Глава 9
Греки преуспели против царских войск на левом фланге и одержали явную тактическую победу. Кир убивает в поединке Артагерса, вождя кадусиев. Поскольку в описании смерти Кира Младшего есть отклоняющиеся варианты, Плутарх хочет сравнить две версии.
9.1-4 Краткий пассаж с кличкой коня Кира (9, 1) является верным фрагментом Ктесия, однако, в Artax. 9, 4 («поэтому почти все авторы считают, что Артагерc был убит Киром»)четко указано, что нет причин приписывать остальную часть этой главы Kтесию, хотя медицинские подробности раны заставляют Стивенсон полагать, что врач Ктесий был источником для всего описания Плутарха.
Ясно, однако, что Плутарх недвусмысленно передает информацию Ктесия, и в этом случае кличка коня, несомненно, проистекает из его Персики. Однако, нет никаких указаний на то, что речь Артагерса была взята из работы Ктесия или что описание Ктесия было более подробным, чем другие сообщения. Другие доноры для событий вокруг Кира и Артагерса должно быть, присутствовали или, по крайней мере, были известны Плутарху.
О некоторых авторов мы можем с уверенностью сказать, что они упоминали смерть Артагерса: Ксенофонте, Диноне, а также Ктесии. Ксенофонт упоминает лишь кратко, что Кир убил Артагерса (an. 1, 8, 24), но не описывает, как это произошло. Очевидно, он сообщает об этом только понаслышке или из другого источника: («Говорят, что он сам убил Артагерса»). Несомненно, Ктесий описал этот поединок (Artax. 11, 1); но с тем же правом этот отрывок мог бы также стать фрагментом Динона (поскольку Плутарх в Artax. 10 сообщает о действиях Кира по Динону после убийства Артагерса). Диодор не упоминает Артагерса, но это не означает, что Эфор не упоминал его; он, возможно, счел эту информацию второстепенной. Мы слишком мало знаем о Персике Гераклида, которую мы могли бы просто исключить, как и сочинение Софенета.
9.1 Пасак по Ктесию кличка коня, используемого Киром в битве при Кунаксе. Больше в источниках он не упоминается. Юсти ссылается на различные интерпретации более старых исследований. Например, де Лагард предложил коньектуру Nasakas, основанную на неоперсидском nā-sāz («буйный»), потому что конь Кира был непокорен. Однако эта гипотеза — чистый произвол. Сам Юсти производит кличку от неоперсидского paš («грива»), по–ирански может писаться *Pās/š /çaka-, но в результате разумная интерпретация не представляется возможной. Поэтому нельзя исключать вариант, что Ктесий ее выдумал. Греки давали клички животным уже с Гомера, среди них собака Одиссея Аргос и самый знаменитый конь древности, Букефал.
Кадусии были иранскими кочевыми племенами в горной стране между северной Мидией и южным побережьем Каспийского моря. Поскольку они не упоминаются ни в одном древнеперсидском источнике, мы не можем делать никаких заявлений о происхождении их названия, ни даже сказать, какому сатрапу они принадлежали. Ксенофонт приписывает их вместе с Мидией и Арменией к владениям Танаоксара (Kyrop. 8, 7, 11). С другой стороны, Клинкотт полагает, что отдельные данные свидетельствуют о том, что кадусии как полуавтономные народы фактически управлялись двумя царями и что сатрапы Армении, среди других Тирибаз, отвечали за них.
В греческих и латинским источниках они описываются как воинственные люди, которые, как говорят, не имеют никакой формы сельского хозяйства. Кроме того, по словам Страбона, они были превосходными копьеметателями и пехотинцами (Strab. 11, 7, 1, 11, 8, 1, 11, 13, 3f.). Эта запись Страбона о стиле боя кадусиев согласуется с описанием Ксенофонта (Kyrop. 5, 2, 25). Очевидно, что кадусии часто не ладили с центральной властью Ахеменидов. Мы знаем о кампании Дария II против этих северных племен в конце его правления, вероятно, около 405 (Xen. Hell. 2, 1, 13). Эта кампания, возможно, была успешной, если у Плутарха они сражались на стороне царя при Кунаксе. Сам Артаксеркс II, похоже, провел около 385/84 кампанию против кадусиев, которая закончилась почти катастрофой. Только Артаксеркс III Ох, очевидно, достиг определенных успехов в борьбе с этой группой племен вскоре после воцарения (359); во всяком случае, кадусии присутствуют в битве при Гавгамелах (331) на персидской стороне (Arr. an. 3, 8, 4; Diod. 17, 59, 5; Curt. 4, 12, 12). Даже Марку Антонию пришлось вести тяжелую борьбу с кадусиями во время парфянского похода (Strab. 11, 13, 4).
Артагерс по Плутарху вождь кадусиев в борьбе против узурпатора Кира. Возможно, в написании *Arta–garša его имя означает «тот, который практикует справедливость- порядок–правду»). Артагерс согласно Плутарху участвовал в конном поединке с Киром и был убит им. Ксенофонт также сообщает, что с царской стороны сражался офицер по имени Артегерс; он возглавил шеститысячный отряд телохранителей царя в центре и при нападении Кира с его 600 всадниками на центр, как говорят, был им убит (Xen. 1, 7, 11, 8, 24). Поэтому отождествление его с конным командиром, упомянутым у Плутарха, очень вероятно. Этот Артагерс, вероятно, является шаблоном для неисторического пехотного командира в армии Кира Великого у Ксенофонта (Kyrop. 6, 3, 31, 33).
9.2 Кир «Добрый»: Речь здесь идет о Кире Великом. По информации из так называемого цилиндра Кира он был не Ахеменидом, а потомком Теиспа (следовательно, Теиспидом). Ахеменид Дарий I, кажется, взял Кира в число своих предков, по–видимому, чтобы узаконить свои собственные претензии на господство. Кир победил мидийцев, лидийцев и вавилонян и основал Персидскую империю. Согласно греческим свидетельствам, он пал в битве против степных народов, его место погребения находится в Пасаргадах и посещалось еще при Геродоте (1, 205-214). Позитивный образ Кира как «хорошего» царя, сохранившийся до наших дней, среди прочих отмечен Ветхим Заветом, в котором Кир ответствен за репатриацию евреев (иудеев) из «вавилонского плена» и за приглашение построить новый храм в Иерусалиме (например, Es. 44, 24. 28, 45, 1: здесь Кира даже называют «Мессией», следовательно, «помазанником божьим»). Греческая литература также в основном хвалила Кира. Эта позитивная картина, несомненно, встречается в словах Плутарха или его источника, помещенных в уста Артагерса.
смерть Кира: Действительно, Ксенофонт лишь очень поверхностно сообщает о смерти Кира (an. 1, 8, 26f.): Кир обнаруживает своего брата в битве, атакует его и ранит копьем через нагрудник. Этот отрывок давно подозревается в том, что он интерполирован, то есть вставлен кем–то позже. Дюррбах выступает со следующими аргументами: 1. Стилистически этот короткий отрывок бросается в глаза как выпадающий из текста, 2. Ксенофонт обычно не называет свои источники в Анабасисе по именам, но использует неопределенное указание вроде «рассказывают» или ссылается на личное наблюдение, тогда как здесь упоминается конкретно Ктесий и даже дважды, 3. Артаксеркс продолжает сражаться, как будто не был ранен [an. 1, 10, 1f.], что показывает, что от Ксенофонта, вероятно, не исходило известия ни о каком или о каком–либо серьезном ранении, но здесь следует возразить, что эта интерполяция была вставлена в ксенофонтов текст до времени Плутарха, поскольку тот прямо говорит, что Ксенофонт упоминает Ктесия в своих работах (Artax. 13, 6). Аргументы Дюррбаха в пользу интерполяции по–моему убедительны, но окончательно все же не убеждают. Затем Кир был поражен копьем под глаз и умер в следующем боевом действии (из–за этой ли раны, или из–за другой, остается неясным). Как было объявлено в Artax. 8, 1, Плутарх хочет предоставить более поздние подробности о смерти Кира Младшего, которые не встречаются у Ксенофонта, поэтому он сопоставляет в следующих главах варианты Динона (Artax. 10) и Ктесия (Artax. 11).