Аристид Милетский
T 1a Plutarch (Ploutarchos), Crassus, 32, 4:
Сурена же, собрав селевкийский совет старейшин, представил ему срамные книги «Милетских рассказов» Аристида. На этот раз он не солгал: рассказы были действительно найдены в поклаже Рустия и дали повод Сурене поносить и осмеивать римлян за то, что они, даже воюя, не могут воздержаться от подобных деяний и книг.
T 1b Pseudo–Lucian, Amores, 1:
Я почти был готов признать себя каким–то Аристидом, околдованным милетскими рассказами
T 2a Ovid (P. Ovidius Naso), Tristia, 2, 413:
Соединил Аристид свое бесстыдство с милетским,
Изгнан отчизной своей не был за то Аристид.
T 2b Ovid (P. Ovidius Naso), Tristia, 2, 443:
Не был Сисенна смущен, когда перевел Аристида,
Тем, что в «Историю» вплел шутки бесстыдные тот.
Милесика
Книга шестая
F 1 Harpokration Harpokration, Lexicon on Ten Attic Orators, Δερμηστής:
Dermestes: … никогда ничего не сожрала шкура больше, чем «Кожа Пожирателя» (Dermestes), как намекнул в шестой книге Милесики Аристид.
Италийская история
Книга первая
F 1: Pseudo–Plutarch, Parallela minora, 30B
Атепомар, царь галлов, пойдя войной на римлян, заявил, что он не отступит, пока не получит римских женщин. Римляне же по совету молоденьких служанок послали их вместо свободных. Варвары, утомленные беспрестанными любовными утехами, погрузились в сон. Тогда Ретана (а это она так посоветовала), ухватившись за дикую смокву взобралась на стену и сообщила об этом консулам. Римляне, напав на галлов одержали победу. От этого произошло название «Праздника служанок» Так повествует Аристид Милетский в первой книге «Италийской истории».
F 2: Pseudo–Plutarch, Parallela minora, 2B
Порсена царь этрусков, перейдя с войском на другой берег Тибра, начал войну с римлянами. Захватив большой обоз с хлебом, который находился в центре войска римлян, он стал изнурять их голодом. Так как сенат был в полном замешательстве, Муций, человек знатного сословия, взял четыреста человек, равных по возрасту и столь же знатных, и под видом простого человека переправился через реку. Увидев телохранителя царя, распределявшего среди полководцев продовольствие, Муций убил его, решив, что это и есть Порсена. Когда его привели к царю, он положил правую руку над сжигаемой жертвой и, спокойно выдержав боль, сказал: «Варвар, я освободил себя, будь это даже против твоей воли. Знай же, что нас, твоих противников, которые хотят тебя убить, в лагере четыреста». Порсена, объятый страхом, заключил с римлянами перемирие, как рассказывает Аристид Милетянин в третьей книге своих историй.
F 3: Pseudo–Plutarch, Parallela minora, 3B
Римляне, воевавшие с самнитами, избрали полководцем Постумия Альбина. Он, попав в засаду в ущелье, которое называется Кавдинским (место это очень узкое), потерял три легиона и сам, получив смертельное ранение, упал. Глубокой ночью он, едва живой, собрал щиты мертвых врагов, воздвиг из них трофей и, погрузив руку в кровь, написал: «Римляне, воюя с самнитами, посвящают Юпитеру трофей». Полководец Фабий, прозванный Пожирателем, прибыл на это место и, увидев трофей, обрадовался ему как хорошему предзнаменованию. Начав сражение, он победил и, захватив в плен царя самнитов, отправил его в Рим. Так повествует Аристид Милетский в третьей книге «Италийской истории».
F 4: Pseudo–Plutarch, Parallela minora, 19B
На празднестве в честь Вакха в Риме Арунтий, прирожденный трезвенник, говорил, что ни во что не ставит силу Вакха. Тогда бог наслал на него опьянение и совершил насилие над его дочерью Медуллиной. Она же по кольцу узнала Вакха. Будучи взрослой, она хорошо обдумала свой поступок, напоила отца допьяна, украсила венком, привела к алтарю Молнии и, плача, убила того, по вине кого она лишилась невинности. Рассказал Аристид в третьей книге «Италийской истории».
F 5: Pseudo–Plutarch, Parallela minora, 22B
Валерия Тускуланария, из–за гнева Венеры воспылав любовью к своему отцу Валерию, сообщила об этом кормилице. Та же обманом склонила господина, сказав, что одна соседская девушка просит свидания, по стыдится предстать перед его глазами. Отец, напившись вина, потребовал светильник. Кормилица поспешно разбудила Валерию. Та удалилась в деревню, будучи беременной. Однажды она упала с обрыва, но плод остался жив. В положенное время она родила Эгипана (у римлян его называют Сильваном). Валерий, придя в отчаянье, бросился с того же обрыва. Так передает Аристид Милетский в третьей книге «Италиискои истории».
F 6: Pseudo–Plutarch, Parallela minora, 24B
Во время войны Ганнибала с кампанцами Луций Тимбр послал сына Рустия вместе с имуществом к своему родственнику Валерию Гестию. Ганнибал одержал победу. Когда Гестий об этом узнал, жадность в нем взяла верх над законами природы, и он убил мальчика. Тимбр же, проходя полем, случайно натолкнулся на труп сына. Он послал за Гестием, якобы намереваясь показать ему свои сокровища. Когда тот к нему пришел, он ослепил его и распял на кресте. Так повествует Аристид Милетский в третьей книге «Италийской истории».
F 7: Pseudo–Plutarch, Parallela minora, 31B
Римляне, воюя с галлами, испытывали недостаток продовольствия. Тогда Цинна сократил хлебный паек, римляне решив, что он так добивается царской власти, побили его камнями. Так передает Аристид в третьей книге «Италийской истории»
F 8: Pseudo–Plutarch, Parallela minora, 40B
Анний, царь этрусков, у которого была прекрасная дочь по имени Салия, охранял девушку. Как–то Катет, один из знатных людей, увидев, игравшую девушку, воспылал к ней любовью и, не перенеся любовных мук, похитил ее и привез в Рим. Отец же, бросившись в погоню и не догнав его, прыгнул с обрыва в реку Паревсий, которая с тех пор получила название Анний. Салия от Катета родила Латина и Салия, к которым возводят свою родословную самые знатные люди. Так передают Аристид Милетский и Александр Полигистор в третьей книге «Италийских историй».
Книга четвёртая
F 9: Pseudo–Plutarch, Parallela minora, 39B
В Эгесте, сицилийском городе, правил один жестокий тиран по имение Эмилий Цензорин. Он вознаграждал дарами тех, кто изобрел более новые способы пытки. Некто Арунтий Патеркул сделал медного коня и принес его в дар тирану, чтобы тот бросал в него людей. Тиран же тогда впервые поступил согласно с законами, ибо сначала бросил туда того, кто ему угодил, чтобы он первым испытал те муки, которые уготовил другим. Затем этого человека сбросили с Тарпейской скалы. Считается, что от этого Эмилия все жестокие тираны получили имя Эмилиев. Так повествует Аристид в четвертой книге «Италийской истории».
Книга девятнадцатая
F 10a: Pseudo–Plutarch, Parallela minora, 35B
Когда в Фалериях свирепствовала чума, неся за собой повальную смерть, было дано предсказание, что бедствие прекратится, если ежегодно приносить в жертву Юноне девушку. Так как людьми владел все время суеверный страх, то, согласно жребию, привели девушку по имени Валерия Луперка для совершения обряда. Но орел, спустившийся с высоты, выхватил меч и бросил в жертвенный огонь палку, на конце которой был надет молоточек. Меч же поразил телку, которая паслась возле храма. Заметив это, девушка принесла в жертву быка и, подняв молоточек, прошла по домам и подняла на ноги больных, нанося легкие удары этим молоточком и при этом каждому желая здравствовать. Поэтому и по сей день совершается такое священнодействие. Так передает Аристид в девятнадцатой книге «Италийской истории».
F 10b: John the Lydian (Ioannes Laurentios Lydos), On Months (ed. Wünsch), 4, 147
Девственница… добрый знак божества… прошел через все поселение и… разбуженный, как говорит римлянин Варрон.
Говорят, что подобные события постигли и лакедемонян … Аристид, который в своем… говорит: такой голод держал Лакедемон …
F 10c: Scholia, on Lykophron, Alexandra 183
И не исключено, что, когда Ифигению приносили в жертву, мимо пробегал олень, и что греки принесли его в жертву, и оставили девушку в покое; ибо орел точно так же спас римлянку Иулию Луперку; ибо, когда ее приносили в жертву, орел, летящий вниз, выхватывает меч у общественного жреца и позволяет ему упасть, кроме телки, которая паслась недалеко от храма, и которую они принесли в жертву вместо нее. И вы не игнорируете также козла, данного вместо Исаака в Сабеке.
Книга сороковая
F 11: Pseudo–Plutarch, Parallela minora, 5B
Тибр, протекающий через середину форума, из–за гнева Юпитера Тарсийского разрушил огромную дамбу и затопил множество домов. Тогда было предсказано, что бедствие прекратится, если бросить в воду самое ценное. Все начали бросать золото и серебро. А Курций, один из знатных юношей, подумав над прорицанием и решив, что самое ценное — это душа, верхом на коне бросился в бездну. Таким образом он спас от беды своих сограждан. Рассказал об этом Аристид в сороковой книге «Италийской истории».
F 12: Pseudo–Plutarch, Parallela minora, 11B
Брут, единогласно избранный консулом, изгнал Тарквиния Гордого, который правил как тиран. Тот, найдя убежище у этрусков, начал войну с римлянами. Сыновья решили предать отца. Когда их замысел раскрылся, они были обезглавлены. Так передает Аристид Милетский в «Италийской истории».
F 13: Pseudo–Plutarch, Parallela minora, 15B
Тарпея одна из знатных девушек, охранявшая Капитолий во время войны римлян с сабинянами, обещала Татию открыть доступ на Тарпейскую скалу, если в награду она получит ожерелья, которые сабиняне носят как украшения. Сабиняне же, узнав об этом, ее живую засыпали землей. Так рассказал Аристид Милетский в «Италийской истории».
F 14: Pseudo–Plutarch, Parallela minora, 16B
Когда римляне воевали с альбанцами, были избраны для решающей битвы с обеих сторон по три брата–близнеца: альбанцы избрали Куриациев, римляне — Горациев. Когда началось сражение, Куриации поразили двух противников, третий же, оставшийся в живых, притворившись, что обратился в бегство, поразил преследователей одного за другим. Все ликовали, не разделяла общей радости лишь сестра Горация чей жених Куриаций пал от руки брата. Гораций убил сестру. Так повествует Аристид Милетский в «Италийской истории».
F 15: Pseudo–Plutarch, Parallela minora, 17B
Антил один из знатных мужей, отправляясь в предместья был задержан стаей хлопающих крыльями воронов. Испугавшись дурного предзнаменования, он возвратился в Рим. Увидев горящий храм Весты, он похитил ее изображение и был ослеплен. Затем, умилостив гнев божества вновь обрел зрение. Так повествует Аристид Милетский в «Италийской истории».
F 16a: Pseudo–Plutarch, Parallela minora, 36B
Амулий, деспотично обращаясь со своим братом Нумитором убил на охоте его сына Энита, дочь же его, Сильвию, или Илию, сделал жрицей Юноны. Ею овладел Марс, и она родила двойню, открыв правду тирану. Тот же, объятый страхом, велел сбросить младенцев с высокого берега Тибра. Их течением принесло в то место, где у волчицы с новорожденными детенышами было логовище. Волчица выбросила из норы волчат и выкормила близнецов. Пастух Фавст, своими глазами увидевший это, воспитал мальчиков и назвал одного из них Ремом, а другого Ромулом. Впоследствии они стали основателями Рима. Так передает Аристид Милетский в «Италийской истории».
F 16b: John the Lydian (Ioannes Laurentios Lydos), On Months (ed. Wünsch), 4, 150
На следующий [день] воспоминание о Реме и Ромуле; когда Амулий, ведя себя тиранически по отношению к Нумитору, убил сего сына и приказал, чтобы его дочь стала жрицей; когда она родила, как говорят, от Ареса, испугавшись, он приказал бросить младенцев в воду; но стражники выставили их на берегу Тибра, и волчица, приблизившись к ним, предложила им свои соски. Пастух, увидев это, взял детей и воспитал их как своих собственных, и они основали Рим. Эта же история есть и у Зопира Византийского.
F 17a: Pseudo–Plutarch, Parallela minora, 4B
Римляне, воюя с пунийцами, послали триста воинов под предводительством Фабия Максима. Когда началось сражение, Фабий потерял всех своих воинов. Сам же, получив смертельную рану, напал на Ганнибала, сорвал с него диадему и умер вместе с ним. Так повествует Аристид Милетский.
F 17b: John the Lydian (Ioannes Laurentios Lydos), On Months (ed. Wünsch), fr. 5 p. 179.17 Wü
Что римлянин Фабий, смертельно раненный во время первой Пунической войны, в ярости выступил против Ганнибала и, схватив его корону, умер вместе с ним.
F 18: Pseudo–Plutarch, Parallela minora, 12B
Римляне, воюя с самнитами, поставили во главе войска Манлия. прозванного Властителем. Отправляясь на народное собрание для избрания консулов, он приказал сыну не начинать сражения. Самниты, узнав об этом, стали злословить на юношу. Негодующий юноша одержал победу. А Манлий его обезглавил. Так повествует Аристид Милетский.
F 19: Pseudo–Plutarch, Parallela minora, 18B
Римлянин Публий Деций, воюя с альбанцами, увидел сон, будто бы если он погибнет, он поможет римлянам отстоять Рим. Он бросился в середину вражеского войска и, поразив насмерть многих врагов сам был убит. Точно так же и сын его Деций спас римлян в войне с галлами. Так передает Аристид Милетский.
Греко–персидские войны
Книга четвёртая
F 20a: Pseudo–Plutarch, Parallela minora, 4A
Когда персы с пятимиллионным войском пошли в поход на Грецию, спартанцы послали Леонида с тремястами спартанцев в Фермопилы. Он, подойдя близко к персидскому войску и увидев варваров, в это время как раз занятых едой, сказал: «Так завтракайте все, чтобы обедать в Аиде». Устремившись на персов, он был изранен многими копьями, достиг самого Ксеркса и сорвал с него диадему. Когда он умер, варвар вырезал у него сердце и обнаружил, что оно косматое. Так повествует Аристид в третьей книге «Греко–персидских войн».
F 20b: Stobaios, Ioannes, Anthologium, 3.7.65
Аристид в третьей книге своей «Персики». Персы выступили против Греции с пятью миллионами человек, лакедемоняне послали триста в Фермопилы, дав им в качестве генерала Леонида. И он, наблюдая за надвигающейся массой врагов, сказал своим товарищам, которые ели: Возьмите свой обед сейчас, о триста, как люди, которые будут обедать в Гадесе. Когда появились варвары, Леонид, пронзенный многочисленными копьями, подошел к Ксерксу, взял его диадему, приложил ее к своим ранам и, потеряв всю свою кровь, умер. Царь, вскрыв его грудную клетку, обнаружил, что его сердце покрыто волосами.
F 20c: John the Lydian (Ioannes Laurentios Lydos), On Months (ed. Wünsch), fr. 5 p. 179.20 Wü
Аристид говорит в своей персидской книге, что полководец Леонид, увидев численность персов при Фермопилах, двинулся прямо на врагов, хотя и был пронзен бесчисленными копьями, направился прямо к Ксерксу и, взяв его диадему, испустил последний вздох. Перс, вскрывший его, обнаружил, что его сердце было волосатым из–за его врожденной теплоты.
Сицилийская история
Книга первая
F 21: Pseudo–Plutarch, Parallela minora, 1B
Царь Гасдрубал, захватив Сицилию, объявил войну римлянам. Метелл, которого сенат избрал полководцем, одержал над Гасдрубалом победу. Во время битвы патриций Луций Главк, сдерживая корабль Гасдрубала, потерял обе руки. Так повествует Аристид Милетский в первой книге «Сицилийской истории», от которого это узнал Дионисий Сицилийский.