно ограниченные всегда видимым и всегда невидимым кругом. Промежуточная зона между каждым из этих колец и тропиками, оказывается, населена по всей земле. Единственная промежуточная зона, соответствующая пути солнца, имеет размер двух зон. Ибо есть два района, из которых один населен. Он (Нил) пересекает в своем течении вдвое большую область населенных зон и ту часть, которая непригодна для жизни из–за избытка тепла. Поэтому, если он не остается (в той же зоне), возвращаясь к Ливийскому морю, но постоянно движется вперед, он пересекает такую большую и безграничную территорию, что по этой причине невозможно приписать наводнение теории таяния снега или чему–то подобному. (8) Остаются три способа объяснения, с помощью которых мы можем объяснить ежегодное затопление реки. Зимой воду, которая была в Ниле, забирают. Это, конечно, связано с иссушающим солнцем, как говорит Геродот, писатель–истории [Hdt. 2.24.6]. Он говорит, что зимой солнце путешествует по Ливии, извлекая влагу оттуда, откуда оно было перенесено, но в день летнего солнцестояния оно возвращается (возвращается) на север. Его рассказу очень не хватает точности: ибо не должно быть так, чтобы один Нил реагировал подобным образом, поскольку он сам говорит, что солнце одинаково впитывает влагу со всей Ливии, и было бы глупо считать, что солнце будет светить над обитаемой зоной (по–разному) в зависимости от каждой части. Повсюду солнечные часы отбрасывают свою тень на север, и они отличаются не этим, а тем, отбрасывают ли они большую или меньшую тень. Ливия, как утверждается, полностью окружена морем, что делает такое объяснение невозможным. (9) Нам остается пройти через (другие) два объяснения. Согласно одному из объяснений, земля зимой очень горячая, а источники расположены на такой глубине, что вода в Ниле пересыхает. Это происходит и с другими источниками: например, во Фригии есть колодцы, которые пересыхают зимой и снова наполняются летом. В Олинфе на полуострове Халкидики некоторые колодцы наиболее заполнены летом. Эта причина, как мы показали, была более разумной, чем те, которые приписывали вышеупомянутые авторы. (10) Теперь остается только одна причина для объяснения сообщенных фактов. Это должно быть объявлено причиной, потому что к настоящему времени это, очевидно, не представляет никаких трудностей. Ибо это было пережито чувствами, поскольку люди стали очевидцами на основе того, что они видели. (Дождевая) вода, как видно, производится в большом изобилии в Эфиопии в течение сезона от Собаки до Медведя, в то время как зимой ее нет. В нем выращиваются и растут фрукты, и, следовательно, река течет в одно и то же время под ежегодными ветрами, которые в основном приносят облака в этот регион, как и все другие летние ветры, более ранние, чем они. Когда эти облака разбиваются о горы, вода стекает в пруды, через которые протекает Нил. Кроме того, возражения, выдвинутые против тех, кто утверждает, что Нил вытекает из снега, подкрепили эту теорию, например, что река течет больше в начале месяца, так как в это время вода обычно увеличивается. Объем воды не одинаков в начале и в конце. Кроме того, когда южные ветры дуют слабее северных, последние приносят облака туда, откуда Нил наполняется водой. Вот что было сказано о Ниле.
Здесь заканчивается книга (Аристотеля) о разливе Нила.
F 2: Alexander of Aphrodisias, In Aristotelis Meteorologicorum libros commentaria 1.12, 349a.8 (M. Hayduck, In Aristotelis Meteorologicorum libros commentaria (Berlin 1899), 3.2, p. 53)
Он также говорит, что в Аравии и Эфиопии дожди идут летом, а не зимой….
Можно было бы изучить, как, если лето сухое, как было сказано ранее, дожди происходят летом среди тех, чье лето самое сухое; в противном случае формирование и собирание облаков не происходят и не образуются там, но облака подталкиваются этесианскими ветрами туда, к горам, которые высоки, и собираются, как он говорит, и указанное сжатие вызывает их быстрое превращение в дожди, как он сообщает в своих книгах о разливе Нила.
F 3: P. Oxy. LXV 4458, col. I, ll. 6-21, with R. Jakobi’s and W. Luppe’s emendations in ZPE 131 (2000), 15-18 and Th. Gärtner in ZPE 133 (2000), 31-3.
Геродот, писатель истории, говорит, что зимой солнце путешествует по Ливии. Чего бы оно ни достигло (в своем течении), оно впитывает влагу. Во время летнего солнцестояния оно движется на север. Это сказано с предельной небрежностью. Ибо Нил не должен быть единственной рекой, которая реагирует подобным образом. Этот писатель говорит, что солнце одинаково притягивает влагу со всей Ливии. И считать, что у солнца есть определенный путь для каждой области, чтобы пройти над обитаемым миром, глупо. Повсюду солнечные часы отбрасывают свои тени на юг.