Алексарх
F1 Parallela minora 7:
Тулл Гостилий, римский царь, воевал с альбанцами, царем которых был Метий Фуфетий, и все время откладывал сражение. Альбанцы же, победив его однажды в битве, предались пиру. Тулл Гостилий напал на пьяных врагов, а царя привязал к двум жеребцам, которые разорвали его на части. Так передает Алексарх в четвертой книге «Италийских рассказов».
Комментарий
Согласно римской традиции, Тулл Гостилий, третий царь Рима, царствовал 32 года (ок. 672-641 гг. до н. э.). Предполагается, что Hostilius характеризует его воинственный и свирепый нрав. Война против Альба-Лонги и разрушение города упоминается уже в "Анналах" Энния (120-26 Skutsch). Дионисий Галикарнасский и Ливий описывают контекст и так называемую "битву чемпионов" (Dion. Hal. Antiquitates Romanae 3.12-30, Livy 1.23-5). У Ливия и Дионисия вопрос о войне между римлянами и альбанцами решался состязанием героев (шесть кузенов: три римских Горация и три альбанских Курия), сравнимым с целью поединка Менелая и Париса в "Илиаде" Гомера (3.66-380). В отличие от Ливия и Дионисия, Алексарх (у Псевдо-Плутарха) описывает альбанцев не как героев, а как простодушных людей, которые пируют и пьют, вместо того чтобы быть бдительными и осторожными.
После победы римского героя Горация в "битве чемпионов" альбанцы стали римскими союзниками и поддержали римскую армию против фиденатов в рассказах Ливия (1.27-28) и Дионисия (3.23-24). Но Фуфетий и альбанцы обманули и предали римлян во время битвы. Поэтому у Ливия и Дионисия последующее разрушение города Альбы и смерть Меттия Фуфетия записаны как уголовное наказание за измену (Livy 1.28, Dion. Hal. 3.26.4-29.7): Тулл вынес приговор Фуфетию и приказал разорвать его двумя упряжками лошадей, о чем также упоминает Алексарх (ср. Livy 1.28.11, Dion. Hal. 3.30.6).
Подлинность рассказов Ливия и Дионисия весьма спорна, и Огилви называет имена Тулла Гостилия, Меттия Фуфетия и факт падения Альбы "единственными достоверными элементами этой истории".
Биографический очерк.
Псевдо-Плутарх сообщает нам имя другого автора с греческим именем, Алексарха, который, как говорят, написал "Историю Италии" в нескольких книгах на греческом языке. В комментарии Сервия к "Энеиде" Вергилия (3.334) есть ссылка на некоего Алексар(х)а, греческого историка, которого цитирует Аристоник, знаменитый грамматик и критик времен Августа. Если предположение, что Алексарх упоминается Сервием, верно, то он писал не позднее начала времен Августа. Мюллер отождествляет F 1 Алексарха из Псевдо-Плутарха с историком Сервием, но отвергает отождествление с неким грамматиком Алексархом, упомянутым у Климента Александрийского (Protr. 4.54), а также с другим Алексархом в Moralia 365Е Псевдо-Плутарха. Алексарх, упомянутый в Moralia 365Е Псевдо-Плутарха, упоминается как авторитет, чье письмо было найдено Аристоном (BNJ 337 F 1), автором сочинения "Об афинских колониях". Согласно Аристону-Плутарху, Алексарх утверждает, что Дионис - сын Зевса и Исиды и что египтяне называют его не Осирисом, а Арсафесом. Вопреки Мюллеру, есть подозрение, что он может быть тем же автором, что и тот, который упоминается в трактате Псевдо-Плутарха.
Догадка Сервия подверглась серьезной критике со стороны Г. Кнаака, поскольку она опиралась на фиктивного "Псевдо-Плутарха". На самом деле, поскольку мы не можем решить, является ли "Алексарх" Псевдо-Плутарха подлинным или это имя было просто выдумкой, у нас нет доказательств правильности предположения Сервия об Алексар(х)е. Таким образом, нет никаких доказательств доавгустовской датировки, равно как и неясно, являются ли Алексарх Псевдо-Плутарх и Алексар(х) Сервия одним и тем же именем.