Лисимах Александрийский

Составитель: 

Фиванские парадоксы

Книга первая
F 1a Scholia, Argonautika, 3,1177/87a:
страшные зубы
Аонийского змея. Его в Огигее Фиванской
Некогда Кадм поразил, в ту пору как шел за Европой.
Змей этот страшный был стражем источника бога Ареса. ]

(Аонийский) вместо беотийский: так как Беотия был ранее Аония. Фивы были Огигийскими по Огигу, который был царем Фив; Коринна говорит, что Огиг был сыном Беота … Относительно Европы и прибытия Кадма в Фивы Лисимах собрал у себя много разрозненного материала в первой книге его Фиванских парадоксов.
F 1b Scholia, Argonautika, 3,1177/87b:
Лисимах говорит в своей книге Чудес фиванских, и Гелланик, в Книге I его Форониды, что, в соответствии с волей Ареса, Кадм посеял зубы змея, и из них родились пять вооруженных мужчин: Удей, Хтоний, Пелор, Гиперинор, Эхион.
F 2 Scholia, Oidipous at Kolonos, 91:
Есть даже те, кто говорит, что гробница Эдипа в святилище Деметры в Этеоне, и что они принесли его из мрачного места под названием Кион (или Кеос); Лисимах Александрийский, в тринадцатой (?) книге его Фиваики, говорит, что это версия Аризела (VI), и пишет так: «когда Эдип умер и его семья решили похоронить его в Фивах, то Фиванцы запретили, потому что они считали его проклятым из–за его прежнего несчастья; так что они взяли его на место в Беотии называемом Кион (или Кеос), и похоронили его. Но когда различные несчастья обрушились на жителей деревни, они, полагая, что причиной было захоронение Эдипа, приказали его семье, вывести его из их территории, и они, не зная, как справиться с этим, взяли его и отнесли его в Этеон. Желая проводить захоронение в тайне, они похоронили его ночью в святилище Деметры, не зная, что это за место было. Когда вскрылась правда, жители Этеона послали к оракулу и спросили, что им делать; бог ответил, что они не должны мешать просителю богини, учитывая, что он был похоронен, и что храм следует назвать Эдиподеион».
F 3 Scholia, Hippolytos, 545:
О Иоле история заключается в том, что желание ее уничтожило Эхалию. Некоторые говорят, что Геракл уничтожил Эхалию потому что он был опозорен Эвритом и братьями девушки, когда они не отдали ему девушку. Геродор говорит, что когда брак с Иолой был предложен в качестве приза в состязании в стрельбе из лука, Геракл был объявлен недостойным брака, хотя он победил в состязании. Но Лисимах говорит, в его Фиванских парадоксах, что Геракл пошел войной против них, потому что они требовали штраф в размере тридцать талантов серебра за Ифита.
F 4 Scholia, Phoinissai, 26:
…Но другие говорят, что Сфинкс была женой Макарея и дочерью Оукалегона, жителя области, после смерти которого она занимала Фикеон, а затем была убита Эдипом, который имел с ней связь. Некоторые, по словам Лисимаха, рассказывают, что Сфинкс была дочерью Лая.
F 5 Scholia, Isthmian 4, 104g:
В отношении сыновей Геракла от Мегары, Лисимах говорит, что некоторые авторитеты утверждают, что они попали в засаду и убиты не Гераклом, но какими–то посторонними людьми; другие говорят, что царь Лик убил их; Сократ говорит, что они попали в засаду и были убиты Авгием.

Возвращение героев

F 6 Scholia, Pythian 5, 110
Мы величаем на этом пиру
Крепко воздвигнутую Кирену?
Держат ее Антенориды,
Троянские гости о медных клинках,
Пришли они за Еленою,
Увидевши родину обращенной в дым]
О прибытии Антеноридов в Кирену Лисимах, в первой книге его Возвращения, рассказывает, что они поселились с Амнакс (?), царём ливийцев, потому что они не хотели жить вместе с теми, кто разрушил Илион; и что по истечении определенного времени они поселились на горе, которая лежит между Киреной и морем, которая называется Холм Антенориды. Некоторые излагают историю следующим образом: Антенориды любезно распорядился эллинов…. и эллины, за мешок Трои, повесили леопардовую шкуру рядом с домом Антенора, делая ей знак своим солдатам, что никто не должен грабить дом, как будто это была собственность врага. Дальше убегая от войны они отплыли от Менелая, и в ходе своих странствий Антенориды прибыли в Ливию, где, уставшие от плохой погоды и вечного путешествия, они расположились.
F 7 Suda, Lexicon, Σαμίων ὁ δῆμος ἐστιν ὁ πολυγράμματος
«Самосцы у плененных афинян в свою очередь выжигали на лбу сову, ибо афиняне выжигали [у пленных самосцев] самену». Это> судно с двумя банками вёсел впервые построенное тираном Поликратом Самосским, по данным Лисимаха во второй книге его Возвращения;
F 8 Scholia, Argonautika, 1,558:
Некоторые авторы расходятся во мнениях по поводу матери Ахилла, как Лисимах Александрийский говорит в этих словах во второй книге своего Возвращения [рассказы о возвращение героев]: так как Аноним и Аристотель (Халкидский) — который имел дело с Эвбеей и написал Фригийские истории — и Даимах и Дионисий Халкидский не допустили, чтобы слава Ахилла была прикреплена к одному месту, а, напротив, некоторые авторы считают, что он был ребенком Фетиды, дочери Хирона, но Даимах утверждает, что он был сыном Филомелы, дочери Актора».
F 9 Scholia, Andromache, 10:
Лисаний критикует Еврипида, сказав, что он неправильно понял отрывок из Гомера (Илиада 24.735) «или данаец За руку схватит тебя и с башни ударит о землю», который не то что на самом деле происходило, а что–то померещилось, как будто она говорила, что ее сына сожгли заживо или имел какие–либо другие судьбы… Действительно есть те, кто говорят, что он на самом деле создал и правил над городами, авторитеты, чье мнение Лисимах перечислил во второй книге своего возвращения: « Дионисий Халкидский (IV)говорит, что Акамас, который – <по причине> его близости с Лаодикой — взял Скамандрия сына Гектора и Аскания сына Энея от Елены и Анхиса, сначала пытался укрепить Илион и Дардана, но когда афиняне просили его не делать этого, он отказался от этого, и, основав в Троаде города Гергис, Перкоту, Колоны, Хриса, Офрининон, Сиден, Астир, Скепсис, Полих, и кроме них Даскилеон, Холм Илион, Арисбу, он поместил Скамандра и Аскания как их основателей».
F 10a Scholia, Andromache, 24:
Специально Еврипид говорит, что у Неоптолема был один сын; другие говорят, что три: Пирр, Молосс, Аиакид, и (дочь) Троада. Лисимах во второй книге Возвращений говорит, что Проксен в первой книге истории эпиротов и Никомед Аканфский в Истории Македонии сообщают, что три выше родились от Андромахи, и от Леонассы дочери Клеодаиоса(следующие родились): Аргос, Пергам, Пандарос, Дорий, Гениос, Данаи, Эврилох. Говорят, что отец доверил царство Пирру, в то время как он дал Молоссу честь назвать страну Молоссией по, его имени.
F 10b Scholia, Andromache, 32
Спартанку взял мой деспот, Гермиону,
В законные супруги] Еврипид говорит, что Гермиона не имела детей <от> Неоптолема, а Лисимах который пишет: «он женился на Гермионе, дочери Менелая и Елены, а позже он женился на Леонассе дочери Клеодая сына Гилла, от кого он имел Молосс, по которому земля и народ — молоссы — были названы; он также от Леонассы Пандар, Геннос, Дорий, Пергам, Эврилох». Это то, что Лисимах говорит.
Книга третья
F 11 Athenaios, Deipnosophistae, 4,47
Известно мне также, что Мнасей из Патр в третьей книге "О Европе" рассказывает, будто у разумнейшего и смышленейшего Одиссея была сестра по имени Чечевица, хотя некоторые называют ее Каллисто; об этом сообщает Лисимах в третьей книге "Возвращений".
F 12 Scholia, Andromache, 898:
У матери одна, и Тиндаридой
Еленою рожденная… О да!]
Лисимах и различные другие утверждают, что Никострата тоже родила Елена. Человек, который собрал кипрские истории добавляет Плейсфена, с кем Аган, ее сын (Елены) Александра, приехал на Кипр.
Книга одиннадцатая?
F 12b Herodian (Ailios Herodianos), Καθολικὴ Προσωιδία:
Слова, которые заканчиваются на ' — νος и имеют больше чем двух слогов …, как правило proparoxytone, если они не должны быть преобразованы в женский род…, например, правильное имя «Аганос». Лисимах, в одиннадцатой (?) книга работы Возвращения говорит, что он был сын Александра и Елены.
F 13 Scholia, Hekabe, 910:
Каллисфен в второй книге его Элленики пишет следующим образом: «Троя была взята в течение месяца фаргелион, по мнению некоторых историков на двенадцатый, но, по словам автора, Малой Илиады, на двадцать третьий ….» Еврипид согласен <с последним> и принимает его мнение. Однако Лисимах, говорит, что это было в первый год царствования Демофонта в Афинах, на двенадцатый фаргелион.
F 14 Scholia, Troades, 31:
Не без дела Остались и в Афинах Тесеиды.] Некоторые говорят, что это замечание было предназначено, чтобы удовлетворить аудиторию: Акамант и Демофонт и их последователи не имели <вещей> от добычи, кроме Эфры, ради которой они пришли Илион под руководством Менесфея. Но Лисимах говорит, что автор Разграбления (Трои) пишет следующим образом: «Могучий Агамемнон дал дары Тесеидам /и Менесфею пастуший хозяина».
F 15 Scholia and Eustathios, Odyssey, 16,118:
Только лишь сына Лаэрта родил когда–то Аркесий] Следует напомнить, что они говорят, что Аркесий был сыном Зевса и Евриодии, Лаэрт сыном Аркесия и Халкомедузы, и Одиссей, сыном Лаэрта и Антиклеи, и его сыном от Пенелопы Телемах был, чей сын от Поликасты дочери Нестора был Персепол, по данным Гесиода…но Аристотель в своей Конституции народа Итаки и Гелланик говорят, что Телемах был женат на Навсикае дочери Алкиноя и породил Персепола; различные люди занимают себя в рассказывании историй такого рода. По словам Гесиода, Одиссей имел Агриоса и Латина от Кирки, и Навсифоя и Навсиноя от Калипсо. Киренец который писал Телегонию записал о том, что Одиссей имел сына от Калипсо по имени Телегон или Теледам, и Телемаха и Аркесилая от Пенелопы. По данным Лисимаха он (Одиссей) имел сына от Эвиппы феспротской, Леонтофрон, кого другие называют Дориклос. Софокл записал, к тому же от некоторой женщины, он имел Эвриала, Телемах, которого убил. Автор колофонский Возвращений говорит, что Телемах позже женился на Кирке, и что Телегон сын Кирки, в свою очередь, женился на Пенелопе.
F 16 Servius Honoratus, Maurus, Aeneid, 2,211:
Лисимах говорит, что эти змеи убили Курифия и Перибея; и Фессандр (VI ) говорит, что сыновья Лаокоона были Эфрон и Меланф.

Из неизвестных работ

F 17 Fulgentius, Fabius Planciades, Expositio Sermonum Antiquorum, 39 p. 121,18
Сухая gustatio (закуска) называется lentaculum, Отсюда Лисимах в zesia: «предложить lentaculum Юпитеру».
F 18 Hesychios, Σκῦρος:
Скирос] город и остров. Глинистый. Лисимах говорит, что это гипс.
F 19 Philodemos, On Piety, 45b p.17:
Ге]сиод, [---]дрос Ферекид Афинский, Паниассиос и Андрон и Акусилай написали, что Асклепий был убит Зевсом. И так же поэт Навпактики и Телест в своем Асклепие. Историю тоже рассказали в Возвращениях. И Ферекид Афинскй говорит, что Хирон умер после того, как случайно поражён стрелой Геракла…
F 20 Scholia, Phoinissai, 13:
Эпименид говорит, что он [Лай] женился на Эвриклее, дочери Экфанта, от которой родился Эдип. Другие говорят, что Лай женился на двух женщинах, Эвриклеи и Эпикасте. И они говорят, что Эдип женился на его матери Эпикасте и Эвриган. Лигистий говорит, что когда он услышал от оракула, что его сыновья были обречены убивать друг друга, он изгнал Полиника; Кастор говорит, что они оба были изгнаны.

О Тевкрах

F 21 Scholia:
[Лис]имах в его О Тевкрах говорит, что Адраст был дедом Кианиппа; он говорит, что поэт полностью придумал эту родословную для него, что он… что Эгиалей был сыном Адраста, который пошёл на войну против…

О плагиате Эфора

F 22 Eusebios of Caesarea, Praeparatio evangelica, 10, 3, 23:
Для того, чтобы не быть пойманным сам на плагиате пока я буду обвинять других в воровстве, я назову тех авторов, кто писал об этих проблемах. Есть трактат в двух книгах, по Лисимаху, о плагиате Эфора; и Алкея, поэта, который написал оскорбительное четверостишие, стихи и эпиграммы, показал кражи Эфора и сделал пародию на него.

Из неизвестного сочинения

F 22b Hyginus, C. Iulius, De Astronomia, 2, 34, 1:
Гесиод называет его сыном Нептуна и Эвриалы, дочери Миноса. Ему была дарована способность ходить по морю, как посуху, также как Ификлу, говорят, было дано ходить по хлебной ниве, не ломая колосьев. Аристомах(Лисимах?) рассказывает, что в Фивах жил некий Гирией (по словам Пиндара, он жил на острове Хиос), который, когда к нему в гости пришли Юпитер и Меркурий, попросил у них сына. Чтобы легче получить желаемое, он принес в жертву быка и предложил богам в качестве угощения. После этого Юпитер и Меркурий потребовали содрать с быка шкуру; затем они наполнили ее уриной и приказали закопать в землю. Спустя некоторое время из нее появился мальчик, которого Гирией, соответственно его происхождению, назвал именем Урион, но благозвучие и частое повторение превратили его имя в Орион.